Сочетание поста с милостию и молитвою

Благо, говорил Архангел Рафаил Товитам, молитва с по­стом [и] милостынею и правдою[274]. Великое благо — такой пост!

Благо он для грешников, как единственная дверь для исше-ствия из плотского состояния, для вступления в спасительную пажить покаяния и для неисходного пребывания в этой спа­сительной пажити. Великое благо он — не для одних грешни­ков: великое благо он — для праведников, великое оружие в руках их. Во все время земного странствования они не поки­дают его, им удерживают себя в чистоте и святыне. Пост свой они основывают на милости; пост свой они полагают в основа­ние молитве; молитвою веры[275] приемлют все просимое ими[276].

Плоть наша — любомудрствует преподобный Марк[277] — взята от земли и свойством своим подобна земле: для нее необхо­димо возделывание. Как семена, посеянные на ниве, не обрабо­танной земледельческими орудиями, пропадают, не принеся никакого плода, так и молитва остается бесплодною, если для нее не приготовлена плоть, не приготовлено сердце постом. Развлечение и отягчение мыслей, холодность, ожесточение сердца, суетные и греховные мечты, непрестанно возникаю­щие в воображении, уничтожают молитву пресыщенного. И на­оборот: как на ниве, тщательно обработанной земледельчес­кими орудиями, но незасеянной полезными семенами, с осо­бенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не огра­дит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия. Высокомудрие и самомнение в безрассудном, жестком постнике всегда соединены с уничижением и осуждением ближнего, с особен­ною способностию соблазняться, наконец с самообольщени­ем, гордынею, погибелию. Пост — это сильное орудие; когда он предоставлен самому себе, когда из орудия он уже претво­ряется как бы в цель жизни, в цель тщеславия — делается для подвижника орудием самоубийства. Таким постом пости­лись фарисеи, и постились много, постились во вред себе[278]. Не сицеваго поста Аз избрах, глаголет Господь, ниже аще слячеши яко серп выю твою, и вретище и пепел постелеши, ниже тако наречете пост приятен. Не таковаго поста Аз избрах, глаголет Господь: но разрешай всяк соуз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушенныя в свободу и всякое писание неправедное раздери.

Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищия безкровныя введи в дом твой: аще видиши нага, одей, и от свойственных племе-не твоего не презри. Тогда разверзется рано свет твой, и изцелепия твоя скоро возсияют, и предыдет пред тобою правда твоя, и слава Божия обымет тя. Тогда воззовеши, и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти молитву твою, речет: се, приидох[279] Пророк требует, чтоб посту предшествовала и сопутствовала милость; он дает обетование, что молитва под­вижника, сопрягающего пост с милостию, будет немедленно услышана, что такой подвижник сподобится благодатного по­сещения Божия.

И повсюду Святой Дух законополагает соединение поста с молитвою. Обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, взывает Господь к грешникам устами другого Пророка, увещевая и ободряя их к покаянию, в посте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему. Вострубите трубою в Сионе, освяти­те пост, проповедите цельбу[280]. Опыт силы поста и молитвы показали кающиеся Ниневитяне. Уже изречено было Богом определение на них, уже оно возвещено было им пророком Ионою; уже Пророк, удалившись за город, пристально смот­рел на город и ежечасно ожидал сбытия грозному пророче­ству. Но Ниневитяне прибегли к покаянию, доказывая непод­дельность покаяния оставлением лукавых деяний, усиленным постом, усиленною молитвою, — и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори[281]. В Новом Завете Господь возвестил, что пост соделается общим подвигом всех учеников Его, егда отъят будет от них Небесный Жених - Господь — вознесением на небо[282]. И как ученикам Господа Иисуса не поститься на земле, как не плакать на ней, как не облачаться в одежду печали, когда Сокровище их, единствен­ное Сокровище, далеко от них, когда путь к Нему преиспол­нен трудностей, — наветуется ужасными и по числу и по зло­бе разбойниками!

Все Святые Божий проводили земную жизнь в посте и молитве. Так, по свидетельству Евангелия, святая Анна Про­рочица, дщерь Фануилова, не отходила от церкви, служа Богу постом и молитвами день и ночь[283]. О великой Иудифи пове­ствует Священное Писание, что она постяшеся вся дни вдов­ства своего, имела опытное разумение молитвы, ведала ее силу, молитвою достигла живой веры в Бога, верою соверши­ла чудный подвиг[284]. Покрых постом душу мою[285], говорит бого-вдохновенный Давид, — так силен этот подвиг! смирях по­стом душу мою[286], - так противодействует этот подвиг само­довольству и напыщенности, являющимся от пресыщения! при посредстве поста молитва моя во недро мое возвратится; без него — она печальная жертва умственного развлечения, не­разлучного с пресыщением. Святой апостол Павел, исчисляя признаки истинных слуг Божиих, между этими признаками упоминает пребывание в посте[287] и молитве[288]. О себе он свиде­тельствует, что он проводил земную жизнь в постоянных под­вигах, лишениях и скорбях; он упоминает и ту алчбу и жаж­ду, которым ему приводилось подвергаться по стечению об­стоятельств, и то произвольное непрестанное пощение, которым он укрощал и порабощал тело свое[289]. Евангелист Лука, описы­вая в Деяниях совокупное пребывание в Иерусалиме святых Апостолов, по вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа, с Пресвятою Девою Богоматерию и другими женами, последовавшими за Господом во время Его земного странство­вания, говорит: Сии ecu бяху терпяще единодушно в молитве и молении[290]. Из этих слов явствует, что молитвы их были весьма продолжительны, непрестанны, чего без помощи поста совершить невозможно. Таково было жительство Апостолов! таково было жительство мучеников! таково жительство пре­подобных! Оно было и есть сопряжение непрестанной молит­вы с постоянным пощением. Милость и любовь их к братиям, к любящим и ненавидящим, была Божественная, как превысшая человеческого естества, как заимствованная из персей Самого Господа. Они не только сострадали всем нуждающим­ся в душевных и телесных потребностях, не только прощали все оскорбления и тягчайшие обиды; они с радостию положи­ли души свои за спасение ближних, за спасение врагов своих. В важных обстоятельствах и трудностях жизни, пред нача­тием великих дел, при наступлении великих скорбей, святые Божий усугубляли свой пост и свои молитвы. Пример того и другого показал нам собою Спаситель наш, Господь наш Иисус Христос. Пред исшествием для проповеди и спасения челове­чества Господь удалился в пустыню, там пребыл в посте со­рок дней и сорок ночей. «Он постился, — говорит блаженный Феофилакт, — благоволя показать нам, что пост есть великое оружие и во время искушений и против бесов. Как умножение пищи служит началом всякому греху, так и воздержание слу­жит началом для всякой добродетели»[291]. Руководитель к под­вигу поста и к подвигу против диавола есть Дух Святой[292]. Пред избранием двенадцати Апостолов, которым предназна­чено было уловить вселенную в веру и спасение, Господь восшел на уединенную гору и всю ночь пребыл в молитве[293]; пред воскресением Лазаря Господь обратился к благодарению Отцу за услышание Своей молитвы. Аз ведех, сказал Он, яко все­гда Мя послушавши, потому что воля Отца и Сына есть еди­ная Божественная воля, но народа ради стоящаго окрест рех, да веру имут, яко Ты Мя послал ecu[294]. Точно так же и пред избранием Апостолов Господь не имел нужды в молитве, но обратился к молитве и пребыл в ней целую ночь, показы­вая, по разуму святых Отцов[295], действиями Своими образ для наших действий, показывая нам, что Бог принимает и крат­кую молитву нашу, но что пред важными случаями и начина­ниями полезна, нужна, необходима нам особенно продолжи­тельная и особенно напряженная молитва. — Пред страда­ниями и крестною смертию, которым Господь благоволил подчиниться для искупления человечества, Он пришел в сад Гефсиманский, на место, где долженствовало совершиться пре­дание, являя в Себе добровольную жертву, приносимую по единой нераздельной воле Отца и Сына. Этим Он показал нам, что мы должны принимать всякую напасть, ниспосылаемую нам свыше, как неотъемлемую нашу принадлежность, прини­мать с самоотвержением, с покорностию воле Божией, с верою в Бога всемогущего, Который неусыпно бдит над нами, у Кото­рого изочтены все власы наши, от Которого не утаися кость моя, как сказал Пророк, юже сотворил ecu в тайне, и состав мой в преисподних земли[296]. — Господь показал нам средство, которым можем и должны укреплять немощь человеческого естества во время нашествия напасти. Он обратился к усилен­ной молитве. Ученикам, побеждаемым сном, Он заповедал: бдите и молитеся, да не внидете в напасть[297]. Чтобы пришед­шая напасть не объяла человека, не овладела им, не поглотила его, — необходима молитва. Необходима во время напасти, для побеждения напасти, та духовная сила, тот Божественный непоколебимый мир, которые приносятся молитвою. Для по­беждения сатаны, стремящегося помыслами печали, безнадежия и отчаяния потрясти и погубить человека, подвергшегося напасти по Божию определению, для того, чтоб не оскудела вера наша во время напасти, нужна молитва. Она нужна нам, чтоб посреди самой скорби мы могли ощутить, по завещанию Апостола, всяку радость, которую он повелел нам иметь, егда впадем в искушения различна[298]. Благодатное утешение от мо­литвы может получить только предочищенный постом, и мо­жет сохранить только поддерживающий чистоту свою постом. Примеру Господа последовали и последуют истинные рабы Господа. Еще в Ветхом Завете водимый Духом Христовым святой Давид в особенно трудных обстоятельствах жизни усу­гублял свой пост и свои молитвы[299]. Подобно ему святой про­рок Даниил, уразумев из книги пророка Иеремии, что исполни­лось число лет, назначенных Богом для пребывания пленен­ных Иудеев в Вавилоне, что наступило время возвращения их в Иерусалим, обратился с напряженною молитвою к Богу о избавлении Иудеев, усиливая молитву постом: И дах, говорит он, лице мое к Господу Богу, еже взыскати молитвы и прошения в посте и во вретищи, и в пепеле. И молихся ко Господу моему и исповедахся[300]. Состояние, в которое приво­дят человека пост и молитва, особенно способно к приятию Божиих благодеяний и Божественных откровений. Так, ми­лостыни, молитвы и пост Корн и лия Сотника предстали пред Бога и доставили ему величайшее благо: познание Христа. Бех постяся и в девятый час моляся в дому моем, поведал о себе Сотник апостолу Петру, и се, муж ста предо мною во одежди светле. То был Ангел[301]. Так, молящемуся и алчущему апостолу Петру явилась великая плащаница, опускавшаяся с небес, образовавшая собою языческий мир, принятый Богом к вере во Христа и к спасению о Христе[302]. Так, служащим Апостолам Господеви и постящимся[303] открыл Святой Дух, что Он избрал Павла и Варнаву для проповедания христианства язычникам, повелел отделить и послать их на это служение. Апостолы, услышав во время молитвы и пощения повеление Святого Духа, прежде чем исполнить это повеление, снова прибегают к посту и молитве, чтоб повеление, полученное при содействии поста и молитвы, было и исполнено при содействии их. Тогда постившеся и помолившеся, и возложше руки на ня, отпустиша их[304], говорит писатель Апостольских Деяний. Всем известно, каким успехом увенчалось служение Павла и Варна­вы! оно увенчалось насаждением христианства по всей тогда известной вселенной. Бесчисленны доказательства и примеры того, что все угодники Божий тогда именно сподобляются Божественных откровений, когда они отрешат себя постом от вещества, а чистою молитвою, нагими умами, не засоренными никакою мечтою, не развлекаемыми никакою постороннею мыслию, предстанут в глубоком благоговении и мире невидимому и недоведомому Богу.

Возлюбленные братия! Познав значение и силу духовных оружий — милостыни, поста и молитвы, — поспешим препоя­саться этими оружиями. Стяжем милость, облечемся в благость, по наставлению и убеждению Апостола[305]. Отличительною чер­тою характера нашего, постоянною отличительною чертою поведения нашего да будет милосердие[306]. Вне милости не бу­дем искать правды[307]. Милость, исходящая из поврежденного человеческого естества, противна правде; милость, изливаю­щаяся из заповедей Евангелия, несмотря на обилие свое, на­ходится в неразрывном союзе с правдою Божиею, служит выражением ее[308]. Не только во время святых постов, назна­ченных Святою Церковию, будем смирять наши тела умерен­ным употреблением пищи, пищи известного качества, но и в прочее время будем употреблять пищу благоразумно, сораз­мерно существенной нужде, для поддержания телесных сил и телесного здравия. Поработив посредством поста тело духу, соделав дух наш ангелоподобным по благости, окрылим его молитвою: пусть дух наш приобретет блаженный навык быст­ро и часто возлетать к Богу и испрашивать Божие благослове­ние на начинания наши, Божию помощь действиям нашим[309]. Мы не замедлим увидеть Бога споспешником, правителем де­ятельности нашей. Этого мало! возносясь часто мыслию к Богу, мы постепенно очистим нравственный путь наш от всякого беззакония, не только грубого, но и тонкого, совершаемого в помышлениях и ощущениях. Кто, призывающий Бога на по­мощь, осмелится призвать Его на помощь делу порочному? Кто, представляющий свое прошение воззрению Царя царей, не озаботится прежде, чтоб прошение было достойно Цар­ственного и Божественного взора, проникающего в сокровен­ности сердца и видящего с одинаковою явностию все видимое и невидимое? Аще чесо просим по воли Его, только в том Он послушает нас[310], сказал Апостол. Кто, ежечасно обращаю­щийся к Богу, не стяжет убеждения и ощущения, что он жи­тельствует под очами Бога, что всякое его дело, всякое движе­ние души видит всевидящий и вездесущий Бог? Такого убеж­дения и ощущения — необходимое последствие: духовное преуспеяние христианина. Да дарует нам милосердый Господь это преуспеяние во славу Имени Своего и во спасение наше. Аминь.

Наши рекомендации