II. Омовение, называемое крещением, означает духовное омовение, то есть очищение от всех видов зла и лжи, и поэтому - возрождение.
670. Омовения были предписаны Сынам Израиля, что хорошо известно из уставов, введённых Моисеем. Например, Аарон должен был вымыться, прежде чем облачится в свою одежду священнослужителя (Левит 16:4,24); и прежде чем подойдёт к жертвеннику служить (Исход 30:18-21; 40:30-32). То же самое предписывалось и Левитам (Числа 8:6,7); а также каждому, кто был нечист через грехи свои, и о них говорилось, что они освящаются омовением (Исход 29:1,4; 40:12; Левит 8:6). Поэтому и рядом с храмом было установлено бронзовое море и множество умывальниц, чтобы можно было омыться (3 Цар. 7:23-39). Было велено мыть посуду и домашнюю утварь, как то: столы, лавки, постели, блюда и чаши (Левит 11:32; 14:8,9; 15:5-12; 17:15,16; Матф. 23:25,26).
Сынам Израиля было предписано и велено совершать омовение и ему подобные действия по той причине, что церковь, учреждённая у них, была изобразительной, и должна была служить прообразом последующей Христианской церкви. Поэтому, когда Господь пришёл в мир, Он отменил изобразительные действия, поскольку все они были внешними, и основал церковь, во всех отношениях внутреннюю. Таким образом, Господь упразднил изображения и явил настоящие образы, словно бы дверь была открыта или поднята завеса, и можно не только заглянуть внутрь но и подойти к тому, что внутри. Из всех прежних изобразительных действий Господь оставил лишь два, которые вобрали в себя в совокупности всё, что относится к внутренней церкви. Это - крещение, заменившее разнообразные омовения, и Святое Причастие, заменившее принесение в жертву ягнёнка ежедневно и, в большей мере, в праздник Пасхи.
671. Следующие отрывки послужат ясным свидетельством тому, что описанные выше омовения изображали и намечали, иначе говоря, символизировали, духовное омовение, то есть очищение от зла и лжи.
Когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и смоет кровь Иерусалима духом суда и духом очищения. Исаия 4:4.
Если бы ты даже вымылся с содой, и много мыла потратил на себя, всё равно нечестие твоё останется на тебе отметиной. Иерем. 2:22; Иов 9:30,31.
Омой меня от беззакония моего, и буду белее снега. Пс. 50:4,9.
Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе. Иерем. 4:14.
Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих, перестаньте делать зло. Исаия 1:16.
Омовение духа человека обозначается омовением его тела; внутреннее церкви изображалось внешними обрядами, подобными тем, что использовались в Израильской церкви. Это очевидно из слов Господа в следующем отрывке:
Фарисеи и книжники, увидев, что Его ученики едят хлеб невымытыми руками, нашли в этом вину. Ибо Фарисеи и все Иудеи, пока как следует не умоют рук, не едят; есть и многое другое, чего у них принято держаться: омовение чаш, горшков, медной посуды и лож. Господь сказал им и народу: Послушайте Меня все и уразумейте. Ничто, извне входящее в человека, не может сделать его нечистым. Но то, что из человека исходит, делает его нечистым. Марк 7:1-4,14,15; Матф. 15:2,11,17-20.
И в другом месте:
Горе вам, книжники и Фарисеи, что очищаете чашу и блюдо снаружи, внутри же они полны хищения и неистовства. Слепой Фарисей! Очисти прежде внутри чашу и блюдо, чтобы и снаружи они были чисты. Матф. 23:25,26.
Из этих отрывком ясно, что омовение, называемое крещением, есть духовное омовение, то есть очищение от зла и лжи.
672. Кто из обладающих здравым рассудком не видит, что мытьё лица, рук и ног, или других частей тела, и вообще всего тела в ванне, не даёт ничего, кроме отмывания грязи, чтобы предстать взгляду людей чистым в своём человеческом образе? И кому же не понятно, что никакое мытьё не проникает в дух человека, и не может вместе с тем сделать чистым и его?
Каждый злодей, вор и разбойник может вымыть себя до блеска; но сможет ли это как-то изгладить его склонность к злодейству, воровству или разбою? Ведь внутреннее влияет на внешнее и производит действие в его воле и разуме, но никак не внешнее - на внутреннее. Последнее - противоестественно, потому что против порядка. Первое - естественно, потому что соответствует порядку.
673. Отсюда следует, что как омовение, так и крещение, если внутреннее человека не очищается от зла и лжи, имеют не больше последствий, чем очищение Евреями чашек и тарелок; или чем внешняя привлекательность гробниц, которые внутри полны костей мертвецов и прочих нечистот, как дальше говорится в этом месте (Матф. 23:25-28). Это становится ещё более ясным из того, что ады полны сатан, которые были людьми как крещёными, так и некрещёными. Ценность крещения будет показана на следующих страницах. Итак, без своего предназначения и пользы крещение способствует спасению не больше, чем тройная митра на голове Папы, или изображение креста на его обуви способствуют его папскому превосходству. Не больше пользы и достоинству кардинала от его красных одежд; или должному исполнению обязанностей епископа от его шерстяного плаща; или королевской власти от трона, короны, скипетра и мантии; или уму выдающегося учёного от шёлковой шляпы на его голове; или воинской доблести кавалерийских эскадронов от знамён впереди них. Можно даже сказать, что люди очищаются крещением не более, чем овцы или ягнята, когда их моют перед стрижкой. Ибо природный человек, отделённый от духовного, - лишь животное, и даже, как я уже говорил, более дикое, чем лесной зверь. Поэтому, как ни мойся дождевой водой, росой, водами лучших источников, или, как сказал пророк, содой, иссопом или мылом каждый день, от своих беззаконий отмоешься одним лишь возрождением, которое описано в главах о покаянии, преобразовании и возрождении.
III. Крещение установлено вместо обрезания, потому что обрезание крайней плоти - это изображение обрезания сердца. Крещение предназначено для того, чтобы внутренняя церковь заняла место внешней, каждая частица которой ранее служила прообразом внутренней церкви.
674. В Христианской части мира известно, что есть внутренний человек, и есть внешний; что внешний человек - это то же самое, что природный человек, а внутренний - то же самое, что духовный, ибо в нём - дух человека. Раз церковь состоит из людей, то должна быть внутренняя и внешняя церковь. Если исследовать церкви, последовательно сменявшие друг друга с древности и до наших дней, станет видно, что прежние церкви были внешними, то есть, их богослужение состояло во внешнем изображении того, что составляет внутреннее Христианской церкви, основание которой заложено Господом, когда Он был в мире, и которую Он строит только теперь.
Первое, что отличало Израильскую церковь от всех остальных церквей Азии, а впоследствии - от Христианской, было обрезание. Поскольку всё в Израильской церкви, которая была внешней, как уже сказано, было прообразом Христианской церкви, которая была внутренней, то отличительный признак прежней церкви внутренне соответствовал признаку Христианской церкви. Ведь обрезание означает отречение от вожделений плоти, и поэтому - очищение от зла. Крещение имеет то же самое значение. Очевидно, что крещение установлено вместо обрезания, чтобы Христианская церковь, с одной стороны, отличалась от Иудейской, а с другой стороны, в первую очередь признавалась внутренней. Последнее - благодаря предназначению крещения, о котором будет сказано в свою очередь.
675. Обрезание было введено в знак того, что члены Израильской церкви являются потомками Авраама, Исаака и Иакова, что показывает следующий отрывок:
Бог сказал Аврааму: Вот завет Мой, который соблюдайте между Мной и вами, и семенем вашим после вас: каждый мужчина у вас да будет обрезан; обрезайте крайнюю плоть вашу, и это будет знаком завета между Мною и вами. Бытие 17:9-11.
Этот завет, или его знак, был позже подтверждён Моисеем (Левит 12:1-3). Поскольку эта церковь отличалась от остальных по этому знаку, Сынам Израиля снова было велено обрезаться перед тем, как они перешли Иордан (Навин, глава 5). Причина в том, что земля Ханаанская символизирует церковь, а река Иордан - вступление в неё. К тому же, чтобы они помнили об этом знаке, будучи уже в земле Ханаанской, им был дан наказ:
Когда придёте в эту землю, и посадите какое-либо плодовое дерево, то плоды его считайте необрезанными[138]; три года они должны быть необрезанными для вас, нельзя есть их. Левит 19:23.
Обрезание изображало, и поэтому обозначало, отречение от вожделений плоти, а значит, очищение от зла, точно так же, как и крещение. Это можно показать на примере тех мест в Слове, где сказано, что нужно обрезать своё сердце, как то:
Моисей сказал: Обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, и не будьте жестоковыйны. Втор. 10:16.
Иегова Бог обрежет твоё сердце и сердце семени твоего, чтобы ты любил Бога твоего Иегову всем сердцем и всей душой, чтобы жить тебе. Втор. 30:6.
У Иеремии:
Обрежьте себя для Иеговы, чтобы Он снял крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не явился, как огонь за злость дел ваших. Иерем. 4:4.
У Павла:
В Иисусе Христе не имеет цены ни обрезание, ни необрезанность, но вера, действующая милосердием, и новое творение. Гал. 5:6; 6:15.
Из этих отрывков становится ясно, что крещение установлено вместо обрезания, поскольку обрезание сердца символизировалось обрезанием плоти; и то, и другое означает очищение от зла, ибо зло всякого рода происходит от плоти, а крайняя плоть означает различные виды её грязной любви. Поскольку омовение крещения и обрезание означают одно и то же, у Иеремии сказано:
Обрежьте себя для Иеговы, чтобы Он снял крайнюю плоть с сердца вашего. Иерем. 4:4.
А чуть дальше:
Смой злое с сердца своего, Иерусалим, чтобы спастись тебе. Иерем. 4:14.
Господь учит у Матфея (15:18,19), что означает обрезание и омовение сердца.
676. Многие из Сынов Израиля верили, как и многие из современных Евреев, что они - избранные, потому что они обрезаны. Многие из Христиан думают так же, поскольку они крещены. Однако и обрезание, и крещение даны были им лишь в качестве знака и напоминания, что они должны очиститься от всякого зла, и только тогда стать избранными. Что такое внешнее в человеке без внутреннего, как не храм без богослужения, который может служить разве что стойлом? Или, опять же, что такое внешнее без внутреннего, если не поле, полное соломы да стеблей, без единого колоска зерна? Или виноградник из одних только веток и листьев, без единой виноградины? Или смоковница без плодов, которую Господь проклял (Матф. 21:19)? Или светильники без масла в руках неразумных дев (Матф. 25:3)? И что это такое, наконец, если не жилище среди могил, где под ногами - трупы, вдоль стен - кости, и полночные призраки витают под крышей? Или колесница, запряжённая леопардами, с волком в роли возницы и дураком в качестве седока? Внешний человек - это не человек, а лишь портрет его; человека образует его внутреннее, которое способно быть мудрым от Бога. Это касается равно обрезанного и крещёного, пока он не обрежет или не омоет своё сердце.
IV. Первая цель крещения - принятие в Христианскую церковь, и вместе с тем, введение в общество Христиан в духовном мире.
677. Многое доказывает, что крещение есть принятие в Христианскую церковь, например:
(1) Крещение введено вместо обрезания, и точно также, как обрезание было знаком принадлежности к Израильской церкви, крещение - это знак принадлежности к Христианской церкви, что было показано в предыдущем разделе. Единственное назначение этого знака - чтобы людей узнавали по нему, подобно тому, как детей двух разных матерей можно различить по разноцветным ленточкам, которыми они перевязаны, и поэтому их не путают между собой.
(2) Что это всего лишь знак принятия в Христианскую церковь, ясно доказывается крещением детей, которые совершенно неспособны ещё к какому-либо рассуждению, и поэтому могут воспринять предметы веры не более, чем молодые побеги на дереве.
(3) Крестят не только детей, но и обращаемых в Христианство представителей других народов, как детей, так и взрослых. И делается это до того, как их будут наставлять, по одному только их желанию принять Христианство, торжественным вступлением в которое и служит их крещение. То же делали и Апостолы, когда Господь наказал им учить людей во всех народах и крестить их (Матф. 28:19).
(4) Иоанн крестил в Иордане всех, приходивших к нему из Иудеи и Иерусалима (Матф. 3:6; Марк 1:5). Он крестил в Иордане, потому что эта река служила входом в землю Ханаанскую, а земля Ханаанская обозначает церковь, потому что в ней была церковь, Иордан же - вступление в неё; это показано в "Апокалипсисе открытом", 285. Однако, это то, что происходит на земле.
Что же касается небес, то при крещении дети вводятся в Христианские небеса, где Господь назначает им ангелов, которые должны заботиться о них. Таким образом, с того момента, как ребёнка крестят, за ним присматривают ангелы, удерживающие его в состоянии, в котором он способен принять веру в Господа. Но когда он вырастает, становясь хозяином самому себе и мысля самостоятельно, он покидает своих ангельских воспитателей, и избирает себе таких духов, которые заодно с его жизнью и верой. Всё это ясно показывает, что крещение - это начало общения с Христианами и в духовном мире.
678. Не только дети, но и все остальные с крещением оказываются в духовном мире среди Христиан по причине того, что страны и народы существуют в том мире раздельно, в соответствии со своими религиозными верованиями. Христиане там в середине, Мусульмане - вокруг них, затем - идолопоклонники разного рода, а Евреи - по краям. Кроме того, все представители одной религии разделены на общества; в небесах - в соответствии со склонностями любви к Богу и любви к ближнему, в аду - в соответствии со склонностями, противоположными этим двум видам любви, то есть, с их злыми вожделениями.
В духовном мире, под которым подразумеваются как небеса, так и ад, всё устроено в тщательнейшем порядке, как в целом, так и в каждой части, иначе говоря, вообще и в частностях. От этого порядка зависит сохранность всей вселенной, что было бы невозможно, если бы у каждого человека после его рождения не было бы знака, к какому религиозному обществу он принадлежит. Ведь если бы не было Христианского знака, то есть крещения, то какой-нибудь дух из Мусульман или идолопоклонников мог бы прицепиться к какому-нибудь новорожденному из Христиан, или к старшему, вдохнуть в него влечение к своей религии, и этим отвлечь его ум и отдалить его от Христианства; а это будет извращением и нарушением духовного порядка.
679. Каждый, кто исследует следствия по их причинам, может понять, что сообразность всего существующего зависит от порядка; а порядок бывает разного рода: общий и частный. Есть порядок наиболее общий, от которого в своей последовательности зависят общий и частный порядки, и этот наиболее общий порядок содержится в остальных видах порядка, как сущность в проявлениях, а иначе они не могли бы составлять единое целое. Именно благодаря такому единству сохраняется целое, которое в противном случае распадётся на части, и тут уже настанет не то что первозданный хаос, а полное уничтожение. Что стало бы с человеком, если бы все части его тела не были бы устроены самым тщательным образом, и сосуществование отдельных его частей не зависело бы от одного сердца и от одних лёгких? Что получилось бы тогда из человека, если не полный беспорядок? Разве желудок выполнял бы тогда то, к чему он предназначен, и то же самое печень и поджелудочная железа, брыжейка и межкишечная ткань, почки и кишечник? Именно благодаря порядку, который существует в них и между ними, все они представляются человеку единым целым.
Что было бы без чётко определённого порядка в человеческом уме, или духе, и без подчинения сосуществования всех отдельных частей его воле и разуму, если не беспорядок и неразбериха? Без такого порядка у человека было бы не больше способностей мыслить и желать, чем у его портрета или скульптуры, которые есть у него дома. Чем стал бы человек, не будь у него высокоорганизованного влияния небес и способности принимать его? К чему бы было это влияние, если бы не было того наиболее общего, от которого зависит управление всем в целом и всеми его частями? То есть, если бы всё было не от Бога, и если бы не в Нём, и не от Него всё получало существование, жизнь и движение? Природному человеку это можно пояснить множеством примеров, в частности, следующими. Что представляла бы собой империя, или царство, без порядка, если не шайку разбойников? Если бы они собрались вместе, они погубили бы тысячи, поскольку немногие из них могли бы убить многих. Чем бы стал город без порядка в нём, и даже один-единственный дом? И что такое царство, город или дом, если в них нет хозяина?
680. Далее, что такое порядок без должностей, а должности - без их отличия, а отличие их - без знака, по которому эти должности можно различить? Ведь если нельзя различить должности, порядок нельзя признать порядком. В империях и царствах знаки, или отличительные черты - это звания и полномочия, связанные с ними. Отсюда происходит подчинение одних другим, благодаря которому все соединяются как бы в общий организм. Таким образом, царская власть распространяется на всех согласно порядку, и только поэтому царство остаётся царством.
То же самое и во многих других случаях, например в войсках. Что толку было бы в них, если бы они не были должным образом разделены на полки, а те, в свою очередь, на взводы и отряды? И если бы над каждым из них не было командира, а над всеми - главнокомандующего? Какой смысл был бы в этих командирах, если бы у них не было знаков отличия, называемых погонами, которые позволяют узнать звание каждого из них? Всё это позволяет им действовать в бою заодно, а без всего этого они бросились бы на врага, как свора собак, оскалив пасти, с визгом и тщетной яростью. А затем они были бы бесславно разбиты правильно организованными войсками неприятеля, и от их былой храбрости не осталось бы и следа. Ибо, что могут сделать разобщённые люди против объединённых? Приведённые примеры поясняют первое предназначение крещения, которое состоит в том, чтобы в духовном мире показывать принадлежность человека к Христианам; ведь в том мире каждый вводится в общество и религиозное собрание, смотря по тому, в нём Христианство или вне его, и каково оно.