Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “После объявления о начале молитвы не поднимайтесь (со своих мест), пока не увидите меня (перед собой)”»
Глава 292: О том случае, когда после объявления о начале молитвы у имама возникает необходимость в чём-либо.
366 (642). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды,) когда уже было объявлено о начале молитвы1, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всё ещё продолжал беседовать с каким-то человеком в углу мечети и встал на молитву только после того, как (некоторые) люди уже заснули».
1 Здесь речь идёт о вечерней молитве.
Глава 293: Обязательность общей молитвы.
367 (644). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (бывало так, что) хотел я приказать насобирать дров, потом велеть призвать (людей) на молитву, потом велеть кому-нибудь быть имамом, а потом явиться к тем людям (, которые не пришли на молитву,) и сжечь их дома дотла! Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы кто-нибудь из них узнал, что получит здесь кость с куском жирного мяса или пару добрых овечьих копыт, он непременно явился бы на вечернюю молитву!»
Глава 294: Достоинство общей молитвы.
Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Общая молитва превосходит индивидуальную в двадцать семь раз».
Глава 295: Достоинство общей утренней молитвы.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Общая молитва превосходит молитву, совершаемую любым из вас в одиночестве, на двадцать пять ступеней, и ангелы ночи встречаются с ангелами дня во время утренней молитвы».
Затем Абу Хурайра сказал:
«И читайте, если пожелаете (, тот айат, где сказано): “…поистине, (чтение) Корана утром будет иметь свидетелей1”».2
1 Имеется в виду, что это чтение будут слушать ангелы ночи и ангелы дня.
2 См.: “Ночное путешествие”, 78.
370 (651). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Наибольшую награду за совершение молитвы получат те (люди), которые проходят наибольшее (расстояние до мечети), а награда дожидающегося молитвы, чтобы совершить её вместе с имамом, будет больше награды того, кто совершает молитву, а потом засыпает”».
Глава 296: Достоинство раннего совершения полуденной молитвы.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Как-то раз один) человек, шедший по дороге, увидел ветку с колючками и убрал её с пути, и Аллах воздал ему благодарностью, простив ему (его прегрешения)».
(653). И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) также сказал: «Пятеро являются мучениками: умершие от чумы, умершие от болезней живота, утонувшие, погребённые под обломками и павшие на пути Аллаха1».
(654)2. И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также) сказал: «Если бы люди знали о (награде, которая ждёт тех, кто произносит слова) азана и (находится в) первом ряду (во время общей молитвы,) и не нашли иного пути (для того, чтобы решить, кто станет произносить слова азана и кто займёт места в первом ряду), кроме жребия по стрелам3, то обязательно прибегали бы к этому! Если бы знали они о той (награде, которая ждёт) начинающего совершать полуденную молитву сразу же (после наступления установленного для неё времени), то спешили бы к ней наперегонки! И если бы знали они о той (награде, которая ожидает принимающих участие в общих) вечерних и утренних молитвах, то обязательно являлись бы на (эти молитвы в мечеть), даже если бы им приходилось добираться (туда) ползком!»
1 Здесь выражается надежда на то, что каждый мусульманин, который погибнет такой смертью, попадёт в рай подобно мученику /шахид/, павшему в бою за веру, однако это не значит, что положение всех таких людей будет таким же, как и положение шахидов.
2 См. хадис № 357.
3 См. примечание к главе № 8 “Книги призыва на молитву”.
Глава 297: (Следует) принимать в расчёт следы.
372 (656). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (в своё время люди из племени) бану салима захотели переселиться из своих домов поближе к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не желал, чтобы они обнажили Медину1, и сказал: «Неужели вы не принимаете в расчёт, что ваши следы (подсчитываются)?»2
1 Иными словами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не хотел, чтобы окрестности Медины обезлюдели, в результате чего город остался бы без прикрытия.
2 Имеется в виду, что каждый шаг, сделанный человеком на пути в мечеть, учитывается и за него мусульманину полагается награда.
Глава 298: Достоинство общей вечерней молитвы.
373 (657). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Для лицемеров нет молитв более тяжких, чем утренняя и вечерняя, однако, если бы знали они (, какая награда ждёт людей) за две эти молитвы, то обязательно являлись бы на них (в мечеть), даже (если бы пришлось им добираться) ползком!”»
Глава 299: О сидящем в мечети в ожидании молитвы и о достоинстве мечетей.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его: справедливого правителя; юношу, росшего в поклонении Господу; человека, сердце которого подвешено в мечетях1; тех двоих, которые любят друг друга в Аллахе, встречаясь и расставаясь (только) ради Него; мужчину, которого пожелала знатная и красивая женщина и который сказал: “Поистине, я боюсь Аллаха!”; того, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая, а (также) того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха».
1 Имеется в виду человек, сердце которого неразрывно связано с мечетями.
Глава 300: Преимущество того, кто ходит в мечеть утром и в конце дня.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для того, кто ходит в мечеть утром и в конце дня, Аллах готовит (достойное) место в раю каждый раз, как (человек делает это)».
Глава 301: После объявления о начале молитвы не следует совершать никаких иных молитв, кроме обязательных.
376 (663). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Малика Ибн Бухайны из племени азд, да будет доволен им Аллах, что как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, что после объявления о начале молитвы один человек совершает молитву в два раката. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закончил молиться, его обступили люди и он дважды спросил (того человека): «Разве утренняя молитва состоит из четырёх (ракатов)?!»
Глава 302: Предел (ухудшения состояния здоровья), достижение которого ещё позволяет больному присутствовать на общей молитве.
377 (664). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Однажды) после наступления времени молитвы и возглашения азана, когда посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уже поразил тот недуг, от которого он умер, он велел: “Скажите Абу Бакру, чтобы он молился с людьми”.1 Ему сказали: “Абу Бакр испытывает сильную печаль и плачет, и если он займёт твоё место, то не сможет проводить молитвы с людьми”.2 Он повторил (своё веление), а когда (ему снова сказали в ответ то же самое), он в третий раз (велел сделать это) и воскликнул: “Поистине, вы подобны увидевшим Йусуфа!3 Велите же Абу Бакру проводить молитвы с людьми!” Тогда Абу Бакр вышел (к людям) и стал совершать (с ними) молитву. Тем временем пророку, да благословит его Аллах и приветствует, стало немного лучше, и он вышел (из дома4), передвигаясь с помощью двух человек (, которые поддерживали его справа и слева), и я будто и сейчас вижу, как он задевает ногами землю, будучи не в силах поднимать их (выше) из-за своей болезни. (Увидев его,) Абу Бакр хотел отойти назад, однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знаком показал ему, чтобы он оставался на своём месте, после чего его подвели (поближе) и он сел рядом с (Абу Бакром). И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал молиться, Абу Бакр следовал5 за ним, а люди следовали за Абу Бакром, да будет доволен им Аллах».
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел слева от Абу Бакра, который молился стоя.
(665). В третьей версии этого хадиса сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тяжело заболел и страдания его стали усиливаться, он попросил своих жён, чтобы за ним ухаживали в моём доме6, и они позволили ему это».
1 Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который всегда сам был имамом, велел занять своё место Абу Бакру, да будет доволен им Аллах.
2 Эти слова произнесла ‘Аиша, имея в виду, что Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, плачет, читая Коран.
3 Поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду женщин вообще, используется местоимение множественного числа, хотя в данном конкретном случае он обращается только к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах. Под “увидевшими Йусуфа” /савахиб Йусуф/ имеются в виду женщины, которых пригласила к себе жена египетского вельможи, пытавшаяся соблазнить Йусуфа. В суре “Йусуф” (айаты под №№ 30 и 31) рассказывается о том, что, когда жена вельможи потерпела неудачу в своих попытках, другие женщины стали осуждать её, и тогда она пригласила их к себе якобы для угощения, а на самом деле — для того, чтобы они увидели неземную красоту Йусуфа и признали, что её можно понять. Сравнивая жену вельможи с ‘Аишей, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что обе они действовали не без задней мысли, поскольку, ссылась на мягкосердечие Абу Бакра, ‘Аиша, которая была его дочерью, на самом деле опасалась, что, когда люди увидят его на месте пророка, да благословит его Аллах и приветствует, они сочтут это дурным знаком, придут в волнение и будут связывать с именем Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, горестные для всех мусульман события, связанные с болезнью и кончиной пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
4 Имеется в виду примыкавшая непосредственно к мечети комната ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах.
5 То есть повторял за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, все его движения.
6 Просьба пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была обусловлена тем, что он должен был проводить ночи с каждой из своих жён по очереди.
Глава 303: Следует ли имаму проводить молитву только с присутствующими и следует ли ему обращаться к людям с пятничной проповедью во время дождя?
378 (668). Сообщается, что ‘Абдуллах бин аль-Харис1, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
(Однажды) в дождливый день, когда земля была покрыта грязью, Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, обратился к нам с проповедью, а когда во время призыва муаззин дошёл до слов: «Спешите на молитву!» — он велел: «Скажи: “Молитесь на своих местах”».2 (Услышав это,) люди стали переглядываться так, будто это им не понравилось, а (Ибн ‘Аббас) сказал: «Вам, кажется, не понравилось это, однако так поступал и тот, кто лучше меня!» — имея в виду пророка, да благословит его Аллах и приветствует. (И он сказал также): «Действительно, (присутствие на пятничной молитве) обязательно, но я не хотел ставить вас в затруднительное положение!»3
1 Один из последователей.
2 То есть в своих домах.
3 Иными словами, Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, не хотел доставлять людям беспокойство, связанное с тем, что им пришлось бы добираться до мечети по грязи.
379 (670). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
Как-то раз) один чрезвычайно тучный человек из числа ансаров сказал (пророку, да благословит его Аллах и приветствует): “Поистине, я не могу совершать молитву с тобой”.1 А он приготовил для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, еду и пригласил его к себе домой, где расстелил для него циновку, обрызгав край её водой, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) совершил на этой циновке молитву в два раката».
Один человек из рода аль-джаруд спросил Анаса:
«А совершал ли пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дополнительные молитвы по утрам2?»
Он ответил: