Не входит в чужой дом без разрешения хозяев
Когда истинной мусульманке надо войти в какой-либо дом, она обязательно попросит разрешения на то. Приходит в этот дом, получив на то разрешение и приветствует живущих в этом доме.
То, что надо просить разрешение, исходит от Всевышнего. И естественно, что пренебрегать этим условием недопустимо:
«О те, которые уверовали! Не входите в чьи-либо дома, кроме своих домов, не попросив на то разрешения, и приветствуйте их жителей, пожелав им мир и благополучие. За это вам будет добро. Быть может, будете напоминать себе об этом. Если никого не встретили, то не входите, пока не будет вам позволено. Если же скажут: « Идите обратно», то уходите. Это самое благопристойное для вас. Аллах знает ваши поступки. И когда ваши дети достигнут зрелости, они должны испрашивать разрешение на вход также, как испрашивали это бывшие прежде них».(24; 27-28, 59)
Мусульманской женщине и в голову не приходит попросить разрешения войти в дом, куда ей заведомо нельзя входить, например в дом, где одни мужчины. Речь идет о просьбе войти в дом, где одни женщины или есть и мужчины, которым можно ее видеть. Это обязательное условие во исполнение повеления Аллаха и Его посланника.
Существует несколько правил, которые надо соблюдать всякий раз, когда приходишь с визитом.
Первое. Просящая разрешение становится не перед дверью, а несколько справа или слева, как это делал благородный посланник. Его сподвижник Абдалла ибн Буер вспоминал: «Когда пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, подходил к двери, чтобы попросить позволения, становился не прямо перед ней, а несколько справа или слева».
Второе. Прежде чем попросить разрешение, надо выразить приветствие. Фибий ибн Хираш рассказал такой случай: «Один человек из племени Бану Амир рассказал, что попросил у пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, разрешения войти, сказав: «Можно войти?» Благородный посланник сказал своему слуге: «Выйди к нему и научи его, как надо просить разрешения на вход. Скажи ему, чтобы сначала сказал: «Мир и благополучие вам. Можно войти?» Этот человек слышал все это и так и поступил. Разрешение было получено, и он вошел».
Третье. Надо ясно представиться, т.е. назвать свое имя или прозвище. Когда спросят: «Кто там?», не надо использовать ничего не значащее слово «я» или что-то другое в этом роде. Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, не любил, когда путник отвечал «я». Ведь это не раскрывает личность. Он повелел давать определенный, ясный ответ, когда спрашивают: «Кто?» или «Кто там?»
Благородный посланник учил, что и это правило надо обязательно соблюдать. Кстати, и он сам, и его благородные сподвижники (и мужчины, и женщины) всегда его соблюдали. Абу Зарр и Умм Хании вспоминают, что когда им был задан такой вопрос в разных ситуациях, они представились именно четко и ясно.
Четвертое.Когда будет сказано «Идите обратно» в смысле «Возвращайтесь к себе», надо так и сделать, не рассматривая это как умаление достоинства или нечто унизительное. Ведь это в соответствии с повелением Аллаха в Его Книге.
В своих наставлениях благородный посланник разъяснил, что надо трижды попросить разрешения. Если будет позволено, то входить. Если же разрешения не последует, то без обиды надо уходить обратно. Его благородные сподвижники и стремились в полной мере претворять их в жизнь. Абу Муса рассказал, например, такой случай: «Я три раза попросил у Омара дозволения войти. Но дозволения не было, и я ушел. Он послал за мной, и сказал: «О Абдалла! Тебе тяжело было подождать у моей двери? Знай, что людям тоже трудно дожидаться у твоей двери». Я ответил: «Но я трижды попросил дозволения у тебя. Его не получил и ушел. Так было повелено нам». Он спросил: «От кого ты это слышал?» Я сказал: «Слышал от пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать». Он воскликнул: «Ты слышал от благородного пророка то, чего не слышали мы? Подлинно, если не доставишь мне убедительное свидетельство, то тебе будет примерное наказание». Я вышел и дошел до группы ансаров, сидевших в мечети. Обратился к ним с вопросом, и они сказали: «А разве кто-нибудь в этом сомневается?» Я сообщил об Омаре. Они сказали, что со мной пойдет самый молодой. Со мной к Омару пошел Абу Саад аль-Худри и он рассказал: «Мы вышли вместе с пророком, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. И пошли к Сааду ибн Уба-да. Он приветствовал, но дозволения не было. Потом еще приветствовал второй, третий раз, но дозволения так и не было. Он сказал: «Мы исполнили, что нужно было» и пошел обратно. Его догоняет Саад и говорит: «О посланник Аллаха! Клянусь Тем, Кто ниспослал тебе Коран, каждый раз, когда ты приветствовал, я слышал и тихо отвечал. Но мне очень хотелось, чтобы ты много раз приветствовал меня и моих домашних». Абу Муса и говорит: «Клянусь Аллахом, я был прав, когда говорил о хадисе посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать». И услышал ответ Омара: «Да, но я хотел иметь дополнительное доказательство».
Мусульманка хорошо знает и соблюдает все эти правила и учит этому своих сыновей и дочерей.
Истинная мусульманка соблюдает все правила этикета, в том числе и о том, как вести себя в обществе. Она садится, где есть ближайшее свободное место так, чтобы не стеснять и не беспокоить присутствующих, не обращать на себя лишнего внимания, не заставлять всех искать для нее место. Она знает, что нельзя садиться между двумя, если в этом нет необходимости или если не было на это разрешения. От этого предостерегал благородный посланник: «Не разрешается разобщать двоих без их разрешения».
Такое «встревание» в исламе всегда порицалось и осуждалось. Сохранилось много высказываний на этот счет об этике, разработанной благородным посланником.
Пример такого «встревания» показывает Сайд аль-Макбари: «Я шел и увидел Ибн Амра, разговаривавшего с каким-то человеком. Я присоединился к ним. Он коснулся ладонью моей груди и сказал: «Когда видишь, что разговаривают двое, не вставай и не садись к ним, если не было разрешения». Я ответил: «Ты совершенно прав, о Абу Абд ар-Рахман. Просто мне хотелось узнать от вас добрые вести».
Если одна из присутствующих уступает свое место только что пришедшей, то не следует соглашаться с ее предложением. Напомним в связи с этим хадис, который рассказал Ибн Омар, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Не допускайте того чтобы человек встал, а вы сели на его место. Надо подвинуться, потесниться и дать ему место». Ибн Омар никогда не садился, когда ему уступали место.
Истинная мусульманка внимательно изучает все эти правила этикета, изложенные в наставлениях ее вероучения, следует сунне благородного посланника и примеру сподвижников, да будет им благоволение Аллаха.
Исламское вероучение с самого начала ставило своей целью формирование личности культурной и чуткой к чувствам другого. Всемогущий Господь разработал нравственные правила и этикет общественного поведения, сделал их важной частью религиозных обязанностей и повелел неукоснительно соблюдать их в повседневной жизни.
Среди них есть правило о том, что когда беседуют трое, двоим нельзя секретничать и шептаться. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Когда вас трое, двое не шепчутся, скрывая от третьего, а иначе это расстроит и опечалит его».
Ислам выработал у женщин утонченность чувств и понимание того, как вести себя в обществе. Поэтому она никогда не будет шептаться с одной из присутствующих в присутствии остальных. Если возникнет необходимость поговорить только с одной из них, то она извинится перед третьей, попросит у нее разрешения. И не злоупотребляя временем, кратко переговорит со второй.
Так ведет себя в обществе мусульманская женщина. Ведь она впитала в себя наставления религии, выработала в себе такие качества, как осмотрительность и находчивость, учтивость и любезность. Эти высококультурные манеры поведения она заимствовала из опыта сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Ведь для них ислам - это то, что проникло в самые глубокие тайники их душ. А дух радушия и высокой нравственности, присущие исламу, проникли сподвижникам в кровь. Поэтому в отношениях с людьми они всегда проявляли максимальную деликатность, учтивость и такт. Сохранилось много примеров, свидетельствующих об их высокой культуре общественного поведения, умении бережно относиться к чувствам людей. Имам Малик рассказал со ссылкой на Абдаллу ибн Динар: «Я и Ибн Омар были у дома Халида ибн Укба, что на рынке. Подошел человек, желающий с ним переговорить наедине. Ибн Омар позвал еще одного человека, чтобы нас стало четверо, а затем обратился ко мне и подошедшему только что: «Подождите немного. Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, говорил: «Не беседуйте двое тайком, когда есть третий».
Для мусульманской женщины это очень поучительный пример. Ибн Омар, да будет доволен им Аллах, не вступил в разговор с человеком, который подошел неожиданно прямо на дороге, чтобы не вызвать недовольство у другого тем, что его отстранили от участия в беседе. Он подозвал еще одного человека, чтобы тот составил компанию своему первому собеседнику. И заметьте, Ибн Омар не преминул напомнить всем, что так поступил в соответствии с сунной благородного пророка и процитировал хадис. Тем самым он показал, как надо вести себя в подобных случаях, щадя чувства людей и следуя сунне посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать.
Какая изысканная этика поведения в обществе, к которой побуждает ислам! Как высоко почитает ислам человека! Как он щадит чувства людей!
Исламское вероучение выработало целый ряд требований и правил нравственности, соблюдение которых становится органической потребностью личности - человека благородного, великодушного, культурного и воспитанного. Среди таких правил - оказание уважения и почтения старшему и к тому, кто имеет
большие заслуги.
Истинная мусульманка точно следует этим основополагающим принципам ислама, которые определяют ее личность и положение в мусульманском обществе. Та, которая не выполняет их, сама себя лишает членства в этом обществе. Так утвердил посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Не относится к моей общине тот, кто не оказывал почета старшему, не проявлял милосердие к младшему, зная об истине, высказанной Всевышним».
Оказание почета и уважения к женщине, которая старше тебя или имеет большее достоинство или определенные заслуги, подчеркивание их авторитета перед теми, кто моложе по возрасту - показатель высокого развития общества. Это свидетельствует о том, что члены общества следуют нравственным нормам ислама.
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, всегда старался укоренить эти понятия в сознании и душах мусульман и мусульманок. А для этого он всегда подчеркивал значение правил исламского общежития и заложил основы нравственности общества мусульман. Вспоминается случай, о котором рассказал Абд ар-Рахман ибн Сахль. Он был самым молодым в группе из нескольких человек, принятой посланником, и начал говорить. Благородный посланник сказал: «Пусть говорит тот, кто старше по возрасту». Абд ар-Рахман перестал говорить, предоставив возможность говорить тому, кто старше его.
Мусульманка наших дней, оказывая глубокое почтение пожилой даме или уважение и почет женщине, имеющей большие заслуги, совершает высоконравственный поступок, являющийся олицетворением поклонения Всевышнему. Со слов посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Из поклонений Всевышнему Аллаху - уважение и почитание имеющего седину, или прекрасно знающего Коран, или справедливого правителя».
Мусульманка всегда следует повелению благородного посланника, о котором говорится в хадисе, переданном Муслимом: «Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, повелел нам отдавать людям должное».
Проницательная мусульманка прекрасно понимает, что отдавать людям должное означает знание их заслуг, того, что они сделали для людей и для общества. И она отдает должное старшим, ученым, знающим Коран, людям, имеющим большие заслуги - как мужчинам, так и женщинам.
Среди достоинств воспитанной мусульманки есть и такое - она не таращит глаза в чужом доме, высматривая, обследуя, рассматривая содержимое. Если бы она вела себя так, то совершала бы не достойное для степенной, воспитанной мусульманки. Ведь такая черта характера - неприятная и порицаемая. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, строго предостерегал: «Запрещено все рассматривать в чужом доме без разрешения хозяев».
Приличная мусульманка, будучи в обществе, старается не допускать зевоту. Но если она вдруг почувствует приближение потребности организма зевнуть, то старается удержаться, погасить ее. На это указывал благородный посланник: «Если кто-либо из вас почувствовал приближение зевоты, то пусть он сдержит и подавит ее по мере возможности».
Но если потребность организма зевнуть сильнее попытки сдержать и отогнать зевоту, то надо обязательно прикрыть рот рукой. Сделать именно так, повелел благородный посланник: «Если кто-то из вас зевает, то надо прикрыть рот рукой, а то сатана войдет».
Всем известно, что зевота производит неприятное впечатление. Она не к лицу воспитанному человеку. Поэтому, если уж она одолела, надо прикрывать рот рукой, чтобы присутствующие не обратили на нее внимание. Благородный посланник в своем наставлении обратил на это внимание, чтобы у присутствующих не появилось желание не разделять его общество.
Очень важно также соблюдать приличие при чихании. Мусульмане и мусульманки знают правила этикета при неожиданном появлении чиха, что надо говорить и как надо ответить.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал, что пророк, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Поистине, Аллах любит чиханье и не любит зевоту. Если кто-либо из вас чихнул и выразил хвалу Всевышнему Аллаху, то каждый мусульманин, услышавший его, вправе ему сказать: «Да сжалится над тобой Аллах».
Такая, казалось бы, связанная с рефлексом, весьма обыденная мелочь в жизни мусульманина тоже не оставлено без внимания, т.е. и здесь предусмотрены определенные правила этикета.
Если мусульманка чихнула, то она должна сказать: «Хвала Аллаху». А тот, кто слышал ее чих, говорит: «Да сжалится над тобой Аллах». Она же отвечает: «Да поведет вас Аллах верным путем и устроит ваше дело». Об этом сказано в одном из хадисов. Пророк, да благословит его Аллаха и ниспошлет на него Свою благодать, говорит: «Если кто-либо из вас чихнул и выразил хвалу Аллаху, то ему выражают пожелание. Если же он не похвалил Аллаха, то ему ничего не говорят».
При рассмотрении речевых выражений в случае чиханья, к которым побуждал благородный посланник, выявляется большое значение упоминания имени Аллаха и выражения Ему восхваления, а также укрепления уз братства, дружеских отношений и искренней дружбы между правоверными. Чихнувший говорит «Хвала Аллаху» за избавление его головы от происходивших в ней процессов, связанных с чувствительностью, возбуждением и т.д. Слышавший чих, просит об умилосердствовании, если последовало выражение хвалы Аллаху, ибо восхваляющий Аллаха всегда заслуживает милость. В ответ следует более обширное речевое выражение, несущее в себе значения добра, любви, привязанности, благосклонности, дружелюбия и сердечности. Так ислам увязывает спонтанные, преходящие бытовые моменты в жизни мусульман и мусульманок с упоминанием имени их Господа, выражением и по таким поводам хвалы Ему. Это в свою очередь еще больше способствует укреплению уз братства по вере, дружбы, взаимного милосердия.
Предусмотрено также, что при чихании человек прикрывается рукой и старается по возможности приглушить звук. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, при чихании прикрывался рукой или одеждой и уменьшал таким образом звук».
Мусульманская женщина всегда соблюдает эти правила.
Одним из самых отвратительных действий является вожделенный взгляд женщины на женатого мужчину. Цель одна - похитить и отнять его у жены. Когда он разведется с женой, полностью освободится для женщины - похитительницы и полностью будет принадлежать ей одной. Для истинной мусульманки такое стремление совершенно чуждо. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, запретил такое действие наряду с другими подобными. Аль - Бухари и Муслим рассказал, ссылаясь на Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Не подбивайте другого купить товар, который сами не желаете купить. Не будьте посредником, хозяйничающим в установлении цен. Не сватайся за ту, за которую сватается твой брат. Пусть женщина не просит мужчину развестись с женой и жениться на ней»».
Для мусульманки другая мусульманка - сестра по вере. Она верит, что ее постигнет то, что предопределено ей. Но она не будет по-настоящему правоверной, если не будет любить сестру по вере так же, как любит себя. Так сказано у посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Не будет уверовавшим кто-либо из вас до тех пор, пока не будет любить брата по вере так же, как любит себя».
Поэтому религиозное сознание и ее вера в Аллаха предохраняют ее от того, чтобы попасть в ловушку такого проступка, равносильного преступлению. И когда она удерживает себя от сползания в такое ужасное положение, она делает это из послушания Аллаху и Его посланнику, выполняя их повеление, а не из опасения публичного скандала в обществе, который может разразиться в результате такого безобразного деяния. Кстати, ведь у женщины есть возможность скрыть такой поступок и избежать соответствующей реакции со стороны общества. Но она не сможет выскользнуть из рук Всемогущего Господа, ибо Он
знает тайное и скрытое, видит предательство и то что скрывается в груди.