Размышление по случаю бывшего землетрясения
Благословен Тот, по гласу Которого воскреснут мертвые и в воскресении облекутся славой! К концу приходит время, братия. Приблизилось горнее Царство. «Покайтеся , грешники, и спасайтесь», — говорит Господь (Мф. 3:2). Бывшее землетрясение возвещает исполнение времен и как бы перстом указывает нам, что кончина приблизилась.
Те знамения, которые, как сказал Господь, будут при конце времен, уже приблизились, настигли нас, и вот, стоят при дверях. Вот умножилась неправда, иссякла любы многих (Мф. 24:12), и нет человека, который бы верил, что мир и блага его преходят (временны). Люди забыли горнюю обитель, вожделенную Ангелам, и погрязают в нечистотах. Теперь радующиися, якоже не радующеся , как прежде ещё сказал Павел, и купующии, яко не содержаще… преходит бо образ мира сего (1 Кор. 7:30–31).
Сыны персти призываются на брак жизни. Прекраснейший Жених ожидает, когда придут они.
Приди, человек, приникни (взгляни) в геенну, что готовится тебе, (виждь), что ожидает тебя там, хотя и не хотелось бы тебе.
Проходит день, по следам его идет другой, и когда не гадаешь, — смерть стоит уже в головах у тебя.
Приди, мудрец, посмотри на города: что постигло красоту и благолепие их устройства? Где цари, властелины целого мира, которые собирали (богатство) и всякими сокровищами наполняли свои сокровищницы? Где именитые исполины, которые домогались высоких титулов и приобретали их своими доблестями? Где мудрецы, которые написали книги и писаниями своими наполнили мир? Где те, которые низлагали и поражали сынов человеческих, расхищали все, что было у них, и собирали это в свои сокровищницы? Где те, которые изумляли мир своим словом и писаниями, пленяли своими умствованиями? Где те, которые гордились дорогими одеждами, покоились на пурпуровых ложах? Где те, которые изумляли красотой своей наружности? Что постигло привлекательную красоту лица их? Где выи (шеи), которые обременяли золотые цепи? Где руки, которые украшали жемчужины? Где те, которые приводили в трепет своими велениями и покоряли себе землю ужасом своего владычества?
Скажи земле, и она укажет тебе — где они; вопроси шеол, — и он откроет тебе, куда они положены. Вот, все они вместе лежат в земле; все стали прахом, и не различишь, где прах богатого и где прах бедного.
Различи мне прах царя с прахом нищего, или персть богатого с перстью бедного! Приди, отличи мне кость глупого от кости мудреца, или уста борзого книжника от уст невежды! Приди, укажи мне прах госпожи и знатной жены, и различи персть рабы и невольницы! Приди, различи прах их, если ты мудр; приди, укажи мне — где господин, где раб? Весьма удивляет и несказанно изумляет то, что все, жившие от Адама, смешались в земле и однако же не погибли. Воедино смешался прах мужей и жен, и где отличительные черты лиц их? Хвала тому Мановению, Которое одно только знает их! Хвала тому Персту, Который Один может отделить их друг от друга! Слава тому Мановению, Которое не забывает числа их, не забывает, где именно, в какой стране и сколько их рассыпано!
Благословенно то Изволение, в Котором хранится память о всех них, от Адама до века, и не забыты они!
Хвала Премудрости, в Которой сокровенны различия их; сокрыто и то, кто из них праведен, кто нечестив, кто грешен!
Кто был благочестив и творил дела праведные, тот наследует вечную жизнь; а кто нечествовал, оскорблял Бога и грешил, тот наследует тьму. Нет там места покаянию, прошению, молению; никто не преклонит к тебе слуха, не будет выслушан и не получит ответа. Не будет принята там молитва, вовек нимало не воспользует она человеку.
Откуда же бежало и удалилось всякое зло, — там раздадутся хвалебные гласы, там будет неизреченная слава. Там возрадуются праведники, делатели истины; они на воздусе (1 Фес. 4:17) воспарят к небу. Нечестивые же, делами своими прогневляющие Господа, возрыдают и восплачут вовек во тьме и геенне.
На кончину подвижника
Господь наш учит в Евангелии Своем: оставьте мир и возлюбите Его. Поэтому праведные страдали за Него и, как умершие в уповании на Него, наследуют жизнь и Царство, в Едеме прославятся за труды свои.
Из персти образовал Ты меня в начале святыми руками Твоими, Господи, сотворил меня по Твоему живому образу и подобию; теперь, когда почил я по Твоему повелению, упокой душу мою с праведными, да востану и прославлю Тебя за благость Твою.
Праведники в воскресение с открытым лицом предстанут Сыну Благого. И как они исповедовали имя Его, так и Он исповедует их пред Отцом Своим; и, как умершие с упованием на Него, наследуют они жизнь и Царство, в Едеме прославятся за труды свои.
Воссияли щедроты с высоты, идет Адам со чадами своими, потому что пришел Господь его, вкусил за него смерть, уплатил долг его, воскресил его из праха, чтобы восстал он и славословил Его за благость Его.
Вот приблизился день воскресения. Утешьтесь, смертные! Идет Господь ваш и мановением Своим отверзает гробы, животворящим гласом Своим поставляет нас одесную Себя, чтобы войти вам в уготованный для вас брачный чертог.
Горе блюдется (готовится) диаволу, который позавидовал Адаму вначале, соблазнил Еву и над чадами их воцарил смерть. Смерть побеждена Крестом, Адам возвращен в рай, соделан наследником Царства, а диавол посрамлен.
Пришел Господь, и ту светлость и славу, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему Крещением. И опять придет Господь в конце времен, воскресит Адама и чад его и облечет их славой в чертоге света.
Вот приблизился Небесный Жених. Пусть каждый обратит взор на самого себя и в напутие себе приготовит добрые дела, чтобы Господь милостиво приял его, когда плоть его просияет непорочностью, чистотой и истинной верой.
Блажен, кто внимательно испытывал самого себя, замечал в себе многочисленные, едва приметные недостатки, ограждал себя от греха, чтобы умилосердился к нему Бог на нелицеприятном Своем Суде.
Блажен, кто здесь ещё приготовил елей в сосуде своем, чтобы, когда возгласят: «Жених близко», — возжечь ему светильник свой и вместе с Женихом войти в брачный чертог и воскликнуть: «Хвала Тебе, Воскреситель мертвых!»
И благость, и покаяние совокупно учат нас: «Оставьте худые дела свои, пока есть ещё время, а в день воскресения брат не спасет брата, и отец не избавит единородного своего». Иона через три дня явился и исшел из моря, и прообразовал собой воскресение Сына Божия, Который в третий день воссиял из гроба и вместо Ниневии спас Церковь Свою. Ему воспевается хвала в целой вселенной.
Какая подобает хвала Жизнеподателю, Который добровольно пришел к нам, сошел в шеол, посеял там семя жизни и вознесся на небо, и снова сойдет, как дождь, и облечет славой возлюбленных Им праведников!
Куда пойду от Суда Твоего? Где укроюсь от лица Твоего? Аще взыду на небо, — Ты , Господи, вечно тамо еси, аще сниду во ад — тамо еси (Пс. 138:8). И среди мертвых — благовестие Твое, которое приближением дня воскресения их ободряет, а меня жестоко печалит.
Не скорби, сын Адамов, что сотлевает естество твое. Тому, Кто сотворил тебя из ничего, нетрудно воскресить мертвых, обновить обветшавшие тела и возлюбивших Его праведников облечь славой.
За преступление заповеди воцарилась смерть над Адамом; и его, и чад его ввергла и заключила во гроб. Но открылись щедроты Господни, и послал Бог Сына Своего, Который пришел, сокрушил запоры с обители пагубы и даровал жизнь нашему роду.
Прославим Того, Кто столь возлюбил человека — погибший Свой образ, и ради него добровольно восшел на Крест, ради него вкусил смерть, сошел в шеол, чтобы обновить красоту человеческую, спас человека и вознесся к Пославшему Его. Мученики столь возлюбили Христа, что выи свои склоняли под меч; праведники такой пламенели к Нему любовью, что ради Него претерпевали страдания. По милосердию Твоему, Господи, сподоби и нас в сонме их поклониться Тебе, Благому, по любви Своей милующему род наш.
Изсше трава , как написано, и былие увяло на земле, глагол же Господа нашего жив и пребывает во веки (Ис. 40:8). Блажен, кто внимает сразу и хранит все заповеди Господни; он наследует в Едеме непреходящую жизнь.
«Очи мои исчезосте во спасение Твое (Пс. 118:123), Сын Бога живаго, искупивший меня Своей Кровью!
Поспеши, Господи, отряси прах с очей моих, и восстану, и прославлю Тебя, и Отца Твоего, и Духа Святаго Твоего, о Благий, по любви Своей милующий род наш!
Давно оковала меня смерть, наложила узду на уста мои, умолкла цевница моя, онемели уста мои. Тебя, Господи, ожидаю, — да пробудится цевница моя, и воспою Тебе хвалу и славословие в день воскресения. Помолитесь о мне, возлюбленные мои, потому что иду в опасный путь, помолитесь, чтобы во время шествия сего не погрязнуть мне там в огненном море, но на крылах молитв ваших достигнуть пристани жизни».
– Гроб праведников есть пристань, в которой утружденный упокоевается от трудов своих. Блажен ты, брат наш, потому что ладья твоя достигла пристани Господа твоего. Он возрадуется о купле твоей, ибо усердно служил ты Ему, и облечет тебя в ризу славы.
Великий Архиерей, принесший душу Свою в жертву за нас Отцу Своему, по милосердию Твоему приими, Господи, наши жертвы и облеки славой тех, которые уповали на Тебя, хранили и исполняли заповеди Твои.