О Страхе Божием и о Последнем Суде 3 страница
Поелику лукавый по зависти нападает на немощь нашу, то Господь наш против язвящих стрел его дал тебе спасительное врачевство — покаяние, о котором и проповедал устами пророка Своего. Оно дает полное исцеление, если истинно обращаешься, не по примеру каявшихся в оном народе, у которых руки были полны грабительства, тела осквернялись любодеянием, уста только взывали: «Избавь нас».
Внимай гласу, обвиняющему древних за их нечистоты, и обвиняй себя самого за преступления свои и утиши в себе бурю пороков. Не с двоедушным сердцем приближайся к Испытующему все помышления наши, и не двояким путем иди к Ведающему сокровенное.
Обратился ты? Не ввергайся же снова в тину, которую смыло с тебя милосердие. Обратился ты? Не входи снова в долги, на которые рукописания твои уничтожены. Кто бежал из темницы, тот не пожелает видеть её в другой раз. Кто избавился из плена, тот молится, чтобы никогда не попадать в плен.
Ты сверг с себя иго человеконенавистного убийцы; молись же, чтобы никогда не запутываться в сетях его. Какому пленнику делается такая милость, какая сделана мне: или добровольно оставаться в неволе, или, если угодно, стать свободным. Бог предоставил тебе на выбор то и другое, — или по воле своей налагать на себя раны, или по своей же воле уврачеваться от ран. Врач никогда не утомится исцелять тебя тысячекратно. Без пощады наносишь ты раны телу своему, но Врач неотступно ждет от тебя, чтобы пришел ты и дал Ему исцелить приятые тобой раны.
В послании, которое было послано Им к кающимся через Иеремию, взывает Он к тебе словами пророка: обратись, и исцелю тебя, чтобы не умереть тебе (Иер. 3:22). Через пророка также клянется Он тебе: не хощу смерти грешника (Иез. 18:32). Так отнят у людей всякий предлог не приносить покаяния.
Дверь Божия всегда отверста ударяющему в нее; милосердие радуется обращающемуся, благость простирает к нему руки свои. Человеколюбие приемлет и поддерживает, благоутробие Божие очищает грехи. Радость бывает… на небесах… и о единем грешнице , который от беззаконий своих обращается к покаянию, — так говорит Господь в Своем Евангелии (Лк. 15:10).
Ангелы радуются горе, и святые в сонмах своих. Ангелы Хранители взывают: осанна (Мк. 11:10), и Серафимы возглашают песнь радования. Страшный райский Херувим, стерегущий вход в рай, позволяет идти туда тебе, кающийся, новый наследник рая. Сам рай вожделевает принять тебя, как собрата твоего, разбойника, и отверзает широкую дверь свою ключом крестного знамения.
Древо жизни с радостью простирает к тебе плод жизни. Сад Едемский все древа свои подвиг во сретение тебе. Светлые кущи праведных повсюду ожидают тебя, ждут тебя славный град праведных и все святые. Весь брачный чертог и все вечерящие в нем веселятся о тебе; радостно сияет лицо Небесного Царства и всех обитателей Его. Ожидает тебя венец совершенных.
Если благоразумен, не медли. Не медли, кающийся, пока возможен вход в брачный чертог. Приготовь себе светлую ризу, потому что нужны брачные одежды. Облекись в белую ризу для вечери, пока не явился внезапно Жених. Приготовь себе ясно горящий светильник; пока не приводит тебя в ужас оный глас (Се, Жених грядет (Мф. 25:6)), покажи на руке своей брачный залог.
Что медлишь, грешник? Почему спокойно сидишь, должник, как будто заимодавец равнодушно будет молчать о том, что дано тебе взаем? Он доказал тебе долготерпение Свое, докажи и ты слезами сокрушение души своей. Он показал чрезмерное к тебе человеколюбие; возврати же Ему и данное взаем и рост.
При всяком случае и всеми возможными способами призывает нас к себе благодать Твоя, Господи; милосердие Твое употребляет все побуждения и средства, желая даровать нам жизнь. Великая мрежа учения Твоего, Господи, распростерта на все множество людей. Мытарям и блудницам поставлена сеть, улавливающая в Небесное Царство. Спасение Твое ожидает покорности мятежных и возвращения погибших и, милосердуя о них, ждет их милостивое Твое благоволение.
Вот, Господи, бежал я от греха, как птица от сетей, да обрету себе убежище и совью гнездо при Кресте Твоем, потому что не может к нему приблизиться змий.
Вот, Господи, спасся я от грехов своих, как голубь от тенет, позволь вселиться мне на высоте Креста Твоего, потому что не достигает туда змий.
Вот, исповедую имя Твое, Источник жизни, и имя Святого Сына, и имя Духа истины, — эту тройственную, все замыкающую собой печать, перед которой смущается лукавый, объемлется ужасом сатана, а его полчища и слуги ещё вдали приходят в трепет.
Великое Сокровище милосердия, ниспошли мне богатство учения Твоего! Приснотекущий Источник щедрот, источи мне питие благодати Твоей!
Пребогатый, Чьему сокровищу нужен бедный, который бы мог сделаться через Него богатым, обогати меня, потому что возвращаюсь, не имея у себя мнаса (монеты) праведности.
Премилосердый, у Которого дверь благодати отверзается всякому, ударяющему в нее, отверзи мне дверь эту, потому что от юности до старости служил я похотям.
Сын Всеблагого, Ты, Который взываешь и говоришь: Просите, и дано будет вам (Мф. 7:7), по щедротам Твоим даруй мне, о чем умоляю Тебя, оставь мне долги мои, как молю Тебя об этом. Твоя заповедь повелевает людям: ежедневно отпущайте друг другу (Мк. 11:25); не тем ли паче Ты, по премудрости Своей, дашь отпущение грехов умоляющему Тебя?
Доселе, Господи, пребывал я в упорстве, уклоняясь от ига Твоего; теперь, как ловец, улови, Господи, добычу, которую преследует благоволение Твое. Ты, Господи, для меня зерцало, в котором усматриваю подобных себе; Ты — великое указание для кающихся, о которых упомяну теперь.
Встретился я с мытарем, и когда сказал ему: «Что мне делать?», отвечал он: «Не бойся, потому что Слово взыскует грешников».
Видел я блудницу, она была смущена, а потом просветлел её взор, и когда спросил я, сказала мне: «Иди и, подобно мне, прими оставление грехов». Кающийся, который прежде расточил имение свое, отвечал на вопрос мой: «Не медли возвращением: и к тебе выйдет Он навстречу, как вышел ко мне».
Разбойник почел меня неразумным, когда стал я спрашивать о милосердии Твоем, и сказал: «Он идет уже взыскать нас, а ты медлишь прийти к Нему. Вот Он уже стоит и простирает руку Свою, чтобы взять за руку тебя, как скоро придешь. Не бойся, не устрашит Он тебя, потому что никто так не снисходителен, как Он. Сказал я два слова, и Он вручил мне великий ключ от рая; едва воззвал я, и Он простил меня и послал вестником Своим в Едем. Совлекись прегрешений своих и отбрось их от себя, и Он облечет тебя помилованием. Принеси Ему в дар слезы очей своих, и Он омоет тебя милосердием Своим. Он не ведет счета долгам твоим, потому что не требовал у меня отчета в долгах. Покажи Ему только покаяние, и отнимет у тебя беззакония твои. Не отчаивайся при множестве худых своих дел, потому что в чине твоем есть подобные тебе. Воззови к Нему, и тотчас услышит Тебя. Войди в рай и царствуй подобно нам».
На примере разбойника вижу, о Милосердый, великое богатство помилования; смотря на этого злодея, никогда не теряю надежды получить спасение. У мытаря и блудницы научился я умолять об изглаждении моих рукописаний. На гонителе Павле познал я милосердную благость Твою. От оскверненных, которые пришли оправданными и стали Твоими проповедниками, Господи, изведал я, что и мои скверны омыл Ты, окропив святым иссопом Твоим.
Как погибшая овца блуждал я. Твое милосердие притчей о драхме пробудило меня от сна греховного. Как заботлив Ты о нашем спасении! Не останусь праздным и без работы в возделываемом винограднике, потому что и один час потрудившиеся в нем не отходят без награды.
При таком попечительном Враче не буду скрывать немощей своих от Его целебных пособий, потому что и на мои струпы в обилии изливает Он врачевства Свои. Сей Врач всецело отдает Себя больным. Посети меня, Господи, как Закхея, которого благодать Твоя восставила с одра лихоимства. И мне подай руку, как подал ему, потому что лукавый и меня угнетает, как угнетал его, и меня милосердие Твое да воззовет и да восставит с одра греховного.
Благоволение Твое, Господи, призвало Тебя в дом сего мытаря; и Ты разрешил его от уз лихоимства, которыми был он связан.
Будь для меня сокровищницей врачевств, потому что окружает меня множество грехов; освободи меня и разреши узы мои, потому что похититель связал меня во время мира. Умилосердись, Господи, надо мною, грешником, бежавшим из сети греховной, излей врачевства Свои на раны мои, чтобы и я в помышлениях своих стал подобен мытарю. Извлеки меня, как и его, чтобы не погрязнуть мне в невидимой бездне грехов; и меня, как его, изведи, Господи, из глубины неправд моих.
Изгладь грехопадения юности моей, прими покаяние старости моей. Забудь, ничего не забывающий Судия, забудь все, в чем прегрешил и преступился я с юности моей. Что памятно и мне и Тебе, все это да будет изглажено из книги Твоей; и что ведомо мне и Тебе, все это да не будет воспомянуто на Суде Твоем.
Нет человека без греха; посему исцели меня, ибо я согрешил; нет твари без вины; посему прости рабу Твоему, который виновен пред Тобой.
Все неправды мира — то же, что пар пред дыханием милосердия Твоего, Господи. Все потоки и источники нимало не вредят морю. Так все грехи сынов Адамовых поглотило море Креста Твоего.
Собери, Господи, все беззакония наши и ввергни их в море милосердия Твоего. Простри великую мрежу Твоих заповедей, уловляющий всех Господи, и извлеки меня, как Иону, из моря грехов. Да не посмеется надо мной похититель, что сам я отдался пленником в руки его; да не поругается надо мной сатана, что мог я бежать, но не бежал.
Освободи меня от долгов моих, как ту болящую (Мф. 9:20) от болезней. Расторгни узы грехов моих, как освободил от уз бесноватого, имевшаго в себе легеон (Мк. 5:15). Их исцелил Ты наружно, меня же, Господи, исцели внутренно. Их освободил Ты от болезней, меня освободи от долгов и грехов. Внутренно был я мертв, а теперь стал жив; и изгибл бе, и обретеся (Лк. 15:24). Приими меня, Господи, как отец сына, расточившего имение его.
Есть у меня сотоварищи во грехах, сообщники в непотребствах; и вот они стали приставниками и сильными в Царстве Твоем. У Тебя те, которые избрали для себя мытницу, и которых избрало себе Царство Твое. Там и разбойник, восхитивший у Тебя рай. Там есть хищные волки, которые в стаде Твоем сделались овцами, там есть и хищные птицы, которые в училище Твоем преобразились в голубей. Там есть разные плевелы, которые переменились и стали избранной пшеницей, потому что напоены дождем Твоего учения, и принесли плод при Кресте Твоем.
Все, что сказал и говорю. — говорю на пользу своей греховности, чтобы побудить себя к исправлению и умолить твои щедроты, пока дверь Твоих щедрот ещё отверста. Да уподоблюсь тем, которые были подобны мне и потом стали образцом для всех; да облекусь в образы и подобия покаявшихся, какие предписаны мне. Да приобщусь обетований их, потому что и я погибал, как разбойник и блудница, которые из последних стали первыми.
Вся Церковь есть Церковь кающихся, как нетрудно видеть имеющему разум; вся она есть Церковь погибающих, как постигает это глубокий ум мудрых. Весь путь Твоего пришествия пройдем Тобою ради множества кающихся; все учение Твое, Господи, — великое упование для грешников.
Сотворите убо плод достоин покаяния , — взывает Иоанн Креститель (Мф. 3:8). И вот принес я плоды покаяния и веры. Вот пред Тобою, Господи наш, проливаю я слезы о своих беззакониях; уничтожь, Господи, и отдай мне рукописание мое, как отдал плакавшей во время вечери. Вот лобызаю Тело Твое, Господи наш, как она лобызала ноги Твои; и мне, как ей, подай оставление из сокровищницы милосердия Твоего.
Не дай мне согнить в струпах, какими покрыта воля моя, о Врач, не гнушающийся самыми нечистыми язвами!
Да не буду уловлен сетями, которыми опутаны были ноги мои, о Ловец, метнувший мрежу Свою для уловления не рыб, но человеков! Да не впаду в путы, которыми связана была свобода моя, о Сын Царев, исхитивший нас, пленников, из заточения греховного! Да не веселится лукавый, что пленил меня; да не радуется сатана, что обольстил и увлек меня! Долго был я в заточении; теперь из плена возвращаюсь в дом Твой.
Ради плененного Адама пришел Ты в страну нашу, Господи, как соглядатай, и извел его из стана того крепкого, который обольстил и увлек его. Ради погибшей овцы щедроты Твои привлекли Тебя в обитель мертвых, и Ты извлек её из области мучительницы смерти, которая не осмелилась воспрекословить Тебе. Об одной обретенной душе заставляешь Ты радоваться небо и землю. Возвеселись о мне, Господи, как о погибшей овце, которую снова обрел Ты.
Я — грешник, разбойники похитили мое одеяние, лукавый ничего не оставил мне, кроме веры. Умилосердись надо мной, Господи, как над тем, чьи раны сострадательно перевязала Твоя попечительность. Попечительностью благости Твоей исцелился он от ран своих.
Правда Твоя, Господи, да не входит со мною в состязание о долгах моих, потому что не в силах я удовлетворить её требования, если повлечен буду к отчету. Да потребует у меня отчета благость, тайна которой сокровенна и которая на всех терпит долги, потому что она и терпит, и изглаждает, и оставляет долги.
Не как восстающий против правосудия Твоего преклоняюсь пред величеством Твоим, потому что не без правосудия даются и венцы победителям, но желаю найти себе прибежище в благости, ибо знаю, что если из многих долгов своих принесу и малость, она тронется моими мольбами.
Прощение преступнику дается даром, однако же не без труда для него; так и оставление грехов есть дело милосердия, однако же приобретается не без слез.
Слезами блудница возвратила себе великое рукописание грехов своих; ради слез, которые пролиты очами моими, и мне. Господи, отдай рукописание долгов моих. Не прилагал я трудов, но есть у меня вера; не достоин я щедрот, но Ты сделай меня достойным, по благодати Твоей. Не начал я трудиться с первыми, пусть, по крайней мере, буду сотрудником последних. Не пришел я в шестом часу, удостой меня, Господи, прийти хоть в едыныйнадесять час (Мф. 20:9).
Вне виноградника благодати Твоей лежит великая пустыня грехов, и кто блуждает в ней, тому предстоят опасные поползновения. Не пришел я утром. Господи, не работал ни в третьем, ни в шестом часу, но остаются ещё часы во дне, в которые остававшийся праздным может заняться работой в винограднике Твоем.
Итак, позволь мне стать наемником в винограднике Твоем, позволь возделать ниву под Твоим ярмом, позволь заняться куплей на Твое серебро, только бы не остаться мне без приобретения.
Бежал я сети лукавого; умилосердись же надо мной, пока снова не настиг он меня; бежал я от тяжкой работы у похитителя, но он преследует меня, чтобы снова сделать пленником. С младенчества, Господи, поработил он меня, и я был его невольником и служил ему; от матернего чрева стал он властвовать надо мной; не попусти ему и впредь исполнять на мне волю свою.
Человек у человека ищет защиты, и сильный у более сильного. А я прибег к Твоему милосердию; избавь меня от владычества мятежника.
Кто бежал из плена, тот возводит очи свои ко граду убежища; и кто бежал из тесноты скорбей, тот с любовью взирает на столп спасения, Господи.
Я спасся от множества долгов, от легиона грехов, от тяжких уз неправды и от сетей греха. Спасся от лукавых дел, от тайных беззаконий, от скверны растления, от мерзости заблуждений. Восстал я из этой тины, изник из этого рва, вышел из этой тьмы; уврачуй же, Господи, по неложному обетованию Твоему, все немощи, какие видишь во мне.
Иону извлек ты из моря, и Симона из волн; я погряз в волнах греховных, простри ко мне руку милосердия Твоего. Сын Амафиин избавлен из китова чрева, а сын Ионин от бури. Из глубины бездны молился Иона, — и был избавлен, Симон Петр спасен от сильных волн.
Молитва нигде не погрязнет, и погрязших подъемлет она в высоту; молитве ничто не полагает преград, потому что у нее духовные крылья. Молитвой побеждают праведники; молитвой возвращаются к жизни грешники.
Ради молитв излей на нас щедроты, Господи, как на разбойника. Я такой же грешник, как и он, подобно ему обременен долгами; поэтому и мне, как ему, дай, Господи, ключ, отверзающий рай.
Пересматривал я множество долгов своих и кучи грехов; они многочисленны и неисчетны. Обращаюсь к проступкам своим и измеряю их величиной роста своего; намного выше они головы моей. Избавь же меня из глубины всех преступлений. Вот, молитвой свергнул я их с невидимых рамен души своей, потому что как тяжелое бремя через меру отяготели на мне (Пс. 37:5). С бременем, которое заключалось в них и тяготело на мне, сошел я в воды, крестился и очистился.
Да не будет сего, Господи, чтобы и меня оставил Ты там, как Египтян в бездне. Евреи, хотя были недостойны, спаслись из моря и по молитве Моисеевой избавлены Твоим великим именем.
И я, недостойный, также грешник; но Твое святое имя, которым призвал Ты меня, да сподобит меня соделаться Твоим. Будь ко мне милостив и избавь меня от долгов моих. Беззакония мои да не соделаются для меня исполнителями казни, и да не повлекут меня, как преступника, пред величие Правосудия. Пороки мои да не наложат на меня раскаленных оков, и да не низринут меня, как нечестивца, в пламенеющую пропасть.
На мне есть знамение Твоей Крови, — оружие, пред которым трепещет широкий зев геенны, алчущий и жаждущий нечестивых. Кровью агнца отогнана была смерть от Евреев; кольми же паче вострепещет геенна пред Твоей драгоценной Кровью, Господи наш?
Огонь вавилонской пещи изображает нам собой геенну; он выходил из пещи и все попалял, но праведников сохранил невредимыми в пещи.
Прибегаю к имени Твоему, Господи наш, потому что им оправдываются грешники. Поелику я не праведник, то причисли меня к кающимся. Поелику я вступил в обратный путь, пришел, и снова обретен для Тебя, то не причти меня к нечестивым. Нет щедрот, равных Твоим; они простираются и на добрых и на злых. И на праведных и на неправедных каплет роса благодати Твоей. И над злыми восходит солнце Твое. Кто может отрицать благость Твою?
Дождь Твой, Господи, нисходит и на нечестивых; кто не исповедует милосердия Твоего? Да воссияет мне солнце щедрот Твоих, которого не достигает никакая тьма! Ниспошли на меня великий дождь милосердия Твоего, омывающий от скверн. Никогда не споткнется тот, кому Ты бываешь опорой, никогда не падет тот, кто утверждается на Тебе. Кто Тебя имеет пред очами, того не обольстит никакой грех; кто на Тебя взирает, у того ничем другим не возмущается дух. Кто любит Тебя, для того совершенно презренна вся тварь. К Тебе возвел взор Иосиф в ложнице, и не поколебалась мудрость его. А Самсон доведен до падения Далидой, и все доблестные деяния его обратились в ничто.
Даруй мне, Господи, подобно Иосифу, на Тебя взирать в клети духа моего и избавиться от падений, в какие низринулся Самсон. Ты будь моим путем, по которому буду ходить, и сокровенной храминой, где укроюсь от лукавого, который превозносится предо мною и подстерегает каждый мой шаг.
Знаю это, Господи; угоден Тебе глас покаяния; с приятностью склоняется ухо Твое к речам его, когда приближается к Тебе, умоляя о прощении грехов.
Вот, объявил я пред Тобою долги свои, исповедал Тебе прегрешения свои, принес Тебе написанную молитву об умерщвлении беззаконий моих. Как скоро выйдет на них приговор Твоей благости, они умрут, и я воскликну: «Возвеселись! Мертва наша неправда. Хвала Твоему помилованию!»
О великий Врач, пришедший исцелить болезни и немощи бедного Адамова рода обильными щедротами благодати Своей! Пламенно вожделевает дух мой, чтобы помилование Твое простерлось и на меня. Посети меня по щедротам благости Твоей, исцели болезни мои по милости Твоей. Омой нечистоты и скверны мои, как блудницу соделал Ты чистой от грехов её.
Много согрешил я пред Тобою, Милосердый, но велики и щедроты Твои, Господи. Если Ты не оправдаешь, Господи, кто из рожденных будет тогда неповинен?
Дай мне, Господи, возможность обратиться и источить слезы сокрушения. Да плачу и умоляю Тебя о долгах своих, пока есть ещё время для молитвы. Вожделевает дух щедрот Твоих, а без них не может и пребыть.
Ты — полное море щедрот, у Тебя обилие милости. Вот, грехи лукавого века стали для меня тенетами, и я уловлен. Расторгни их, Господи, по Своему милосердию, и я спасусь, как птица. Как кровожадные убийцы окружают меня долги, грехи и нечистоты мои.
О Всесильный, держащий всю тварь, прииди ко мне на помощь, потому что немощен дух мой! Князь власти воздушныя (Еф. 2:2) пустил в меня стрелу и умертвил меня. О Царь царей и Господь господей, дай мне врачевство и исцели меня, чтобы не погиб я от яда его! Сокровищница Твоя богата, Господи, у Тебя щедроты и милосердие. Из источников благости Своей излей щедроты на недостойных. И блудница, пришедшая к Тебе, получила от Тебя помилование. Иссопом Твоим, Господи, очистил Ты её и омыл все скверны её.
Но врачевствах милосердия Твоего имеют нужду только больные. И вот, покрытые струнами при дверях Твоих, и просят у Тебя милости. Кто не имеет нужды в щедротах, Господи наш, тому и не вожделенны они. И добрый врач показывает свое искусство только на гнойных язвах. Здорового телом невозможно сделать ещё здоровее. Врач приходит только к больному. Здорового для чего и врачевать ему? Напрасно трудится врач, который хочет врачевать здорового. На гнойных струпах и болезнях показывает он превосходство своего искусства и по праву получает должную награду за свое врачевание.
Врач приобретает себе славу, когда больных исцеляет он от их страданий. И Ты, Господи, веселишься и радуешься, когда страждущие освобождаются от недуга. У Тебя щедроты и милосердие, а я умножаю долги свои.
Вот, благость ждет моего обращения, чтобы изгладить долги мои, и в оставлении грехов моих является все любвеобилие милосердия Твоего. Ты милосерд, оставляешь долги наши, и не угодна Тебе погибель наша. Не говорю я, как братоубийца Канн: вящшая вина моя, не достоин я прощения (Быт. 4:13).
Ибо паче моря милосердие Твое, о Премилосердый! Очисти меня, по милосердию Своему. Оно возлагает на Тебя дело это — миловать грешников, заботиться о прощении их, потому что Ты, Владыка всяческих, прощаешь охотно.
Врачу великая радость, когда по соседству с ним усиливаются болезни, опасные припадки, злокачественные струпы; из всего этого может он извлечь себе выгоду и искусству своему приобрести похвалу, славу и знаменитость.
И Ты, Милостивый и Благосердый, подай мне врачевство щедрот Твоих, чтобы и я послужил к славе Твоей, потому что немощен я и сгораю желанием приобщиться полноты щедрот Твоих.
Как прекрасна в Тебе, Господи, полнота щедрот Твоих, когда врачуешь уязвленных! Как приличны Тебе щедроты благости Твоей, когда оставляешь долги! Не домогаешься Ты вознаграждения от грешников, которые просят у Тебя помощи; радуешься обращению их и прощаешь им все долги их.
Чем воздала Тебе оная блудница, когда оставил Ты ей все долги её? Купила только мира и пришла помазать ноги Твои. Дорога и прекрасна была любовь её, победоносна была вера её, потому что за миро и слезы очей своих получила от Тебя оставление грехов. У нее грехи, миро и слезы, а у Тебя милость и полнота щедрот. Слезами своими омыла она ноги Твои и волосами своими отерла их. Миром помазала члены Твои и получила от Тебя прощение во грехах. Маловажен принесенный ею дар в сравнении с полученным оставлением грехов. В пламенеющий поток погружена была оскверненная эта грешница, и капли слез из очей её угасили этот огненный поток. Каплями слез оросила она святые ноги Твои; и река огненная угасла, и запаление не обратило её в пепел. Из очей оскверненной и нечистой грешницы истекшие воды пали на огненные волны, и они обратились вспять и не попалили её.
Дух мой побуждает меня говорить подробнее об этой благоразумной многогрешной жене. Сказание о ней и возвышенно и приятно. Охотно будут слушать повесть о ней жены, живущие подобно этой помилованной грешнице, и с радостью узнают, как оставлены все грехи глубоко падшей грешнице. Они сгорают желанием услышать возвышенную повесть эту, потому что сами имеют нужду в оставлении грехов и жаждут этого, как эта блудница.
Господь весьма любит кающихся, у Него готово прощение грешнику, только бы оставил он лукавство свое, — и получит оставление грехов.
Поэтому, братия мои, без лености и нерадения — да умоляет всякий о щедротах! Пусть ударяет только в дверь Господню; Господь ответит ему с искренней любовью. И блудница толкнула в дверь покаяния и получила от милосердного Господа оставление грехов своих.
Ни один грешник, братия мои, да не впадает в отчаяние, потому что впал в отчаяние Иуда, — и изринут из сонма апостолов.
Если бы не позаботилась о себе блудница, то не очистилась бы от грехов своих; поэтому если и мы, подобно ей, приложим старание, то сподобимся также прощения. А если не будем подражать её заботливости, кто оставит нам грехи наши?
Если кающийся и по обращении своем впадает в грех, то пусть прибегает опять к покаянию; оно разрешит греховные узы. Покаянию нет определенного времени, нет и предела его продолжению, потому что нет такого времени, которое бы не было годно для покаяния. Если и тысячи раз согрешишь, но потом опять прибегнешь к покаянию, то снова очистишься от скверн и от соделанных тобой беззаконий.
Как часто ни будешь падать, всегда останется тебе возможность востать, если только захочешь этого. Если человек, по совершении греха, хочет исправиться, пусть обратится, умоляет о прощении; дверь у Врача отверста и не затворена для кающихся.
Господь наш сказал: седмьдесят крат седмерицею отпусти брату своему согрешения его (Мф. 18:22): во сколько же крат более Сам Господь наш простит кающемуся? Господь милосерд; Ему приятно оказать милость и спасти человека. Поэтому, грешник, неослабно умоляй о милосердии и проси себе щедрот, потому что и Господь твой не утомляется, прощая тебе долги твои.
Имей сострадание, грешник, к телу своему, покрытому гнойными струпами и нечистотами, ибо Врачу, как скоро будешь просить Его, не трудно уврачевать твои болезни, обвязать твои язвы. Если самому тебе стали несносны расслабление твое, гнойные струпы и язвы твои, то есть у тебя весьма искусный Врач, Который находит для Себя славу в твоем исцелении.
Если ты — грешник, и ежедневно станешь созидать и разорять, то Бог не погнушается принять молитву твою, как скоро начнешь взывать к Нему. Знаешь, что теперь, прежде смерти, есть ещё время для обращения, поэтому и не сомневайся в оставлении грехов, если будешь молить об этом.
Не сокрыто ли от тебя, когда придет и постигнет тебя конец? Но очищение от грехов можешь получить тотчас, если только будешь молить об этом.
Если ты — грешник, и в один день согрешаешь седмьдесят крат седмерицею, Бог не затворяет для тебя двери щедрот, если только каешься. Если, ложась спать ночью, и греху дал ты место с собой на ложе, то наутро иди с покаянием в дом ко Врачу, и Он исцелит тебя. Если в продолжение дня прибыл у тебя ещё один мучительный гнойный струп, то вечером приступи к порогу Врача, и Он исцелит твои гнойные язвы.
Совершенному слово мое, братия, покажется неуместным и чрезмерно снисходительным, но радует беседа моя бедного грешника и исполняет его упованием.
Господь щедр, и дает всякому просящему. У тебя лукавое око, но не лукаво око у Господа. Разве не полный Он властелин над Своим богатством и над Своими сокровищами, чтобы давать их всякому неимущему и удовлетворять нужды его.
Если не отказывает Он в даре ни одному просящему, то проси и ты, грешник. Он, как Премилосердый, даст и тебе. Как часто ни стал бы просить ты у Него, всякий раз дает Он без отказа. Принеси от души покаяние и несколько слез укань (капни) на уязвляющий тебя грех, и пагубная язва совершенно будет заживлена на членах твоих. Пролей, грешник, токи слез о подавляющем тебя грехе и, рыдая, как мертвеца предай его погребению, и грех бежит от тебя.
Если не молишься, грешник, и не сильно домогаешься исцеления своего, то и Врач не приступит, чтобы насильно уврачевать твои язвы и возвратить тебе здравие. Если один обычай влечет тебя ко Врачу, то не получишь здравия. Слезами только и сокрушением врачуется болезнь твоя. Обрати взор и посмотри на блудницу; горько стала она плакать о болезненном состоянии своем; многогнойный греховный струп её отек и начал мучить её, и за сетование свое, за слезы очей своих снова получила она здравие. Одни слезы принесла она в дар Врачу, исцелившему её немощь, — и Он даровал ей здравие прощением её грехов, тем, что отъял (истребил) её неправды и беззакония. Плач свой — вот тот великий дар, какой принесла она благому Врачу.
Пришла она ко Врачу и умоляла Его исцелить все струпы её. И её, недуговавшую грехами и сквернами, высоко превознес и похвалил Он, ради слез, истекших из очей её, простил и оставил ей все долги. Поелику слезы, лившиеся из очей её, доказывали сокрушение и любовь, то Милосердый, как заметил их, сострадательно воззрел на грехи.
Пока тело здорово, приятно видеть его, но как скоро нападет на него болезнь, — и взор возмутится болезнью. Премилосердый требует любви от того, кто хочет прийти к Нему. И если приносит он любовь и слезы, туне приемлет дар.
Если Милосердый врачует кого, то не требует от него иного воздаяния, кроме сетования, слез и исключительной любви. От того, кто просит оставления грехов, Он требует только произволения, потому что произволение заменяет собой всесожжения и жертвы.
Не судить мир послал Отец Сына Своего, но определил через Него даровать миру жизнь. Поелику Милосердый и Исполненный щедрот пришел исцелить болезни и немощи уязвленных грехом, то и обращение имел Он с грешниками и любодейцами, чтобы им возвратить здравие. Таковым, собственно, и нужен врач, который бы исцелил и соделал их здравыми от недугов, а не тем, которые здоровы и не имеют нужды искать здравия у врача.