Убеждения относительно отдельных пророков и посланников
Мусульманин обязан верить в во всех упомянутых Коране и Сунне, посланников и пророков относится и признавать каждого из них. В шариатских текстах приходят имена пророков, описание событий о них, правдивейшие рассказы и сообщения об их достоинствах и отличительных чертах.
Священный Коран упоминает имена двадцати пяти пророков и посланников. О восемнадцати из них сообщается в словах Всевышнего: «Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь – Мудрый, Знающий.Мы даровали ему Исхака и Йакуба. Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха, а из его потомства – Дауда, Сулеймана, Айюба, Йусуфа, Мусу и Харуна. Таким образом Мы воздаем творящим добро.А также Закарию, Йахйу, Ису и Ильяса. Все они были из числа праведников.А также Исмаила, Аль-Йасаа, Йунуса и Лута. Всех их Мы превознесли над мирами» (сура «аль-Ан’ам», 83-86-аяты).
Остальные семеро пророков и посланников упомянуты в других аятах: «Мы отправили к адитам их брата Худа» (сура «аль-А’раф», 65-аят); «Мы отправили к самудянам их брата Салиха» (сура «аль-А’раф», 73-аят); «Мы отправили к мадьянитам их брата Шуейба» (сура «аль-А’раф», 85-аят); «Воистину, Аллах избрал и возвысил над мирами Адама, Нуха…» (сура «Аль Имран», 33-аят); «Помяни также Исмаила, Идриса, Зуль Кифля. Все они были из числа терпеливых» (сура «аль-Анбийа», 85-аят); «Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (сура «аль-Фатх», 29-аят).
Для того, чтобы вера человека была действительной, он обязан уверовать в каждого из из этих пророков и посланников, признать их пророчество и послание так, как сообщается о них Аллахом и Его посланником Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует.
Вместе с этим также необходимо верить в правдивость всех священных текстов, где повествуются истории о них, сообщаются об их достоинствах и особенностях. Например, каждый мусульманин обязан веровать в то, что пророков Ибрахима и Мухаммада (мир им и благословение Аллаха) Всевышний сделал Своими возлюбленными. Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «Аллах сделал Ибрахима Своим возлюбленным» (сура «ан-Ниса», 125-аят).
Посланник Аллаха же, да благословит его Аллах и приветствует, говорил о себе: «Воистину, Аллах сделал меня, как и Ибрахима, Своим возлюбленным»(Муслим «Сахих» (532)).
Мусульманин обязан также верить и в то, что Всевышний Аллах разговаривал с пророком Мусой, как свидетельствует об этом сам Всевышний: «А с Мусой Аллах вел беседу» (сура «ан-Ниса», 164-аят).
Всевышний Аллах подчинил пророку Дауду горы и птиц, и они вместе с ним восславляли Аллаха. Аллах, Велик Он и Могуч сообщил об этом в Священном Коране: «Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они славили Нас вместе с Даудом. Мы это сделали» (сура «аль-Анбийа», 79-аят).
Помимо этого, Господь миров сделал для Дауда железо мягким, о чем Он Сам сообщил: «Мы одарили Дауда милостью от Нас и сказали: «О горы и птицы! Славьте вместе с ним!». Мы сделали железо мягким для него» (сура «Саба», 10-аят).
Всевышний сказал в Коране, что Он подчинил пророку Сулейману ветры, которые дули по его приказу, а также джиннов, которые работали перед ним для него: «Мы подчинили Сулейману ветер, который утром пролетал месячный путь и после полудня пролетал месячный путь. Мы заставили для него течь источник меди. Среди джиннов были такие, которые работали перед ним с дозволения его Господа» (сура «Саба», 12-аят).
Сулеймана, кроме всего прочего, Господь миров обучил языку птиц, о чем Он сказал следующее: «Сулейман наследовал Дауду и сказал: «О люди! Мы обучены языку птиц, и нам даровано от всего сущего» (сура «ан-Намль», 16-аят).
К обязательным убеждениям относительно каждого посланника и пророка также относятся упомянутые в Книге Аллаха повествования о посланниках и их общинах, о противостоянии между ними, а также о том, как Всевышний даровал помощь Своим посланникам и тем, кто последовал за ними. Это – правдивейшие повествования о Мусе (мир ему) и Фараоне, об Ибрахиме (мир ему) и его народе, о Нухе, Худе, Салихе, Шуейбе, Луте (мир им) и их соплеменниках.
К этим рассказам относится и история о Йусуфе, его братьях и жителях Египта, история о Йунусе и его народе и многие другие повествования о пророках и посланниках, дошедшие до нас в Коране и Сунне. Вера в каждое из этих повествований в отдельности так, как сообщается о них в священных текстах, является обязательной для каждого мусульманина.
Человек будет полноценным верующим только в том случае, если он признает все выше упомянутые убеждения, как и в отношении всех посланников и пророков в целом, так и относительно каждого из них в отдельности. Аллах же об этом знает лучше!
Каковы обязанности мусульман перед посланниками?
Всевышний Аллах возложил на посланников и пророков важнейшую религиозную миссию и наделил их почетным и достославным статусом пред Собой, и этим определяются возложенные на мусульман, как и на все человечество, великие обязанности перед ними. Господь миров удостоил их почетной обязанностью посланничества и пророчества, избрав их для того, чтобы они донесли и разъяснили всем другим творениям Его откровение и шариат. Ниже приводятся некоторые из обязанностей, возложенных Аллахом на людей в отношении Его посланников и пророков:
1. Твердая вера в то, что все Божьи посланники и пророки принесли только правду и истину, как и в то, что все они, от первого из них - Адама (мир ему) до последнего – печати пророков Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, были посланы Всевышним Господом и донесли до тех, к кому они были отправлены, то, что было велено им Аллахом. И в этом отношении нет никакой разницы между ними. Всевышний Аллах сказал: «Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха» (сура «ан-Ниса», 64-аят); «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь! Но если вы отвернетесь, то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения» (сура «аль-Маида», 92-аят); «Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», – и хотят найти путь между этим,являются подлинными неверующими» (сура «ан-Ниса», 150-151-аят).
Из выше сказанного следует, что для мусульман является обязательным верить в правдивость всего, что проповедовали посланники, и это обязательный атрибут веры в них.
Необходимо также знать и веровать, что после послания Всевышним Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, никто из джиннов и людей не вправе следовать за кем-либо из предыдущих посланников, так как Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, - это посланник Аллаха ко всему человечеству без исключения. Шариат Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, прекратил действие шариатов прошлых пророков, и, следовательно, на данный момент религией Аллаха является только та, которую Аллах ниспослал вместе с ним, и все люди обязаны повиновением только этому благородному Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний Господь сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (сура «Аль Имран», 85-аят); «Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (сура «Саба», 28-аят); «Скажи: «О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам…» (сура «аль-А’раф», 158-аят).
2. Верующий обязан искренне любить всех посланников и пророков и не иметь враждебности по отношению к ним. Всевышний Аллах сказал: «Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями» (сура «аль-Маида», 56-аят); «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу» (сура «ат-Тауба», 71-аят).
В этом аяте указание на то, что верующие должны проявлять друг к другу дружбу и взаимопомощь. И он, без сомнения, относится к посланникам и пророкам Аллаха, так как они являются лучшими из верующих, чья вера отличается от веры всех других людей совершенством. А раз так, то каждый верующий должен иметь в своем сердце такую любовь к ним, которая намного сильнее любви к какому-либо творению. Это по причине их значимого места в религии, как благовестников и увещевателей, зовущих людей к милости Всевышнего и спасению, и полноты их веры. И поэтому Всевышний Аллах выразил угрозу тем, кто враждует с Его посланниками, и сделал такую враждебность подобной с враждебностью к Аллаху и Его ангелам, и сделал наказание и возмездие таких общим. Аллах сказал: «Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилем и Микаилем, то ведь Аллах является врагом неверующих» (сура «аль-Бакъара», 98-аят).
3. Твердая убежденность в превосходстве посланников над всеми остальными людьми, и что никто из людей, какой бы праведностью и богобоязненностью он не обладал, не может достичь степени праведности никого из пророков и посланников. Потому что пророчеством и посланничеством Аллах наделяет только тех, кого пожелает Сам, и этого невозможно достичь собственными стараниями и усердием. Всевышний сказал: «Аллах избирает среди ангелов и людей посланников. Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (сура «аль-Хадж», 75-аят).
Аллах также сказал: «Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем» (сура «аль-Ан’ам», 83-аят).
Потом же Всевышний назвав поименно большую череду пророков и посланников, сказал: «Всех их Мы превознесли над мирами» (сура «аль-Ан’ам», 86-аят).
Читатель, наверное, заметил, что этот прекрасный аят был приведен уже выше в начале статьи.
В хадисах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, также имеется множество свидетельств о том, никакое творение не способно достичь высокой степени Божьих посланников. В хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), который передается в обоих достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Никому из рабов не подобает говорить: «Я лучше Йунуса бин Матты» (аль-Бухари «Сахих» (3416), Муслим «Сахих» (2376). Текст хадиса приведен по версии аль-Бухари). В версии хадиса, которая приводится у аль-Бухари, Пророк да благословит его Аллах и приветствует, также говорит: «Кто говорит, что он лучше Йунуса бин Матты, тот лжет» (аль-Бухари «Сахих» (4604)). Как сообщается в одном из комментариев этого хадиса, «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это, чтобы никому из невежественных людей не пришло в голову умалять достоинство пророка Йунуса из-за той истории, которая рассказана о нем в Могучем Коране». Ученые говорили, что события, имевшие место с Йунусом (мир ему), нисколько не принижают его достоинство посланника Аллаха и не умаляют его пророческую миссию, и Всевышний сообщает о нем в Священном Коране: «Помяни также человека в рыбе (Иунуса), который ушел в гневе и подумал, что Мы не справимся с ним. Он воззвал из мрака: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!»Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих» (сура «аль-Анбийа», 87-88-аяты); «Йунус также был одним из посланников.Он сбежал на переполненный корабль.Он бросил жребий вместе с другими и оказался проигравшим.Его проглотил кит, когда он был достоин порицания.Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха,то непременно остался бы в его чреве до того дня, когда они будут воскрешены.Мы выбросили его на открытую местность, и он был болен.Мы взрастили над ним (или возле него) тыкву.Мы отправили его к ста тысячам или даже больше того.Они уверовали, и Мы позволили им пользоваться благами до определенного времени» (сура «ас-Саффат», 139-148-аят).
4. Обязательность веры в превосходство одних посланников Аллаха над другими из них и в то, что их положения перед Аллахом различаются друг от друга. Всевышний Господь миров возвысил одних посланников над другими. Аллах сказал: «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней» (сура «аль-Бакъара», 253-аят).
Имам из числа муфассиров Корана ат-Табари в тафсире этого аята сказал: «Всевышний сказал: «Одних из этих посланников Я возвысил над другими. С некоторыми из них Я разговаривал, как это было с Мусой. А некоторых из них Я возвысил до степеней, оказав им милость и одарив их высоким положением». Поэтому каждому мусульманину вменяется в обязанность признание за каждым посланником и пророком того достойного места, которое Всевышний Аллах отвел ему, по своей величайшей мудрости. И верить в это нужно в строгом соответствии с тем, что ниспослано от Аллаха в Коране и в Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. И это – незыблемое право каждого из них, которым обязаны пред ними люди.
5. Таким же образом люди обязаны перед посланниками совершением мольбы за них Всевышнему, прося у Аллаха благословения, мира и благополучия для них. Это является велением Аллаха для людей. Господь миров сообщил так же о том, что добрая слава Его посланников будет вечной и что впоследствии целые народы будут желать им мира и благополучия. Так, например, Всевышний сказал о пророке Нухе: «Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву.Мир Нуху среди миров!» (сура «ас-Саффат», 78-79-аят).
О пророке Ибрахиме, Всевышний Аллах также сказал: «Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву.Мир Ибрахиму!» (сура «ас-Саффат», 108-109-аяты).
И это же Он сказал о пророках Мусе и Харуне: «Мы оставили о них в последующих поколениях добрую молву.Мир Мусе и Харуну!» (сура «ас-Саффат», 119-120-аятты).
Господь также сказал: «Мир посланникам!» (сура «ас-Саффат», 181-аят).
Хафиз Ибн Касир в толковании слов Всевышнего «Мир Нуху среди миров!»говорит следующее: «Добрая молва о нем и его вечная слава определяются тем, что все народы желают ему мира и благополучия». Имам ан-Навави сказал, что ученые единодушны в том, что испрашивать у Аллаха благословения для всех пророков можно и даже желательно. Он говорит: «Ученые единогласны в том, что просить благословения для нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, является необходимым (уаджибом). Известные ученые также единогласны в том, что разрешается обращаться с дуа (к Аллаху), испрашивая благословения для всех остальных пророков и ангелов в отдельности. Что же касается всех других людей, то большинство мусульманских ученых считает, делать дуа за их благословение до упоминания имен пророков не следует».
Кто они - твердые духом посланники?
Твердыми духом названы те из посланников, которые проявили исключительную решимость и терпение в выполнении возложенной на них миссии. Аллах сказал в Коране: «Терпи же, как терпели твердые духом посланники» (сура «аль-Ахкаф», 35-аят).
Среди исламских ученых существует несколько разных мнений относительно того, кто из посланников считается твердым духом. Некоторые из них относят к ним всех посланников. И арабский предлог «мин» в упомянутом аяте в этом случае указывает на принадлежность тех, кто был тверд духом к посланникам, а не на выделение твердых духом из числа посланников. Ибн Зейд сказал: «Все посланники были твердыми духом. Все пророки, которых отправил Аллах, были твердыми духом, решительными и благоразумными людьми».
Другая группа ученых считала, что твердыми духом были только пять посланников: Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад. И это мнение Ибн ‘Аббаса, который сказал: «Твердыми духом посланниками были Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, а также Нух, Ибрахим, Муса и Иса». Такого же мнения придерживались Муджахид, Ата аль-Хорасани и многие последующие ученые.
Доводом этому они приводят то, что имена этих пятерых посланников вместе упоминаются в Писании Аллаха дважды. В первый раз Аллах упоминает их вместе в суре «аль-Ахзаб»: «Вот Мы заключили завет с пророками, с тобой, Нухом, Ибрахимом, Мусой и Исой, сыном Марьям. Мы заключили с ними суровый завет» (сура «аль-Ахзаб», 7-аят).
А во второй раз они упоминаются вместе в суре «аш-Шура»: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее» (сура «аш-Шура», 13-аят).
В одном из тафсиров Корана говорится: «Аллах удостоил их особым вниманием для того, чтобы подчеркнуть, что они превосходят всех остальных в славе и величии, поскольку они принесли самые распространенные законодательства и были твердыми духом посланниками».
Эти пятеро посланников являются самыми достойными среди них и лучшими среди сынов Адама. От Абу Хурейры передаются его следующие слова: «Лучшими среди сынов Адама являются пятеро: Нух, Ибрахим, Иса, Муса и Мухаммад, а лучшим среди них является Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует» («Кашф аль-Астар» (3/114), «Маджма аз-Заваид» (8/255), аль-Хаким «Мустадрак» (2/546). Хафиз Аль-Хейсами сказал, что передатчики этого хадиса являются передатчиками хадисов, которые вошли «ас-Сахих». Имам аль-Хаким же назвал его иснад достоверным, и с ним согласился имам аз-Захаби).
Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что самым достойным среди посланников является Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, что подтверждается хадисом, который передан аль-Бухари со слов Абу Хурейры. В нем сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я – господин сынов Адама в День Воскресения, и я буду первым, для кого раскроется могила, и первым, кто сможет заступиться, и первым, чье заступничество будет принято» (Муслим «Сахих» (2278), Абу Дауд «Сунан» (4673)).