Великопостного Богослужения
Богослужение Великопостное во многом отличается от Богослужения, совершаемого Церковью в другое время.
Так как дни Великого поста, преимущественно, суть дни покаяния, то и все Богослужение Великопостное расположено так, чтобы оно возбуждало сокрушение и раскаяние в грехах. Потому всякая пышность и торжественность в Богослужении Великого поста отменяются. Звон к церковным службам (кроме субботних, воскресных и праздничных дней) бывает редкий, заунывный. Священнослужители облачаются в темные святые одежды. Царские врата отверзаются редко. Светильники возжигаются только немногие. Пение, как выражение радостного состояния духа, слышится редко, и Богослужение состоит больше из чтения. Выбор самого чтения также применяется ко времени. Так, большая часть чтений берется из ветхозаветного слова Божия, главным образом из Псалтири, которая преимущественно способствует возбуждению молитвенного и покаянного духа, – но не слышно (кроме субботних, воскресных и праздничных дней) радостного благовествования Евангелия Христова. Полная литургия, как Богослужение торжественное, совершается только по субботним и воскресным дням, а вместо нее по средам и пятницам совершается особая, приуроченная к посту, литургия, называемая литургиею Преждеосвященных Даров. На всех церковных службах произносится с земными поклонами покаянная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего».
В Великом посту иное, чем в другое время, бывает и соединение суточных служб. Вечернее Богослужение состоит из великого повечерия; утреннее – из полунощницы, утрени и 1-го часа; дневное – из часов: 3-го, 6-го и 9-го, чина изобразительных и. вечерни, а по средам и пятницам с прибавлением к сему литургии Преждеосвященных Даров. Дневные службы соединяются с вечернею для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.
Великое повечерие
Общее и частное содержание
Великого повечерия
Повечерие, как показывает самое наименование, есть служба, совершаемая «по вечери», т.е. после вечерней трапезы (ужина), пред отходом ко сну. К этому времени суток приурочены, по своему содержанию, и молитвословия и песнопения, входящие в состав службы повечерия. Именно, чрез молитвословия повечерия Церковь благословляет и освящает верующих, отходящих ко сну, испрашивает им у Бога и святых Его сохранения от ночного страха и внезапной смерти в наступающую ночь, так как спящий, а потому и не имеющий возможности сам себя охранять, особенно нуждается в Божественной помощи и предстательстве святых. Желая же сделать нас достойными защиты Божией во время сна от невидимых врагов, Церковь располагает нас к покаянию, которое особенно преклоняет к нам милосердие Божие и которое при конце дня особенно необходимо и благо временно, как отчет пред Богом в нашем поведении в течение дня. Кроме того, соединяя со службою повечерия воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, о победе Его над диаволом и. об освобождении из ада и введении в рай душ всех праведников, Церковь этим воспоминанием побуждает и нас как благодарить Господа за все Его благодеяния, так и молить Его об очищении от грехов, избавлении от вечных мук и наследовании царствия Божия. Для этого она особенно внушает нам прилежно просить Пресвятую Богородицу о предстательстве как во все дни жизни нашей, так особенно в день исхода души от тела. Таково общее содержание повечерия как великого, так и малого.
В частности, великое повечерие, по своему составу, может быть разделено на 3 части.
Состав 1-й части приспособлен ко времени отхода ко сну. Рассматривая сон, как подобие смерти, после которой поздно просить о помиловании, и как время, в которое особенно легко подвергнуться козням врагов видимых и невидимых, Церковь в шести псалмах (4, 6, 12, 24, 30 и 90) просит Господа даровать отходящим ко сну сон мирен и безмятежен для души и тела. После псалмов течение вечерних молитв прерывается песнью пророка Исайи: «С нами Бог...», в которой выражается торжественная уверенность в близости к нам Божественной помощи. Вслед за этою песнью в трех тропарях в честь Пресвятой. Троицы («День прешед...» и проч.) Церковь, воссылая благодарение Богу за протекший день, снова возвращается к прошению о даровании нам вечера и ночи без греха. Выразив затем свою веру в символе веры (правая вера, как щит, ограждает нас от козней вражьих, и веру эту, по заповеди отцов, мы должны возвещать утром и вечером для того, чтобы смерть, если найдет на нас, то застала бы нас в исповедании правой веры), Церковь испрашивает молитвенного посредничества у всех ходатаев наших пред Богом и, особенно, у Божией Матери («Пресвятая Владычице, Богородице, моли о нас грешных», «Яко не имамы дерзновения...»). Заканчивается 1-я часть молитвою, в которой кратко излагаются моления, заключающиеся во всей 1-й части: «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы летящия во дни...». Припоминая избавление нас Господом от всякой опасности в продолжение дня, Церковь усиленно молит избавить нас и от всякой вещи, во тьме преходящей, сподобить нас пройти ночное поприще без порока и восставить нас от сна для новой молитвы и богоугодной жизни.
Вторая часть, по преобладающему содержанию своему, покаянная. Псалмами 50 и 101 и молитвою Манассии Церковь, словами двух царей, Давида и Манассии, согрешивших и покаявшихся, призывает верующих к полному исповеданию своей греховности и живому сознанию гибельности пребывания вне союза с Богом. Сознание греховности и просьба о помиловании выражаются и в произносимых далее покаянных тропарях: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...». Заканчивается часть молитвою, в которой кратко повторяются моления 2-й части: «Владыко Боже, Отче Вседержителю... помилуй мя грешного, и имиже веси судьбами, спаси мя, недостойного раба Твоего».
Третья часть, главным образом, состоит из славословий и хвалений Богу и святым угодникам Божиим и потому может быть названа хвалебною. Читаемые в начале этой части псалмы (69 и 142) составляют как бы переход от службы покаянной к службе более торжественной. Непосредственно за псалмами следуют уже: чтение славословия, пение канона, в котором прославляются святые, возрадовавшиеся и возвеселившиеся о Боге, пение хвалитного псалма 150: «Хвалите Бога во святых Его...» и тропарей: «Господи сил, с нами буди...» (тропарь этот поется после каждого стиха псалма), «Господи, аще не быком...», «Многая множества моих, Богородице, прегрешений...», «Всесвятая Богородице...», «Все упование мое...». Заканчивается 3-я часть, а равно и повечерие, молитвословиями, в которых соединены все прошения, возносимые к Богу и Пречистой Матери Божией во время всего повечерия, – именно, читаются молитвы: «Нескверная, неблазная...», «И даждь нам Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец. Отпустом на великом повечерии служит молитва: «Владыко многомилостиве...», читаемая священником «нам же на землю преклоншимся».
Порядок великого повечерия
Устав излагается в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе (понеделник 1-й седмицы Великого поста, 25 декабря, 6 января, 25 марта и В Храмовых гл. 32, 35 и др.).