Об Откровении Божественном
Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви
Святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский и Коломенский
Оглавление
Введение в православный катехизис
Предварительные понятия
Об Откровении Божественном
О Священном Предании и Священном Писании
О Священном Писании в особенности
Состав катехизиса
Часть первая - О вере
О Символе веры вообще и о происхождении его
О членах Символа веры
О первом члене
О втором члене
О третьем члене
О четвертом члене
О пятом члене
О шестом члене
О седьмом члене
Об осьмом члене
О девятом члене
О десятом члене
О Крещении
О Миропомазании
О Причащении
О Покаянии
О Священстве
О Браке
О Елеосвящении
Об одиннадцатом члене
О двенадцатом члене
Христианского катехизиса часть вторая - О надежде
Понятие Христианской надежды, ее основания и средства
О молитве
О молитве Господней
О призывании
О первом прошении
О втором прошении
О третьем прошении
О четвертом прошении
О пятом прошении
О шестом прошении
О седьмом прошении
О славословии
О учении блаженства
О первой заповеди блаженства
О второй заповеди блаженства
О третьей заповеди блаженства
О четвертой заповеди блаженства
О пятой заповеди блаженства
О шестой заповеди блаженства
О седьмой заповеди блаженства
О осьмой заповеди блаженства
О девятой заповеди блаженства
Христианского катехизиса часть третья - О любви
О союзе между верою и любовию
О законе Божием и заповедях
О разделении заповедей на две скрижали
О первой заповеди
О второй заповеди
О третьей заповеди
О четвертой заповеди
О пятой заповеди
О шестой заповеди
О седьмой заповеди
Об осьмой заповеди
О девятой заповеди
О десятой заповеди
Заключение
Употребление учения о вере и благочестии
Введение в православный катехизис
Предварительные понятия
Вопрос. Что есть Православный Катехизис?
Ответ. Православный Катехизис есть наставление в Православной Вере Христианской, преподаваемое всякому Христианину для благоугождения Богу и спасения души.
В. Что значит слово: Катехизис?
О. Катехизис, по переводу с греческого языка, значит Оглашение, изустное наставление; а по употреблению от времен Апостольских, сим именем означается первоначальное учение о Православной Вере Христианской, всякому Христианину потребное. См. Лк. 1:4. Деян. 18:25.
В. Что нужно для благоугождения Богу и для спасения души?
О. Во-первых, познание истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела.
В. Почему вера нужна во-первых?
О. Потому что, как свидетельствует слово Божие, без веры не возможно угодити Богу (Евр. 11:6).
В. Почему с верою должна быть неразлучна жизнь по вере и добрые дела?
О. Потому что, как свидетельствует слово Божие, вера без дел мертва есть (Иак. 2:20).
В. Что есть вера?
О. По изъяснению Святого Павла, вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр. 11:1). То есть, уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом,. как бы в настоящем.
В. Какое различие между знанием и верою?
О. Знание имеет предметом видимое и постигаемое; а вера невидимое и даже непостижимое.
Знание основывается на опыте, или исследовании предмета; а вера на доверии к свидетельству истины.
Знание принадлежит собственно уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.
В. Почему в учении благочестия требуется не только знание, но и вера?
О. Потому что главный предмет сего учения есть Бог, невидимый и непостижимый, и премудрость Божия в тайне сокровенная. Посему многие части сего учения не могут быть обняты знанием разума, но могут быть приняты верою. Вера,- говорит Святый Кирилл Иерусалимский,- есть око, озаряющее всякую совесть; она сообщает человеку ведение. Ибо,- говорит Пророк,- аще не уверите, не имате разумети (Ис. 7:9) (Огласит. поуч. 5).
В. Как можно еще изъяснить необходимость веры?
О. Святый Кирилл изъясняет сие так: Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою.- На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря (Огласит. поуч. 5).
Об Откровении Божественном
В. Откуда почерпается учение Православной Веры?
О. Из Откровения Божественного.
В. Что разумеется под именем Божественного Откровения?
О. То, что Сам Бог открыл человекам, дабы они могли право и спасительно веровать в Него, и достойно чтить Его.
В. Всем ли человекам дал Бог такое Откровение?
О. Он дал оное для всех человеков, как для всех нужное и спасительное: но поелику не все человеки способны непосредственно принять Откровение от Бога, то Он употребил особенных провозвестников Откровения Своего, которые бы передали оное всем человекам, желающим принять оное.
В. Почему не все человеки способны непосредственно принять Откровение от Бога?
О. По греховной нечистоте и немощи духа и тела.
В. Кто были провозвестники Откровения Божия?
О. Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие Пророки приняли и проповедали начатки Откровения Божия; в полноте же и совершенстве принес на землю Откровение Божие воплощенный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил оное по вселенной чрез Своих Учеников и Апостолов.
Апостол Павел говорит в начале своего послания к Евреям: Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во Пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори (Евр. 1:12).
Тот же Апостол пишет к Коринфянам: Глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме: нам же Бог открыл есть Духом Своим. Дух бо вся испытует, и глубины Божия (1 Кор. 2:7,8,10).
Евангелист Иоанн пишет в Евангелии: Бога никтоже виде нигдеже, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1:18).
Сам Иисус Христос говорит: Никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11:27).
В. Неужели человек не может иметь познание о Боге без особенного Откровения Божия?
О. Человек может познавать Бога из рассматривания сотворенных от Бога вещей; но сие познание бывает несовершенно и недостаточно, и может служить только приготовлением к вере, или некоторым пособием к познанию Бога из Его Откровения.
Невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и Божество (Рим. 1:20).
Сотворил есть от единые крове весь язык человечь жити по всему лицу земному, уставив предучиненная времена и пределы селения их, взыскати Господа, да поне осяжут Его и обрящут, яко не далече от единого коегождо нас суща. О Нем бо живем, и движемся, и есмы (Деян. 7:26-28).
В рассуждении веры в Бога предшествует помышление то, что Бог есть; которое (помышление) мы снискиваем чрез сотворенные вещи. Прилежно рассматривая творение мира, познаем, что Бог премудр, всемогущ, благ; познаем также и все невидимые Его свойства. Таким образом, Его яко Верховного Правителя приемлем. Поелику всего мира Творец есть Бог, а мы составляем часть мира: следственно Бог есть Творец и наш. За сим познанием следует вера, и за сею верою поклонение (Вас. Вел. посл. 227).