Эллинистический период древнегреческой литературы
IV – II вв до н.э.).
После расцвета V века до н.э. древнегреческая литература клонится к упадку, ничего равного произведениям Гомера, Эсхила, Софокла и Еврипида уже не появлялось. Афины перестают быть мировым культурным центром. Однако греческая культура распространяется почти по всему Средиземноморью, в странах, расположенных по берегам Средиземного моря. Решающую роль в этом процессе сыграл Александр Македонский (царь Македонии, одного из греческих государств, с 336 по 323 гг. до н.э.), который завоевал всю Грецию, Персию, Сирию, Египет, дошёл до Индии. И везде Александр распространил греческую культуру, так как сам был её поклонником. После смерти Александра его империя распалась и образовались эллинистические государства (от слова эллины – греки): Египет, Сирия, Греция, но в культурном аспекте их объединяли общие греческие культурные традиции, везде литературные произведения писались на греческом языке и вливались в древнегреческую литературу. Закончилась эта эпоха в 31 г. до н.э. взятием римлянами последнего эллинистического государства Египет.
Культурным центром эллинистического мира стал египетский город Александрия. В Александрийской библиотеке, самой большой библиотеке того времени, была собрана, классифицирована вся греческая литература. В Александрии появилась филология – наука о языке и литературе. Александрийские филологи занимались редактированием, выяснением окончательного текста произведений существующих во многих вариантах, выяснением их смысла и т.д.
Эпоха эллинизма дала культуре много великих имён: в математике был великий Евклид, в астрономии - Птолемей (оба жили в Александрии), в физике - Архимед, живший в Сиракузах, городе на острове Сицилия, в Афинах жили великие философы Эпикур и Диоген, положившие начало школам эпикурейцев и киников и т.д.
Однако литература эллинистического периода была гораздо слабее. Были распространены ухудшенные подражания греческой классике. Например, поэт Аполлоний Родосский из Александрии в подражание гомеровской «Одиссее», в 3 веке до н.э. написал эпическую поэму «Аргонавтика», где описал путешествие Ясона за золотым руном на корабле «Арго».
Во 2 веке до н.э. Греция вошла в состав Римского государства, и по сути греческая и римская литературы развивались в едином пространстве Римского государства, поэтому мы переходим к Древнеримской литературе.
Древнеримская литература.
Древний Рим был основан по легенде в 753 г. до н.э., постепенно римляне захватывали и подчиняли себе все больше и больше территории, сначала вся Италия, потом Испания, Греция, Персия, Египет и т.д. Со II в. до н.э. по V в. н.э. Рим - самое могущественное государство Древнего мира. Но римская литература появилась поздно и долгое время подражала греческой.
Значительные литературные произведения в Риме появились лишь в 1 веке до н.э., этот век назвали золотым веком римской литературы.
Лукреций (98-55) прославился философской поэмой «О природе вещей», в которой изложил основы учения греческого философа-материалиста Эпикура: описал устройство вселенной, состоящей из атомов, историю земли и человеческого общества и т.д. Для своего времени поэма Лукреция была весьма значительным и смелым произведением. Лукреций посмел открыто прославить не богов, а человека и силу его мысли.
Ещё более значительным был великий лирический поэт Катулл (87-54 до н.э.). Катулл – первый подлинно лирический поэт, с небывалой до него искренностью, открытостью рассказывающий о своей личной жизни. Катулл – это римский Есенин. Все его стихи посвящены одной женщине по имени Лесбия, в стихах Катулла раскрывается вся история их любви, он жалуется на тяжёлый характер своей возлюбленной, как она его прогоняет, изменяет ему, а он не может её забыть, ругает себя за это, а потом вдруг Лесбия возвращается и это высшее счастье. Катулл описывает любовь как нечто мучительное, но и сладкое вместе.
И ненавижу ее и люблю. «Почему же?» — ты спросишь.
Сам я не знаю, но так чувствую я — и томлюсь.
Спросишь, Лесбия, сколько поцелуев
Милых губ твоих страсть мою насытят?
Ты зыбучий сочти песок ливийский…
В небе звезды сочти, что смотрят ночью
На людские потайные объятья.
Столько раз ненасытными губами
Поцелуй бесноватого Катулла…
Квинтию славят красивой. А я назову ее стройной,
Белой и станом прямой. Все похвалю но частям.
Не назову лишь красавицей. В Квинтии нет обаянья,
В теле роскошном таком искорки нету огня.
Лесбия — вот кто красива! Она обездолила женщин,
Женские все волшебства соединила в себе.
Вергилий (70-19 до н.э.). Вергилию волею судьбы суждено было стать главным поэтом Римской империи, получить статус государственного поэта. В 30 г. до н.э. закончилась долгая гражданская война в Риме, установилось мирное правление Октавиана Августа, положившего начало Римской Империи (до этого была Римская республика), само слово император впервые было употреблено в современном значении по отношению к Августу. Август был мудрый правитель, он понимал, какое значение имеет литература как средство пропаганды. Поэтому он литературу взял под своё покровительство и под свой мягкий контроль – через своего друга Мецената. Меценат – богатый вельможа, любитель литературы, материально поддерживал молодых поэтов, собирал их в своём богатом доме и мягко советовал, о чём нужно писать (с тех пор имя Меценат стало нарицательным). В кружок Мецената входили Вергилий и Гораций.
Первые произведения Вергилия - «Буколики» (песни пастухов) и «Георгики» (поэма о земледелии) прославляется мирный созидательный труд пастухов, земледельцев. Одна из важнейших идей Вергилия: труд - необходимая часть жизни, мирового устройства, без которой природа и люди вырождаются и гибнут. Муки труда есть плата за те блага, которые он даёт. И так всё в природе: всякое бедствие – есть плата за блага, даваемые богами. В мире царит гармония, всё в мире благо, и лишь ограниченность человеческого разума не позволяет её понять и охватить в полной мере (от этого ропот человека). Смысл жизни - подчиняться судьбе, природе, обстоятельствам.
Особо стала знаменита 4 эклога (песня) из «Буколик», в которой Вергилий предсказывает скорое наступление золотого века, всеобщей гармонии и т.д. И связывает это с рождением некого божественного младенца. В средние века христианские комментаторы, которым очень нравился Вергилий своими идеями, объявили, что этот младенец – Иисус Христос, якобы Вергилий в «Буколиках», оконченных в 39 г. до н.э. предсказал рождение Христа. Хотя если прочитать саму эклогу, то конечно, ничего общего с Христом у этого младенца нет. Но средневековые христиане тем не менее объявили Вергилия первым христианским поэтом.
Главное произведение Вергилия – созданное почти по прямому совету Мецената и Августа – героическая поэма «Энеида». Поэма должна была поэтически обосновать величие Рима, обосновать божественное происхождение римских знатных родов, в первую очередь род Юлиев, к которому принадлежал Август. Прославление Рима – основная задача поэмы. Поэма рассказывает о том, что основателем римского государства стал легендарный троянский герой Эней, сын богини Афродиты-Венеры, он единственный спасся от греков, приплыл в Италию и основал великий город Рим. От него ведёт своё происхождение Август.
Выполняя свою задачу, Вергилий подражал Гомеру, он как бы соединил в «Энеиде» и «Илиаду», и «Одиссею». Первая половина «Энеиды» (первые шесть книг) описывает долгое и многотрудное путешествие Энея от Трои до Италии – это «Одиссея», следующие шесть книг «Энеиды» описывают войны Энея с местным италийским царём Турном за власть над Италией – это «Илиада». В «Энеиде» много конкретных эпизодов, копирующих эпизоды гомеровских поэм. Однако «Энеида» написана гораздо более ярко, эмоционально, она не такая растянутая как поэмы Гомера. В начале поэмы после бури корабли Энея оказались выброшены на берег Северной Африки у города Карфагена. Там троянцев принимает карфагенская царица Дидона. Эней ей рассказывает о захвате и разрушении Трои, о своём бегстве из горящего города. Дидона и Эней влюбляются друг в друга, но боги не дают им быть вместе, у Энея иная судьба – основать в Италии Рим. Он вынужден ехать, не смея ослушаться богов. Дидона страдает от разлуки, её буквально сжигает любовь. Эней уезжает. Дидона кончает жизнь самоубийством. Это самый яркий напряжённый и трагический эпизод поэмы – 4 книга.
В шестой книге Эней сходит в аид, где тень отца предсказывает ему не только его будущее, но и великое будущее Рима, вплоть до эпохи Августа. Эней приплывает в Италию, побеждает враждебного к троянцам тамошнего царя Турна и основывает своё царство, а его потомки должны основать Рим.
Смысл поэмы, помимо возвеличивания Рима: утвердить, что смысл жизни в покорности судьбе, исполнении высшего долга, через самоотречение, отречение от страстей, сиюминутных желаний во имя чего-то большего. Только так можно достичь успеха. Энею безусловно хотелось остаться с возлюбленной Дидоной в Карфагене, но он подчиняется воле богов и идёт навстречу новым трудностям, войнам и т.д. «Энеида» сразу стала главным произведением римской литературы, и в течение многих веков почиталась как образцовая национальная эпопея, встала в один ряд с поэмами Гомера. Но читать её сегодня большого смысла нет.
Другой классик римской литературы – Гораций (65-8 до н.э.), друг Вергилия, Мецената, также как и Вергилий пользовался покровительством Августа, в своих стихах прославлял его и одобрял его политику, также как Вергилий вполне искренне. Второй государственный поэт. Гораций писал стихи, которые считаются совершенными, но в переводе на русский язык получить от них удовольствие крайне сложно, поэтому много мы говорить о нём не будет.
Стоит сказать о некоторых неплохих идеях, которых много в стихах Горация. Основная мысль – проповедь золотой середины во всём (сам термин «золотая середина» ввёл Гораций), нельзя впадать в крайности ни в чём. Лучше быть небогатым и даже бедным, жить в деревне, но ни от кого не зависеть. Внутренняя свобода – важная идея Горация. Также важна для него идея самовоспитания и самоконтроля. Все люди имеют свои недостатки, поэтому надо быть снисходительнее к другим и строже к себе. Больше внимания к собственному поведению: самонаблюдение. Гораций проповедует спокойное, философское отношение ко всему на свете, приятие жизни такой, какая она есть.
Наиболее известное в России стихотворение Горация, которое изучают даже в школе, - «Памятник». Известно оно только потому, что вариации на его темы написал Пушкин, а до него и Державин. Стихотворение Пушкина многократно лучше стиха Горация (по крайней мере, русского его перевода).Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет, время бегущее.
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию
Жрец верховный ведет деву безмолвную.
Назван буду везде — там, где неистовый
Авфид рошцет, где Давн, скудный водой, царём
Был у грубых селян. Встав из ничтожества,
Первым я приобщил песню Эолии
К италийским стихам. Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.
Странно знать единственное стихотворение поэта, в котором он восхваляет сам себя.
Овидий (43 г. до н.э. - 18 в. н.э.), Публий Овидий Назон. Третий из великих римских поэтов и самый популярный до сих пор римский поэт. К кружку Мецената никакого отношения не имел. Направление его поэзии не нравилось Августу. Поэзия Овидия излишне легкомысленна, безнравственна, эротична. В первом его сборнике «Любовные элегии» описаны любовные удовольствия, разнообразные любовные случаи. Супружеская верность, и верность вообще для Овидия не существуют.
Жарко было в тот день, а время уж близилось к полдню.
Поразморило меня, и на постель я прилег.
Ставня одна лишь закрыта была, другая — открыта,
Так что была полутень в комнате, словно в лесу,—
Мягкий, мерцающий свет, как в час перед самым закатом
Иль когда ночь отошла, но не возник еще день.
Кстати такой полумрак для девушек скромного нрава,
В нем их опасливый стыд нужный находит приют.
Вот и Коринна вошла в распоясанной легкой рубашке,
По белоснежным плечам пряди спадали волос.
В спальню входила такой, по преданию, Семирамида
Или Лайда, любовь знавшая многих мужей...
Легкую ткань я сорвал, хоть, тонкая, мало мешала,—
Скромница из-за нее все же боролась со мной.
Только, сражаясь, как те, кто своей не желает победы,
Вскоре, себе изменив, другу сдалась без труда.
И показалась она перед взором моим обнаженной...
Мне в безупречной красе тело явилось ее.
Что я за плечи ласкал! К каким я рукам прикасался!
Как были груди полны — только б их страстно сжимать!
Как был гладок живот под ее совершенною грудью!
Стан так пышен и прям, юное крепко бедро!
Стоит ли перечислять?.. Всё было восторга достойно.
Тело нагое ее я к своему прижимал...
Прочее знает любой... Уснули усталые вместе...
О, проходили бы так чаще полудни мои!
К раннему периоду же относится поэма «Наука любви» - полная эротики и иронии. Овидий даёт советы мужчинам, как им вести себя с женщинами, чтобы извлечь максимум удовольствия. Как заманить женщин (в том числе замужних) в свои сети, как удержать.
Будь уверен в одном: нет женщин, тебе недоступных!
Ты только сеть рaспaхни - кaждaя будет твоей!
Смолкнут скорее весной соловьи, a летом цикaды,
А менaлийские псы зaйцев пугaться нaчнут,
Нежели женщинa стaнет противиться лaске мужчины, -
Кaк ни твердит "не хочу", скоро зaхочет, кaк все.
Третья книга, наоборот, обращена к женщинам и рассказывает, как соблазнить мужчин. Очень часто Овидий приводит примеры из мифологии.
Также среди наиболее значительных произведений Овидия большая поэма «Метаморфозы» - о мифологических превращениях, множество отдельных сюжетов, многие из которых увлекательные, почти приключенческие. Например, о Нарциссе, молодом красавце, влюбившемся в своё отражение в ручье и превратившемся в цветок. Причём, все боги и герои описаны как современники в окружении бытовых мелочей. Самые яркие эпизоды о Фаэтоне, Икаре, Дафне, Орфее и Эвридике и др., о них можно прочитать у Куна прозой, если гекзаметры вызывают отвращение. Но при этом есть и глубокая философия – идея вечной изменчивости бытия при неизменности души и духовных ценностей.
В 8 г. н.э. Овидий внезапно чем-то не угодил Августу и отправился в ссылку, в отдалённый маленький городок на побережье Чёрного моря, на территории нынешней Румынии, не далеко от Молдавии. Скорее всего, Август припомнил ему излишнюю легкомысленность его молодости. Пушкин, также отправленный в ссылку Александром I, причём примерно в те же места на побережье Чёрного моря, только чуть восточнее, любил проводить параллели между собой и Овидием. Овидия он очень часто упоминает, видно, что это любимый его поэт. Вот, что он пишет он в первой главе «Евгения Онегина»:
Всего, что знал еще Евгений,
Пересказать мне недосуг;
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежный
В Молдавии, в глуши степей,
Вдали Италии своей.
Свою тоску по родине, по близким и друзьям Овидий излил в прекрасных «Скорбных элегиях». Умер Овидий в ссылке. Овидия можно считать наиболее человечным римским поэтом, близким к людям, его стиль самый легкий среди всех римских поэтов.
Римские и греческие писатели I-III веков нашей эры. Петроний– жил в 1 веке н.э., автор известного романа «Сатирикон», от которого до нас дошло лишь две части из двадцати. Сам Петроний был очень яркой личностью, он славился умом и необыкновенно тонким, изящным вкусом, входил в ближний круг императора Нерона, в его обязанность входило изобретать и апробировать всё новые и новые виды и сочетания развлечений, возвышенно-духовных и низменно-развратных. Его оклеветали перед подозрительным императором, и Петронию было приказано умереть. Он умер на пиру в окружении друзей, прекрасных женщин и певцов, вскрыв себе вены, он периодически их перевязывал, останавливал кровотечение, а потом опять пускал. Так медленно он лишался сил, уснул и умер во сне. Во всяком случае, так описано у Тацита, римского историка. Более красочно и подробно описана смерть Петрония в романе Генрика Сенкевича «Камо грядеши». Сохранившиеся части романа «Сатирикон» свидетельствуют, что Петроний был талантливым писателем. В романе много умных, ироничных философских рассуждений, натуралистических подробностей сатирически изображенной жизни в римской провинции. Сюжетом служит приключения трёх бродяг, путешествующих по Италии.Плутарх (46-127 н.э.) – знаменитый греческий писатель эпохи римского владычества, писал по-гречески, жил в маленьком греческом городке. Основатель жанра литературная биография, которая сегодня процветает (известные современные писатели (например, Алексей Варламов, Дмитрий Быков пишут биографии классиков русской литературы 20 века). Главное его произведение – ряд сравнительных биографий исторических деятелей Греции и Рима (поскольку Греция входила в состав Римской империи, сам Плутарх патриот и Греции, и Рима). Плутарх брал биографии знаменитого грека и знаменитого римлянина, описывал их, сравнивая, находя сходства. Плутарх не просто пересказывал события жизни, а пытался наиболее ярко выявить характер каждого своего героя через наиболее яркие поступки. Стремясь вывести некий нравственный урок из рассказанного, он несколько идеализировал своих положительных героев, опуская некоторые их недостатки, что в целом неправильно, но для античного автора вполне простительно. Можно почитать следующие сравнительные биографии Плутарха: Александр и Цезарь, Демосфен и Цицерон и др.