Преподобные Иоанн (Майсурадзе) (1957) и Георгий (Мхеидзе) (1962), исповедники, архимандриты

Память 8/21 сентября

Жизнь преподобных Иоанна и Георгия связана с монастырем Бетания в Грузии, существующем со времен царицы Тамары и носящем имя Вифании — местности близ Иерусалима.

Преподобный Иоанн (Майсурадзе) родился в Южной Осетии, и поселился в древнем монастыре Бетания еще подростком. Затем несколько лет жил на Святой горе Афон, откуда вернулся в Грузию уже в сане иеромонаха. В 20-е годы преподобный Иоанн стал настоятелем Батанийской обители. В 1921 году в обители оставалось всего лишь двое иноков. Однажды в монастырь пришли два вооруженных чекиста и объявили монахам, что их немедленно вызывают в Тбилиси. По дороге чекисты расстреляли монахов, отец Иоанн чудом остался жив — пуля прошла сквозь грудь и его выходили монахини соседнего монастыря. Отец Иоанн вернулся в Бетанию и уже больше никогда не покидал обители.

В 1924 году в монастырь пришел монах Георгий (Мхеидзе). Он был выходцем из обедневшего княжеского рода. В юные годы, почувствовав призвание к монашеству, он оставил учебу в военном училище в Петербурге и некоторое время вел отшельнический образ жизни. Преподобный Георгий прославился даром милосердия и нестяжательности, если он встречал нищего, то снимал с себя одежду и отдавал ему. А если это была его последняя одежда, то он одевался в мешковину. До своего прихода в Бетанию, отец Георгий жил в Хирском монастыре, который был закрыт в 1924 году. Два брата Георгия были коммунистами, один из них — Петр — был заместителем Берии. Желая отвратить юного монаха от целомудренной жизни, однажды братья заперли Георгия в комнате вместе с распутной женщиной. Однако Георгий все время простоял в углу комнаты лицом к стене, читая молитвы. Оба брата преподобного Георгия погибли 38-м году: младший брат Иван застрелился, а Петра расстреляли вместе с женой.

Во время коммунистических гонений благодаря преподобным Иоанну и Георгию Бетания долгие годы оставалась монашеской обителью — оба они прожили в стенах монастыря до самой кончины. Официально они числились «сторожами памятника архитектуры», а монастырь считался недействующим, однако в храме висели иконы, горели лампады, совершались богослужения, крестные ходы, здесь крестили и венчали. Преподобный Иоанн преставился в 1957 году, а преподобный Георгий в 1962 году, приняв за пять лет до кончины великую схиму с именем Иоанн. Оба старца похоронены в Бетании.

События дня.

Всенощное бдение.

В былые годы во время пребывания в городе святынь, вроде частиц мощей, сейчас пребывающих в храме Новомучеников, я путешествовал по храмам, где они бывали, описывая их появление и проводы. На сей раз я этого не сделал… Увы… И в этот раз на службу я не ехал в храм Новомучеников, а снова был на службе в Свято-Успенском соборе. Здесь совершалось всенощное бдение с литией. Служил рукоположенный в воскресенье о.Андрей Трофимов. Литию и чин благословения хлебов возглавлял о.Сергий Лукин в сослужении о.Николая Ларионова и о.Андрея Трофимова.

Паремии. Паремия 1. Книга Бытия [Глава 28.]: Изыде Иаков от студенца клятвеннаго, и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо. Зайде бо солнце: и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном, и сон виде: И се лествица утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов отца твоего, и Бог Исааков, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое яко песок земный, и распространится на море, и Ливу, и север, и на востоки: и возблагословятся о тебе вся колена земная, и о семени твоем. И се Аз с тобою сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши: и возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе. И воста Иаков от сна своего, и рече: яко eсть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие, несть сие, но дом Божий и сия врата небесная.

Русский текст: 1И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; 2встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; 3Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, 4и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!

5И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава.

6Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; 7и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию.

8И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его; 9и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих.

10Иаков же вышел от колодца клятвенного[24] и пошел в Харран, 11и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.

12И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.

13И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; 14и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; 15и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.

16Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!

17И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.

18И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.

19И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль*, а прежнее имя того города было: Луз.

20И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, 21и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом,- 22то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

Паремия 2. Книга пророка Иезекииля [Главы 43 и 44.]: Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их, яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко Игумен сядет в них снести хлеб, по пути Еламских врат внидет, и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых сущих к северу, прямо храму: и видех, и се исполнь славы храм Господень.

И русский текст: 2И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас Его - как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его.

3Это видение было такое же, какое я видел прежде, точно такое, какое я видел, когда приходил возвестить гибель

городу, и видения, подобные видениям, какие видел я у реки Ховара. И я пал на лице мое.

4И слава Господа вошла в храм путем ворот, обращенных лицом к востоку.

5И поднял меня дух, и ввел меня во внутренний двор, и вот, слава Господа наполнила весь храм.

6И я слышал кого-то, говорящего мне из храма, а тот муж стоял подле меня, 7и сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки; и дом Израилев не будет более осквернять святаго имени Моего, ни они, ни цари их, блужением своим и трупами царей своих на высотах их.

8Они ставили порог свой у порога Моего и вереи дверей своих подле Моих верей, так что одна стена была между Мною и ими, и оскверняли святое имя Мое мерзостями своими, какие делали, и за то Я погубил их во гневе Моем.

9А теперь они удалят от Меня блужение свое и трупы царей своих, и Я буду жить среди них во веки.

10Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру.

11И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним.

12Вот закон храма: на вершине горы все пространство его вокруг - Святое Святых; вот закон храма!

13И вот размеры жертвенника локтями, считая локоть в локоть с ладонью: основание в локоть, ширина в локоть же, и пояс по всем краям его в одну пядень; и вот задняя сторона жертвенника.

14От основания, что в земле, до нижнего выступа два локтя, а шириною он в один локоть; от малого выступа до большого выступа четыре локтя, а ширина его - в один локоть.

15Самый жертвенник вышиною в четыре локтя; и из жертвенника поднимаются вверх четыре рога.

16Жертвенник имеет двенадцать локтей длины и двенадцать ширины; он четырехугольный на все свои четыре стороны.

17А в площадке четырнадцать локтей длины и четырнадцать ширины на все четыре стороны ее, и вокруг нее пояс в пол-локтя, а основание ее в локоть вокруг, ступени же к нему - с востока.

18И сказал он мне: сын человеческий! так говорит Господь Бог: вот уставы жертвенника к тому дню, когда он будет сделан для приношения на нем всесожжений и для кропления на него кровью.

19Священникам от колена Левиина, которые из племени Садока, приближающимся ко Мне, чтобы служить Мне, говорит Господь Бог, дай тельца из стада волов, в жертву за грех.

20И возьми крови его, и покропи на четыре рога его, и на четыре угла площадки, и на пояс кругом, и так очисти его и освяти его.

21И возьми тельца, в жертву за грех, и сожги его на назначенном месте дома вне святилища.

22А на другой день в жертву за грех принеси из козьего стада козла без порока, и пусть очистят жертвенник так же, как очищали тельцом.

23Когда же кончишь очищение, приведи из стада волов тельца без порока и из стада овец овна без порока; 24и принеси их пред лице Господа; и священники бросят на них соли, и вознесут их во всесожжение Господу.

25Семь дней приноси в жертву за грех по козлу в день; также пусть приносят в жертву по тельцу из стада волов и по овну из стада овец без порока.

26Семь дней они должны очищать жертвенник и освящать его и наполнять руки свои.

27По окончании же сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог.

Глава 44.

1И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены.

2И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, войдет ими, и они будут затворены.

3Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет.

4Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа, и пал я на лице мое.

5И сказал мне Господь: сын человеческий! прилагай сердце твое ко всему, и смотри глазами твоими, и слушай ушами твоими все, что Я говорю тебе о всех постановлениях дома Господа и всех законах его; и прилагай сердце твое ко входу в храм и ко всем выходам из святилища.

Паремия 3. Книга Притч Соломоновых [Глава 9.]: Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь. Закла своя жертвенная, и раствори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие, и живи будите, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя, приимет себе безчестие: обличаяй же нечестиваго, опорочит себе, обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет: сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости, страх Господень, и совет святых, разум. Разумети бо закон, помысла есть благаго: сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота.

Русский текст: 1Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, 2заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; 3послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:

4"кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: 5"идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; 6оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума".

7Поучающий злого наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе.

8Не обличай злого, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; 9дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.

10Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум; 11потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

Кафизма на утрени была опущена…. Чин же полиелея возглавил Владыка Феогност в сослужении духовенства храма, (помимо упомянутых – еще о.Евгений Кузнецов).

Евангелие на бдении (от Луки): 26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?

35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

39Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́рдца их; 52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55ка́к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

56Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

Канон при архиерейском служении читали священники, что кстати, лучше, так как их было лучше слышно в условиях, когда народ подходил на помазание, вызывая шум… Когда-то при совершении службы таких праздников пелись ирмосы, а после прочтения песни канона после нее пелась катавасия (то есть, ирмос повторялся), что, вообще-то предусмотрено уставом, но теперь это осталось в прошлом… Перед 9 песнью, как всегда, диакон воспевает: «Величай душе моя, преславное рождество Божия Матерее», а затем хор поет ирмос 9 песни: «Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем.»

Также Владыка Феогност возглавлял службу от Великого славословия (в начале которого благословлял народ на три стороны) и до отпуста всенощного бдения.

По окончании службы о.Андрей Трофимов поздравил всех с праздником…. О возможном архиерейском служении в сам день ничего не было сказано.

Литургия.

В сам день праздника планы у меня были разные, однако на службе я все равно снова был в соборе на поздней литургии, где служили о.Сергий Лукин, о.Николай Ларионов и о.Андрей Трофимов. Пел один верхний хор.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам: 1В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.

2Я предупреждал и предупреждаю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.

3Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.

4Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.

5Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то́, чем должны быть.

6О нас же, надеюсь, узна́ете, что мы то́, чем быть должны.

7Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.

8Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.

9Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.

10Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.

11Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами.

12Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.

13Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.

Заканчивается чтение этого послания. Апостол завершает его обличением за неверие и некие сомнения в искренности с которой он и прочие апостолы ведут свою проповедь. И сегодня много слышно басен о корыстолюбии священнослужителей, якобы они проводят проповедь лишь из желания обогащения. Страшно сказать, такое слышно не только из уст тех, кто приходят в храм раз в год, а потому не вытравили из своих умов советские мифы о священниках (ныне снова вызываемые из гроба воинствующими либералами), но и казалось бы, верными Божиими, регулярно посещающими храм…. Что говорить, тема эта, вероятно, никогда не перестанет быть актуальной, доколе существует этот бренный мир. «…Но кому уподоблю род сей? Они подобны детям, которые сидят на улице и кличут своих товарищей: мы играли вам на свирели и вы не плясали, мы пели вам печальные песни и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн Креститель, не ест, не пьет и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет, и говорят: Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.» - Эти слова Христа, сказанные об иудеях, актуальны и сегодня, в том числе и для нашей среды, так что зачастую можно сказать, что они адресованы не только иудеям, а и нашему, казалось бы, православному брату. Но говоря эти обличения, апостол не перестает и увещевать, призывая к жизни во Христе, избегая вражды, а также не на словах, а на деле исполняя написанное в Евангелии…

Евангелие (от Марка): 35Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.

36И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.

37И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. 38А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?

39И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.

40И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?

41И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

Господь укрощает бурю, являя свою Божественную власть над стихиями. Вместе с тем, ученики в страхе будят Его, веря, что Он может им помочь. Он помогает, но… обличает за маловерие. Почему так? Нам это кажется непонятным, ибо 99% наших молитв посвящено нашим земным нуждам, о чем мы с вами думаем (увы, я сам – не исключение). Но Господь в другом месте говорит: «Не заботьтесь о том, что вам есть и во что одеться, ибо всего этого ищут язычники, ваш же Отец Небесный знает, что вы во всем этом имеете нужду прежде вашего прошения. Ищите же прежде Царствия Божия и правды его и все прочее приложится вам…» И еще: «не заботьтесь о дне завтрашнем, ибо день завтрашний сам позаботится о вас, довольно же для всякого дня заботы его…». Увы, это намного выше нашего состояния и выше наших сил, хоть должно быть нашей нормой. Некто из Отцов по поводу прошений о земных нуждах говорит притчу о царе, к которому приходит нищий, многими трудами добившись аудиенции (приема), а добившись просит…. гноя. Здесь же речь идет не о просьба дать то-то и то-то, а избавить от бури. Но и здесь Господь, избавляя от беды, тем не менее, учит их полагаться на волю Божию, всецело вверяясь ей. Господи, даждь и нам сие, яко не имамы веры таковыя, но яко маловерни и боязливи! Но утверди веру нашу!

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

И Евангелие (от Луки): 38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.

27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

В конце службы состоялось славление, при этом тропарь, кондак и величание праздника полностью пел хор…

По окончании службы о.Сергий поздравил всех с праздником, отметив его значение, особенно подчеркнув пример святых Иоакима и Анны для всех нас, особенно для семейных. Эта благочестивая пара, стараясь, насколько это возможно грешному человеку, жить по заповедям Божиим. Но Анна была бесплодна, что в те времена считалось наказанием за грех, а потому они прожили всю жизнь, терпя поношения от людей (как это отличается от нашего времени, когда именно чадородие является предметом поношения). Тем не менее, они все это претерпели, не отчаиваясь, но уповая на Бога, который испытывал их. В итоге Бог услышал их молитвы, послав дитя не в дни молодости, когда страсти кипят, но в годы, когда к ним пришел опыт и всякая благочестивая традиции укоренилась. Именно от таких родителей и должна была родиться сия Пречистая Дева, сия дверь, через которую в мир пришел Бог. В наше же время супруги подчас не имея детей, даже хотят разводиться, не имея терпения. Но дети ли являются главным для супружества? Сегодня проповедуется именно такое, плотское отношение к браку. Но цель брака – взаимное обогащение супругов, а во Христе – объединение двух людей для того, чтобы не по одиночке, но вместе идти в Царство небесное. Так эти святые супруги становятся примером терпения. Они отдали дочь в храм, когда ей исполнилось три года, но и до этого дня они воспитывали ее в благочестии, которое сами стяжали. Сегодня же дети подчас не видят родителей, которые заняты собственной карьерой, погоней за материальными благами, а потом…. сокрушаются, что дети не слушают их, ни во что не ставят их…. Произвести на свет дитя не так и сложно. Сложнее воспитать из него человека и пример святых Иоакима и Анны показывает, что это возможно Почитание святых как раз и предусматривает подражание им. Господь, придя в мир, обновил человеческую природу, обожив ее. Но прежде очищена и освящена была сия Пречистая Дева, так как иначе она не могла быть прибежищем Божества. Подражание добродетелям ее благочестивых родителей и ее самой, разумеется, дело непростое, однако откуда же нам взять пример того, какова же норма?! Именно пример нормы дает понимание того, что в твоей жизни не все нормально. И именно эти примеры дают нам указание на необходимость стяжание терпения, милосердия воздержания и прочего. Особенно важно милосердие, оказывающее помощь человеку, не трубя перед собой, дескать, какой я хороший, не требуя чего взамен и не превозносясь над опекаемым (а такие подчас унижают тех, кому, вроде бы, помогают), но видя в человеке творение Божие, помогающее ему, так как сам Бог помогает людям, посылая дождь на добрых и злых и повелевая солнцу светить на праведных и неправедных…

Также он снова просил помощи в строительстве храма на кладбище Кабахаха, ибо начавшиеся дожди сломали все планы. Сейчас идет устройство крыши над алтарной апсидой (так называемой закомары) и в скором времени будет класться кровля. Покрывать же надо и весь храм, ибо в противном случае дожди смоют уже положенную штукатурку…. Также поставлены окна на барабане под главой…

Вечером этого же дня частицы мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и праведного Лазаря Четверодневного, пребывающие с 19 сентября в храме Новомучеников, отбыли в Свято-Троицкий храм.

Наши рекомендации