А что, если мы отвергнем науку Тасаввуф?

Если мы отвергнем науку Тасаввуф, являющуюся основой нашей религии, очищением сердца, достижением степени искренности – мы отвергнем самую важную основу нашей религии. Отказавшись от очищения сердца, того места, куда смотрит Аллах, из-за лжецов и самозванцев – мы же отказываемся… от нашей религии. Тогда нам придѐтся отказаться и от других наук, в которых появились лжецы и самозванцы: что же нам тогда делать? Необходимо обратиться к происхождению науки! Хочешь придерживаться суфизма – смотри, у кого берѐшь Тасаввуф, чтобы не попасть… к самозванцам. Является ли тот, кого ты выбираешь – истинным darulfikr.ru 185

шейхом? Обладает ли он знаниями в шариатских вопросах? Получил ли он эти шариатские науки по непрерывной цепочке? Есть ли у него непрерывная цепочка людей, придерживающихся повелений и запретов Всевышнего, с помощью которых он улучшил свой нрав и избавился от духовных пороков? Соответствует ли его учение всем нормам и запретам Шариата? Следует ли он Сунне в своих деяниях, состояниях и в поведении? Искренен ли он в деяниях и в предпочтении Вечного перед временным? Подобен ли его нрав – нраву Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?

Вот требования, которыми должен руководствоваться человек, который ищет себе наставника. Враги Ислама пытаются любыми способами зародить в сердцах нашей молодѐжи недоверие к прежним праведникам (салафу салихин), будь то суфии или другие, чтобы в следующем поколении уже можно было отрицать все наши науки, потому что они получены посредством этих «сомнительных» людей. Мы просим Аллаха, что бы Он уберѐг нас от вражды и ненависти к Его любимцам (авлия) и упрѐков в адрес прежних праведников (салаф ас-салихин) ведь в хадисе кудси говорится: «Я объявляю войну тем, кто враждует с Моими любимцами». Да поможет Он мне и вам сделать то, чем Он доволен. О Аллах, покажи нам истину – истиной и помоги следовать за ней, также покажи ложь – ложью и помоги остерегаться еѐ! О Аллах, награди нас праведностью и искренностью – воистину, Ты награждаешь этим. О Аллах, Ты чист от недостатков, приписываемых Тебе неверными, мы не знаем ничего, кроме того, что Ты дал нам знать, воистину, Ты – Всезнающий и Управитель всего сущего. Озарение сердец 186

О Аллах, благослови и приветствуй нашего господина, Пророка Мухаммада, его семейство и сподвижников – всякая хвала принадлежит Тебе!

Шейх Али Зайнуль-Абидин аль-Джифри darulfikr.ru 187

ОТНОШЕНИЕ К НЕМУСУЛЬМАНАМ

Если случилось так, что ваши соседи не являются мусульманами, тем не менее, вы не должны забывать об исламском этикете при общении с ними. Ислам рекомендует поддерживать хорошие отношения с соседями, как мусульманами, так и с немусульманами.

Мусульманину следует демонстрировать окружающим совершенство Ислама посредством мягкости и доброты. Бухари и Муслим передали хадис от Анаса, в котором говорилось: «Не уверует никто из вас по-настоящему, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе». Ученые полагают, что слово «брат» имеет здесь самое общее значение, а потому подразумевает братьев в общечеловеческом смысле, включая как мусульман, так и немусульман. Мусульманин желал бы для своего брата немусульманина того же, чего он желает и для себя, то есть быть мусульманином, чтобы насладиться благами Ислама и получить награду от Аллаха.

Мусульманин поступит верно, если станет молиться о ниспослании руководства своим братьям немусульманам, так же, как он желает своим братьям мусульманам оставаться таковыми, быть верными и преданными Исламу.

В суре «Аль-Мумтахана» Всевышний Аллах сказал (смысл): «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших домов. Воистину, Аллах любит справедливых. Аллах лишь запрещает вам дружить и объединяться с теми, которые сражались с вами из-за религии и изгоняли вас из ваших домов, а также способствовали вашему изгнанию. Те из вас, кто поступает так, неправы». Озарение сердец 188

Ничто не мешает нам быть добрыми, великодушными и любезными с немусульманами, если они не проявляют враждебности к Исламу ни словами, ни действиями. Есть надежда, что благодаря этому исчезнут барьеры, и они присоединятся к Исламу и мусульманам.

Такое положительное отношение вовсе не означает, что вы соглашаетесь с немусульманами и отказываетесь от того, что различает вас. Это означает, что вы должны быть честными, добрыми и сдержанными по отношению к своим соседям в любых ситуациях.

Разъясняя данные слова, имам аль-Куртуби: «Здесь говорится о том, что Аллах разрешил поддерживать дружественные отношения с теми, кто не противодействует мусульманам и не нападает на них». Имам Куртуби приводит мнение Абдуррахмана ибн Заида, который сказал, что данное руководство существовало на заре Ислама, когда не было нужды в борьбе, но позже оно было отменено. Имам Куртуби также приводит слова Катада, который говорит, что данный аят был отменен другим аятом из суры «Ат-Тауба» (9:5): «А когда закончатся запретные месяцы, сражайтесь и убивайте многобожников, везде, где встретите их...»

Приведя эти два мнения и другие, похожие на них, имам Куртуби заключил: «Большинство толкователей согласились, что этот аят не был отменен. Они приводят историю, переданную Бухари и Муслимом об Асме бинт Абу Бакр, разыАллаху анха, которая спросила Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) может ли она принимать свою мать-немусульманку, которая посетила ее в Медине, и быть доброй к ней, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Да». darulfikr.ru 189

Данный аят был ниспослан в связи с этим случаем. Аль-Маварди и Абу Дауд сообщали, что сын Абдуллы ибн аз-Зубайра рассказывал, как его отец говорил ему, что до принятия Ислама Абу Бакр развелся со своей женой Кутайлой, матерью Асмы. И когда между Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и многобожниками-курайшитами наступило перемирие, она навестила свою дочь в Медине и принесла ей серьги и другие подарки. Асма же не хотела принимать дары, не спросив Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В ответ на ее вопрос Аллах ниспослал данный аят. Когда Аллах говорил: «будьте с ними добры и справедливы», — то, по словам аль-Фараа, Всевышний имел в виду тех, кто заключил соглашение с мусульманами не нападать на них и не поддерживать нападающих. Аллах повелел мусульманам, исходя из этого соглашения, быть добрыми и честными с [такими немусульманами].

Кади Абу Бакр ибн аль-Араби говорил, что слово «кист» не является производным от слова «справедливость», а происходит от слова «деление» и подразумевает, что вы можете поделиться с ними частью своих денег с целью поддержания сердечных отношений. Необходимо быть справедливым как с друзьями, так и с недругами.

Имам Бухари и имам Ахмад рассказывали со слов Анаса ибн Малика о еврейском мальчике, который прислуживал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) готовил воду для омовения и подавал обувь. Однажды мальчик заболел. Пророк пошел навестить мальчика и застал его смертельно больным, с отцом, сидящим у его головы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предложил ему принять Ислам, сказав: «Нет Бога, кроме Аллаха». Мальчик посмотрел Озарение сердец 190

на своего отца, но тот молчал. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повторил свой призыв, и мальчик снова посмотрел на отца, который сказал ему: «Послушайся Абуль-Касима». И мальчик перед самой смертью сказал: «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и что ты Его Посланник». И Пророк сказал: «Хвала Аллаху за то, что позволил мне спасти его».

Хафиз Ибн Хаджар сказал, что этот хадис несет множество указаний, (таких, так) то, что мусульмане могут нанимать на работу немусульман (и) навещать их, когда те больны. Он также учит нас поддерживать с ними сердечные отношения. Он позволяет нанимать на работу молодых людей и призывать их к Исламу, если они достаточно зрелы, чтобы сделать выбор, а также принимать их обращение, если они приняли Ислам.

Хафиз аль-Бадр аль-Айни говорил, что этот хадис указывает на дозволенность навещать больных немусульман, особенно если они являются вашими соседями, с тем чтобы демонстрировать доброту Ислама и тем самым способствовать принятию его. Он также указывает на разрешение нанимать на работу молодых людей.

Вы можете утешать немусульман в горе, используя подходящие выражения. Имам, кади Абу Юсуф сказал в конце своей книги «Аль-Харадж», что он спрашивал имама Абу Ханифу о том, как утешать иудея или христианина, потерявшего ребенка или родственника. Имам Абу Ханифа сказал: «Аллах предопределил смерть Своих творений. Мы просим у Аллаха хорошей смерти. Мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы все должны вернуться. Будь терпелив и смирись с этим горем». darulfikr.ru 191

Имам Абу Юсуф сказал: «Мы узнали, что христианин, который посещал лекции Хасана аль-Басри умер. Хасан аль-Басри пришел к его брату, чтобы выразить соболезнования. Он сказал: «Да вознаградит тебя Аллах за это горе, как Он награждает твоих собратьев. Да благословит Аллах нашу смерть и сделает ее хорошей. Будь терпелив в несчастьях».

Вы можете сказать эти добрые слова и напомнить им о неизбежности смерти, противостоять которой мы не можем, но можем лишь принять ее и сохранять терпение.

Имам Ибн Абидин в своей книге «Радд аль-Мухтар» говорит, что имам аш-Шафии сказал: «Вы можете утешать мусульман в случае смерти их родственника немусульманина. В таком случае вы можете сказать: «Да увеличит Аллах твою награду и терпение». Вы можете выразить соболезнование немусульманину, потерявшему родственника-мусульманина. В таком случае вы можете сказать: «Пусть Аллах простит умершего и дарует лучшее утешение».

Шейх Абуль-Фаттах Абу Гудда Озарение сердец 192

Наши рекомендации