Глава 1. Согласие Августина вновь обратится к вопросам, уже достаточно полно рассмотренных им прежде

Блаженный Августин

О предопределении святых

(первая книга к Просперу и Иларию)

(De praedestinatione sanctorum)

Оглавление

Глава 1. Согласие Августина вновь обратится к вопросам, уже достаточно полно рассмотренных им прежде. 1

Смущение у несведущих братий возникает в вопросе о предопределении святых. 1

Глава 2. Мы должны показать, что вера, делающая нас христианами, - Божий дар. 1

Свидетельства Писания о вере. 2

Наша способность к началу или совершенству веры – от Бога. 2

Бог, Который силен исполнить обещанное, производит веру у язычников. 2

Глава 3. Августин и сам прежде полагал, что начало веры происходит от самого человека. Фрагменты из Пересмотров. 3

Глава 4. Сам Бог открыл Августину решение этого вопроса. 4

Глава 5. Намерение апостола в том, чтобы никто не хвалился перед Богом.. 5

Блага, отличающие одного человека от другого, - это дары Божии. 5

Глава 6. Веруют лишь те, кто желает этого, но само желание – от Господа. 6

Глава 7. Апостол говорит, что человек оправдывается верою, а не делами, поскольку вера дается прежде дел. 6

Глава 8. Отец дарует уверовать в Сына. 7

Почему Бог не всех научает, чтобы все пришли ко Христу. 7

Научает ли Бог нежелающих учиться?. 8

Вывод: и начало веры, и ее совершенство – одинаково дар Божий. 8

Глава 9. Почему Христос пришел не сразу после грехопадения человека. 9

Почему в сочинении «Против Порфирия» не сказано о предопределении. 10

Глава 10. В чем различие между благодатью и предопределением.. 10

Сынами Авраама не могут быть люди, не имеющие веры, потому что Бог дает также и веру 10

Глава 11. Человек может надеяться на сильную волю Божию, а не на слабую свою.. 11

Как следует понимать слова: «Если будешь веровать, то спасешься». 11

Глава 12. Во младенцах и в самом Посреднике Иисусе Христе не обнаруживается никаких предшествующих заслуг. 12

Умершие младенцы не могут быть судимы за те дела, которые могли бы совершить, если бы продолжали жить. 12

Глава 13. Верно ли, что Бог не допускает младенцев к крещению, поскольку знает, что в будущем они не принесли бы покаяния?. 13

Глава 14. Свидетельство блаженного Киприана, цитирующего книгу «Премудрости Соломоновой» 13

Свидетельство книги «Премудрости» предпочтительнее, чем мнение церковных писателей, не занимавшихся специально данным вопросом.. 14

Свидетельство блаженного Киприана. 14

Ложность и нелепость отстаиваемого заблуждающимися мнения. 15

Глава 15. Яснейший Свет предопределения и благодати – Сам Спаситель. 15

Источник благодати – в нашей Главе Иисусе Христе. Все это – безвозмездные дары Божии 15

Глава 16. Призывание относится к тем, кто призваны по намерению Божию.. 16

Что значит: «Непреложны дары и призывание Божие». 16

Глава 17. Истинное призывание – то, благодаря которому становятся избранными. 17

Глава 18. По предопределению Бог избрал во Христе Его члены прежде создания мира. 19

Бог избрал нас не поскольку мы были святыми, но чтобы мы были святыми. 19

Апостольские свидетельства защищают ту благодать, против которой выступает учение пелагиан о заслуге. 20

Глава 19. Не предузнал ли Бог одну только будущую веру, чтобы за это дать благодать. 20

Начало веры – также дар Божий. Свидетельство апостола Павла. 21

Глава 20. Бог отверзает сердечную дверь, чтобы люди уверовали. 21

Еще одно апостольское свидетельство. 21

Относится ли к разбираемому вопросу рассуждение о том, как Бог склоняет воления людей в угодную Ему сторону. 22

Глава 21. Заключение. Начало веры – дар Божий. 22

Глава 1. Согласие Августина вновь обратится к вопросам, уже достаточно полно рассмотренных им прежде

1. Мы знаем, что апостол сказал в Послании к Филиппийцам: "Писать вам о том же для меня не в тягость, а для вас назидательно" (Фил. 3, 1). Однако он же говорил, когда писал Галатам: "В остальном никто не утруждай меня", - или, как читается во многих кодексах: "Никто не отягощай меня" (Гал.6, 17). Ибо он видел, что достаточно потрудился у них служением своего слова, насколько считал это для них необходимым. Со своей стороны, признаюсь: мне тягостно, что некоторые не покоряются столь многим и очевидным божественным речениям, коими провозглашается благодать Божия (которая совершенно не является таковой, если дается в соответствии с заслугами). Но вы, дражайшие сыны Проспер и Иларий, по своему усердию и братской любви не хотите, чтобы непокоряющиеся продолжали заблуждаться, и потому даже после стольких моих книг и писем на эту тему желаете, чтобы я еще написал вам отсюда. Это ваше усердие я так люблю, что не могу выразить словами; и, однако, не смею сказать, что люблю так, как должен. Посему, вот, пишу вам снова, и хотя я уже не с вами, но через вас продолжаю делать то, что, как думал, уже сделал достаточно.

Наши рекомендации