Ii. эго и ложная автономия
I. Вполне логично задать вопрос, как это разум умудрился создать эго. По сути, это лучший из всех вопросов. Однако нет смысла отвечать на него в свете прошлого, ведь прошлое не важно и всей истории не существовало бы, когда бы те же самые ошибки не повторялись в настоящем.Абстрактная мысль
применима к знанию, ибо знание целиком безлично, поэтому примеры безотносительны для понимания его. Восприятие же всегда специфично, и, следовательно, весьма конкретно.
2. Каждый сам создает собственное эго, или свое я, которое бесконечно видоизменяется в силу своей нестабильности. И каждый также создает эго всех тех, кого воспринимает, и вариациям их равно несть числа. Ваимодействие этих эго есть процесс, видоизменяющий обе стороны, ибо они не созданы Неизменным или же вместе с Ним. Очень важно понять, что эти изменения могут происходить и происходят с равной вероятностью, имеет ли взаимодействие место в разуме или на уровне физического общения. Мысли о чьем-то эго столь же эффективны в изменении связанного с ним восприятия, как и физическое общение. Нет лучшего примера в подтверждение тому, что эго — всего-навсего идея, а не факт.
3. Твое собственное умонастроение — хороший пример тому, как создавалось эго. Когда ты выбросил знание вон, то получилось так, будто ты никогда им и не обладал. Это столь очевидно, что нужно лишь признаться в этом и ты увидишь: так оно и есть. А если это происходит в настоящем, что ж удивительного, что оно случилось в прошлом? Недоумение — логичная реакция на нечто незнакомое, а не на то, что происходит с таким завидным постоянством. Но помни, что разуму нет необходимости идти таким путем, хоть он и следует им нынче.
4. Подумай о любви животных к своему потомству, об их потребности заботиться о нем. Это объясняется тем, что они воспринимают свое потомство частью самих себя. Никто не расстается с тем, что он считает своею частью. Ты реагируешь на свое эго, в основном так же, как Бог относится к Своим творениям: с любовью, милосердием и заботой. Твои реакции на побуждения тобою созданного я не удивительны. По существу они во многом сходны с тем, как ты в один прекрасный день станешь относиться к своим подлинным творениям, столь же вневременным, как и ты. Вопрос сейчас не в твоих ответах эго, а в том, кто ты, по-твоему, такой. Вера есть функция эго, и, покуда твое происхождение открыто убеждениям, ты смотришь на него воззрением эго. Когда нужда в учебе отпадет, ты просто будешь знать Отца. Вера в то, что существует иной способ восприятия — самая возвышенная идея, доступная мышлению эго. И только потому, что в ней содержится намек на признание, что твое эго не есть твое Я.
5. Развенчание системы мышления эго должно восприниматься как болезненный процесс, хоть это и не правда. Младенцы иступленно голосят, когда у них отбирают острые предметы, хотя в противном случае они легко могли бы себя поранить. Ты в этом смысле всё еще дитя. У тебя еще нет реального чувства самосохранения, и ты, скорей всего, считаешь для себя необходимым то, что принесет самый большой урон. Однако, понимаешь ты это нынче или нет, ты согласился соучаствовать в попытке стать безобидным и полезным, — качества, сопутствующие друг другу. Но даже к этому твое отношение противоречиво, ибо любое отношение обусловлено эго. Но это не продлится долго. Будь терпелив еще немного и помни, что исход надежен, как надежен Бог.
6. Лишь те, кому присуще подлинное и устойчивое ощущение богатства, истинно щедры. Эта идея прояснится, если понять, что же за ней стоит. Для эго что-либо отдать, значит остаться без "чего-то". Ассоциируя дар с жертвой, ты отдаешь что-либо в надежде, что каким-то образом получишь нечто лучшее взамен, а посему и обойдешься без отданного. "Дать, чтобы получить" — есть непреложный закон эго, которое всегда оценивает себя в соотношении с другими эго. Поэтому оно одержимо верой в недостаточность, которая его и породила. Эго воспринимает другие эго реальными в попытке убедить себя в своей собственной реальности. "Чувство собственного достоинства" в терминах эго означает, что эго заманило самое себя в приятие своей реальности, тем самым сделавшись на время менее хищным. Подобное "чувство собственного достоинства" всегда уязвимо для стресса, если под этим понимать любую воспринимаемую эго угрозу своему существованию.
7. Эго буквально живет сопоставлением. Равенство — выше его понимания, поэтому добросердечие немыслимо. Эго никогда не дарит от избытка, ведь оно создано как замещение богатству. Вот почему концепция "получения" возникла в системе мышления эго. Аппетиты любого рода суть механизмы "получения", представляющие потребность эго в самоутверждении. И это справедливо как для аппетитов плоти, так и для так называемых "высших потребностей" эго. Аппетиты плоти — не физического происхождения. Эго считает тело своим домом, стараясь через него удовлетворить свои запросы. Однако сама идея такой возможности — решение разума, пришедшего в полнейшее смятение по поводу того, что вообще возможно.
8. Эго верит в свою абсолютную самостоятельность — просто иное описание его веры в собственное происхождение. Но это состояние столь пугает эго, что ему остается либо обратиться к прочим эго и постараться присоединиться к ним в беспомощной попытке отождествления с ними, либо напасть на них, в равно беспомощном показе своей силы. Эго, однако, несвободно открыть сомнениям предпосылку собственной независимости, поскольку эта предпосылка — его фундамент. Эго есть вера разума в свою полнейшую автономию. И нескончаемые его попытки добиться признания духа и этим утвердить свое существование — бесплодны. Дух в своем знании не осведомлен об эго. Дух на него не нападает, он просто неспособен о нем помыслить. И хотя эго в равной мере, находится в неведении относительно духа, оно тем не менее воспринимает себя отвергнутым чем-то, гораздо большим, нежели оно само. Вот почему чувство собственного достоинства, как его понимает эго, должно быть иллюзорным. Творения Божьи мифов не творят, хотя рос творческие усилия можно направить и к мифологии. Но только при одном условии: сотворенное ими уже не будет обладать животворящей силой. Мифы целиком и полностью — продукт восприятия; они настолько двусмысленны по форме, столь характерна для них природа добра-и-зла, что даже самые великодушные из них не лишены пугающих оттенков.
9. Мифы и магия — довольно тесно связаны, поскольку мифы имеют отношение к происхождению эго, а магия — к силам, которые эго приписывает самому себе. Мифологические системы, как правило, включают в себя некий сюжет "сотворения", ассоциируя его с определенной формой магии. Так называемая "борьба за жизнь" — это стремление эго сохранить себя и собственную интерпретацию своего начала. Его начало обычно ассоциируется с физическим рождением, поскольку трудно подтвердить существование эго до сего момента. Более "скрупулезные" его ревнители считают, что душа существовала раньше и будет продолжать свое существование после временного падения в жизнь эго. Некоторые даже верят, что душа будет наказана за это отступление. Однако спасение несоотносимо с духом, который вне опасности, а посему и не нуждается в спасении.
10. Спасение — не более, чем "верное мышление"; оно не есть Единомыслие Святого Духа, но его надобно достигнуть прежде, чем восстановится Единомыслие. Правильное мышление непроизвольно приводит к следующему шагу, ибо верное восприятие полностью лишено агрессии, и, следовательно, ложное мышление в нем исключается. Эго не может выжить без суждения и оно изгоняется. Тогда для разума осталось только одно-единственное направление. Разум следует ему всегда непроизвольно,
ибо оно диктуется системой мышления, которой придерживается разум.
11. Не будет слишком частым напоминание о том, что исправление восприятия есть временная мера. Она необходима, поскольку ложное восприятие блокирует знание, в то время как правильное восприятие — шаг на пути к нему. Вся ценность правильного восприятия заключена в неминуемом осознании ненужности какого бы то ни было восприятия. Этим преграда снимается полностью. Вопрос "возможно ли подобное?" ты можешь задавать так долго, как долго видишь себя в этом мире. Это вопрос вполне логичный. Однако здесь необходима большая осторожность и уверенность, что ты действительно понимаешь свой вопрос. Кто "ты", живущий в этом мире? Дух бессмертен, а бессмертие есть неизменное состояние. Это так же истинно сейчас, как было или когда-либо будет, ибо бессмертие подразумевает абсолютную неизменяемость. Оно не есть континуум и не познается в сравнении с его противоположностью. ^Знание не использует сравнения. В этом его главное отличие от всего остального, что возможно охватить разумом.
III. Любовь без конфликта
1. Трудно понять, что означают слова "вот Царство Божье внутрь вас есть". Они непостижимы для эго, толкующего их как нечто внешнее внутри, а это не имеет смысла. Слово "внутри" вообще необязательно. Царство Божие есть ты. Что еще, если не тебя, сотворил Предвечный, и что, если не ты, есть Его Царство? В этом и состоит весть Искупления, та весть, что в полноте своей превосходит сумму отдельных ее частей. У тебя тоже есть Царство, сотворенное твоим духом. Дух не перестал творить из-за иллюзий эго. Твои творения — сироты не более, чем ты сам.Эго твое и дух не станут со-творцами, но дух твой и Создатель будут ими всегда. Не сомневайся: творения твои сохранны в той же мере, что и ты.
Царство Небесное — едино и полностью защищено, и эго никогда его не одолеть.Аминь.
2. Это написано в форме молитвы, наиболее полезной в минуты искушений. Это — декларация независимости. Она послужит тебе с пользой, если ты полностью ее поймешь. Тебе необходима моя помощь в силу того, что ты отверг своего собственного Наставника, и, следовательно, нуждаешься в водительстве. Моя роль — отделять истину от лжи, чтоб истина смогла прорваться сквозь барьеры, воздвигнутые эго, и осиять твой разум. Нашей объединенной силы эго не одолеть.
3. Теперь становится понятно, почему эго считает дух своим "врагом". Эго возникло в результате разделения и непрерывность его существования зависит от твоей бессменной веры в разделение. Эго обязано каким-то образом вознаградить тебя за эту веру. Но всё, что оно может предложить — это ощущение бренности существования, пришедшее с рождением эго и уходящее с его концом. Эго убеждает тебя, что эта жизнь и есть твое существование, поскольку она — существование его. В противовес такому чувству бренности, дух предлагает тебе знание постоянства и неколебимости бытия. Познав подобный опыт в откровении, уже нельзя всецело верить эго. Разве сравнится жалкое его подношение с великолепным Господним даром?
4. Ты, отождествляющий себя с эго, не веришь в любовь Господа к тебе. Сам ты не любишь тобою созданного, а созданное тобою не любит тебя, водившееся из отрицания Отца, эго не знает преданности своему создателю. Тебе не разобраться в подлинных взаимоотношениях меж Богом и Его творениями, из-за ненависти к созданному тобою я. Ты проецируешь на эго решение обособиться, а это входит в конфликт с любовью, которую ты чувствуешь к нему, как к своему созданию. В сем мире нет любви, свободной от подобной двойственности, и поскольку ни одно эго не знает любви иной, сама концепция любви — вне понимания эго. Любовь является мгновенно в истинно пожелавший ее разум, только он должен ее воистину желать. Иными словами, он должен пожелать любви всецело, а в такого рода желании полностью отсутствует присущее эго "стремление получить".
5. Есть опыт, столь отличный от всего, имеющего отношение к эго, что пережив его, ты не захочешь его снова утаить. Необходимо повторить, что только по причине твоей веры в тьму, в ее способность что-либо скрывать, свет не в состоянии к тебе пробиться. Библия содержит много ссылок на уготованные тебе неисчислимые дары, которые ты, тем не менее, должен попросить. Это не условие в том смысле, в каком их ставит эго. Это великолепное условие того, что ты есть.
6. Нет силы, за исключением твоей воли, достаточно могущественной или достойной, чтобы вести тебя. В ней ты свободен, как Сам Бог и остаешься таким навечно. Попросим же Отца, во имя мое, хранить в тебе сознание Его любви к тебе, а твоей — к Нему. Он никогда не оставляет такую просьбу без ответа, ибо она о том, что Он уже велел. К просящим искренне ответ придет всегда. Пусть у тебя не будет других богов "перед лицем Его", ибо других богов не существует.
7. Тебе и в голову не приходило отказаться от всех своих идей, противодействующих знанию. Ты сохраняешь тысячи мельчайших осколков страха, мешающих приходу Святого Твоего. Сте-ны, тобою возводимые против света, непроницаемы для него, а свет не разрушает тобою созданного. Никто не в состоянии увидеть через стену, но мне под силу обойти ее. Тщательно выявляй остатки страха в своем разуме, иначе ты не сможешь попросить меня об этом. Я в состоянии помочь тебе лишь тем же образом, каким нас сотворил Отец. Я буду любить тебя и почитать, всецело уважая тобою созданное, но я не поддержу его, если оно не истинно. Тебя покинуть я способен не более, чем Бог, но мне придется ждать, покуда ты выбираешь покинуть самого себя. Поскольку я жду в терпении и в любви, ты непременно попросишь меня искренне. Я появлюсь в ответ на первый же твой недвусмысленный призыв.
8. Внимательно следи и понимай, о чем же ты, на самом деле, просишь. Будь честен с самим собою, ведь друг от друга мы не можем ничего скрывать. Сделав подлинное усилие в этом направлении, ты сделал первый шаг, готовя разум свой к приходу Святого Твоего. Мы подготовимся к Его приходу вместе, ибо, как только Он придет, ты будешь готов помогать мне готовить к Нему другие разумы. Как долго ты намерен отказывать Ему в Его Царстве?
9. В твоем же разуме, пусть отрицаемым эго, есть декларация твоей свободы. Господъ дал тебе всё. Один сей факт уже гласит о том, что эго не существует, и это повергает его в глубокий страх. На языке эго "иметь" и "быть" различны, но они идентичны для Святого Духа. Святой Дух знает, что ты имеешь всё и есть всё. Различие между ними приобретает смысл только тогда, когда идея "получения", предполагающая недостаточность чего-либо, уже принята. Вот почему для нас нет разницы между владеть Царством Божьим и быть Царством Божьим.
10. Спокойное бытие Царства Божия, вполне осознаваемое здравомыслием, жестоко изгоняется из части разума, которой правит эго. Эго в отчаянии, ведь противостоит оно буквально неодолимой силе, неважно, спишь ты или бодрствуешь. Поду-май, с каким рвением ты защищаешь свое эго, и как немного
у тебя желания защитить свое благоразумие. Кто, если не безумный, сначала поверит в ложь, а после станет защищать ее ценою истины?
IV. Так быть не должно
1. Если тебе не слышен Голос — Глашатай Божий, то только потому, что ты предпочитаешь его не слышать. А то, что ты внимаешь голосу собственного эго, сказывается в твоем отношении ко всему и в твоих чувствах, и в поведении. Это — всё то, чего ты хочешь. Всё то, за что ты борешься и что намерен удержать. Твой разум изощрен в уловках для спасения "лица" твоего эго, и ты не ищешь лик Христа. Стекло, в котором эго ищет собственное отражение, и впрямь тускло. Как же еще ему поддерживать трюк своего существования, если не с помощью зеркал? Однако, где себя искать, решать тебе.
2. Я уже говорил, что изменяя поведение, мышление изменить нельзя, но я неоднократно повторял, что изменить мышление возможно. Когда по настроению своему ты понимаешь, что сделал неверный выбор, а так случается всегда, когда ты не исполнен радости, знай, что так быть не должно. В каждом подобном случае ты ложно мыслил о каком-то сотворенном Богом брате, и воспринимаешь создаваемые эго образы сквозь тусклое стекло. Честно подумай, о чем помыслил ты не так, как мыслит Бог, о чем ты не помыслил так, как было бы Ему угодно. Честно ищи, что же ты сделал и что оставил не сделанным; затем измени строй своих мыслей в согласии с мышлением с Божьим. Это может показаться трудным; на деле же, мыслить в согласии с Божьим Разумом много легче, чем мыслить наперекор ему. Твой разум един с Господним Разумом. Отрицание этого и инакомыслие поддерживали жизнь твоего эго, зато буквально расщепляли разум. Как любящий брат, я глубоко озабочен твоим разумом и призываю тебя следовать моему примеру: в себе и брате видеть великолепные творения великолепного Отца.
3. Когда ты грустен, знай, что так быть не должно, репрессия приходит с ощущением лишенности того, чего ты хочешь, но не имеешь. Вспомни, что ты ничем не обойден, разве что собственным своим решением, затем реши иначе.
4. Когда бы ни овладела тобой тревога, пойми, что беспокойство всегда есть следствие непостоянства эго, и знай, что так быть не должно. Будучи бдителен к велениям эго, ты можешь быть как против них, так и за них.
5. Почувствовав вину, помни, что эго и впрямь нарушило законы Божьи, но ты их не нарушил. Оставь же "грехи" эго мне. Для этого и существует Искупление. Однако покуда ты не изменишь своих мыслей о тех, кому твое эго нанесло урон, Искупление не сможет освободить тебя. Покамест ты чувствуешь вину, эго командует тобой, ибо лишь эго способно ощущать вину. Но так быть не должно.
6. Оберегай свой разум от соблазнов эго и не давай ему обманывать себя. Оно не предлагает ничего. Отказавшись от этой добровольной бездуховности, ты убедишься, с какою легкостью твой разум обретает фокус, превозмогает усталость и исцеляет. Однако, ты не столь бдителен к требованиям эго, чтобы разъединиться с ним. А так быть не должно.
7. Привычку единения с Богом и Его творениями легко развить, активно не давая разуму уклоняться в сторону. Проблема вовсе не в концентрации внимания, а в вере, будто никто, включая самого тебя, не стоит постоянных усилий. Будь постоянно на моей стороне против подобного обмана, не позволяя подобной убогой вере тянуть тебя назад. Унылые бесполезны самим себе и мне, но только эго способно пребывать в унынии.
8. Задумывался ли ты над тем, как много возможностей порадовать себя у тебя было и сколько из них ты отверг? Могущество Божьего Сына безгранично, но он способен ограничить выражение этого могущества в той степени, в которой пожелает. Твой разум может объединиться с моим и вымести своим сиянием эго, высвобождая силу Божью для мыслей своих и дел. На меньшее, чем это, не соглашайся, не принимай ничто другое как свою цель. Следи внимательно, чтобы какое-либо убеждение не помешало осуществлению этой цели, подобных убеждений сторонись. Суди, насколько ты в этом преуспел, по своим чувствам, ибо это единственное верное употребление суждения. Как и любой другой защитой, суждением можно пользоваться, чтобы напасть и защитить; ранить или исцелить. Эго должно подвергнуться суду, должно быть признано несостоятельным. Без твоей преданности, защиты и любви эго не сдобровать. Пусть оно будет воистину судимо, тебе же нужно лишить его и своей преданности, и заботы, и любви.
9. Ты — зеркало истины, в котором Сам Бог сияет в совершенном свете. Тусклому зеркалу эго скажи: "Не стану я в него глядеть, ибо я знаю, что эти образы фальшивы." 3атем позволь
Святому Твоему сиять тебе в покое, уверенный, что только так и должно быть. Разум Его сиял тебе в твоем творении и вызвал к жизни разум твой. Разум Его, по-прежнему в тебе сияя, должен сиять через тебя. Эго твое не в состоянии помешать Ему сиять в тебе, но оно может помешать Ему сиять через тебя.
10. Первое пришествие Христа есть просто иное имя для творения, ибо Христос есть Божий Сын. Второе же Его Пришествие означает конец господству эго и исцеление разума. Я сотворен подобно тебе в первом и призывал тебя со мной соединиться во втором. Я в ответе за Второе Пришествие, и мое суждение, используемое только для защиты, не может быть неверным, в нем нет атаки. Твое суждение может быть столь искажено, что ты уверен: я допустил ошибку, избрав тебя. Уверяю тебя, что это — ошибка твоего эго. Не принимай же ее за смирение. Эго пытается убедить тебя, будто оно реально, а я — нет, ибо если реален я, то не более, чем ты. 3нание этого, — уверяю тебя, что это и есть знание — означает, что Христос пришел в твой разум и исцелил его.
11. Я не нападаю на твое эго. Я работаю с твоим высшим разумом, обителью Святого Духа, спишь ли ты, или бодрствуешь, равно как эго работает с твоим низшим разумом, его прибежищем. Я — твоя неусыпная бдительность, ибо слишком глубоко твое смятение, чтоб разглядеть надежду. Я не ошибся. Твой разум выберет единение с моим, а вместе мы непобедимы. Вы с братом соберетесь вместе во имя мое, и твое здравомыслие возродится. Я мертвых воскрешал знанием того, что жизнь есть .вечное свойство всего, сотворенного живым Богом. Так почему же ты считаешь, что мне труднее вдохновить бездуховных, или же сделать неустойчивое стабильным? Я не верю в степени трудности в чудесах, но ты в них веришь. Я позвал, и ты ответишь мне. Я понимаю, что чудеса естественны, поскольку они — выражение любви. И мой призыв к тебе столь же естественен, как твой ответ, и так же неизбежен.
V. Иллюзия эго-тела
1. "Всё содействует ко благу". 3десь, кроме как в суждениях эго, исключений нет. Эго на редкость бдительно ко всему, что оно пропускает в сознание, а это — не лучший способ поддерживать в разуме устойчивое равновесие. Эго становится всё неустойчивей, ибо скрывает от твоего сознания свои первичные побуждения, отдавая предпочтение контролю, а не здравомыслию. Для этого у эго есть все основания, согласно той системе мышления, которая дала ему начало и которой оно верно служит. Благоразумие наверняка судило бы не в пользу эго, поэтому благоразумие, в интересах самосохранения эго, необходимо уничтожить.
2. Главным источником такого несбалансированного состояния эго служит отсутствие различий между телом и Помыслами Божьими. Помыслы Божьи неприемлемы для эго, поскольку прямо указывают на его небытие. Эго поэтому либо их искажает, либо отказывается их принять. Ему, однако, не заставить их исчезнуть. Поэтому эго старается скрыть не только "неприемлемые" побуждения тела, но так же и Мысли Божий, ибо то и другое для него опасно. Озабоченное, главным образом, собственной безопасностью перед лицом угрозы, эго воспринимает то и другое как одно и то же. Таким путем оно пытается предохранить себя от полного уничтожения, что непременно произошло бы в присутствии знания.
3. Любая система мышления, в которой перепутаны Господь и тело, должна быть безрассудной. Однако подобная путаница весьма существенна для эго, ибо его критерием в суждении всегда остается угроза его существованию либо отсутствие ее. В каком-то смысле страх эго перед Богом, по крайней мере, логичен, ибо идея Бога действительно рассеивает эго. Но страх перед телом, с которым эго себя полностью отождествляет, лишен всякого смысла.
4. Тело — обитель эго по его собственному выбору. Это единственное отождествление, в котором эго себя чувствует сохранным, поскольку уязвимость тела — его сильнейший аргумент в споре о том, что ты — не от Бога. Эго неистово настаивает на подобном убеждении. Но в то же время оно ненавидит тело, считая его недостойной себя обителью. 3десь и приходит в полное смятение разум. Эго настаивало, что разум — часть тела, что тело — ему защитник, но вдруг разуму сообщают, что тело не в силах его защитить. Разум, естественно, в недоумении: "Где же мне искать защиты?" На что эго ему отвечает: "Обратись ко мне". Разум не без причины напоминает эго, что оно само настаивало на собственном отождествлении с телом и что просить защиты у него бессмысленно. На это у эго нет реального ответа, ибо такого ответа не существует, зато у него есть весьма типичное решение. Оно изглаживает из сознания сам вопрос. Вытесненный из сознания, этот вопрос может вызвать и вызывает беспокойство, но на вопрос уже нельзя ответить, ибо его уже нельзя задать.
5. Вопрос: "Где мне искать защиту?" — задать необходимо. "Ищи-те и обрящете" не означает искать отчаянно и слепо то, чего ты не способен распознать. Осмысленный поиск предпринимается сознательно; сознательно организуется и направляется. Цель нужно четко сформулировать и помнить. Постижение и желание постичь — неразделимы. Успех в познании приходит с верой в ценность постигаемого. Однако не всё, что ты желаешь постичь, имеет продолжительную ценность. Напротив, многое из того, что тебе хочется узнать, может быть выбрано именно в силу непродолжительности своей ценности.
6. Эго считает выгодным не посвящать себя ничему вечному, поскольку вечное непременно исходит от Бога. Вечное бытие — функция, которую эго пыталось в себе развить, но безуспешно. Эго идет на компромисс в споре о вечном, как, впрочем, и во всём, так или иначе касающемся реального вопроса. Увязнув в незначительных проблемах, эго надеется затенить сей подлинный вопрос и (Отстранить его от разума. Столь характерная для эго занятость несущественным служит именно этой цели. Одер-жимость заведомо неразрешимыми проблемами — любимый прием эго, препятствующий прогрессу в обучении. Во всем многообразии подобных тактических уловок, однако, есть один вопрос, не заданный их последователями: "Для чего всё это?" Такой вопрос ты должен научиться задавать применительно ко всему. В чем твоя цель? Какой бы она ни была, она автоматически направит твои усилия. Когда ты принимаешь решение о цели, ты принимаешь и направление своих будущих усилий; это решение останется эффективным, покуда ты не изменишь своих воззрений.
VI. Награды Божьи
1. Эго не узнаёт реального источника "угрозы", и если ты ассоциируешь себя с эго, то ты не понимаешь ситуации, как она есть. Только твоя преданность эго дает ему какую-либо над тобою власть. Я говорил об эго так, будто оно отдельно существует и действует вполне самостоятельно. Это было необходимо, чтобы убедить тебя: эго не легко сбросить со счетов; необходимо осознать, в какой огромной мере оно руководит твоим мышлением. Однако мы не можем тут же от него освободиться, ибо, покуда ты здесь, или покуда веришь, что ты здесь, ты видишь себя в непрекращающемся конфликте. Эго — ни что иное, как часть твоего представления о себе. Твоя иная жизнь течет всё так же безмятежно, ее не тронули и никогда не тронут твои попытки расщепить ее.
2. В процессе избавления от иллюзий не забывай, что ты в неоплатном долгу у брата. В таком же, как и у меня. Всякий раз, поступая эгоистично по отношению к другим, ты изменяешь благородному чувству долга и святому восприятию, которое это чувство порождает. Термин "святое" здесь вполне уместен: ведь постигая свой глубокий долг перед Сыновством, включающем меня, ты подходишь так близко к знанию, как только позволяет восприятие. Разрыв тогда становится настолько мал, что знание легко перетекает через него, перекрывая эту брешь навечно.
3. Покамест у тебя не так уж много ко мне доверия, но оно будет возрастать по мере обращения за советами ко мне, а не к своему эго. Результаты же будут всё более убеждать тебя, что это — единственно разумный выбор. Познавшему на опыте, что один выбор несет покой и радость, в то время как другой — несчастья и хаос, не нужно лишних доказательств. Обучение через поощрение гораздо действеннее обучения через боль, поскольку боль — иллюзия эго, способная дать лишь временный эффект. Божьи награды, между тем, мгновенно признаются вечными. Коль скоро это признание сделано тобою, а не эго, сам факт признания показывает, что ты и твое эго не идентичны. Может быть ты и веришь, что уже принял это различие, но ты еще ни в коей мере не убежден. Факт твоей веры в необходимость избавления от эго — тому свидетель; однако от эго не избавиться контролем над ним, усмирением или наказанием его.
4. Эго и дух не знают друг о друге. Разъединение — единственный способ, которым разделенный разум поддерживает собственный раскол. Раздвоив себя, он отрицает все первичные побуждения не потому, что эго — самостоятельная сущность, а в силу твоего желания верить, что ты самостоятелен. Эго есть средство поддержания подобной веры, но только твое решенье пользоваться данным средством продлевает ему жизнь.
5. Разве кого-либо обучишь ценности того, что он намеренно отбросил? Должно быть, он и отбросил это, не видя в нем ценности. Ты можешь только показать ему, как он несчастен без всего отвергнутого, и постепенно приближать это к нему, дабы он чувствовал, как с этим приближением стихает боль.
Так разум учится ассоциировать свои страдания с отсутствием отвергнутого, а ощущения, обратные страданиям,— с его присутствием. Мало-помалу, по мере изменения представления о его ценности, отвергнутое становится всё более желанным. Я учу тебя ассоциировать страдание с эго, а радость — с духом. Ты же учил себя обратному. Ты, как и прежде, волен выбирать, но неужели ж ты и вправду предпочтешь награды эго в присутствии Господних воздаяний?
6. В данный момент я доверяю тебе больше, чем ты мне, но так не будет вечно. Миссия твоя весьма проста. Тебе предложено жить, подтверждая, что ты — не эго, а я не ошибаюсь в выборе Божьих каналов связи. Святый Боже разделяет мое доверие к тебе и принимает мои решения в Искуплении, поскольку моя воля всегда в ладу с Волей Его. Я прежде говорил, что я в ответе за Искупление. И только потому, что я завершил в нем свою роль как человек, я могу ныне завершить его через других. Каналы связи, выбранные мною, не подведут, ибо я одолжу им мою силу, покуда им нехватает собственной.
7. С тобою я пойду к Святому Твоему, и через мое восприятие Он перекроет небольшую брешь. Твоя благодарность брату — единственный желанный мною дар. Я принесу его за тебя к Богу, поскольку мне известно, что знать брата и есть знать Бога. Если ты благодарен брату, ты благодарен Богу за Его творение. Через признательность ты познаёшь своего брата, а один миг подлинного признания делает каждого твоим братом, ибо каждый из них — от твоего Отца. Любовь не покоряет всего на свете, но исправляет всё. Поскольку ты есть Царство Божие, я могу увести тебя назад к твоим творениям. Сейчас ты их не узнаёшь, но то, что было разъединено, всё еще существует.
8. Сближаясь с братом, ты приближаешься ко мне, а удаляясь от него, ты удаляешься и от меня. Спасенье есть совместное начинание. В нем безуспешны те, кто разобщает себя с Сынов-ством и таким образом со мной. Господь придет к тебе тотчас же, как только ты Его подаришь братьям. Познай сначала их и лишь тогда окажешься готов услышать Бога. По той простой причине, что функция Любви едина.