Это порадовало и привело в восхищение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который рассказал обо всём ‘Аише
1 Скорее всего это было до ниспослания айата о завесе.
2 “Ка’иф” — человек, который по различным внешним особенностям людей мог определять, состоят ли они в родстве друг с другом.
3 Усама являлся сыном Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими.
Глава 1108: Упоминание об Усаме бин Зайде, да будет доволен им Аллах.
1470 (3733). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда одна женщина из племени бану махзум совершила кражу, (люди стали) говорить: «Кто поговорит о ней с пророком, да благословит его Аллах и приветствует?»1 (Однако) никто не осмелился заговорить с ним, и тогда к нему обратился Усама бин Зайд (, которому пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, когда среди израильтян кражу совершал знатный, они не трогали его, а когда совершал её слабый, они отрубали ему (руку). Если бы украла Фатима2, я отрубил бы руку и ей!»
1 То есть кто заступится за неё?
2 Имеется в виду дочь пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
1471 (3735). Передают со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто брал его и аль-Хасана (к себе на колени) и говорил: «О Аллах, полюби их, ибо, поистине, я их люблю!»
Глава 1109: Достоинства ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.
Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал со слов своей сестры Хафсы, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Поистине, ‘Абдуллах — праведный человек».
Глава 1110: Достоинства ‘Аммара (бин Йасира) и Хузайфы (бин аль-Йамана), да будет доволен Аллах ими обоими.
1473 (3743). Сообщается, что ‘Алькама, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
Прибыв в Шам, я совершил (в мечети) молитву в два раката, а потом сказал: “О Аллах, помоги мне (найти) праведного собеседника!” После этого я подошёл к каким-то людям и подсел к ним, а затем пришёл какой-то старец и сел рядом со мной. Я спросил: «Кто это?» (Мне) ответили: «Абу-д-Дарда». Тогда я сказал (ему): «Поистине, я молил Аллаха о том, чтобы Он помог мне (найти) праведного собеседника, и Он помог мне найти тебя!» Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, спросил: «Откуда ты?» Я сказал: «Из Куфы». Он спросил: «Так разве нет среди вас доверенного лица (пророка, да благословит его Аллах и приветствует), которому известно то, чего никто больше не знает?»1 — имея в виду Хузайфу. Я сказал: «Есть». (Потом) он спросил: «А разве нет среди вас того, кого Аллах защитил (от шайтана) по просьбе Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует?» — имея в виду ‘Аммара. Я сказал: «Есть». (Потом) он спросил: «А разве нет среди вас того, кто носил (за пророком, да благословит его Аллах и приветствует,) зубочистку (или: был его доверенным лицом)?»2 Я сказал: «Есть». (После этого Абу-д-Дарда) спросил: «Как ‘Абдуллах (бин Мас‘уд) читает (суру, в которой сказано): “Клянусь ночью, когда она (всё) покрывает (мраком), клянусь днём, когда предстаёт он в полном блеске…”3?» Я ответил: «(Он читает):“Клянусь мужчиной и женщиной…”4» (Тогда Абу-д-Дарда) воскликнул: «Эти (люди)5 не оставляют попыток увести меня от того, что я слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!»
1 Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил Хузайфу бин аль-Йамана, да будет доволен им Аллах, распознавать лицемеров.
2 Имеется в виду ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах.
3 “Ночь”, 1 — 2.
4 Cкорее всего данный айат первоначально был ниспослан в таком виде, а потом были ниспосланы некоторые другие слова, после чего он и приобрёл свой окончательный вид: «Клянусь Тем, Кто сотворил мужчину и женщину…» (“Ночь”, 3). Об этом было известно жителям Шама, но этого не знали ни ‘Алькама, ни ‘Абдуллах бин Мас‘уд, ни Абу-д-Дарда, считавший, что жители Шама специально вводят его в заблуждение.
5 Речь идёт о жителях Шама.
Глава 1111: Достоинства Абу ‘Убайды бин аль-Джарраха, да будет доволен им Аллах.
1474 (3744). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, в каждой общине есть тот, кто заслуживает доверия /амин/, что же касается заслуживающего нашего доверия, о (члены) общины (мусульман), то им является Абу ‘Убайда бин аль-Джаррах».
Глава 1112: Достоинства аль-Хасана и аль-Хусайна, да будет доволен Аллах ими обоими.1
1 Аль-Хасан и аль-Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими, — внуки пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
1475 (3749). Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, на плече которого сидел аль-Хасан бин ‘Али, сказал: “О Аллах, поистине, я люблю его, полюби же его и Ты!”»
1476 (3753). Сообщается, что (однажды) какой-то человек спросил Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, может ли человек, надевший ихрам1, убивать мух. (В ответ ему Ибн ‘Умар) сказал: «Жители Ирака спрашивают о мухах после того, как они убили сына дочери посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В этом мире они2 для меня, как два базилика3!”»
1 Иначе говоря, паломник.
2 Имеются в виду аль-Хасан и аль-Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими.
3 Базилик /райхан/ — ароматическое растение.
Глава 1113: Упоминание об Ибн ‘Аббасе, да будет доволен Аллах ими обоими.
1477 (3756). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прижал меня к себе и (воскликнул): “О Аллах, научи его мудрости1!”»
В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул): «О Аллах, научи его Книге2!”»
1 Имеется в виду понимание Корана.
2 То есть Книге Аллаха, Корану.
Глава 1114: Достоинства Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах.
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил людям о смерти Зайда, Джа‘фара и Ибн Равахи ещё до того, как известия о них (были доставлены гонцами), и он сказал: «Зайд взял знамя и был сражён, потом взял его Джа‘фар и был сражён, а потом взял его Ибн Раваха и (тоже) был сражён1 — и (когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил это,) глаза его были полны слёз (, после чего он продолжил), — а затем взял его меч из числа мечей Аллаха2, и Аллах даровал им3 победу».
1 См. примечание к хадису № 604.
2 “Сайфу-Ллах” (меч Аллаха) — так пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах.
3 То есть мусульманам.
Глава 1115: Достоинства ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах.
1479 (3760). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: