Культовая система буддизма.

Первоначально буддистские общины представляли собой братства монахов и монахинь - объединения людей, добровольно порвавших с мирской жизнью, со всеми земными заботами. Вступая в монашескую общину-сангху, каждый человек должен был отказаться от семьи, от собственности. Он брал на себя обет целомудрия. Вступающий должен был пройти обряд посвящения, сбрить усы и бороду, остричь волосы и надеть желтую монашескую тогу. Через некоторое время, изучив под руководством своего наставника основы религиозного учения и уставные требования, послушник получал второе посвящение и становился полноправным монахом, членом общины. Вопрос о приеме в общину решался демократически согласием большинства присутствующих при посвящении членов общины.
Монашеская жизнь подробно регламентировалась. На монахов налагались 253 запрета, или ограничивающих предписания, определявших всю их жизнь. Монахам, например, воспрещалось принимать участие в танцах и театральных представлениях, носить украшения, вдыхать благоухания, спать на удобном месте, владеть золотом и серебром. Для рядовых верующих монахи были особыми, почти сверхъестественными существами. Их окружали почет и поклонение, которые в ряде стран вылились в прямое обожествление буддийского духовенства.

4
Одной из существенных черт буддизма в сравнении с другими мировыми религиями является его политеизм. Дело в том, что Будда Гаутама не является единственным. В буддизме поклоняются целому сонму других будд: Адди-будде, чье космическое тело представляет из себя Вселенную, Амитабе - владыке рая, Майтрейе - грядущему Будде и др. В самом поклонении Будде заключено противоречие: с одной стороны, верующие обращаются к нему с молитвами, просьбами, с другой, Будда не только не может ничем помочь, но даже не имеет шансов их услышать, так как он - существо, попавшее в нирвану, достигшее совершенства и полного спокойствия, выключенное из круговорота смертей и рождения (сансары).
Важной особенностью буддизма как религии является специфическое учение о спасении. Для человека европейской культуры характерно представление о бытии его личности как о величайшей ценности, отсюда и в религиозных учениях о спасении речь идет о сохранении и после смерти способности чувствовать, мыслить, наслаждаться. В буддизме же естественным состоянием любой жизни объявляется страдание. Если для христианина само существование является благом, то для буддиста существование оказывается злом, ибо оно преисполнено страданием. Единственный способ избавления от страданий заключается в подавлении желаний, порождающих страдания, для чего необходимо следовать учению Будды.

Основные направления (этапы развития) буддизма.


Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н. э - начале I тысячелетия н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.
С начала новой эры буддизм приобретает черты религии цивилизации. Он объединяет в единое пространство разные народы и территории, образуя сложные сочетания местных традиций с учением Будды. По всему этому пространству буддийские проповедники разносят тексты Учения. Вместе с буддийскими доктринами и религиозной практикой индийские буддисты приносят в разные страны достижения Индии в области медицины, фармакологии, астрономии, астрологии, архитектуры, ваяния, живописи, литературы и т. д.
Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С III в. до н. э. буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан), с I в. н. э.— в Китае, со II в. — на полуострове Индокитай, с IV в. — в Корее, с VI в. — в Японии, с VII в. — в Тибете, с XII в. — в Монголии. Используя свой главный принцип — не нарушать сложившиеся культурные традиции разных стран и народов и по возможности срастаться с ними, — буддизм быстро прижился везде и, привившись к древу местной культуры, дал новые побеги. Например, в Китае этот процесс начался с V—VI вв. В VIII— IX вв. там успешно распространялись по крайней мере уже два чисто китайских направления буддизма — школа чистой земли будды Амитабхи и школа чань. В Японию буддизм проник уже в китайском обличье. Китайские школы тяньтай,

хуаянь-цзун, школа чистой земли будды Амитабхи и чань постепенно завоевали Японию, став соответственно школами тэндай, кэ-гон, амидаизма и дзэн.
В XII - XV вв. н.э., оформилась тибетская разновидность буддизма-ламаизм. В идеологии ламаизма сохраняются основные положения буддизма. Вместе с тем здесь имеется ряд особенностей, которые заключаются главным образом в усложнении обрядности, дающем возможность более тесного общения верующих с богом.
В каждом регионе развивались своя собственная буддийская символика и буддийские обряды — почитание святых мест, календарные праздники, обряды жизненного цикла, подпитываемые местными традициями. Буддизм вошёл в кровь и плоть многих и многих народов, стал частью их повседневной жизни. Он изменил местные традиции, но и сам претерпел изменения. Буддизм способствовал расцвету культуры этих стран — архитектуры (строительство храмов, монастырей и ступ), изобразительного искусства (буддийская скульптура и живопись), а также литературы.
В конце XIX — начале XX вв. буддизм начал распространяться на Западе и в современной России. Пожалуй, ни одна из восточных религий не вызывала у европейцев таких сложных и противоречивых чувств, как буддизм. И это вполне понятно — буддизм как бы бросал вызов всем основным ценностям христианской европейской цивилизации. В нём отсутствовало представление о боге-творце и вседержителе вселенной, он отказался от понятия души, не было в нём и религиозной организации, подобной христианской церкви. А главное, вместо райского блаженства и спасения он предлагал верующим нирвану, принимающуюся за полное небытие, ничто. Неудивительно, что человеку Запада, воспитанному в христианских традициях, такая религия казалась парадоксальной, странной. К концу XX столетия Запад пережил уже много волн увлечения буддизмом в разных его формах, и все они оставили в западной культуре заметный след.
Традиционными регионами России, где живут буддисты, являются Бурятия, Тува, Калмыкия, Читинская и Иркутская области. Эти территории исторически самым тесным образом были связаны с влиянием монгольской и тибетских культур. Буддизм в Бурятии представляет собой национальную, или региональную, форму ламаизма. Сначала он был распространен преимущественно среди этнических групп, вышедших из Монголии, однако с конца XVIIв. проникает на территорию всего Забайкалья. В 1689г. между Россией и Китаем был подписан «мирный трактат» в Нерчинске, по которому регион Забайкалья отходил к России. Ряд монгольских князей с «улусными людьми» принял российское подданство. Российским местным властям предписывалось, чтобы «в православную веру улусных людей ни крестить, ни принуждать». В середине XVIII века по указу императрицы Елизаветы Петровны вероисповедные дела бурят были регламентированы и оформлены юридически.

Человек, индивид, личность, индивидуальность.

Человек— биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием и особой телесной организацией.

Человек- существо биологическое.

Индивид- существо, принадлежащее к человеческому роду.

Личность- социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную социальную роль.

Индивидуальностьподчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.

При всей многогранности понятие «индивидуальность», в первую очередь, обозначает духовные качества человека.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» заключены различные измерения духовной сущности человека. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как сильная, энергичная, независимая, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других.

В русском языке понятие «личность» долго носило оскорбительный оттенок и означало личину. Личина, под которой скрывалось истинное лицо (маска, надеваемая скоморохами на спектаклях).

Современная энциклопедия дает два толкования понятия «личность»:
1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;
2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями. В настоящее время в совокупности с другими понятиями (индивид, личность, человек) подчеркивает индивидуальность человека, его социальную значимость. Личность как социально-психологическое явление предполагает определенную иерархическую структуру.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразовывает их. Она выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.

Эти внутренние условия являются сплавом:
- наследственно биологических свойств;
- социально обусловленных качеств.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самопознания.

Развитие личности зависит от деятельности, от ее активности -в свою очередь личность проявляется в деятельности.

Несмотря на то, что есть качества личности, где велика роль биологических факторов, есть качества, где преобладающими выступают социальные. Личностями не рождаются, личностями становятся.

В структуре личности тесно переплетаются врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически наследованное) и социальное (приобретенное в онтогенезе). При этом в ранние годы в личности доминирует биологическое начало, элементы которого большей частью генетически обусловлены и слабо подвержены воздействию социальных факторов. Далее, по мере развития личности, ее структуру почти полностью заполняет социальное начало, формируемое условиями жизни человека как члена общества.

Характеристика личности будет неполной без ее индивидуальности- совокупности индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Она проявляется, как правило, в нескольких или во всех сферах функционирования психики человека.

Заключение.

За время своего существования буддизм пустил глубокие корни в азиатских странах, где он продолжает оказывать сильное влияние на общественную и государственную жизнь. Во многих из них буддизм является государственной религией, а в Лаосе, Камбодже и Таиланде главы государств осуществляют руководство буддийской церковью.
К настоящему времени последователей буддизма в мире по разным источникам насчитывается от 400 до 700 млн. чел.

Человек - это органическое противоречивое единство природного и общественного, однако его сущность социальна. Личность в человеке есть результат борьбы. Только синтез лучших достижений разных исследовательских подходов позволит составить целостное представление о природе личности, о процессах ее формирования и развития. Человек – это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое. Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь, человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.


Практическое задание.

Выберите те черты человека, которые характеризуют его личность:

физическая сила, сила воли, двуногость, ответственность, высокий рост, свобода, развитый художественный вкус, музыкальная одаренность, личное достоинство, разумность, безответственность, голубоглазость, рабская покорность, интеллектуальное богатство, чувствительность к боли, страх высоты, темперамент, математическая одаренность, смелость, самосознание, цепкая память, тучность, трудолюбие.

Сила воли является одной из главных черт характера человека.

Ответственность— это необходимость, отдавать отчет в своих действиях, поступках кому — либо.

Личные достоинства человека также часто определяют, как положительные черты характера.

Безответственность– это черта характера, которую можно описать как отсутствие ответственного подхода к чему-либо. От такой черты характера у человека страдают люди, которых он подводит.

Рабская покорность - свойство характера, проявляющееся в смирении и послушании.

Интеллектуальное богатство -устойчивые индивидуально-типологические особенности интеллекта.

Чувствительность - черта характера человека (обострённая восприимчивость), а чувство - слово, обозначающее определённое переживание. Тебя ударили-боль, а боль это чувствительность.

Цицерон в трактате «Тускуланские беседы» писал: «Страх как черта характера отличается от состояния тревоги в том смысле, что тот, кто иногда испытывает страх, не обязательно всегда встревожен а тот, кто тревожен, не обязательно во всех случаях испытывает страх»

Смелость — черта характера, склонность в рискованных ситуациях действовать активно, а не пассивно, не избегать проблем, а преодолевать их.

Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.

Литература.

Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Л.Э. Мялль. Буддийская мифология // Мифы народов мира. М., 1991.

Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента. / Электронный ресурс.–http://ichm.narod.ru

Е.А. Торчинов. Введение в буддологию. Курс лекций / Электронный ресурс.–http://ichm.narod.ru

Содержание:

Введение........................................................................................................................... 2

История и происхождение буддизма............................................................................ 3

Основные положения вероучения буддизма.............................................................. 3

Культовая система буддизма........................................................................................ 4

Основные направления (этапы развития) буддизма................................................ 5

Человек, индивид, личность, индивидуальность..................................................... 7

Заключение....................................................................................................................... 9

Практическое задание.................................................................................................. 10

Литература...................................................................................................................... 11

ОГБОУ СПО «Новгородский агротехнический техникум»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Основы философии»

выполнила студентка

Фролова Инна Викторовна

группа 3110 заочного отделения

специальности: 100701 Коммерция

шифр 1887

В. Новгород

Наши рекомендации