Бог не может быть ограничен во времени
Если грех гневит Бога, а мы как христиане не живем безгрешно, как может кто-то утверждать, что Бог не гневается на нас? В конце концов, мы продолжаем совершать грехи. Ответ заключается в понимании природы Божией, превосходящей обычную, находящейся вне времени, и завершенности креста Иисуса Христа. Верующие действительно порой грешат, однако наши грехи рассматриваются в целом.
Люди существуют во времени. Мы ощущаем реальность во временных границах, которые можно определить продолжительностью, измеряемой последовательностью событий. Другими словами, события нашей жизни, расположенные в хронологическом порядке, порождают “время”. С человеческой точки зрения вся реальность представляется линейной, имеющей начальную и конечную точки.
С другой стороны, Бог не ограничен во времени. Время не может включать Бога. Чтобы включать Его, время должно быть над Ним, а нет ничего больше Бога. Бог существует вне пределов времени, в месте, называемом вечностью. Чтобы попытаться понять вечность, мы должны выглянуть за пределы координатной сетки времени.
Один мальчик как-то определил время, как “то, что не дает событиям происходить всем одновременно”. Неплохое определение! В то время, как эта земля и все на ней находятся на пути, который часто обозначается, как “линия времени”, Бог находится над линией времени естественного мира и видит все от начала до конца.
Фактически Бог делает больше, чем просто видит линию времени от начала до конца; Он от начала до конца создал ее. “Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца” (Еккл. 3:11, выделено автором). Бог — абсолютный властелин времени. “Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне” (Ис. 46:9). Некоторые могут испытать искушение возразить, что Бог не писал сценария для многого, происходившего во времени, однако библейские свидетельства говорят о том, что даже сам сатана не более, чем никудышный актер в разворачивающейся драме времени и вечности. Бог властен над временем, поскольку Он создал его и стоит над ним (см. Быт. 1:14–18). Он Повелитель каждой миллисекунды и каждой мельчайшей детали истории.
Бог проникает взором в прошлую и будущую вечность (как мы это понимаем). Посредине между ними расположена реальность, которую мы знаем как время. Существуя за пределами времени, Бог видит все это одновременно. Он живет в том, что многие называют “вечное сейчас”. Рей Стедман замечает:
“Мы часто думаем о небесах, как о продолжении на высшем и более совершенном уровне земной жизни. Нам, запертым в мире пространства и времени, очень трудно представить себе жизнь, происходящую при других условиях. Но мы должны помнить, что время есть время, а вечность есть вечность и с мест они не сойдут”.29
Время и вечность — две совершенно различные категории жизненного опыта. В то время, как те из нас, кто пребывает во времени, переживают события последовательно, глядящий из вечности смог бы увидеть все события, содержащиеся во времени, происходящими одновременно.
“Они [время и вечность] не одно и то же, и мы не должны считать их одним и тем же. Время означает, что мы заперты в структуре хронологической последовательности, которую не в состоянии разрушить. Например, все человеческие существа, живущие в одном месте, вместе испытают землетрясение. При всем разнообразии чувств и реакций все они ощутят землетрясение одновременно. Однако в вечности события не располагаются последовательно. Там нет ни прошлого, ни будущего, а есть только настоящее СЕЙЧАС. В этом СЕЙЧАС и происходят все события”.30
Всесобытия происходят в настоящем СЕЙЧАС в вечности. Понимание этой идеи делает некоторые библейские стихи и понятия гораздо более легкими для понимания. Например, Енох видел второе пришествие Христа, хотя жил только в седьмом поколении от Адама. В Иуд. 1:14–15 сказано:
“О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: `се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники”.
Почему Енох видел эти события происходящими, если он жил в седьмом поколении от Адама? Потому, что ему была дана способность видеть реальность, существующую за пределами времени. Из-за пределов времени он мог взглянуть на время и увидеть вновь приходящего Иисуса. Мы, живущие во времени, даже еще не представили себе этого события, а оно уже произошло в вечности!
Описывая с точки зрения вечности то, что Бог сделал для верующего, Павел пишет:
“Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил”. — Рим. 8:29–30
Павел перечисляет пять дел, содеянных Богом для Своих: 1) Он предузнал нас; 2) Он предопределил нам быть подобными образу Сына Своего; 3) Он призвал нас; 4) Он оправдал нас; 5) Он прославил нас. Обо всем этом говорится в прошедшем времени, как об уже происшедшем. Почему же Павел описывает пять этих деяний Божиих в прошедшем времени? Потому, что все они уже произошли в царстве вечности!