Христианство на британских островах в i-iv вв.

Оглавление.

Введение 3

Глава I – Христианство на Британских островах в I-IV вв. 5

Глава II – Св. Патрик Ирландский: жизнь и деяние святого. 9

Глава III – Ирландские миссионеры в VI-VIII вв. 22

Заключение 27

Список литературы 28

Введение.

И сказал Господь ученикам своим: «… идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам…»[1].

И пошли апостолы проповедовать во все края мира сего. И везде их глас слышал народ. Каждый человек мог приобщиться к Церкви Святой, приобщиться к Телу Христову. Апостолы проповедовали Истину Божию – о рождение Спасителя, о чудесах Его, о распятие за души людские. 12 учеников Господних отправились на проповедь к народам иностранным.

Однако время шло и почили 12 апостолов, а вместе с ним и их первые ученики. Но не кончилась на этом проповедь их. Дело их продолжили новые апостолы – миссионеры Христовы. Именно к таким миссионерам принадлежал и святой проповедник земли Ирландской и Британской – св. Патрик.

Всю свою жизнь св. Патрик посвятил проповеди веры Божьей на Британских островах. Именно в его заслуги входит крещение ирландских членов Тела Христова. В его заслуги входит образование их собственной Ирландской Церкви. Именно он из века в век является символом христианства на ирландской земле.

Со временем ирландские школы, основанные св. Патриком, дали христианству новых заслуженных миссионеров. Их проповедь вышла за территорию Британских остров и разнеслась по всей территории тогдашней Европы, которая к тому времени представляла собой уже не единую христианскую Империю ромеев, а множество небольших варварских государств, религией которых был политеизм. Именно в такой мир, со временем, пустились проповедовать ирландские миссионеры – ученики св. Патрика, просветителя Ирландии и Британии.

В этой научной работе будет изучено:

- как впервые христианская вера была донесена до народов Британских остров между I-IV вв;

- как св. Патрик стал миссионером Ирландии, и как родилась Ирландская Церковь;

- какие последствия дала проповедь св. Патрика, и как его дело продолжили его ученики в VI-VIII вв.

Глава I

Христианство на Британских островах в I-IV вв.


Далёкие северные земли Британских остров всегда были загадкой и таинственными местом для средиземноморских жителей, и первых христиан. Она была овеяна мифами, легендами, сказаниями. В то время, как уже в конце I века до Рождества Христова почти всё Средиземноморье принадлежала Великому Риму, Британские острова так ещё оставались нетронутыми романской цивилизацией, а продолжали пребывать в своей вековой кельтской культуре со своими традициями, обычаями и обрядами.

Однако триумфальному орлу Рима все земли открыты, и никто и никогда не избежит встречи с ним. В 55-54 гг. до Рождества Спасителя, талантливый полководец и политический деятель Римской республики Гай Юлий Цезарь устроил первооткрывательский и военный поход в Британию. Римляне впервые ступили в холодные земли бриттов. Однако к позору самих же римлян, и самого Юлия, эти походы не оказались успешными. Британские острова не покорились воле Великого Рима, и не вошли в состав его государства.

Но если римлянин сделал один шаг, то он сделает и второй. Спустя почти через целый век, в 43 году от Рождества Христова, Рим взял реванш у воинственных британских племён. Отныне Британия являлась провинцией Великой Римской Империи, и вплоть до начала V века включалась в состав государства ромеев. Однако в 410 году, по причине европейских и италийских войн с варварами, Западный Император Гонорий призвал легионами покинуть Британию и прийти на помощь столице в Италии. Отныне римская провинция Британия прекратила своё существование, и бывшие её граждане – романизированные бритты, были освобождены от зависимости от Рима и являлись свободными и вольными племенами. Для Британских островов начиналось новое время – время королевств, которые были образованы прибывшими в Британию варварскими племена англов, саксов и ютов. Одновременно с порабощением народов Британии, вторгнувшиеся интервенты уничтожили и культуру самих бриттов, которая ранее была романизирована римлянами, а теперь стиралась с земли её создателей.

Здесь мы отдельно поговорим о культуре бриттов, которая была романизирована с приходом Великого Рима, а также о первом знакомстве народов Британии с верой Христовой.

Войдя в состав Империи ромеев, некогда варварские племена бриттов стали приобщаться к высокой культуре цивилизованных римлян. Были основаны города, в плане устроенные по принципу римского полиса, в которые входили административный центр, военные казармы, социальные здания – торговые форумы, арены, театры. По городам был обустроен водопровод, туалетные канализации, термы. Некогда варварские дикари Британии теперь имели полное право сходить в термы – принять ванну, очиститься от грязи. Вместо старых туалетов «под кустом», британские племена стали ходить в цивилизованные римские, где затем помои смывались специальной системой, а не оставались «в траве». Великий Рим преобразовал жизнь британского народа и снова засвидетельствовал свою высокую культуру, и титул именоваться в истории «отцом всей Европы».

Вместе с высокой культурой Великой Империи в Британию также пришла и высокая вера Небесного Царства. Согласно преданию, первым христианским миссионером на Британских островах считается св. Аристовул, апостол из 70, который был рукоположен самим апостолом Павлом во епископа Британских островов. О исторической связи апостола и святителя, свидетельствует упоминание о нём в послание к римлянам: «Приветствуйте верных из дома Аристовулова» (Рим. 16:10).

Являясь «первым» епископом Британии, св. Аристовул вложил всю свою душу в проповедь политеистам Истины Христовой. Ходя с места на место, и пребывая всегда в движение, святой разносил слово Божие в каждом посёлке, в каждом доме. Каждая семья британских племён слушала проповедь св. Аристовула о Христе, и принимала веру в Него.

Однако не все бритты так добровольно отказывались от веры своих предков. Многие из политеистов ревностно стояли «за» свои священные рощи, и в ответ притесняли самого св. Аристовула. Приняв страдания за веру Христову, святой, как и многие его современники, принял мученический венец страданий, и отошёл ко Господу в конце I века.

В течение последующих трёх веков христианство медленно распространялось по Британской земле. В конце III – начале IV века в истории Британской Церкви появились и первые мученики за Христа, которые отказались изменить вере Христовой, и за это приняли венцы Иисуссовы. Этими мучениками были святой Албаний, Аарон и Юлий.

Первое упоминание об этих святых связано с древнебританским церковным историком Гильдой Премудрым, жившим в VI веке и написавшего историко-поучительную проповедь «О погибели Британии». В этом произведение Гильда описывает всю историю тогдашней Британии, и совместно с ней упоминает и святых мучениках конца III – начала IV вв., а именно святых Альбании, Аарона и Юлия: «И так прославил свое милосердие к нам Господь, желающий спасти всех людей и зовущий не меньше грешников, чем тех, кто считает себя праведниками. Он, как мы понимаем, во время вышеуказанного преследования, безвозмездным даром, дабы густая мгла черной ночи не охватила Британию совершенно, зажег нам светлейшие светильники святых мучеников, погребения тел которых и места страстей, если бы они не были отняты у граждан зловещим рубежом варваров, более всего из-за наших грехов, немало бы внушали теперь душам усердной горячности к божественной любви: святого Альбана Вероламского, Аарона и Юлия, граждан Города легионов и прочих обоих полов в разных местах с высочайшим мужеством, как я говорю, державшихся в строю Христовом».

Другим достоверным источником о мученической кончине святых Альбана, Аарона и Юлия является исторический труд святого бенедиктинского монаха-историка Беды Достопочтенного «Церковная история народа англов» написанная им во второй половине VII – начале VIII века. В отличие от Гильды св. Беда более подробно и красочно описывает историю мученической кончины святых. Согласно его хронике: «правители издали жестокие эдикты против христиан, Альбан, который тогда еще был язычником, дал приют некоему клирику, бежавшему от преследований. Когда он увидел, что этот клирик дни и ночи проводит в постоянных молитвах и бдениях, благодать Божия сошла на него, и он стал подражать своему гостю в вере и благочестии. Узнав вскоре истину о спасении, Альбан отверг мрак идолопоклонства и сделался искренним христианином». Спустя некоторое время Имперское правительство узнало о том, что св. Альбаний даёт приют беглому христианину, и потребовали от него выдать этого «мятежника». Тогда св. Альбан, заранее дав клирику возможность убежать, «вышел к воинам вместо своего гостя, накинув на себя его одеяние, то есть плащ. В этом плаще его, крепко связав, повлекли на суд».

Кончилась история св. Альбания, как подобает всем житиям святых мучеников. Отказавшись принести жертву пантеону британо-римских богов святой был мученически истерзан и в конце обезглавлен. Вместе с ним, как уже свидетельствовали Гильда и св. Беда, были также казнены св. Аарон и Юлий, которые также отказались принести жертву богам.

Но времена меняются, и Августейшие Императоры Рима тоже. Как уже было вышек упомянуто, мученические смерти святых земли Британской проходили уже в конце истории политеистической Римской Империи. Мы точно не знаем в какой год были обезглавлены святые Альбан, Аарон и Юлий, однако традиционно историки Церкви причисляют их к 305 году от Рождества Христова. В истории Великой Римской Империи это было время последнего гонения на христиан и скорого освобождения от гнёта со стороны правительства.

В 313 году в Медиолане, Августейшим Римским Императором Константином I Великим и его соправителем Лицинием, был подписан эдикт утверждающий открытое вероисповедание веры Христовой её учениками, и их неприкосновенность со стороны политеистов. Отныне христиане могли свободно строить свои храмы во всех городах Великой Римской Империи, и по их красоте соперничать с прекрасными античными храмами посвящённым богам Великого Рима и Греции – Юпитеру-Зевсу, Венере-Афродите, Марсу-Аресу. Начиналось новое время, новой Империи – Империи христианского Рима. Христианство вышло из катакомб, и начало открыто проповедовать слово Христово. Начиналось время открытого миссионерства великих проповедников, одним из которых был св. Патрик Ирландский.

Глава II

Наши рекомендации