Поучение в третию Неделю Великого поста

О крестоношении

Иже хощгт по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет, сказал Господь ученикам Своим, призвав их пред Себя, как сегодня слышали мы в Евангелии[235].

Возлюбленные братия! И мы — ученики Господа нашего Иисуса Христа, потому что мы — христиане. И мы призваны пред лице Господа во святой храм сей для слышания учения Его. Мы стоим пред лицем Господа; взоры Его устремлены на нас. Пред Ним обнажены наши души; тайные мысли и сокро­венные ощущения наши явны Ему. Он видит все намерения наши; Он видит правды и согрешения, содеянные нами от юности нашей; видит всю жизнь нашу, и прошедшую и буду­щую; несодеянное еще нами, уже написано в книзе Его[236]. Он прозирает час перехода нашего в неизмеримую вечность и возвещает нам для спасения нашего Свое всесвятое заповедание: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет.

Силою живой веры возведем к Господу мысленное око наше, — и мы узрим Его! узрим Его, Вездесущего, присут­ствующего здесь с нами. Отверзем наше сердце, отвалив от входа в него тяжкий камень ожесточения; услышим, рассмот­рим, примем, усвоим себе учение Господа нашего.

Что значит — отречься себя? отречься себя — значит оста­вить греховную жизнь. Грех, при посредстве которого совер­шилось наше падение, так объял все естество наше, что сде­лался для нас как бы природным: отречение от греха сдела­лось отречением от естества; отречение от естества есть отречение от себя. Вечная смерть, поразившая нашу душу, обратилась для нас в жизнь. Она требует пищи своей — гре­ха, своего наслаждения — греха; при посредстве такой пищи и такого наслаждения вечная смерть поддерживает и сохраня­ет свое владычество над человеком. Но падший человек при­знает поддержание и развитие в себе владычества смерти раз­витием и преуспеянием жизни. Так, зараженный смертель­ным недугом преобладается насильственным требованием недуга и ищет яств, усиливающих недуг, ищет их как само­нужнейшей пищи, как необходимого, приятнейшего наслаж­дения. Против этой вечной смерти, представляющейся жизнию болезнующему страшным падением человечеству, Гос­подь произносит приговор Свой: Иже аще хощет спасти душу свою, развивая в ней жизнь падения или вечную смерть, тот погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, умерщвляя в себе греховные пожелания и отрицаясь от греховного наслаждения, той спасет ю[237]. Указывая на весь мир, предстоящий нашим взорам, со всеми его красотами и прелестями, Господь говорит: коя польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? Какая польза для человека, какое приобретение, если бы он возобладал не чем-либо маловажным, но даже всем видимым миром? Этот види­мый мир — только кратковременная гостиница человека! Нет никакого предмета на земле, нет на земле ни одного преимуще­ства, которое мы могли бы признать нашею собствен ностию. Все отнимает у нас неумолимая и неминуемая смерть, а часто и прежде смерти отнимают их непредвидимые обстоятельства и перевороты. Самое тело наше мы слагаем с себя на заветном праге в вечность. Собственность наша, наше имущество и сокро­вище — это наша душа, одна наша душа. Что даст человек измену на души своей?[238] говорит Слово Божие. Нечем нам вознаградить потерю души, когда убьет ее вечная смерть, оболь­стительно представляющаяся жизнию.

Что значит взять крест свой? — Крест был орудием по­носной казни для черни и пленников, лишенных права граж­данского. Гордый мир, мир враждебный Христу, лишает уче­ников Христовых тех прав, которыми пользуются сыны мира. Аще от мира бысте были, говорит Господь Своим последова­телям, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. От сон­мищ ижденут вы, и всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу[239]. Взять крест свой — значит великодушно переносить те насмешки и поношения, которыми мир осыпает последователя Христова, те скорби и гонения, которыми грехолюбивый и слепотствующий мир преследует последователя Христова. Сие бо есть угодно пред Богом, говорит святой апостол Петр, аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды. На сие бо и звани бысте[240] Господом, Который известил Своим возлюбленным: в мире скорбны бу­дете: но дерзайте, яко Аз победих мир[241].

Взять крест свой — значит доблественно претерпевать тяж­кий невидимый труд, невидимое томление и мученичество ради Евангелия при борьбе с собственными страстями, с живущим внутри нас грехом, с духами злобы, которые с яростию вос­станут против нас и с ожесточением воспротивятся нам, когда мы вознамеримся свергнуть с себя иго греха и подчиниться игу Христову. Несть наша брань, — сказал святой апостол Павел, — к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебес­ным[242]. Оружия воинства нашего не плотская, но сильна Богом на разорение твердем: помышления низлагающе и всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово[243]. Одержав победу в этой невидимой, но многотрудной брани, Апостол восклицал: Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распяся, и аз миру[244].

Взять крест свой — значить с покорностию и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очи­щение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицею от земли к небу. Востек по этой лествице упоминае­мый в Евангелии разбойник, востек из среды ужаснейших преступлений в светлейшие обители рая: он с креста своего произнес исполненные смиренномудрия глаголы; смиренномуд­рием вступил в Богопознание, Богопознанием приобрел небо. Достойная по делом наю восприемлева, сказал он; помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си[245]. И мы, возлюблен­ные братия, когда окружат нас скорби, будем повторять слова разбойника, слова, цена которых — рай! или, подобно Иову, благословим карающего нас правосудного и вместе милосердого Господа. Благая, говорил этот страдалец, прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим; яко Господеви изволися, тако и бысть: буди имя Господне благословенно во веки[246]. Да сбу­дется над нами неложное обетование Божие: Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жиз­ни, егоже обеща Бог любящим Его[247].

Взять крест свой — значит добровольно и с усердием под­чиниться лишениям и подвигам, которыми обуздываются бес­словесные стремления нашей плоти. К такому распятию пло­ти прибегал и святой апостол Павел: умерщвляю тело мое, говорит он, и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключимь буду[248]. Сущий во плоти, то есть не обуздывающие своей плоти, но допустившие ей преобладание над духом, Богу угодити не могут. И потому, живя во плоти, мы должны жить не для плоти! Аще по плоти живете, имате умрети вечною смертию, аще ли духом деяния плотская умерщвляе­те, живи будете вечною, блаженною жизнию[249]. Плоть суще­ственно обуздывается духом; но тогда только дух может вла­дычествовать над плотию и управлять ею, когда она приго­товлена к повиновению распятием ее. Распинается плоть постом, бдением, коленопреклонениями и другими телесными трудами, возлагаемыми на нее благоразумно и умеренно. Благоразумный и умеренный телесный подвиг освобождает тело от тяжести и дебелости, изощряет его силы, содержит его постоянно легким и способным к деятельности. Иже Хри­стовы суть, говорит Апостол, плоть распята со страстъми и похотьми[250].

Что значит взять крест, и взять крест именно свой? Это значит, что каждый христианин должен терпеливо перено­сить именно те оскорбления и те гонения от мира, которые его постигают, а не какие-либо другие. Это значит, что каждый христианин должен с мужеством и постоянством бороться именно с теми страстями и с теми греховными помыслами, которые возникают в нем. Это значит, что каждый христиа­нин должен с покорностию, с преданностию воле Божией, с исповеданием правосудия и милосердия Божия, с благодаре­нием Богу переносить те именно скорби и лишения, какие попустит ему Божественный Промысл, а не другие какие-либо, рисуемые и предлагаемые гордостным мечтанием. Это значит — довольствоваться именно теми телесными подвига­ми, которые соответственны нашим телесным силам, в кото­рых именно нуждается плоть наша для содержания ее в по­рядке, а отнюдь не стремиться, увлекаясь тщеславным усер­дием, по выражению святого Иоанна Лествичника[251], к усиленному посту, к усиленному бдению и прочему безмерию в подвигах, разрушающему телесное здравие и направ­ляющему дух к самомнению и самообольщению. — Все че­ловечество трудится и страждет на земле; но как разнооб­разны эти страдания! как разнообразны страсти, которые нас борют! как разнообразны те скорби и искушения, кото­рые посылает нам Бог для врачевания нашего, для очищения наших согрешений! какое различие у человеков в самых те­лесных силах, в самом здравии! Точно: у каждого челове­ка — крест свой. И этот-то крест свой заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Хри­сту. Кто принял крест свой, отвергшись себя, тот примирил­ся с самим собою, с обстоятельствами своими, с положением своим, внешним и внутренним; тот только может разумно и правильно последовать Христу.

Что значит — последовать Христу? Значит: изучать Евангелие, иметь Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности сердца, деятельности тела. Значит: заимствовать свой образ мыслей из Евангелия, на­строить сердечные чувства по Евангелию и служить выраже­нием Евангелия всеми поступками, всеми движениями, тай­ными и явными. К такому последованию Христу способен, повторяем, только тот, кто, избежав обольщения изволенным ему смиренномудрием[252], восхотел обрести истинное сми­ренномудрие там, где оно почивает — в послушании и по­корности Богу. Вступивший в повиновение Богу, в повиновение, соединенное с полным самоотвержением, взял крест свой, признал и исповедал этот крест своим.

Возлюбленные братия! Воздавая сегодня, по уставу Свя­той Церкви, поклонение Честному Кресту Господню телами нашими, воздадим ему поклонение и духом! Почтим Чест­ный Крест Христов — орудие победы и знамя славы Христо­вой — исповедав каждый с креста своего: «Достойное по делам моим восприемлю! помяни мя Господи во Царствии Твоем!» Сознанием своей греховности, благодарением Богу, покорностию воле Божией соделаем крест свой — орудие казни и знамя бесчестия — орудием победы и знаменем сла­вы, подобно Кресту Господню. Отверзем себе крестом рай. Не позволим себе зловредного ропота, в особенности не по­зволим себе душепагубной хулы, которые часто слышатся из уст ослепленного, ожесточенного грешника, терзающегося и биющегося на кресте своем, тщетно порывающегося изба­виться от креста. При ропоте и хуле крест делается невыно­симою тяжестию, увлекающей во ад распятого на нем. «Что я сделал?»- — вопиет несознающийся грешник, — и укоряет в неправосудии и немилосердии правосудного и милосердого Бога, порицает и отвергает Промысл Божий; увидев распя­тым Сына Божия, насмешливо и лукаво требует от Него: аще Ты ecu Христос, спаси Себе и наю[253], сниди со креста[254]. Но Господь наш Иисус Христос волею благоволи плотию взыти на крест и смерть претерпети[255], чтоб крестом при­мирить с Богом человечество, смертию спасти человечество от вечной смерти. Приуготовляя святых Апостолов к велико­му событию — к имеющему совершиться искуплению рода человеческого страданиями и поносною смертию вочеловечившегося Богочеловека, Господь благовременно поведал Апостолам, что Ему надлежит быть предану в руки грешни­ков, много пострадать, быть убитым и воскреснуть. Такое предсказание показалось некоторым из святых Апостолов странным и несбыточным. Тогда Господь призвал пред Себя учеников Своих и сказал им: Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Аминь.

Наши рекомендации