Беспокойство святителя о руководимой. Слухи. Полезная аттестация. Барометр духовной жизни
Милость Божия буди с вами!
Насилу вы вспомнили про Вышу. А у меня уже начали порождаться крупные вопросы, что сие?
Был маленький крестик. Слава Богу все прошло и благодарите Господа и в наказании милостивого.
И другие мне тоже писали, что мне быть в С.П.Б. Кто это там ухитрился так налгать и всех обмануть? Верно только то, что нынче-завтра мне надобно вести серьезную речь с глазными докторами, но где и когда, ничего определенного не было и нет еще.
Как восхитителен ваш аттестат: "я такая скверная, такая нетерпеливая, смею роптать... Ничего не делаю, чтоб быть близкою Господу.
Хуже меня не было никого и не будет". Особенно последнее многоценно. Если где-нибудь на свете ставят 100 баллов, то и вам следует поставить эту отметку.
Такие приговоры были бы очень бедственны, если б не было прописано: "как бы хотелось сделаться хоть на чуточку получше".
Се наше дело стремиться вперед к лучшему, а назади ничего не видеть достойного одобрения.
И извольте по сей норме усовершать свою нравственность. Будет успех непременно.
Имеем Господа Спасителя, всем хотящего спастися. Поелику хотение Его есть и дело, как скоро не встречает препон со стороны нашего произволения, то сами видите, что мешает родиться уверенности во спасении. Именно это есть неправое настроение произволения. Смотрите, как идет молитва, - барометр духовной жизни.
Посылаю книжки. Разделите их всем.
Себе возьмите: письма к разным лицам. Спасайтесь!
Ваш богомолец Еп. Феофан. 23 февр. 83 г.
554. Два пути присвоения Господу: деятельный и существенный. Как идти путем деятельным, не оставляя житейских забот
Милость Божия буди с вами!
С постом поздравляю и желаю провесть его самим душеспасительным образом […]
Теперь вам одно остается Господу присвоиться и Его себе присвоить, иначе, стараться дойти до того, чтоб в сердце постоянно чувствовалось, что Господь ваш и вы Господни. И мне думается, что течение жизни вашей к тому идет. Только внимание надо именно на это направить.
Есть два пути к тому, чтоб стать едино с Господом, деятельный и созерцательный. Первый для христиан житейских, второй для оставивших все житейское. В действии ни первый не бывает без второго, ни второй без первого. И житейские, то есть, должны в своей мере держать и созерцательный путь. И вот это есть ваша доля, вам нельзя напрягаться на созерцание, как делают это отшельники, но и оставлять его не должно. Я писал вам: навыкайте памятовать всегда о Господе и ходить пред лицом Его. Это созерцательная часть и есть. Но тогда, как отшельник все другое гонит вон из внимания, вам надлежит делая все житейское, так его делать, чтобы и Господа не забыть. Если вы потрудитесь так действовать, то в итоге то же получите, что и отшельник. Только в периоде вашего действования вы или мало или почти ничего не будете видеть, что бы обещало такой плод. Редко, редко когда что проглянет, а большею частью все труд и делание.
Теперь вопрос: как сделать, чтоб делательное трудничество вело к означенной цели. Бросить ваших дел житейских нельзя. Вы связаны в отношении к ним заповедями, и нарушая их или не исполняя будете делать неугодное Господу. На все есть заповеди, на все отношения ваши к мужу и слугам, и к родным, и ко всем сторонним. Так уясните себе, как должны вы действовать по заповедям относительно всех и всего и действуйте так. Это конечно будет занимать ваше внимание. Спрашивается, как же Господа при сем иметь во внимании? Так: какое бы дело, большое или малое, вы ни делали, держите в уме, что его вам повелевает делать Сам Господь Вездесущий и смотрит, как вы его сделаете. Так себя держа, вы и дело всякое будете делать со вниманием и Господа будете помнить. В этом весь секрет успешного для главной цели действования в вашем положении. Извольте в это вникнуть и так наладиться. Когда так наладитесь, тогда и мысли перестанут блуждать туда и сюда.
У вас теперь отчего все не ладится? Думаю от того, что вы хотите помнить Господа, - забывая о делах житейских. Но житейские дела лезут в сознание и память о Господе вытесняют. А вам следует наоборот о житейских делах хлопотать, но как о Господнем поручении и как пред Господом.
Там у вас ни того, ни другого не выходит, а здесь то и другое будет исправно.
Благослови вас Господи на такого ради действования. Вот пост, время благоприятное. Соберитесь в себя и начертайте себе программу действования по указанной норме. Спасайтесь!
Ваш богомолец Епископ Феофан. март 83 г.