Предварительные Понятия
Пространный Катехизис
Составленный
Митрополитом Московским Филаретом.
В Доступном Изложении.
Введение.
Предварительные Понятия. О Божественном откровении. О священном Предании и священном Писании. О священном Писании. Состав катехизиса.
Часть Первая.
О Вере. О Символе веры вообще и о его происхождении. О членах Символа веры. О первом члене Символа веры. О втором члене Символа веры. О третьем члене Символа веры. О четвертом члене Символа веры. О пятом члене Символа веры. О шестом члене Символа веры. О седьмом члене Символа веры. О восьмом члене Символа веры. О девятом члене Символа веры. О десятом члене Символа веры. О Крещении. О Миропомазании. О Причащении. О Покаянии. О Священстве. О Браке. О Елеосвящении. Об одиннадцатом члене Символа веры. О двенадцатом члене Символа веры.
Часть Вторая.
О Надежде. Понятие христианской надежды. О молитве. О молитве Господа. О призывании. О первом прошении. О втором прошении. О третьем прошении. О четвертом прошении. О пятом прошении. О шестом прошении. О седьмом прошении. О славословии.
Учение о блаженстве.
О первой заповеди Блаженства. О второй заповеди Блаженства. О третьей заповеди блаженства. О четвертой заповеди Блаженства. О пятой заповеди Блаженства. О шестой заповеди Блаженства. О седьмой заповеди Блаженства. О восьмой заповеди Блаженства. О девятой заповеди Блаженства.
Часть Третья.
О Любви. О союзе между верой и любовью. О Законе Божием и заповедях. О разделении заповедей на две скрижали.
О первой заповеди. О второй заповеди. О третьей заповеди. О четвертой заповеди. О пятой заповеди. О шестой заповеди. О седьмой заповеди. О восьмой заповеди. О девятой заповеди. О десятой заповеди.
Заключение. Как пользоваться учением о вере и благочестии.
Введение.
Предварительные Понятия.
1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС?
Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.
2. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО “КАТЕХИЗИС”?
Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение,устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину (см. Лк. 1:4, Деян. 18:25).
3. ЧТО НУЖНО ДЛЯ БЛАГОУГОЖДЕНИЯ БОГУ И СПАСЕНИЯ ДУШИ?
Для благоугождения Богу и для спасения души нужно: познание истинного Бога и правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела.
4. ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НУЖНА ВЕРА?
Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11:6).
5. ПОЧЕМУ КРОМЕ ВЕРЫ НУЖНЫ ЖИЗНЬ ПО ВЕРЕ И ДОБРЫЕ ДЕЛА?
С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела потому, что, как свидетельствует слово Божие, вера без дел мертва (Иак. 2:20).
6. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ВЕРОЙ?
По объяснению апостола Павла: вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.
7. В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ВЕРОЙ И ЗНАНИЕМ?
Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом ощутимое и познаваемое, а вера — невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте и исследовании предмета, а вера — на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.
8. ПОЧЕМУ В УЧЕНИИ БЛАГОЧЕСТИЯ НУЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ЗНАНИЯ, НО И ВЕРА?
В учении благочестия требуется не только знание, но и вера потому, что главным объектом изучения является Бог, невидимый и непостижимый, и премудрость Божия, окружённая тайной. Поэтому многое в этом учении не может быть охвачено знанием, а может быть воспринято только верой. “Вера, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — есть зрение, освящающее совесть; она даёт человеку ведение. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены”(Ис.7:9; Огласительное поучение, 5).
9. Святой Кирилл объясняет необходимость веры таким образом: “Не только у нас, носящих имя Христово, за великое почитается вера, но и всё совершаемое в мире даже людьми чуждыми Церкви, совершается верой. На вере утверждено земледелие: не верящий в то, что соберёт урожай, не станет трудиться в поле. Верой руководствуются мореплаватели, вверяя свою судьбу малому судну и волнующееся море предпочитая твёрдой земле, предаваясь неизвестным надеждам и имея при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря”(Огласительное поучение, 5:3).