Современная тантра и ошибочные представления
Давид Фроули – Тантрическая йога и Мудрость Богинь
Духовные секреты аюрведы
Киев Ника-Центр 2006
ББК 86.33 Ф91
Перевод с английского и научная редакция: К. Г. Стрельцов (Шантан)
Перевод по: David Frawley TANTRIC YOGA AND THE WISDOM GODDESSES. Spiritual Secrets of Ayurveda.
Издание осуществлено при участии ООО "СТАРКЛАЙТ" (Москва)
Фроули, Давид
Ф91 ТАНТРИЧЕСКАЯ ЙОГА и Мудрость Богинь. Духовные сек> реты аюрведы.- К.: Ника-Центр, 2006.- 272 с. ISBN 966-521-399-7
Автор книги «Тантрическая йога и Мудрость Богинь» Давид Фроули - выдающийся ученый, который смог органично объединить ведическую мудрость с аюрведой. В своей книге он наглядно показал ошибочность ограниченных представлений о тантре как о науке сугубо «индийской» и якобы ориентированной на сексуальный аспект. Его работа является великолепным введением в индуистскую тантру. Автор обсуждает все основные представления о тантре и вносит ценные коррективы, позволяющие отличить истину от заблуждений. Он вводит читателя в суть тантрических практик, широко использующих как медитативную технику, так и технику произнесения мантр, направленных на десять Божественных Форм.
Книга предназначена для широкого круга читателей и расширит кругозор всех, кто интересуется культурой Востока, тантрой, искусством управления энергиями, а также углубит наше понимание подлинно духовной природы, которая опирается на повседневную практику.
ББК 86.33
ISBN 966-521-399-7 ©
ДавидФроули, 1994
® Общество ведической культуры, 2006
® Перевод с английского и научная редакция КТ.Стрельцов(Шантам),2006
® Оригинал-макет. Издательство «Ника-Центр»,2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие Джорджа Форстейна
Введение8
I. ВОЗРОЖДЕННАЯ ТАНТРА13
1. Традиционная и современная тантра И
2. Тантрические пути35
3. Уровни тантрического обучения— 45
II. ТАНТРИЧЕСКАЯ НАУКА ...59
Десять Мудрых Форм Богинь60
1. Кали - Богиня йогических преобразований 65
2. Тара - Спасающее Слово 78
3. Трипура Сундари - Красота трех миров88
4. Бхуванешвари - Царица Вселенной 100
5. Бхайрави - боевая Богиня 110
6. Чхиннамаста - Сознание вне ума 119
7. Дхумавати - Прародительница Духа -131
8. Багаламукхи - гипнотическая сила Богини 139
9. Матанги - изреченная Божественность 147
10.Камалатмика - Лотосная Богиня Наслаждения 155
11.Взаимосвязь Богинь „—163
Ш. ПРАКТИКА ТАНТРИЧЕСКОЙ ЙОГИ
И АЮРВЕДЫ167
1. Тантрическая йога 168
2. Открытие чакр —__— 184
3. Тантрическая и аюрведическая наука 194
4. Тантрические и аюрведические тайны в практической йоге 211
5. Как развивать теджас216
6. Как развить прану 226
7. Как развивать оджас 234
8. Совместное и гармоничное развитие праны, теджаса и оджаса240
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ249
1. Десять Богинь Мудрости и буддизм250
2. Словарь санскритских терминов257
3. Библиография 266
Да прольет Космическая Мать Ума нектар любви и свет милосердия на нас, омраченных неведением и страданием.
Ганапати Муни, Ума Сахасрам 1.1
ПОСВЯЩЕНИЕ
...Великому провидцу нашего времени Кавьякантхе Ганапати Муни, который завещал нам свое духовное богатство возвышенной санскритской поэзии. С тех пор самые авторитетные ведические, ведантические и тантрические наставники и йогины не перестают восхищаться этим сокровищем. Публикация данной книги, возможно, приведет к переоценке его великих идей и учений в будущем и восстановит вечную куль-туру Вед, йоги и тантры.
...Бхагавану Шри Рамана Махарши, Учителю Ганапати Муни, который был предан своему наставнику и называл себя учеником Махарши.
...Богине, которую Ганапати обожал как Божественную Мать Уму - источник Знаний.
ПРЕДИСЛОВИЕ ДЖОРДЖА ФОРСТЕЙНА
У тантризма давняя и славная история в Индии, Тибете, Ассаме, Кашмире и Непале. Некогда он был широко распространен в этом регионе, но во времена английского владычества приобрел дурную славу, что привело почти к полному его исчезновению даже на территории Индии. Однако сегодня тантризм переживает возрождение, и особенно буйно он расцвел в форме тибетского буддизма (ваджраяна).
Одна из главных причин упадка индийского тантризма заключается в том, что он широко вводил в свою практику секс, который оскорблял чувствительность индийских пуритан. Хотя сексуальными практиками пользовались далеко не все, для индийских брахманов тантризм и сексуальность стали синонимами.
Подобная же ситуация сегодня сложилась и на Западе, где тантризм переживает весьма сомнительный «ренессанс», после психоделической революции 1960 г. Однако Запад, в отличие от Востока, привлекает сексуальный фактор, который западные практики пытаются привить иудео-христианской традиции и украсить ее. Многие любители тантризма на Западе непосредственно связывают его именно с сексуальной практикой, и среди них очень мало тех, кто бы действительно понимали суть тантризма, предназначенного не для удовлетворения своекорыстных и низменных целей, а для преобразования эгоистических импульсов и трансмутации сексуальной энергии.
Сегодня тантрическую йогу превратно истолковывают во многих публикациях, используя ее на так называемых тантрических шоу ради удовольствия и забавы в идиллической обстановке. И хотя подобное возвращение тантры нельзя назвать возрождением в строгом смысле слова, это явление в определенной степени свидетельствует о значительной перемене во взглядах на тантру с тех пор, как в 1920 г. впервые появились it печати английские переводы тантрических текстов, которые, однако, были проигнорированы общественным мнением.
К сожалению, пока рост популярности тантры не сочетается l тем глубоким пониманием, которого она заслуживает (и это очень прискорбно), ибо тантризм - пленительная духовная традиция, способная открыть искреннему и серьезному искателю той несметные духовные сокровища, спрятанные в тайниках человеческого сознания. При соответствующем квалифицированном руководстве каждый может использовать тантру как могучее средство самопреображения и духовного самосовершенствования. Но проблема заключается в том, что многие изучающие тантризм в санскритских источниках или в хороших переводах недооценивают важнейший фактор тантризма, освященный веками: ученик должен получить посвящение от учителя (гуру). Не Писание наделяет ученика жизненным опытом, который является основополагающим в духовной традиции, а инструкции уитшля, которые затем наделяют Писания жизненной силой. Кто, как не учитель, способен пристально следить за духовным продвижением своего ученика и помогать ему в его попытках одолеть превратности роста и различные трудности?
Тантризм - могучее средство и, как всякая мощь, имеет определенную опасность для неискушенных душ. Поэтому без подлинного руководства и строгого чувства ответственности практикующий тантру может пасть жертвой собственного заблуждения и заблокировать способность к духовному пробуждению. Это правило распространяется также и на уроженцев Запада, подготовленных для традиционного ученичества. Как говорят на Востоке, «учитель приходит, когда ученик готов». Совершенно очевидно, что прежде, чем интересоваться практическим тантризмом, необходимо изучить тантрические учения, чтобы повысить свой интеллектуальный потенциал и заложить моральные основы для естественного восприятия тантрической науки.
Данная работа Давида Фроули (духовное имя - Вамадева Ша-стри) является именно тем пособием, которое способно наделить ученика необходимыми сведениями и помочь в практическом продвижении по тантрическому пути.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня тантру воспринимают во всем мире как популярный вариант восточной духовности. Современная неотантра представлена как в Индии, так и на Запале в различных формах. Тантра как универсальная система обладает огромным потенциальным стремлением к свободе, чего так ищет современный ум, жаждущий творческой инициативы, любви к разнообразию, и что так стимулирующе воздействует на широкую публику. И все-таки тантра по-прежнему остается одной из наиболее сложных йогических дисциплин. Духовную и медитативную сущность тантры трудно разъяснить западному уму с позиций индуизма, оплодотворенного многими различными тантрическими учениями. Следовательно, необходимо взглянуть на древнейшую науку тантры с новых позиций.
Тантра - это духовный путь, использующий такие энергетические техники, как мантра, янтра, ритуал, пранаяма, медитация и многое другое, чтобы приблизиться к служению Богине и Ее повелителю Шиве с чистым сердцем. Эта древнейшая культура направляет нас к самореализации и постижению Абсолюта и представляет комплекс систем или скорее интегральную систем)' развития сознания для тех, кто действительно стремится к Истине.
Данная книга разъясняет наиболее типичную для всей Индии медитативную и мантрическую сферу тантры. Книга включает как теорию, так и практику тантры с акцентом на аюр-веду (ведическую медицину) и не стремится к академическому исследованию и фундаментальному анализу. Композиционно книга подразделяется на три основных раздела и завершается четвертым - «Приложением».
Впервойчастирассматривается традиционная и современная тантра, различные уровни тантрических учений и их единство.
Вторая часть - сердце книги. Здесь читатель сможет познакомиться с Даша Махавидья, т.е. с десятью Божественными Формами Мудрости, персонифицированными в десять Богинь.
Третья часть посвящена специфическим йогическим прак-шкам, связанными с аюрведой (традиционной индийской медициной). В ней читатель узнает более подробно о процессе развития сознания и той практике, которая содействует этому. Она будет интересна особенно тем, кто практикует йогу.
Црмложетшераскрывает органичную связь между индуизмом и буддизмом с точки зрения тантризма, предлагает словарь санскритских терминов и библиографию.
Кавьякантха Ганапати Муни
Многое из той информации, которая представлена здесь, и особенно знание о десяти Божественных Формах Богинь, восходят к трудам Кавьякантха Ганапати Муни (1878-1936), кото-рьй, вероятно, был учеником Рамана Махарши, выдающегося гуру и мудреца современной Индии. Именно Ганапати называл своего учителя Махарши, в то время как ему дали имя Брахмана Свами, ибо он с детства обнаружил тягу к мудрости. Ганапати и Рамана в Индии считают воплощениями Ганеши и Сканды (дети Шивы и Парвати). Мне посчастливилось получить почти все наследие Ганапати Муни от единственного хранителя его сокровищ и его преданного ученика К.Натесана. Все труды написаны на санскрите, многие из них не датированы или представляют единственные копии манускриптов Ганапати, переписанные рукой К.Натесана.
Ганапати Муни был великим тантриком и описал свой собственный опыт. Кроме того, он был одним из величайших санскритских поэтов, постигший всю древнюю традицию, начиная с Вед. Он описал все, что связано с тантрой, начиная с внешней, ритуальной стороны и включая высшую, духовную, восходящую к корням Вед. В своей личной жизни Ганапати Муни пережил уникальный йогический опыт высшей самореализации, когда после многолетней йогической практики швы Брахмарандхи (шов на верхушке черепа) разошлись и он был ослеплен ярким светом и мощным потоком энергии. В этом состоянии трансценденции он и жил, будучи живым опытом преображения, а не просто знатоком идеи преображения.
Рамана Махарши
Рамана Махарши (1879-1950) известен как джнани и безмолвный мудрец, хотя многие его называют тантрическим учителем. Он установил Шри Чакру как важнейший тантрический символ на могиле своей матери, и впоследствии вокруг Чакры вырос его ашрам. Вместе с Ганапати Муни Рамана Махарши регулярно проводил служение Чакре, и однажды, когда Ганапати Муни сочинял стихи, посвященные Уме Сахасрам, Махарши открыл глаза и промолвил; «Не хочешь ли ты закончить стихи словами, которые я тебе продиктую?». Таким образом наследие Ганапати Муни переплелось с мыслями и изречениями самого Махарши.
Здесь следует отметить, что важно учиться у таких великих гуру, как Анандамайя Ма, Рамакришна (Божественное воплощение и великий преданный Кали) и у многих, многих других, ибо они способны вдохновить нас на поиски того, ради чего создана эта книга.
Существуют две наиболее выдающиеся книги, в которых детально обсуждаются смысл и значение десяти Мудрых Божественных Форм: «Средства тантры» Хареша Джохари и «Десять Великих Космических Сил» Шанкарнараянана. В первом исследовании можно больше узнать о различных медитативных формах и янтрах Богинь, которые сравнительно недавно стали изображать в цветном исполнении, а во втором читатель познакомится с пространной информацией о внутреннем, скрытом смысле персонифицированных Богинь. Оба автора творчески использовали идеи Ганапати Муни и Шри Ауробиндо.
Шанкарнараянан, например, как и мой друг и учитель М.П.Пан-дит, был учеником Капали Шастри, который сам был ближайшим учеником Ганапати Муни, а позднее - Шри Ауробиндо. М.П.Пандит, покинувший свое тело в 1993 г., был для меня постоянным вдохновляющим источником в процессе моей работы над Ведами и тантрой, так как он оставил после себя несколько глубоких исследований, посвященных тантре.
«Тантрическая йога и Мудрость Богинь» - всего лишь одна из серии книг, написанных мною о великой неувядающей славе ведической мудрости. Предыдущие работы были посвящены взаимосвязям между аюрведой, ведической астрологией, культурой, историей, Ведами, Упанишадами и индуизмом в целом. Данная работа рассматривает основополагающие принципы индуистского тантризма.
Интересно, что эта книга вообще не планировалась, а родилась спонтанно как интегральное средоточие трех факторов: мое длительное служение Богине и Господу Шиве, мое сравнительно недавнее знакомство с работами Ганапати Муни (как об этом уже говорилось выше) и все возрастающий интерес к тантре на Западе. Следовательно, возникла насущная необходимость дать людям более основательную и глубокую информацию о той медитативной традиции, о которой многие не осведомлены должным образом.
И вот, наконец, благодаря беспричинной милости Божественной Матери (в Ее форме Раджараджешвари, или Всевышней Царицы Вселенной) эта книга увидела свет. Основной текст книги был готов уже в феврале 1992 г., но в июле были внесены некоторые добавления и исправления. Книга свободна от субъективных измышлений и обильного детализированного первоначального материала, включенного автором, чтобы не загромождать изложение и упростить его. По этой причине были изъяты тексты, посвященные индуистской тантре, тантре и Ведам, тантре и веданте, тантре и астрологии, тантре и другим духовным традициям мира. Возможно, что эту дополнительную информацию я опубликую позже, когда интерес к тантре возрастет еще больше.
Главным вдохновляющим импульсом для меня был К.На-тесан, ныне живущий в Раманашрамам в Южной Индии. Его единственным желанием было содействовать распространению учений своего великого наставника Ганапати Муни. Я признателен также Дж.Джаяраман из Раманашрамам, ибо он показал мне, как следует правильно распевать многие великие гимны Богине на санскрите, благодаря чему я смог углубить свое тантрическое ученичество. Марго Гэл прекрасно проиллюстрировала эту книгу, включив в нее образы десяти Мудрых Богинь, отражающих высшие традиции южно-индийского искусства. Кен Джонсон помог при исследовании и критическом анализе манускриптов. «Тантра Видья Пидхам» из Элвей (Керала) предоставила изображения чакр.
Мне искренне хотелось бы, чтобы данная работа помогла людям лучше познакомиться с тантрой и заинтересовать их великим искусством тантрической медитации. Я надеюсь также на то, что эта книга поможет понять, что между тантрой, йогой, Ведами и аюрведой существует органичная и неразрывная связь, так как все эти составляющие представляют различные аспекты одной и той же традиции, дополняющие друг друга.
Быть может, на всей нашей планете не отыскать более объединяющей и совершенной системы духовного развития, чем та, которая обсуждается в данной книге...
Давид Фроули (Вамадева Шастри) Санта Фе, Нью-Мексика, июль 1992г.
II
ВОЗРОЖДЕННАЯ ТАНТРА
Богиня сказала: «До сотворения Вселенной существовала лишь одна Я и ничего, кроме Меня. Эту Сущность называют сознанием, мудростью и Высшим Брахманом».
Дэви Гита IV. 3
Я создала Прародителя Вселенной на вершине миров. Мой источник струится из космических вод универсального моря. Оттуда Я простираюсь ко всем мирам и достигаю бескрайних Небес.
Я лечу, как ветер, пронизывая все вселенные. Моим величием пропитаны все пространства ЗА Небесами и ЗА пределами этой земли.
Вак Амбхрини, Ригведа X. 125. 7-8
1. ТРАДИЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ТАНТРА
О Богиня и Господь Шива, создавшие шестьдесят четыре тантры, Вы не отчаялись оттого, что весь мир попал в зависимость от внешних сил. Благодаря Вашему Слову тантра опять снизошла в этот мир, чтобы люди поверили в себя и смогли бы осуществить все свои желания.
Шанкарачарья, Саундарья Пахари 31
В этом разделе мы рассмотрим отличительные особенности тантры, прежде чем приблизиться к ее основам - глубоким и высоким - технологиям. Мы исследуем, как тантра связана с современными культурными течениями и как она понимается с точки зрения традиционной индийской культуры. Когда мы познакомимся с многогранной и универсальной древней наукой, мы убедимся, что большая часть из того, что сегодня называют тантрой, является всего лишь заблуждением современных стереотипных представлений о ней.
СОВРЕМЕННАЯ ТАНТРА И ОШИБОЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Тантра - это комплекс различных традиций Индии, тесно связанных с традициями других регионов за пределами Индии и восходящих к древнейшим истокам. Популярное восприятие тантры на Западе представляет лишь ничтожную часть обширной системы знаний. На Западе тантра используется как иппая сексуальная практика поклонения Богине, а также как мука Кундалини и чакр или путь одухотворения жизни и телесного раскрепощения. Однако подобное отношение к тан-ipe указывает скорее на развитие артистизма и театральности, им на аскетизм и высшую духовность. Такое понимание тантры очень часто окружало ее ореолом экзотики, драматизма и риска. Пока господствует подобное предубеждение, невозможно осознать все аспекты тантрической традиции и понять ее
СУЩНОСТЬ
Отношение Запада к тантре аналогично тому, как представлена там йога, тесно связанная с тантрой. И здесь также акцентируется физическая сторона йоги, т.е. культивирование йогических поз (асан), хотя этот ее аспект представляет лишь незначительную часть классической йоги, главная цель которой - медитация. К сожалению, мы живем в век прагматического материализма, когда духовные традиции трансформируются в физические модели. До тех пор, пока универсальные древнейшие системы помогают улучшать лишь наше физическое здоровье и рассматриваются как дополнительное подспорье в общей культуре психофизического тренинга, от нас сокрыты безграничные возможности этих великих учений.
ТАНТРА В НАШ ВЕК
Современное состояние духовности в Америке вынуждает искать все новые формы тантры, которые позволили бы использовать как оккультную, так и духовную ее потенцию. Поиск новых форм включает в себя исследование целого ряда энергетических практик, не только вовлекающих тело, чувство и ум человека, но и помогающих каждому достичь свои индивидуальные духовные цели и снискать благосклонность Бо-гинь. Это, в свою очередь, способствует дальнейшему распространению тантрических откровений и экспериментированию в технологический век.
Хотя сегодня на Западе многие модные духовные и оккультные учения проникнуты сильным духом индуизма, буддизма и даосизма - это особенно относится к йогическим трацициям, - именно тантра пропитывает все эти учения. Одни ссылаются на авторитет теософии и Алисы Бейли, которая в своих рассуждениях опиралась на индуизм, буддизм, Веды, Пу-раны и тантры. Другие пытаются конструировать новые учения, опираясь на американские традиции, которые, впрочем, также имеют много общего с таким сугубо восточным учением, как тантра. Кроме того, существует определенный интерес к шаманизму, ритуальная сторона которого также весьма напоминает тантрические традиции. Наконец, возрастает интерес к древним мистическим традициям Европы и Запада в целом: христианскому мистицизму, алхимии, астрологии, Каббале и суфизму, которые имеют много общего скорее с тантрой, чем со своими ортодоксальными истоками. Все эти аспекты культурных и исторических аналогий еще больше сближают европейские традиции языческого Запада с культурой Вед и тантр.
Однако пока развивается феномен позитивных тенденций, необходимо, чтобы дальнейшее развитие привело бы к формированию серьезной традиции. Мы пока являемся свидетелями нового рождения на фоне хаоса, созидания и всеобщего смущения. В этих условиях чаще всего приходится наблюдать формирование поверхностного, первичного и чувственного аспекта, который делает акцент на фантазию, самоутверждение и наслаждение. В таких условиях практическая и более глубокая сторона духовной культуры либо замалчивается, либо вообще распыляется.
Повсеместно наблюдается явная склонность к синкретизации и комбинированию различных традиций, что ведет к разрушению барьеров в глобальном масштабе и к рассвету нового мироощущения. И хотя такая практика решительного расширения горизонтов упраздняет ограничения, сама она не свободна и весьма ограничена. Попытку соединить воедино духовные учения и традиции можно сравнить с усилием вырастить на одном дереве апельсины, яблоки и бананы - идея, быть может, и неплохая, но не жизнеспособная, ибо духовные традиции развиваются органично и не могут быть искусственно скрещены друг с другом, несмотря на благородные намерения. Не следует отождествлять предварительные исследования различных учений с подлинным пониманием различных практик. Если человек копает глубокий колодец, надеясь найти воду, - это неплохо, но еще лучше, если он копает там, где действительно есть вода...
И все же тенденция к практической стороне духовных традиций не должна нас смущать, так как это направление, по существу, ведет искателей к йогической традиции, включающей тантру. Такое движение неизменно приближает нас к постижению глобальной значимости всех духовных традиций, которые интегрируют древнюю духовность Востока в культуру современного мира, освобождая его от культурных наслоений и шлаков. При этом вовсе не обязательно, чтобы зарождающаяся новая традиция называлась тантрой (название не важно), важно, чтобы в этой традиции присутствовал здоровый тантрический дух. Может быть, пройдет не одно десятилетие и не одно поколение людей, прежде чем возникнет настоятельная необходимость в такой возрожденной тантре. Чтобы оценить истинное значение великой культуры, важно обладать самодисциплиной и подлинным пониманием существующих традиций.
ТАНТРА И СЕКС
Для большинства людей в западном мире тантра означает секс, связанный с особыми сексуальными позами, специфическими практиками и сексуальными ритуалами. Так представлен аспект тантры и индийской мысли в «Камасутре» - руководстве по сексуальной любви. Хотя некоторые тантрические учения и упоминают подобные практики, тантрическая йога не рассматривает их как важнейшие подлинно йогические традиции мантрических и медитативных центров. Одни тантрические тексты вообще не содержат сексуальных практик, другие же относятся к ним как к предварительным возможностям на пути к самосовершенствованию, третьи упоминают их как простые метафоры или символы. Врата тантры широко открыты всем общечеловеческим отправлениям (дыханию, питанию, сну и др.), и она рассматривает их как ритуальные, жертвенные действия, а не как акты обычного удовлетворения.
Таким образом, хотя тантра не отвергает сексуального аспекта, отсюда еще не следует, что она характеризуется и обусловлена лишь этим. В свете тантрического искусства проявление эротических сил означает, что высшие силы сознания трансформируются в низшие, репродуктивные силы жизни и, стедовательно, по закону обратной связи, могут быть трансформированы опять в высшие. Тантра не потакает сексу и не отрицает его, как исчадие ада, но оставляет за собой право воспринимать эту энергию космических сил как игру, которую можно и нужно направлять.
Несексуалъная тантра
Тантризм является неотъемлемой частью монашеской и аскетической традиции Индии. Ведантические центры духовных учителей характеризуются строгой приверженностью тантрическим традициям, в которых значительное место уделяется служению Богиням, олицетворяющим космические силы, а также Шри Янтре. Большинство индуистских ашрамов и монастырей регулярно проводят тантрическую службу. Сам Шанкара-чарья (живший приблизительно в V в.), великий основатель центров веданты, был прославленным тантриком и йогином и почитал Божества, хотя и вошел в историю как мудрец и основоположник философии Абсолюта (адвайта-веданта).
Тантрическим мастером в Индии обычно называют того, кто отлично разбирается в мантрах или энергетических типах йоги, а не в сексуальных практиках. Такие великие тантрические Учителя, как Шанкара, Рамакришна и Нитьянанда, всю жизнь оставались целомудренными. Однако целомудрие еще не означает, что человек приобщается к тантре, которая утверждает или отрицает сексуальность, так как отличительной особенностью тантры является использование таких энергетических средств, как мантра и янтра, употребляемых на всех уровнях человеческого темперамента и способностей. Тантра акцентирует методологию трансформации энергии и вовсе не заботится о том, потворствуете ли вы своим сексуальным прихотям, растрачивая энергию, или нет.
Сексуальность и свобода
Такие духовные традиции Индии, как индуизм, буддизм и'in джайнизм, преимущественное внимание уделяют трансму-I и ши сексуальной энергии, ибо сексуальная сила является фун-ц.1мснтальной основой нашего существования. Отсюда возникни два подхода: полное отречение от сексуальной активности посредством добровольного волеизъявления и форма умеренной активности в условиях семейной жизни.
Однако, хотя жизнь домохозяина может включать некото-рис сексуальные йогические практики, они чрезвычайно редко иллюстрируются рисунками, подобными тем, которые публикуются в тантрических книгах современного Запада. Тан-фический аспект сексуальности стоит на страже социальной системы семейных отношений и потому акцентирует сек-уальную чистоту и верность. Что же касается полного отре-гения от сексуальной активности это правило является общим на конечном этапе, так как дает возможность непосредственно переключиться на тантрическую практику илучше сконцентрироваться на ней. Многие великие йогины раньше были обусловлены семейной традицией, так же как многие великие Риши были женаты и имели детей. Согласно индуистской традиции, человек может вести семейную жизнь, исполняя свои обязанности и социальный долг, и тем не менее добиться освобождения.
Несмотря на то что традиция отречения представляла более прямой путь и требовала больших усилий, эта система являлась скорее исключением из правил, чем обязательным правилом во все времена и во всех культурах, в том числе и в периоды более просветленные, чем наше время. Подобный бескомпромиссный и строгий путь чрезвычайно трудно пройти человеку нашего времени, особенно если он проживает на Западе, где нет соответствующей культурной поддержки. В связи с этим йога никогда не поощряет простого подавления самих себя, хотя и требует самодисциплины иясно говорит о том, что человек не должен потакать своим желаниям и становиться жертвой :воих влечений. Йога - часть органического процесса высшей эволюции, которая достигается нами естественно посредством выхода за пределы внешних ограничений во внутреннее состояние свободы и умиротворения. Йога не предлагает нам отказаться от счастья вообще, но она разъясняет нам, откуда приходит подлинное счастье. Это счастье обитает в сознании, а не в том или ином материальном объекте или в самом факте активности.
Йогическая традиция не отвергает сексуальную энергию как некое зло, наваждение или нечто постыдное. Целибат, или целомудрие, например, рекомендуется вместе с духовными практиками, чтобы трансмутировать энергию для ее дальнейшего использования на другом уровне. Йога утверждает, что без медитативной практики целибат может нанести вред, потому что неиспользованная энергия застаивается и сама ищет выхода, создавая физические и эмоциональные проблемы. С другой стороны, без соответствующего самоконтроля сексуальная энергия рассеивается, лишая человека необходимых сил для продвижения к высшим формам медитации.
ТАНТРА И ТЕЛО
Тантра относится к телу как к Божественному храму, и называет его священной реальностью, рассматривая нашу психофизическую организацию как микрокосм, в котором индивидуальная душа способна постичь, как работает Вселенная. Поэтому тантра представляет такую духовную традицию,в которой тело не отрицается, а утверждается, что выделяет ее среди тех учений, которые негативно относятся к телу. Однако при этом тантра не призывает к отождествлению с телом, а рассматривает тело как мистический символ. Йогу и веданту часто критикуют за то, что они отрицают значимость тела и потому якобы направлены против жизни, в то время как в действительности они не одобряют лишь привязанность к телу, отождествленность с ним (Я - это мое тело). Йога, как и тантра, рассматривает тело как Божественный храм и зеркало Вселенной. С другой стороны, обычные люди относятся к телу как к средству для достижения высшего счастья, которое, по существу, недостижимо.
Наше тело - это лучшее и, пожалуй, естественное передвижное устройство, которое может помочь нам достичь определенных целей в духовном росте, и потому его называют олицетворенным символом различных уровней и сил Космоса. Однако тело - не только наша собственность, но и объект болезни, распада и смерти, и поэтому неспособно обеспечить нам вечное счастье, которое невозможно обнаружить в чем-то преходящем и тленном. И все-таки тело может служить нам, как прекрасный автомобиль, и многому нас научить, но отождествление с автомобилем, как и с телом, не является ни естественным, ни целесообразным для нас
Конечно, нам следует уважать тело и заботиться о нем как о средстве накопления опыта и достижения просветления. Без энергичного тела и развитой чувствительности мы не можем продвинуться вперед по духовной тропе. Тело обладает естественным разумом, который подсказывает нам, как рационально его использовать. Индивидуальный разум каждого человека составляет часть космического Разума и проявляет себя тогда, когда мы перестаем использовать тело как орудие эгоистических устремлений, но направляем его для достижения высшего пробужденного сознания. Подлинная истина заключается в том, что мы изначально свободны и счастливы как сознающие существа, даже лишенные тела. Высшее счастье обитает в чистом сознании, которое представляет не просто плоть, но вечную духовную мощь. Таким образом, тантра - жизнеутверждающая традиция, которая не уводит с правильного пути, а помогает понять, что тело следует использовать как сокровенное средство для реализации Божественного Я.
ТАНТРА И РЕАЛЬНОСТЬ ВНЕШНЕГО МИРА
Наряду с телоутверждаюшей концепцией, тантра отстаивает также мироутверждающую концепцию: тантрическая философия обосновывает реальность внешнего мира, что противоречит другим системам, которые отрицают реальность как внешнего мира, так и тела. Некоторые тантрические учения уделяют большее внимание проявленному миру, чем майявади, считающие мир иллюзией, а Бога - единственной Реальностью (нецуа-листическая адвайта-веданта). В этом отношении прекрасной иллюстрацией является кашмирский шайвизм. Тантрические системы, однако, отстаивают реальность мира, как реальность сознания и потому весьма существенно отличаются от современных материалистических учений.
Следует отметить, что точке зрения тантры на мир как реальному проявлению реального сознания противостоит сегодня так называемая современная тантра. Она занята главным образом умилостивлением Богинь с помощью Шри Чакры. Данная традиция восходит к недуалистической веданте. Известно, что эта веданта породила многих великих тантрических Мастеров, среди которых наиболее выдающимся является Шанкара-чарья, гениальный ведантический философ, написавший много замечательных работ по тантре, предназначенных для служения Божественной Матери (например, «Саундарья Лахири»).
Традиция шактов (или обычай поклонения Божественным Силам, Шакти, т.е. Богиням) восходит главным образом к учениям адвайты или майявади, которые отстаивают концепцию иллюзорности внешнего мира. Суть этих учений изложена в «Дэви Бхагавата Пурана», одной из наиболее важных тантрических работ, посвященных Богиням. Эту работу следует отличать от «Шримад Бхагаватам», которая имеет прямое отношение к традиции вайшнавов (поклонению Вишну), представляющей дуалистическую веданту, или двайту. Учение вайшнавов гласит, что внешний мир дарован Реальностью. Иными словами, Бог как Духовная Реальность сотворил материальную реальность Вселенной. Такое воззрение не является прерогативой тантры.
Нет в тантре ничего такого, что противоречило бы миро-утверждению; точно так же нет в мироотрицании ничего такого, что противоречило бы тантре. В сущности, не существует лишь одной строгой ортодоксальной традиции мироутвержде-ния либо мироотрицания. В мироотрицающей традиции почитания Божества являются персонификацией Высшего Я, или Абсолюта, скрывающегося за всеми проявлениями.
ТАНТРА И ЭМОЦИИ
В наше время часто обсуждается (особенно в психологических кругах) происхождение экспрессивных эмоций и проблема снятия напряженности и лечения моральных травм. Подобная тенденция идет вразрез с общепринятой традицией подавлять эмоции и наши чувства. Тантра рассматривает эмоции как средство духовного роста и считает, что эмоции имеют право на существование, в отличие от тех учений, которые акцентируют негативные последствия эмоций...
Однако традиционная тантра вовсе не поощряет эмоциональных всплесков, которые закрепощают человека, привязывая его к чувствам, а затем и -к обольщеньям внешнего мира. Тантра считает эмоции энергетической ловушкой и призывает освобождаться от такой энергии, которая, подобно волнам, ниспадает и оглушает сознание. Такое освобождение может наступить, если мы поймем, что эмоции представляют различные космические энергии, расщепляемые нашими ограниченными привязанностями. Поэтому тантра использует формы Богов и Богинь (как милостивых, так и грозных), чтобы помочь нам понять космический смысл эмоций, олицетворяющих силы природы. Осознавая Божественную сущность энергии или игру сознания, воплощенного в эмоции, мы начинаем понимать, что эмоции символизируют или означают нашу внутреннюю связь с Божественностью. Поскольку тантра не отрицает эмоций, ее нельзя отождествлять с так называемым эмоциона-лизмом, а скорее можно назвать алхимией трансмутирования человеческих эмоций в Божественные энергии посредством культивирования преданности. Тантра вовсе не акцентирует индивидуализацию эмоциональных чувств, но стремится к утверждению понимания чувств как игры сознания.
Ни традиционные, ни так называемые аскетические йоги-ческие подходы не занимаются подавлением или простым запрещением эмоционально-чувственных волеизъявлений или покорением сил природы, так как подобные действия никогда не приводили и не приведут человека к освобождению. Никакая эмоция или энергия сама по себе не может причинить, как утверждает йога, больше вреда, чем наше собственное эго,
разрушающее основы жизни. Пробуждение нашей естественной природы органично отстранит нас от неестественных привязанностей и зависимостей. То, что естественно, - не подавляется йогой.
ТАНТРА И ИНТОКСИКАЦИИТот, кто использует психоделики или наркотические средства, часто ссылается на тантру, в которой также применяют интоксикации. Тантрические учения действительно иногда используют интоксикации, но они, как и сексуальные практики, являются лишь предварительной ступенью, когда названия интоксикаций и сексуальных состояний употребляются в качестве метафор: так, например, вино означает внутреннее течение услаждающего потока, возникающего вследствие йогической практики. Хотя тантра левой руки использует интоксикации (см. ниже), это для нее не характерно. Иногда некоторые садху, не принадлежащие к тантрической традиции, используют марихуану (ганджу), но большинство учителей этого не одобряют.
Хотя психоделики и выводят нас из обычного сознания и расширяют жизненные горизонты, они в то же время очень сильно закрепощают и создают вредные побочные эффекты. Человек может выйти из обусловленного сознания и расширить горизонты восприятий, но более безопасным путем, более благотворным и более продолжительным, т.е. путем мантрических и медитативных практик, которые используются уже на начальных стадиях занятий йогой.
ТАНТРА И БЕЗУМНЫЕ «ГУРУ»Тантрические гуру (особенно в западных странах) имеют репутацию людей, действующих нешаблонно, театрально и даже противоречиво. Они не брезгуют включать в практики сексуальную связь со своими подопечными, а также использовать оскорбительную манеру обращения с ними. Тантра, с ее открытым взглядом на вещи, более терпимо относится к таким формам поведения, и в некоторых тантрических учениях говорится о том, что подобные методы в определенных обстоятельствах могут быть эффективны в качестве шока, который способствует пробуждению сознания учеников
Однако такое поведение может быть интерпретировано как неспособность контролировать свои желания и может привести к простой эксплуатации. Следует заметить, что многим тантрическим гуру присуще как раз образцовое поведение; поэтому неправильно отождествлять тантрического учителя с нестандартным экзотическим поведением. Отсюда не следует, что подлинный учитель не будет действовать нестандартно либо что он или она должны потакать предвзятым мнениям учеников; ясно, что учитель должен соответствовать высшему, а не низшему уровню поведения обычных людей. Духовный учитель, разумеется, не может быть распущенным, а должен быть примером для других. Следовательно, безумные «гуру» или безумная мудрость не являются сущностью тантры, хотя подобные примеры нашли свою юшгу в тантрической истории. Кроме того, необходимо добавить, что некоторые учителя, ставшие знаменитыми на Западе как тантрические, или безумные «гуру», не обладали должной тантрической квалификацией и просто рекламировали себя, не получив благословения от своего наставника.
Неудивительно поэтому, что тантра снискала нездоровую популярность в духовных кругах. Источник подобной «славы» следует искать в тех крайностях тантры, которые используют необычные сексуальные практики, интоксикации, магические техники нанесения вреда, контроля над другими людьми и другие методы, считающиеся нечистыми. По этой причине многие настоящие тантрические учителя даже избегают слова «тантра», акцентируя обычно ведическую, йогическую или ве-дантическую традиции, которые включают тантру и не дискредитируют ее. Сам Свами Бивекананда, который сто лет назад первым познакомил Запад с йогой и ведантой, тщательно избегал тантрических концепций в беседах с западной аудиторией, хотя он был хорошо знаком с тантризмом, поскольку его учитель Рамакришна был тантрическим адептом. Бивекананда так поступал не только потому, чтобы не смущать викторианский ум, но также и для того, чтобы избежать призывов к чувственной стороне, к которой уже в то время наблюдалось явное тяготение.