Возможности повышения рейтинга
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Памятка для студентов группы АРХ, ДАС по изучению дисциплины
«Основы эргономики» (6 семестр)
Составил: доцент кафедры БЖД Поморова Ю.Г.______________ | Утверждаю: зав. кафедрой БЖД Мельберт А. А. ____________ |
Дисциплина «Основы эргономики» изучается в 6 семестре. Общий объём дисциплины 68 часов, из них аудиторные занятия: 17 часов лекций, 17 часов лабораторных занятий; самостоятельная работа – 34 часа. Итоговый контроль по дисциплине – экзамен.
Основы эргономики – дисциплина, которая дает возможность получить разнообразные сведения в областях знаний, где объектом исследования являются системы «человек – техника – среда», для их учета в интересах архитектурно-дизайнерского проектирования.
Содержание дисциплины
1.1. Лекционный курс (17 часов)
Тема 1 Основы эргономики(4 ч.) Проблемы, связанные с игнорированием учета «человеческого фактора». Основные разделы эргономики. Направления развития эргономики. Современное представление об эргономике, как науке учитывающей интересы людей при проектировании. Современные тенденции развития исследований в данной области. Этапы развития эргономики. Из истории становления науки. Методы сбора данных в эргономике. [2,5,9]
Тема 2 Принципы организации рабочего пространства(4 ч.) Пространственная организация рабочего места. Зоны досягаемости. Выбор и обоснование рабочей позы. Оптимизация рабочей позы. Пути уменьшения биомеханических напряжений при проектировании рабочего места и пространства. Рабочая поверхность, рабочие сиденья. Рабочие движения. [1,2,4,11-13]
Тема 3 Организация визуальной среды на рабочем месте (2 ч.) Физиология зрения и визуальная среда. Зрительное поле человека. Принципы размещения информации в зрительном поле. Закономерности зрительного восприятия. [1,2,4]
Тема 4 Эргономические аспекты восприятия и проектирования среды. Психофизические законы. (2 ч.) Стереотипы, роль «гештальтов» в процессах восприятия. Применение знаний на практике. Закон Вебера-Фехнера. Применение знаний на практике. Зрительные искажения. [9]
Тема 5 Эргономика жилого пространства (2 ч.) Эргономика помещений жилого пространства: коридоры, прихожие, кухни, столовые, спальни, гостиные, гардеробные. Основные требования к помещениям. [3,4,6,8]
Тема 6 Эргономика среды обитания престарелых и инвалидов (3 ч.) Специфика особенностей этой категории населения. Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями: параметры зон и пространств для инвалидов; пешеходные пути, пандусы и лестницы; санитарно-гигиенические помещения; оборудование. [14]
1.2. Лабораторные занятия (17 часов)
Занятие 1 Инженерная антропометрия (2 ч.) Методика антропометрических исследований в эргономике. Метод перцентилей. Параметры рабочего места. [2,7,11] В конце занятия задание для 15-минутной самостоятельной работы «Безопасность ребенка в доме».
Занятие 2 Антропометрический атлас (2 ч.). Получение навыков работы с антропометрическим атласом. Виды антропометрических данных. Выбор необходимого параметра. [5]
Занятие 3 Закрепление навыков работы с антропометрическим атласом (2 ч.) Закрепление навыков работы с антропометрическим атласом: Закрепление навыков работы с антропометрическим атласом: расчет параметров рабочего стола и стула. [5]
Занятие 4 Закрепление навыков работы с антропометрическим атласом (2 ч.) Закрепление навыков работы с антропометрическим атласом: расчет диапазонов регулировки высоты рабочего стола, стула и подставки для ног. [5]
Занятие 5 Закрепление навыков работы с антропометрическим атласом (2 ч.) Закрепление навыков работы с антропометрическим атласом: расчет высоты стойки бара и диапазона регулирования высоты сидений у стойки и опоры для ног. [5]
Занятие 6 Проектирование идеального рабочего места (2 ч.) Групповая работа, где каждая группа предлагает и защищает свои предложения по организации рабочего места архитектора-дизайнера. Используется методика кейс-технологий. Наиболее интересные предложения от каждой группы выделяются.
Занятие 7 Виды пространства (2 ч.) Виды пространства. Стационарное пространство и пространство, необходимое человеку для совершения движения. Работа с каталогами по мебели и по пространству, необходимому для движения. Получение задания на выполнение графического упражнения и подготовка к его выполнению.
Занятие 8 Выполнение графического задания (3 ч.)
1.3. Самостоятельная работа студентов (34 часа)
Домашнее задание:
Проработка конспекта лекций.
Оформление отчетов: 3 занятия.
Изучение материла, не излагаемого на лекциях:
а) подготовка к опросу 1: Человекоориентированное проектирование на примере копировальных машин Ксерокс (3,0 часа).
б) подготовка к опросу 2: Успехи современной эргономики (Эргономика для всех) (6, 0 часов).
Выполнение графического задания, входящего в состав итогового проекта (18,5 часов). Графическое задание включает графическую часть и пояснительную записку объемом 5-6 с. Графическая часть выполняется на планшете размером 50:50 см или произвольного размера с соблюдением масштаба. Образец на выполнение графического задания выдается преподавателем.
Литература и учебно-методические материалы по дисциплине
1. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды: Учеб. пособие. – М.: Архитектура-С, 2005. – 328 с.
2. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. –М : Логос, 2001– 356 с.
3. Нойферт П., Нефф Л. Проектирование и строительство. Дом, квартира, сад.– М.: Изд-во «Архитектура–С», 2007 – 264 с.
4. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер: справочник по проектным нормам: пер. с англ. / Джулиус Панеро, Мартин Зелник. - М.:АСТ:Астрель, 2006.-319 с.
5. Антропометрический атлас. Методические рекомендации. – М.: ВНИИТЭ, 1977. – 132 с.
6. Архитектурное проектирование жилых зданий: Учеб. для вузов / М.В. Лисициан, В.Л.Пашковский, З.В.Петунина и др.; Под ред. М.В.Лисициана, Е.С.Пронина – М.: Стройиздат, 1990. – 488 с.
7. Ле Корбюзье. Архитектура ХХ века / Пер. с фр. Под ред. К.Т. Топуридзе. – М.: Прогресс, 1977. – 304 с.
8. Нойферт Э. Строительное проектирование / Пер. с нем. К.Ш. Фельдмана, Ю.М. Кузьминой; Под ред. З.И. Эстрова и Е.С. Раевой. – М.:Стройиздат, 1991. – 392с.
9. Человеческий фактор. В 6-ти томах – М.: Мир, 1992.
10. Шмид М. Эргономические параметры. – М.: Мир,1980.
11. Эргономика: принципы и рекомендации. – М.:ВНИИТЭ, 1983.
12. Эргономика Проблемы приспособления условий труда к человеку / П.р. В.Ф.Венда. – М.: Мир,1971.
13. Эргономика: Учебник. Под ред. А.А. Крылова, Г.В. Суходольского. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. –184 с.
14. СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
График контроля
Контрольное испытание | Время проведения | Вес в итоговом рейтинге | Примечание |
Контрольный опрос к теме 1 | 3 нед | 0,05 | Задание выдается преподавателем |
Контрольный опрос к теме 2 | 7 нед | 0,05 | Задание выдается преподавателем |
Выполнение и защита расчетного задания 2 | 6 нед | 0,05 | Задание выдается преподавателем |
Выполнение и защита расчетного задания 3 | 8 нед | 0,05 | Задание выдается преподавателем |
Выполнение и защита расчетного задания 4 | 10 нед | 0,05 | Задание выдается преподавателем |
Защита графического задания | 17 нед | 0,25 | Задание выдается преподавателем |
Экзамен по дисциплине | сессия | 0,5 |
Контрольные испытания оцениваются по 100 бальной шкале оценок. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 75 баллов и выше – «отлично»; 50 -74 балла – «хорошо»; 25-49 баллов – «удовлетворительно». Любая контрольная точка, выполненная после срока без уважительной причины, оценивается на 10 % ниже. Максимально возможная оценка в этом случае 90 баллов.
К экзамену допускаются студенты прошедшие все контрольные испытания и имеющие общий рейтинг не ниже 25 баллов. Пропущенные лабораторно-практические занятия оцениваются «0» баллов.
Успеваемость студента в течение семестра оценивается с помощью текущего рейтинга (во время каждой аттестации) и итогового рейтинга (на конец семестра). Во всех случаях рейтинг вычисляется по формуле:
,
где Ri - оценка в баллах за i –ую контрольную точку; Pi – вес этой контрольной точки. Суммирование проводится по всем контрольным точкам с начала семестра до момента вычисления рейтинга.
При подсчете семестрового рейтинга учитываются следующие показатели: а) посещение занятий и б) выполнение основных контрольных точек.
Вычисления семестрового (предэкзаменационного или предзачетного) рейтинга по дисциплине осуществляется по формуле:
Rсем = 0,9Rт+Бп, где
Rт - текущий рейтинг на конец семестра, вычисленный по результатам контрольных точек, Бп - дополнительные баллы за посещаемость занятий, определенные по следующей схеме:
П≤ 50% - | Бп = 0 |
50% < П ≤ 60% - | Бп=2 |
60% < П ≤ 70% - | Бп = 4 |
70% < П ≤ 80% - | Бп = 6 |
80% < П ≤ 90% - | Бп = 8 |
90%<П≤100% - | Бп = 10 |
где П – процент посещения занятий студентом.
Итоговая оценка по курсу выводится с учетом семестрового рейтинга (весовой коэффициент 0,5) и оценки полученной студентом на экзамене (весовой коэффициент 0,5).
Пример расчета рейтинга: Результаты студента Иванова Ивана Петровича за семестр следующие: работа с манекеном - 80 баллов, контрольный опрос 1 - 50 баллов, контрольный опрос 2 - 55 баллов, творческие работы выполнены все, со средней оценкой 65 баллов, итоговый тестовый контроль – 75 баллов, из 8 практических работ все сделаны, но защищены 5, из 51 занятия пропусков 14 (6 занятий на 3 неделе и 8 занятий на 10 -12 неделе), экзаменационная оценка - 45 баллов.
Подсчет текущего рейтинга:
На 1-й аттестации (7 неделя) его рейтинг равен:
(80*0,1+50*0,1+70*0,1+65*0,1)/0,1+0,1+0,1+0,1=66,3=66 баллов,
где 70 – процент посещаемости занятий на момент аттестации.
На 2-й аттестации (13 неделя) его рейтинг равен:
(80*0,1+50*0,1+65*0,1+65*0,1+55*0,1+75*0,4)/(0,1+0,1+0,1+0,1+0,1+0,4)=68,3=68 баллов,
где 65 – процент посещаемости занятий на момент аттестации
Перед началом сессии вычисляется итоговый рейтинг на конец семестра:
(80*0,1+50*0,1+73*0,1+65*0,1+55*0,1+75*0,4+62,5*0,1)/(0,1+0,1+0,1+0,1+0,1+0,4+0,1)=68,6=69 баллов,
где 73 – процент посещаемости занятий на момент аттестации,
62,5 – процент от количества выполненных и защищенных практических работ.
Вычисление семестрового (предэкзаменационного или предзачетного) рейтинга:
Rсем = 0,9*69+6= 68 баллов
Итоговый рейтинг:
R итог.= Rсем * 0,5 + Rэкз. * 0,5 .
R итог. = 68*0,5 + 45 * 05 = 57,0 баллов.
В зачётку выставляется «хорошо» - «57 баллов».
Возможности повышения рейтинга
Для студентов с высоким текущим рейтингом (более 70 баллов) может быть организовано углубленное изучение предмета. Выдается дополнительное задание по тематике дисциплины (на усмотрение преподавателя) с последующей его защитой. Например: сбор дополнительного материала по эргономическим параметрам мебели, оборудования; по пространству, занимаемому человеком, нормативные документы и т.п.