Классификация божественных качеств
Ибн ал-Каййим пишет: «Качества Всеблагого и Всевышнего Господа делятся на несколько категорий.
1. Атрибуты, относящиеся к божественной сущности, такие как зат (сущность), мауджуд (существующий), шей (существо).
2. Атрибуты, связанные с качествами, наделенными смыслом, например: ал-‘Алим (Знающий), ал-Кадир (Всесильный), ас-Сами‘ (Слышащий).
3. Атрибуты, связанные с божественными деяниями, например: ал-Халик (Творец), ар-Раззак (Наделяющий уделом).
4. Атрибуты, отрицающие недостатки, но непременно указывающие на достоинство, поскольку отсутствие какого-либо отрицательного качества само по себе не является совершенством, например: ал-Куддус (Святой), ас-Салам (Пречистый).
5. Большинство людей не упоминают этой категории. К ней относятся имена, связанные не с одним определенным качеством, а несколькими качествами, и обладающие не одним, а несколькими значениями, например: ал-Маджид (Славный), ал-‘Азим (Великий), ас-Самад (Самодостаточный).
Славным называется Тот, Кто обладает многочисленными совершенными качествами, и такой смысл вытекает из значения самого слова. Оно указывает на изобилие, множество, излишек. В таком значении оно используется в выражениях «в мархе и афаре (названия деревьев — Прим. переводчика) огня вдоволь» и «накормил верблюдицу фуражом вдоволь». Отсюда и выражение «Господь славного Трона». Трон назван славным из-за его размеров, величия, достоинства. Задумайся над тем, как это имя связано с мольбой о благословении Посланника, мир ему и благословение Аллаха, которой он обучил нас.
…это имя связано с мольбой о благословении Посланника (саля Ллаху алейхи ва салам), которой он обучил нас. — Речь идёт о мольбе: О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ибрахима, и даруй благодать Мухаммаду и семейству Мухаммада, как даровал Ибрахиму. Воистину, Ты — Достохвальный, Славный.[Муслим; Насаи; со слов Абу Мас‘уда аль-Ансари , цит. по: Навави, т. 2, с. 359].
Это — молитва о добавке, щедром даре, изобильном и нескончаемом, и упоминаемое здесь имя должно соответствовать такой просьбе. К примеру, мы говорим: «Прости меня и смилуйся надо мной, ведь Ты — Прощающий, Милующий». Здесь нежелательно говорить: «…ведь Ты — Слышащий и Видящий». Мы пытаемся приблизиться к Нему посредством Его имен и качеств, и это — кратчайший и самый угодный путь, ведущий к Нему.
Здесь уместно упомянуть, к примеру, хадис, переданный Ахмадом и ат-Тирмизи: «Держитесь за “О Обладающий величием и щедростью”» (Ахмад и ат-Тирмизи). В другом хадисе сказано: «О Аллах, прошу Тебя посредством того, что Тебе надлежит хвала, и нет божества, кроме Тебя, Щедрого, Первосоздателя небес и земли. О Обладающий величием и щедростью!» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа). Это — просьба и поиск близости к Нему посредством того, что Ему надлежит хвала, и нет божества, кроме Него, Щедрого. Это — поиск близости к Нему посредством Его имен и качеств. Какая мольба больше заслуживает быть услышанной?! И какая мольба может быть угоднее Аллаху?! Это — одна из основ единобожия. Мы лишь слегка коснулись ее, но это должно быть ясно тому, кто прозрел по воле Аллаха. Но вернемся к нашей теме — именам Аллаха, указывающим на несколько качеств.
Именем ал-‘Азим (Великий) тоже нарекается Тот, Кто обладает многими совершенными качествами. То же самое можно сказать об имени ас-Самад (Самодостаточный). Ибн ‘Аббас сказал: «Это — Господин, Чье главенство совершенно». Ибн Ваил сказал: «Это — Господин, Чье главенство достигло высшего предела». ‘Икрима сказал: «Тот, выше Которого нет никого». Аз-Заджжадж сказал: «В Том, Чье главенство достигло высшего предела, нуждается все сущее». Ибн ал-Анбари сказал: «Знатоки языка единодушны в том, что Самодостаточный — это Господин, Который превыше всего, в Ком нуждаются люди во всех делах». Это имя образовано от слова, означающего ‘собирать’, ‘устремляться’. Этот — Тот, к Кому обращены устремления, в Ком собраны все качества превосходства. Такой смысл вкладывается в это слово в языке. Один из поэтов сказал: «Ал-Абкар возвестил о кончине лучшего в бану асад — ‘Амра ибн Йарбу‘, господина, старейшины».
Арабы называли своих старейшин самад, потому что к ним устремлялись люди и потому что они обладали всеми качествами, которые должны быть присущи настоящему господину.
6. Качество, возникающее в результате сочетания двух имен и качеств. Это — нечто большее, чем каждое из них в отдельности, например: ал-Гани ал-Хамид (Богатый, Достохвальный), ал-‘Афувв ал-Кадир (Снисходительный, Всемогущий), ал-Хамид ал-Маджид (Достохвальный, Славный). Это относится ко всем именам и качествам, которые упомянуты в Коране в сочетании с другими именами и качествами. Так, богатство и хвала относятся к выражениям совершенства, но вместе они указывают на иное проявление совершенства. Он славен оттого, что богат и ни в чем не нуждается. Он славен оттого, что достоин всякой хвалы. Он славен и оттого, что эти качества сочетаются в Нем. То же самое можно сказать об именах ал-‘Афувв ал-Кадир (Снисходительный, Всемогущий), ал-Хамид ал-Маджид (Достохвальный, Славный), ал-‘Азиз ал-Хаким (Могущественный, Мудрый). Задумайся над этим, ведь это — одно из самых славных знаний.
Что касается качеств, отрицающих недостатки, то они относятся к Всевышнему Аллаху только тогда, когда указывают на одно из проявлений совершенства. К примеру, ал-Ахад (Единственный) указывает на то, что только Аллах обладает качествами Господа и качествами Бога; ас-Салам (Пречистый) подразумевает отсутствие у Него любых изъянов, не совместимых с совершенством. То же самое относится к повествованиям, отрицающим обладание Аллахом какими-либо качествами. Всевышний сказал: «Им не овладевают ни дремота, ни сон» (ал-Бакара, 255), что указывает на совершенство Его жизни и заботы о творениях. Всевышний сказал: «Усталость ничуть не коснулась Нас» (Каф, 38),из чего вытекает совершенство Его могущества. Слова«Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в пылинку» (Йунус, 61) указывают на совершенство Его знания. Слова «Он не родил и не был рожден» (ал-Ихлас, 3) подразумевают совершенство Его самодостаточности и независимости. Слова «Нет никого равного Ему» (ал-Ихлас, 4) означают, что только Аллах обладает совершенством, не имея равных Себе. Всевышний также сказал: «Взоры не могут постичь Его» (ал-Ан‘ам, 103). Это указывает на Его величие, ведь Он превыше того, чтобы Его можно было объять. Таким же образом рассматриваются все качества Аллаха, отрицающие наличие у Него недостатков». (Ибн ал-Каййим. Бадаи‘ ал-фаваид. Т. 1. С. 159-161) . [Затем автор сформулировал двадцать правил, которые заслуживают быть записанными золотыми буквами: Бадаи‘ аль-фаваид, т. 1, с. 159–170].