Высказывания имамов относительно следования Сунне и отречения от их взглядов, если они ей противоречат
Будет чрезвычайно полезно, если мы приведем здесь некоторые подобные высказывания, ведь это может послужить предостережением и напоминанием для тех, кто слепо следует(22) взглядам имамов — нет, даже не самих имамов, а находящихся по своему статусу гораздо ниже их, — для тех, кто до такой степени придерживается своих мазхабов и взглядов, будто они снизошли с Небес! А ведь Аллах Всевышний и Всеславный говорит:
«Следуйте тому, что ниспослано вам от вашего Господа, и не берите помимо Него других покровителей. Как же редко вы об этом помните!»(Сура «Преграды», аят 3).
__________
(22) Именно на подобного рода слепое подражание чьему-либо мнению (таклид) указал имам ат-Тахави: «Только тот, кто является ограниченным либо недалеким человеком, следует подобному мнению». (Цитату приводит Ибн ’Абидин в «Расм аль-Муфти» (Собрание сочинений, том 1, стр. 32).
__________
Имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах)
Первый из них - имам Абу Ханифа ан-Ну’ман ибн Сабит (да будет милостив к нему Аллах), последователи которого передали множество его высказываний и предостережений. Все они сводятся к одному: необходимости брать за основу хадис и отказываться от следования тем взглядам имамов, которые противоречат какому-либо хадису:
1. «Если хадис достоверный - это и есть мой мазхаб»(23).
2. « Никому не разрешено принимать наши взгляды, не зная того, откуда мы их взяли»(24).
В другом сообщении передается: «Запрещено (харам) издавать фетву на основании моих слов, не зная моих доказательств по данному вопросу». В еще одном сообщении добавляется: «...ведь все мы люди: сегодня говорим одни слова, а завтра от них отрекаемся». Также передается и такое сообщение: «Горе тебе, о Йакуб(25)! Не записывай все то, что ты слышишь от меня! Ведь случается, что сегодня я думаю так, а завтра - иначе, или завтра я думаю так, а послезавтра - иначе»(26).
3. «Если я говорю что-либо, противоречащее Книге Всевышнего Аллаха либо сообщениям о Посланнике (да благословит его Аллах и приветствует), то откажитесь от моих слов»(27).
__________
(23) Ибн ’Абидин «аль-Хашийя» (1/63) и «Расм аль-Муфти» (1/4), шейх Салих аль-Фулани «Иказ аль-Химам» (стр. 62) и другие.
(24) Ибн Абд аль-Барр «аль-Интика’ фи Фада’иль ас-Саляса аль-А’ймат аль-Фукаха» (стр. 145), Ибн аль-Каййим «И’лям аль-Муки’ин» (2/309), Ибн ’Абидин в своих примечаниях к «аль-Бахр ар-Ра’ик» (6/293) и «Расм аль-Муфти» (стр. 29, 32) и аш-Ша’рани «аль-Мизан» (1/55), передавший второе сообщение. Последнее сообщение передал Аббас ад-Даури «Ат-Тарих Ибн Ма’ин» (6/77/1) с достоверным иснадом от Зафара, ученика Имама Абу Ханифы. Подобные же сообщения передаются и от соратников Абу Ханифы: Зафара, Абу Иусуфа и ’Афийи ибн Йазида (ср.: «Иказ», стр. 52). Ибн аль-Каййим указал на сообщения от Абу Йусуфа в «И’лям аль-Муки’ин» (2/344). Добавление ко второму сообщению редактор «Иказ» (стр. 65) относит к Ибн Абд аль-Барру, Ибн аль-Каййиму и другим.
(25) Имам Абу Ханифа обращается здесь к своему выдающемуся ученику Абу Йусуфу (да будет милостив к нему Аллах).
(26) Имам Абу Ханифа говорил так потому, что часто выносил суждение по аналогии (кыйас), после чего находил более аргументированную аналогию либо узнавал о хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по рассматриваемому вопросу, поэтому он принимал это и отвергал свой предыдущий взгляд.
(27) Аль-Фулани в «Иказ аль-Химам» (стр. 50) возводил это высказывание к имаму Мухаммада, а затем сказал: «Это не относится к муджтахиду (авторитетному знатоку религии, имеющему право самостоятельно решать вопросы религиозно-правового характера. — Прим. перев.), поскольку он никоим образом не связан их взглядами, но это относится к мукаллиду (слепо следующему чьему-либо мнению. - Прим. перев.).
__________
Имам Малик ибн Анас (да будет милостив к нему Аллах)
1. «Поистине, я ведь только человек: (иногда) могу ошибаться и не ошибаться. Вдумывайтесь в высказанные мною взгляды — всё, что соответствует Корану и Сунне, примите, а все, что не соответствует Корану и Сунне, оставьте»(28).
2. «У каждого (человека) после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) слова будут и приниматься, и отвергаться, кроме (слов) самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)»(29).
3. Ибн Вахб сказал: «Я слышал, как Малика спросили об очищении между пальцами ног во время омовения. Он ответил: ‘Люди не должны этого делать’. Я подождал, пока не поубавилось народу, и сказал ему: ‘Мы знаем сунну относительно этого’. Он спросил: ‘А какая она?’ Я ответил: ‘Нам рассказали аль-Лайс ибн Са’ад, Ибн Лахий’а и Амр ибн аль-Харис со слов Йазида ибн Амра аль-Ма’афири, со слов Абу Абд ар-Рахмана аль-Хубули, со слов аль-Мустаурида ибн Шаддада аль-Кураши, который передал: ‘Я видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проводил мизинцем между пальцами ног’. Малик тогда сказал: ‘Это хороший хадис. До этого самого времени я его никогда не слышал’. После чего я слышал, что когда ему задавали подобный вопрос, он велел очищать между пальцами ног»(30).
__________
(28) Ибн Абд аль-Барр «Джами’ Байан аль-’Ильм ва Фадлих» (2/32), Ибн Хазм, цитирующий Ибн Абд аль-Барра в «Усул аль-Ахкам» (6/149) и аль-Фулани (стр. 72).
(29) Это известное высказывание имама Малика. Ибн Абдул Хади назвал его достоверным в «Иршад ас-Салик» (227/1), Ибн Абд аль-Барр в «Джами’ Байан аль-’Ильм ва Фадлих» (2/91) и Ибн Хазм в «Усул аль-Ахкам» (6/145, 179), который передал это высказывание как принадлежащее аль-Хакаму ибн Утайбе и Муджахиду. Восхищенный красотой этого выражения, Таки ад-Дин ас-Субки привел его в «аль-Фатава» (1/148) от Ибн ’Аббаса, а затем сказал: «Эти слова сначала передавались от Ибн ’Аббаса и Муджахида, затем Малик (да будет милостив к нему Аллах) позаимствовал эти слова от них, став известным благодаря им».
(30) Ибн Аби Хати во введении к труду «аль-Джарх ва Та’диль».
__________
Имам аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах)
А что касается Имама аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах), то его высказывания по затронутому вопросу более многочисленны и прекрасны(31), а его последователи более других придерживались их.
1. «Сунна Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) достигает, равно как и ускользает, в отношении каждого из нас. Что бы я ни говорил или какое бы свое утверждение ни обосновал со ссылкой на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), последнее слово всегда остается за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). То, что сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) — (и) мое слово»(32).
2. «Мусульмане единодушны в том, что если человеку стало известно о каком-либо действии или высказывании Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то ему не разрешается оставлять это ради высказывания кого-нибудь другого»(33).
3. «Если вы обнаружите в том, что я написал, нечто противоречащее Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то говорите согласно Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и оставьте то, что я сказал»(34) (в другом варианте: «... тогда следуйте ей и не обращайте внимания ни на чьи слова»(35).
4. «Если хадис достоверен, то это и есть мой мазхаб»(36).
5. «Вы(37) больше знаете о хадисах, чем я. Поэтому, если хадис достоверен, то сообщите мне о нем, будь он из Куфы, Басры или аш-Шама(38), чтобы я ссылался на него, если он достоверен»(39).
6. «Если по любому вопросу обнаружится несоответствие сказанного мной с достоверным сообщением от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и это будет установлено знатоками хадисов, то я отказываюсь от сказанного мной, будь то при моей жизни или после моей смерти»(40).
7. «Если вы увидите, что я сказал что-то противоречащее словам или делам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то знайте: меня покинул мой разум»(41).
8. «Что бы из сказанного мной ни отличалось от того, что достоверно установлено в хадисе от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то хадис Пророка важнее, и вы не следуйте сказанному мной»(42).
9. «Каждый хадис от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) — это и моё утверждение, даже если вы его и не услышали от меня»(43).
__________
(31) Ибн Хазм сказал в «Усул аль-Ахкам»: «Поистине, все исламские правоведы (фукаха), взглядов которых придерживаются, были противниками таклиду, и они запрещали своим сподвижникам слепо следовать их мнению. Самым ревностным из них в этом отношении был аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах), поскольку он постоянно и более последовательно, чем кто-либо другой, подчеркивал необходимость следовать достоверным сообщениям и принимать то, что установлено (соответствующим) доводом. Он также отмежевался от того, чтобы ему (слепо) следовали, и говорил о том окружающим. Пусть за это Аллах дарует ему милость, и пусть его награда будет огромна, ибо он был причиной великого блага!».
(32) Сообщил аль-Хаким через многочисленных передатчиков, доходящих до аш-Шафи’и, как на то указано в книгах «Тарих Димашк» Ибн ’Асакира (15/1/3), «И’лям аль-Муки’ин» (2/363, 364) и «Иказ» (стр. 100).
(33) Ибн аль-Каййим (2/361) и Аль-Фулани (стр. 68).
(34) Харави «Замм аль-Калям» (3/47/1), Аль-Хатиб «аль-Ихтиджадж би аш-Шафи’и» (8/2), Ибн ’Асакир (15/9/10), ан-Навави «аль-Маджму’» (1/63), Ибн аль-Каййим (2/361) и аль-Фулани (стр. 100).
(35) Этот вариант приводит Абу Ну’айм в «Хилйат аль-Аулийа».
(36) Ан-Навави «аль-Маджму’ «(1/63), Ша’рани (1/57), ссылаясь на аль-Хакима и аль-Байхаки, и Аль-Фулани (стр. 107).
(37) Обращение к Ахмаду ибн Ханбалу.
(38) Аш-Шам — прежнее название территории, на которой расположены Сирия, Иордания, Палестина и Ливан.
(39) Ибн Аби Хатим «аль-Адаб аш-Шафи’и» (стр. 94-95), Абу Ну’айм «Хилйат аль-Аулийа»(9/106), Аль-Хатиб «аль-Ихтиджадж би аш-Шафи’и» (8/1), Ибн ’Асакир (15/9/1), Ибн Абд аль-Барр «аль-Интика’» (стр. 75), Ибн аль-Джаузи «аль-Манакиб аль-Имам Ахмад» (стр. 499) и Харави (2/47/2) через три цепочки от Абдуллаха ибн Ахмада ибн Ханбала от его отца, который сообщил, что аш-Шафи’и сказал ему это. Следовательно, это достоверное сообщение, переданное от аш-Шафи’и. Вот почему Ибн аль-Каййим прямо относил это (высказывание) к нему (аш-Шафи’и) в «И’лям» (2/325), впрочем, как и Аль-Фулани в «Иказ» (стр. 152), затем сказав: «аль-Байхаки передал: «Именно потому он (аш-Шафи’и) так часто использовал хадисы, что брал знания от людей из Хиджаза, аш-Шама, Йемена и Ирака. Он принимал все, что находил достоверным, не полагаясь и не оглядываясь на мазхаб людей той местности, где он жил, если ему представала отличающаяся (от их мазхаба) истина. Некоторые из тех, кто были до него, ограничивались тем, чем руководствовались люди мазхаба той местности, где они проживали, (даже) не пытаясь подтвердить достоверность того, что ему противоречило. Да простит нас всех Аллах!»
(40) Абу Ну’айм (9/107), Харави (47/1), Ибн аль-Каййим «И’лям аль-Муки’ин» (2/363) и Аль-Фулани (стр.104).
(41) Ибн Аби Хатим «аль-Адаб» (стр. 93), Абуль Касым Самарканди «аль-Амали» в качестве цитаты, приведенной Абуль Хафсом аль-Муаддабом (234/1), Абу Ну’айм (9/106), Ибн ’Асакир (15/10/1) через достоверные цепочки передатчиков.
(42) Ибн Аби Хатим, Абу Ну’айм и ибн ’Асакир (15/9/2).
(43) Ибн Аби Хатим (стр. 93-94).
__________
Имам Ахмад ибн Ханбал (да будет милостив к нему Аллах)
Имам Ахмад известен тем, что он более всех других имамов занимался собиранием Сунны и придерживался ее до такой степени, что он даже «выступал против написания книги, посвященной дедуктивным методам и умозаключениям»(44). Поэтому он и говорил:
1. «Не следуйте мне, и не следуйте ни за Маликом, ни за аш-Шафи’и, ни за аль-Ауза’и, ни за ас-Саури, а берите оттуда, откуда они взяли»(45). В другой версии этого высказывания сообщается: «Не подражайте в своей вере никому из этих! Берите то, что дошло от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников; а затем за ними идут их последователи, в отношении которых человеку предоставлен выбор». Однажды он сказал: «Если следовать (чему-либо), то человеку необходимо следовать тому, что дошло от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников, а в отношении их последователей он имеет право выбора»(46).
2. «Мнение аль-Ауза’и, мнение Малика, мнение Абу Ханифы — все это лишь мнение, и каждое из них равнозначно в моих глазах, а доказательство — в хадисах от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников»(47).
3. «Если кто-либо отвергает хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), (то он) находится на краю гибели»(48).
Вот каковы ясные, убедительные, не имеющие иных толкований и искажений высказывания имамов (да будет милостив к ним Аллах) относительно следования хадисам. Все они запрещали слепо подражать себе, не имея на то веских оснований. Поэтому тот, кто придерживается всего достоверно установленного в Сунне, даже если он при этом поступает вопреки некоторым указаниям имамов, не нарушает их мазхабы, не выходит за пределы указанного ими пути. Скорее наоборот — такой человек будет следовать за каждым из них, держась за твердую рукоять, которая никогда не сломается. Совсем по-другому обстоит дело у того человека, который отказывается от достоверно установленной Сунны только лишь потому, что она противоречит указаниям имамов. Получается, что именно такой человек выступает против них, вступает в противоречие с их высказываниями, упомянутыми выше. Всевышний Аллах говорит:
«Но нет, - клянусь Господом твоим! - не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними (спорах), пока не перестанут твои решения вызывать у них недовольство, и пока они не подчинятся полностью»(Сура «Женщины», аят 65). Всевышний также сказал:
«Пусть остерегаются те, кто нарушает его повеления, чтобы не постигла их беда или мучительное наказание»(Сура «Свет», аят 63).
Видный ученый-богослов, знаток Корана Ибн Раджаб аль-Ханбали (да будет милостив к нему Аллах) сказал:
«Каждый человек, которому стало известно о каком-либо повелении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), должен о нем сообщать людям, искренне увещевать их, призывать их следовать ему, даже если это противоречит чьему-либо авторитетному мнению. Так следует делать потому, что поступок или какое-либо деяние Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) более достойны возвеличивания и подражания, чем мнение любого авторитета, которое (скорее) по недоразумению стало противоречить в некоторых вопросах повелениям Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и их последователи отвергали каждого, кто поступал вопреки достоверной Сунне. Возможно, они делали это иногда в довольно жесткой форме(49), но не из-за личной неприязни к такому человеку, ибо они любили и уважали его, а из-за того, что к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) они проявляли большую любовь, и повеление его для них было выше любого другого человека. Поэтому, когда повеления Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и еще кого-либо вступают между собой в противоречие, более естественно следовать приказам Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Однако это не мешает уважительно относиться к человеку, мнение которого противоречит Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), ибо этот человек знал, что он будет прощен(50). На самом деле такой человек и не противился бы тому, чтобы его мнению, которое противоречит Сунне, перестали следовать, если по этому же вопросу существует соответствующее повеление Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)»(51).
Поистине, а как они могли бы возражать против этого, когда сами призывали к тому своих последователей, как было указано выше, и обязали их отказаться от любых своих взглядов, если они противоречат Сунне. Имам аш-Шафи’и, например, велел своим последователям приписывать ему достоверную Сунну, даже если он и не следовал ей или следовал чему-либо, противоречащему Сунне. Вот почему, когда известный аналитик Ибн Дакик аль-’Ид (да будет милостив к нему Аллах) собрал те вопросы, по которым мазхабы одного либо (всех) четырех имамов отличаются от достоверных хадисов, в одну объемную книгу, в предисловии к ней он написал: «Приписывать все эти ответы имамам-муджтахидам строго запрещено (харам); исламские правоведы (факихи), придерживающиеся взглядов этих имамов, должны знать об этом, чтобы не ссылались на них в этих вопросах, тем самым оболгав их»(52).
__________
(44) Ибн аль-Джаузи «аль-Манакиб» (стр. 192).
(45) Аль-Фулани (стр. 113) и Ибн аль-Каййим «И’лям» (2/302).
(46) Абу Дауд и «Маса’иль аль-Имам Ахмад» (стр. 276-277).
(47) Ибн Абд аль-Барр «Джами’ Байан аль-’Ильм ва Фадлих» (2/149).
(48) Ибн аль-Джаузи (стр. 182).
(49) Даже в отношении своих отцов и ученых, как передали ат-Тахави в «Шарх Ма’ани аль-Асар» (1/372) и Абу Йа’ла в своем труде «Муснад» (3/1317) через достоверную цепочку передатчиков от Салима ибн Абдуллаха ибн Умара, который рассказывал: «Однажды я сидел вместе с Ибн Умаром (да будет доволен им Аллах) в мечети, когда к нему подошел некий человек из аш-Шама и спросил его о совершении умры до хаджа (хадж ат-таматту). Ибн Умар сказал: «Это хорошее и доброе дело». Тот человек спросил: «Даже если твой отец (Умар бин аль-Хаттаб) запрещал совершать ее?» Ибн Умар ответил: «Горе тебе! Даже если мой отец запрещал делать то, что совершал и велел совершать другим Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ты подчинишься точке зрения моего отца или повелению Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?!» Человек ответил: «Повелению Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». Тогда Ибн Умар сказал: «Все, можешь идти!» Это же сообщение приводят Ахмад (5700) и ат-Тирмизи, который назвал его достоверным.
В комментариях указывается, что Умар, а также Усман (да будет доволен ими Аллах) считали «хадж аль-ифрад» (более) предпочтительным, чем «хадж ат-таматту» (Прим. перев.).
Подробнее см.: «Сахих аль-Бухари» (краткое изложение), хадисы № 732 и № 741, а также примечания к ним.
Ибн ’Асакир (7/51/1) передает также от Ибн Аби Зи’ба следующее: «Са’д ибн Ибрахим (сын выдающегося сподвижника Пророка — Абдурахмана ибн Ауфа) вынес решение в отношении одного человека на основании мнения Раби’и ибн Абу Абдурахмана, а я (Ибн Аби Зи’б) сообщил ему о хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который противоречил вынесенному решению. (Тогда) Са’д сказал Раби’и: ‘У нас есть Ибн Аби Зи’б, являющийся достойным человеком, который рассказал от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) то, что противоречит моему решению’. Раби’а ответил ему: ‘Ты приложил свои усилия, и твое решение уже вынесено’. На что Са’д воскликнул: ‘Как удивительно! Я налагаю постановление Са’да, а не постановление Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)! Нет же, я отменяю постановление Са’да, сына матери Са’да, и налагаю постановление Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)!’ Затем Са’д приказал принести ему оформленное в письменном виде решение, порвал то, на чем оно было записано, и вынес новое постановление».
(50) На самом деле, он даже получит награду, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если судья вынесет решение, проявив усердие (иджтихад), и (его решение) окажется правильным (т.е. соответствующим решению Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует)), ему полагаются две награды, если же он вынесет самостоятельное решение, проявив усердие (иджтихад), и ошибется, то ему (полагается) одна награда» (Этот хадис приводится в «Сахих» Аль-Бухари, Муслима, а также в других сборниках хадисов).
(51) Приводится в примечании к труду «Иказ аль-Химам» (стр. 93).
(52) Аль-Фулани (стр. 99).
__________