Как стать богу близким другом

Постоянное общение. У вас никогда не будет с Богом близких отношений, если вы будете всего лишь раз в неделю посещать церковь или даже ежедневно проводить с Ним какое-то время. Дружба с Богом строится на том, что мы разделяем с Ним все события и переживания своей жизни.

Конечно, очень важно и необходимо выработать привычку ежедневно проводить время с Богом, но Господь не хочет оставаться лишь одним из пунктов в вашем расписании. Он хочет, чтобы мы включали Его во все свои дела, в каждый разговор, в каждую проблему и даже в каждую мысль. Можно в течение всего дня вести с Богом постоянный, непрекращающийся разговор, беседуя с Ним обо всём, чем вы занимаетесь и о чём размышляете в данную минуту. «Непрестанно молиться» (1 Фес. 5:17) — значит разговаривать с Богом по мере того, как вы ходите по магазинам, ведёте машину, работаете или выполняете другие повседневные дела. Люди ошибочно полагают, что для общения с Богом непременно нужно остаться с Ним наедине. Конечно, Иисус на Своём примере показал нам необходимость такого вот уединения с Богом, но ведь это занимает лишь малую часть дня. Буквально всё, что мы делаем, может стать «временем, проведённым вместе с Богом», если мы приглашаем Его стать участником этих дел и остаёмся чуткими к Его присутствию. Классическим трудом о том, как научиться постоянно беседовать с Богом, является книга «Опыт Божественного присутствия», написанная в XVII веке братом Лоуренсом (Лаврентием), который был обыкновенным кухонным работником в одном французском монастыре, но сумел превратить даже самые обыденные и незамысловатые дела вроде мытья посуды и чистки картошки в поклонение Богу и общение с Ним. Он говорил, что ключ к дружбе с Богом состоит не в том, чтобы изменить род своей деятельности, а изменить своё отношение к тому, чем занимаешься. Человек начинает делать для Бога то, что раньше он делал только для себя, — неважно, ест он или пьёт, купается или работает, отдыхает или выносит мусор.

Сегодня нам часто кажется, что для поклонения Богу нам надо «отойти» от привычных рутинных дел, но это лишь потому, что мы не приобрели опыт постоянного Божьего присутствия. Брату Лоуренсу было нетрудно поклоняться Богу посреди самых заурядных дел. Для этого ему не нужно было удаляться от мира и искать особого духовного уединения.

Именно это и хочет видеть Бог. В Эдемском саду поклонение было не каким-то отдельным мероприятием, которое надо было посещать, а непрестанным состоянием сердца. Адам и Ева непрерывно общались с Богом. Поскольку Бог всё время находится рядом с нами, невозможно найти такое место, где вы были бы ближе к Нему, чем сейчас. В Библии сказано: «Один Бог и Отец всех, Он. над всем, через всё и во всём» (Еф. 4:6 [РВ]).

Ещё одна весьма полезная мысль брата Лоуренса заключается в том, что лучше постоянно, в течение всего дня, молиться краткими, простыми, разговорными молитвами, нежели пытаться посвящать многие часы длинным и сложным молениям. Чтобы удерживать внимание и противостоять рассеянности, он сказал: «Я не советую вам использовать многословие в молитве, многословие и длинные беседы являются часто признаками блуждания». В наш век повального распространения синдрома нарушения внимания совет о том, как избежать рассеянности, становится особенно существенным, даже если ему больше 450 лет.

Библия заповедает нам «непрестанно молиться» (1 Фес. 5:17). Как это можно сделать на практике? Многие христиане на протяжении всего дня практикуют так называемые «молитвы одного дыхания». Человек выбирает короткое предложение или простую фразу, обращённую к Иисусу, которую можно повторить на одном дыхании, например: «Ты со мной», «Я принимаю Твою благодать», «Я полагаюсь на Тебя», «Я хочу познать Тебя», «Я — Твой», «Помоги мне довериться Тебе». Можно также использовать коротенькие отрывки Писания: «Для меня жизнь — Христос», «Ты никогда не оставишь меня», «Ты — Бог мой». Молитесь ими как можно чаще, чтобы они глубоко-глубоко укоренились в вашем сердце. Только следите, чтобы всё это вы делали ради почитания Христа, а не для того, чтобы Им манипулировать.

Опыт Божьего присутствия — это навык, привычка, которую можно выработать. Как музыканты каждый день играют гаммы, чтобы с лёгкостью воспроизводить самую сложную и прекрасную музыку, вы должны понуждать себя думать о Боге в разное время на протяжении дня. Вы должны научить свой разум помнить Бога.

Первое время вам понадобится придумать себе кое-какие напоминания, чтобы регулярно возвращать свои мысли к осознанию сиюминутного Божьего присутствия. Для начала поместите вокруг себя зрительные напоминания. Например, прикрепите на стену листочек бумаги со словами: «В эту самую минуту Бог — со мной и за меня!» Монахи-бенедиктинцы пользуются боем часов, чтобы останавливаться и молиться «ежечасной молитвой». Если у вас на наручных часах или на мобильном телефоне есть будильник, вы тоже можете последовать их примеру. Если мусульмане могут пять раз в день преклонять колени и молиться, то и мы тоже вполне на это способны.

Если посредством всех этих духовных упражнений вы хотите добиться некоего переживания Божьего присутствия, то вы ищете совсем не того, что надо. Нельзя контролировать Бога или пытаться манипулировать Им ради собственного удовольствия. Мы славим Бога не ради приятных ощущений, а ради совершения истинного блага, и стремимся не к чувству, а к постоянному осознанию подлинной реальности того, что Бог всегда рядом.

Постоянные размышления: Второй способ установить и развить дружеские отношения с Богом — это думать о Его Слове на протяжении всего дня. Библия называет это «размышлением» и снова и снова заповедует нам размышлять о том, каков наш Бог, что Он сделал что сказал (Пс. 22:4, Пс. 142:5,144:5, Нав. 1:8, Пс. 1:2). Невозможно быть другом Богу, если не знаешь того, что Он говорит. Нельзя любить Бога, если не знаешь Его, а знать Его можно только в том случае, если знаешь Его Слово. В Библии написано, что Бог «открыл Себя Самуилу... чрез слово Господне» (1 Цар. 3:21). И сейчас Бог открывает нам Себя точно таким же способом.

Хотя мы не в силах проводить весь день за изучением Библии, мы можем целый день размышлять о том, что в ней сказано, вспоминая прочитанные или выученные наизусть стихи и как следует их обдумывая.

Некоторым кажется, что размышление (или медитация, как его иногда называют) — это некий сложный, таинственный обряд, который практикуют лишь отдельные монахи и мистики. Однако на самом деле это всего лишь умение сосредоточенно думать, и ему вполне может научиться каждый.

Когда мы снова и снова прокручиваем ту или иную проблему у себя в голове, это называется беспокойством. А когда мы снова и снова возвращаемся мыслями к Божьему Слову, это называется размышлением. Если вы умеете беспокоиться, значит, умеете и размышлять! Надо просто переключить внимание с проблем на библейские стихи. Чем больше мы будем раздумывать над Божьим Словом, тем меньше у нас будет поводов для беспокойства.

Бог считал Иова и Давида Своими близкими друзьями потому, что они превыше всего иного ценили и почитали Его Слово и постоянно размышляли о нём в течение всего дня. Это доставляет Богу огромное удовольствие (Пс. 103:34), «От заповеди уст Его [я] не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (Иов 23:12) — говорил Иов, а Давид восклицал: «Как люблю я закон. Твой! весь день размышляю о нём» (Пс. 118:97).

Друзья делятся друг с другом тайнами, и Бог тоже будет раскрывать вам Свои секреты, если вы разовьёте в себе привычку на протяжении дня размышлять о Его Слове. Бог открывал Свои тайны Аврааму, Давиду, Павлу, двенадцати ученикам и другим людям, которых считал друзьями (Быт. 18:17, Дан. 2:19, 1 Кор. 2:7-10).

Когда вы читаете Библию, слушаете проповедь в церкви или на кассете, не надо выбрасывать из головы услышанное и прочитанное сразу после того, как вы закрыли книгу, выключили магнитофон или вышли из церкви. Приучите себя к тому, чтобы возвращаться к усвоенной истине, снова и снова о ней размышлять. Чем больше времени вы будете раздумывать над тем, что сказал Господь, тем лучше начнёте понимать те жизненные «секреты», которые большинство людей, к сожалению, упускает. «Тайна Господня ~ боящимся Его, — говорится в Библии, —и завет Свой Он открывает им» (Пс. 24:14).

В следующей главе мы рассмотрим ещё четыре принципа, позволяющих нам развивать дружеские взаимоотношения с Богом, но вам не нужно ждать до завтра. Начните уже сегодня и попробуйте постоянно беседовать с Богом на протяжении дня и непрерывно размышлять о Его Слове. Молитва позволяет нам разговаривать с Богом, а размышление даёт Ему возможность поговорить с нами. И то, и другое совершенно необходимо для того, чтобы стать Богу близким другом.

Наши рекомендации