Структурно-содержательный анализ проповеди
Автором данной проповеди является Андрей Анатольевич Уминский. Алексей Анатольевич Уминский родился 3 июля 1960 г., в городе Москва. В 1982 году окончил факультет романо - германских языков МОПИ им. Крупской. В течение 8 лет работал учителем французского языка в общеобразовательной школе. В 2004 году окончил Московскую духовную семинарию. Несколько лет работал директором Свято – Владимирской гимназии, затем – духовник этой гимназии и преподаватель Закона Божия. Вел на канале « Культура» программу « Дела житейские», а потом сериал, посвященный житиям святых « Тесные врата». С октября 2003 года – ведущий телепрограммы « Православная энциклопедия». В 2010 году удостоен ордена преподобного Серафима Саровского lll степени.Основаниемдлянагражденияявляетсяособыйвкладвделовозрождениямонастырей, храмов, пастырскуюицерковно-общественнуюдеятельность. В 2014 году по просьбе архимандрита Дионисия (Шишигина), благочинного Богоявленского округа, составил « Молебен о нищих, бездомных, безродных». Алексей Анатольевич Уминский - священнослужителем Русской Православной Церкви (протоиерей), настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, телеведущий, член редсовета журнала « Альфа и Омега», автор многочисленных публикаций на тему христианской педагогики.
Характер проповеди – поучительный. Так как автор проповеди пытается поучить нас, опираясь на примере Евангелия.
Омилия:в греческом языке словом ‛ομιλία — называется беседа, учение или собрание. На русском ‛ομιλία произносится как омилия, гомилияили хомилия (с придыханием). Отсюда — гомилетика (наука о проповеди). Самый древний вид проповеди — это гомилия — изъяснительная беседа. Она является, скорее, собеседованием. В небольших общинах при собрании верующих говорил не один при молчаливом внимании других, а многие вступали в диалог с главным наставником и руководителем беседы, прося у него разъяснения, высказывая свои недоумения, предлагая дополнения к сказанному другим. В настоящее время проповедник чаще выступает перед народом, и народ молча слушает его, как слушает всякого оратора; никто его не прерывает и не вступает с ним в беседу. В теперешнее время проповедь — это не собеседование, а монологичная речь к народу и перед народом. Как речь к народу, проповедь подпадает под определение ораторской речи и рассматривается подробно в другой части этой главы[7].
Православная гомилетика рассматривает, кроме так называемой омилии (изъяснение текстов Священного Писания), следующие виды проповеди: дидаскалию(проповедь-поучение), мафитию – миссионерская проповедь( обращенная к неверующим с целью приобщить к вере),панегирическую проповедь (хвалебная речь, приуроченная к определенной дате или событию) и др.
Миссионерская: Часто проповедь, которая произносится перед незнакомой аудиторией, имеет профетическую форму. Иногда к ней добавляются дидактические элементы. Проповедь для незнакомой аудитории, совмещающая в себе элементы профитии и дидаскалия называется миссионерской. А если проповедник кроме информационных, ставит и агитационные цели, то такая проповедь принимает форму конструктивной пропаганды. Ещё одно отличие миссионерской проповеди — в том, что обычно она произносится один раз. Те слушатели, которых не затронула речь, больше к ней не возвращаются. Продолжает миссионер свою проповедь уже для более узкого круга заинтересовавшихся людей. Теперь он для них становится учителем и наставником, а проповедь — дидактической. Если же проповедник возжелает продолжить свою речь для людей, с которыми у него разошлись векторы интересов после первого сообщения, он перестаёт быть проповедником и становится манипулятором[8].
Видом проповеди « О брачном пире» Алексея Уминского является дидаскалия (проповедь-поучение).Дидаскалияс греч. Означает- учить, обучать, поучать, наставлять. Традиция учительства берет свое начало в дохристианское времена. Основателей крупнейших религий называли учителями, а их приемников – проповедниками. Это говорит о родстве этих понятий. Таким образом наставничество можно рассматривать как еще один вид проповеди. В послании к Титу (2:15) Апостол так определяет виды учительства: « Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя». Говорить – значит просто излагать положительное учение Церкви о правилаххристианской жизни и деятельности; увещевать -значит убеждать, настоятельно требовать исполненияобязанностей, осуществления учения; обличать — означает указывать нарушение правил и укорять за это, совсякой властью, не унижая своего авторитета, а напротив во имя этого авторитета, и сохраняя своёдостоинство. Проповедь-увещевание уже приобретает свойства агитации и относится, скорее,кследующему виду речей.
Стратегический выбор темы храмовой проповеди определяется священником в зависимости от актуальных обстоятельств жизни церковного прихода, а также регламентируется богослужебным календарем:
изъяснительная беседа о тексте Священного Писании;
слово на темы церковного календаря;
катехизическая поучение;
"публицистическая проповедь", для которой " исходной точкой являются заблуждения и недостатки" паствы
Тема проповеди - это притча о брачном пире. Идея проповеди – все перед Господом равны, одинаково прекрасны и каждый по - своему. Выбор тематики проповеди в данном случае, изъяснительная беседа о тексте Священного Писания с элементами слов на темы христианского календаря.
Композиция проповеди в классическом варианте следующая:
-композиция данного вида проповеди отличается от классического варианта и является неканонической.
Структура следующая:
-реализация сакральной темы на основе Священного Писания:
сакральная тема- это все, имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений[9]. В 1, 2,3,4,5 абзаце автор начинает изъяснять о Царствии Небесном и о Божественных вещах, что является примером сакральной темы
- с 6 по 10 абзац Алексей Уминский толкует намглубинный смысл рассказанного материала;
- с 10 по 14 абзац мы наблюдаем объединение сакральной и ситуативной тем, то есть проповедник одновременно говорит нам о Божественном и о земных проблемах одновременно.