Тема 15. Инициативы Республики Казахстан в сфере диалога религий.
• Инициативы Президента Казахстана в области установления мира и межконфессионального согласия.
• Съезды лидеров мировых и традиционных религий.
Литература
1 ІІ Съезд лидеров мировых и традиционных религий. – Алматы: «Өнер», 2006.
2 Глобальный диалог во имя мира. Выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на III Съезде лидеров мировых и традиционных религий // «Казахстанская правда», 02.07.2009.
3 Мухашов, А. Религиозная палитра современного Казахстана (обзор конфессий) / Жусупов, С. – Казахстанская правда, 1 июля 2003 года.
4 Скаковский, Л. Казахстан в международной политике – http://www.intertrends.ru/nineth/013.htm
5 Султангалиева, А. Религиозная ситуация в современном Казахстане. / Султангалиева, А. – Казахстан-Спектр, № 1-2, 1997 г.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 1. Политика РК в сфере религии. Законодательство о религии
1. Назовите основные положения Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
2. Напишите эссе на тему «Политика РК в сфере религии».
Тема 2. Религия как духовная культура и социальный институт
Назовите религиозные организации, существующие в Вашем городе (районе) и дайте имкраткую характеристику. Выберите несколько примеров из истории Казахстана, которые бы позволили оценить роль религии и церкви в жизни общества.
Тема 3. Происхождение религии и ее ранние формы
анимизм | тотемизм | фетишизм | магия |
Тема 4. Мифология как сложное культурное явление
1. Сопоставьте религии Древнего Востока. Древней Греции и Древнего Рима. Какие у них общие черты и особенности? Охарактеризуйте социальную роль родоплеменных религий в развивающихся странах, познакомьтесь с древнегреческим мифом об «ахиллесовой пяте».
2. Заполните таблицу
греческие боги | римские боги |
Зевс ... | Юпитер ... |
Тема 5. Национальные религии
1. Заполните таблицу
Название религии | индуизм | даосизм | конфуцианство | иудаизм | зороастризм | синтоизм |
Охваченная территория (регион, государство) | ||||||
Основатель и ключевые личности | ||||||
Письменные источники | ||||||
Основные положения |
2. Составьте кроссворд на тему «Национальные религии».
Тема 6. Буддизм
1. Охарактеризуйте важнейшие положения канонических буддийских текстов - Трипитаки.
2. Заполните таблицу
махаяна | хинаяна | тантризм |
чань-буддизм | дзен-буддизм | ламаизм |
3. Решите кроссворд по теме.
Буддизм
По вертикали:
1. Имя основателя одной из мировых религий.
2. Существо, достигшее высшею совершенства.
3. Один из самых характерных символов буддизма.
4. Место зарождения буддизма.
5. Жизненная сила, энергия, разлитая в природе.
По горизонтали:
6. Тибетско-монгольская форма буддизма.
7. Имя будущего Будды.
8. Школа южного буддизма.
9. Сборник буддийских текстов, признанных каноническими.
10. Символ воплощения Будды.
Тема 7. Христианство
1. Ознакомьтесь с полным текстом Символа веры и выделите двенадцать его членов (частей).
2. Назовите основные свидетельства идокументы которые являются доказательством историчности Иисуса Христа.
3. Укажите государства, где христианство получило наибольшее распространение и найдите их на карте мира.
4. Заполните таблицу
Православие | Католицизм | Протестантизм |
5. Решите кроссворд по теме.
Христианство
По вертикали:
1. Один из главных христианских праздников, отмечаемый в честь Иисуса Христа.
2. Особый тип религиозной организации.
3. Крест с фигурой Христа.
По горизонтали:
4. Центральный догмат христианской теологии.
5. Члены приходской общины, регулярно посещающие храм.
6. Апостол, один из ближайших учеников Иисуса.
7. Сборник псалмов, входящих в Ветхий Завет.
8. Главный христианский праздник.
9. Составная часть Нового завета.
10. Имя крестителя Иисуса Христа.
Тема 8. Ислам
2. Расскажите, как утверждался ислам. Сопоставьте обстоятельства его распространения с обстоятельствами распространения христианства.
3. Познакомьтесь с текстом Корана. Выпишите и прокомментируйте основные положения мусульманского вероучения, которые содержатся в этом тексте.
4. Найдите на географической карте государства, в которых проживают мусульмане-сунниты и мусульмане-шииты.
5. Заполните таблицу
Направление | сунниты | шииты | суфизм |
Ведущие представители | |||
Характерные черты |
6. Решите кроссворд по теме.
Ислам
По вертикали:
1. Мусульманское феодальное государство с халифом во главе.
2. Девятый месяц мусульманского лунного года хиджры.
3. Составная часть каждой главы Корана.
4. Мусульманское священное предание, состоящее из хадисов.
5. Мусульманский храм в Мекке.
6. Приверженцы одного из двух направлений в исламе.
По горизонтали:
7. Один из исламских символов.
8. Название главы Корана.
9. Территория, на которой зародился ислам.
10. Священный город мусульман и место их паломничества.