Сафийа бинт абдель мутталиб

“Сафийа была первой мусульманкой, убившей язычника ради защиты религии Аллаха”. Кто же эта героическая сподвижница посланника Аллаха, которая стала первой мусульманкой, лично убившей язычника? Кто же она, эта рассудительная и степенная женщина, с мнением которой так считались мужчины? Кто же она, эта решительная женщина, которая воспитала мусульманского рыцаря, обнажившего свой меч на пути Аллаха? Этой женщиной была тётя посланника Аллаха Сафийа Бинт Абдель Мутталиб из рода хашимитов племени Курайш.

* * *

Сафийа Бинт Абдель Мутталиб была знатной женщиной, окружённой почитанием людей. Её отец Абдель Мутталиб Ибн Хашим был дедом Пророка, вождём курайшитов и их строгим руководителем. Её мать Хала Бинт Вахб была сестрой матери посланника Аллаха Амины Бинт Вахб. Её покойный муж аль-Харис Ибн Харб был братом Абу Суфйана Ибн Харба, вождя бану Умайа. Её второй муж аль-Аввам Ибн Хувайлид был братом госпожи арабских женщин в период джахилиййи и первой матери правоверных в Исламе Хадиджи Бинт Хувайлид. Её сын аз-Зубайр Ибн аль-Аввам был учеником посланника Аллаха и его верным последователем. Может ли женщина, имея таких родственников, стремиться к большей чести, за исключением чести веры?!

* * *

Когда умер второй муж Сафийи аль-Аввам Ибн Хувайлид, она осталась со своим маленьким сыном аз-Зубайром. Сафийа воспитала сына в спартанском духе, обучив его верховой езде и боевым искусствам. Его любимыми играми были пускание стрел, их заточка и починка лука. Сафийа упорно приучала сына ко всевозможным рискованным и опасным ситуациям. Едва она замечала, что он уклоняется от занятий, то тут же наказывала его. Однажды один из дядей мальчика сказал ей: “Так нельзя бить ребёнка... Ты его наказываешь чересчур сурово, не по-матерински”. В ответ Сафийа продекламировала: “Солгал тот, кто сказал, что я ненавижу его„. Поистине, я наказываю его для того, чтобы он стал разумным, Разгромил целую армию и вернулся с добычей”.

* * *

Когда Аллах послал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с религией праведного пути и истины, предвестником людям и носителем доброй вести для них, повелев ему начать призыв со своих близких и родствеников, Посланник собрал весь род Абдель Мутталиба — женщин, мужчин, стариков и детей, а затем обратился к ним: — О Фатима Бинт Мухаммад! О Сафийа Бинт Абдель Мутталиб! О бану Абдель Мутталиб! Я ничего не обещаю вам в собстенность от Аллаха... Затем он призвал их всех уверовать в Аллаха и в истинность своей пророческой миссии... Некоторые люди обратились к Божественному свету, а некоторые уклонились от него. Сафийа Бинт Абдель Мутталиб была среди первых истинных верующих. Она прославилась и своей знатностью, и своей приверженностью к Исламу.

* * *

Сафийа Бинт Абдель Мутталиб пошла по светлому Божественному пути вместе со своим сыном аль-Зубайром Ибн аль-Аввамом, и на этом пути они, как и все первые мусульмане, в полной мере вкусили горечь насилия, угнетения и издевательств со стороны курайшитов. Когда же Аллах позволил Своему пророку и верующим вместе с ним переселиться в Медину, то хашимитская госпожа оставила Мекку со всеми связанными с ней приятными воспоминаниями, славными достижениями и подвигами, направив свои стопы в сторону Медины, чтобы уйти со своей религией к Аллаху и Его посланнику.

* * *

Несмотря на то, что за спиной этой великой женщины к тому времени уже было около шестидесяти лет славной и наполненной замечательными событиями жизни, она, тем не менее, и в Джихаде совершила такие подвиги, о которых история и в наше время говорит с восхищением и благодарностью. Из всех этих подвигов нам достаточно упомянуть два эпизода: первый из них имел место в битве при Ухуде, а второй — когда две армии встретились у рва.

* * *

На битву при Ухуде Сафийа выступила вместо с армией мусульман в составе отряда женщин, чтобы вести Джихад во имя Аллаха. Она подносила на поле боя воду раненым, поила жаждущих воинов, точила стрелы и готовила к стрельбе луки. За всем этим она преследовала ещё одну цель, которая состояла в том, чтобы лично наблюдать за всем ходом боевых действий... Это и не удивительно, так как среди сражающихся находился её племянник Мухаммад, посланник Аллаха. Там же были и её брат Хамза Абдель Мутталиб, прозванный “львом Аллаха”, а также её сын аз-Зубайр Ибн аль-Аввам, верный ученик и последователь пророка Аллаха. Наряду со всем этим, при Ухуде решалась судьба Ислама, который добровольно приняла Сафийа и ради которого покинула родину. Именно в Исламе она нашла путь, ведущий в Рай...

* * *

Когда же Сафийа увидела, что ряды мусульман поредели, а рядом с Пророком осталась горстка бойцов, что язычники вот-вот прорвутся к Посланнику и покончат с ним, то бросила сосуд с водой на землю, придя в ярость подобно львице, на детёнышей которой совершено нападение. Вырвав копьё из рук одного из отступающих, Сафийа бросилась вперёд, круша ряды, нанося удары остриём меча, крича мусульманам: — Горе вам! Вы бросили посланника Аллаха и не смогли защитить его! Когда Пророк увидел приближающуюся к нему Сафийу, то испугался, что она увидит своего убитого брата Хамзу, над телом которого язычники надругались самым гнусным образом. Показав на Сафийу, он сказал её сыну аз-Зубайру: — Женщина, о Зубайр... Женщина, о Зубайр... Подбежав к ней, аз-Зубайр крикнул: — Уходи отсюда... Мать, уходи отсюда! — Прочь с дороги, ты, безотцовщина! — крикнула ему Сафийа. — Посланник Аллаха повелевает тебе отступить, — крикнул её сын. — Это почему же?! — воскликнула Сафийа. — Мне сказали, что над моим братом надругались, когда он сражался во имя Аллаха... Тогда посланник Аллаха сказал: “Дай ей дорогу, о Зубайр!” И Зубайр пропустил мать.

* * *

Когда битва завершилась, Сафийа обнаружила своего брата Хамзу с распоротым животом, вырванной печенью, отрезанным носом и отсечёнными ушами, а всё его лицо было ужасно изуродовано. Она испросила для него милости Аллаха, причитая: — Это всё во имя Аллаха, и я довольна судьбой, уготованной ему Аллахом. Клянусь Аллахом, я буду стойкой, и да воздаст ему Аллах должную награду.

* * *

Таким образом поступила Сафийа Бинт Абдель Мутталиб в битве при Ухуде... Что же касается действий Сафийи в день встречи двух армий у защитного рва, то по этому поводу рассказывают очень интересную историю, в которой самым тесным образом переплетены её проницательность, смышлёность и беспримерный героизм...

* * *

Вот этот рассказ, который излагается в книгах по истории. По своему обычаю, собираясь совершить военный поход, посланник Аллаха предварительно помещал всех женщин и детей в крепостные сооружения, опасаясь, что враг совершит свой налёт на Медину в то время, когда там не будет её защитников. Когда две армии встретились у защитного рва, Пророк разместил своих женщин с семейством и часть других жён мусульман в бастионе, принадлежавшем Хассану Ибн Сабиту, который унаследовал это крепостное укрепление своих предков. Это было одно из лучших и самое труднодоступное крепостное сооружение в Медине. Все мусульмане находились в это время у защитного рва, выступив навстречу курайшитам и их союзникам, и борьба с противником временно отвлекла их от своих жён и детей. В предрассветных сумерках Сафийа Бинт Аблель Мутталиб, находясь на крепостной стене, заметила чью-то призрачную тень. Она внимательно прислушалась, напрягая своё зрение. Вскоре она рассмотрела крадущегося к крепости иудея, который внимательно всё рассматривал. Сафийа поняла, что это лазутчик племени Курайза, который пытается выяснить, защищают ли крепость мужчины, или же в её стенах никого нет, кроме женщин и детей. Она сказала себе: “Иудеи племени бану Курайза нарушили имевшийся договор с посланником Аллаха, перейдя на сторону курайшитов и их союзников. А у нас нет ни одного мусульманина-защитника. Посланник же Аллаха со всеми воинами находится перед противником у защитного рва. Если враг Аллаха сообщит своему племени истину о нашем положении, то тогда иудеи пленят всех женщин, а детей заберут в рабство, что будет большой трагедией для мусульман”.

* * *

Тогда Сафийа, схватив своё покрывало, навернула его себе на голову, быстро оделась, перепоясалась, взяла на плечо дубинку и спустилась к крепостным воротам. Тихо и осторожно приоткрыв ворота, она через щель стала внимательно наблюдать за врагом Аллаха. Когда Сафийа увидела, что лазутчик подошёл на достаточно близкое расстояние, она быстро и решительно бросилась на него, нанесла ему удар дубинкой по голове и свалила на землю. Затем она ударила его второй и третий раз, после чего враг испустил дух. После этого захваченным с собой кинжалом Сафийа отсекла ему голову и сбросила её со стены крепости. Голова покатилась по склонам горы и попала в руки иудеев, которые находились у её подножия. Когда иудеи увидели голову своего разведчика, то сказали друг другу: — Мы знали, что Мухаммад не мог оставить своих женщин и детей без охраны. После этого они удалились восвояси... Аллах был благосклонен к Сафийи Бинт Абдель Мутталиб, которая являла собой яркий пример истинной женщины-мусульманки. Она сама наилучшим образом воспитала своего единственного сына. Потеряв в битве своего брата, она с величайшей стойкостью восприняла это. Во всех тяжелейших испытаниях она проявила себя решительной, благоразумной и героической женщиной. На самых прекрасных страницах истории начертано: “Сафийа Бинт Абдель Мутталиб была первой мусульманкой в Исламе, которая убила язычника”.

УТБА ИБН ГАЗВАН

“Утбе Ибн Газвану в Исламе принадлежит особое место”. (Умар Ибн аль-Хаттаб) После вечернего Намаза вождь правоверных Умар Ибн аль-Хаттаб удалился в свою опочивальню, чтобы немного отдохнуть перед ночным обходом города с часовыми. Однако сон никак не шёл к халифу, так как в донесении, поступившем к нему с последней почтой, говорилось: “Разгромленные мусульманами армии персов всякий раз накануне окончательного поражения получают отовсюду подкрепления, восстанавливают свою боеспособность и возобновляют боевые действия”. В донесении также говорилось: “Главным источником снабжения разгромленных войск персов военным снаряжением является город Абилла”. Халиф принял решение направить войска для покорения Абиллы, а также с целью ликвидации этого источника снабжения персов. Однако Умар столкнулся с проблемой нехватки войск для выполнения этой задачи. Это объяснялось тем, что всё мужское население, включая юношей и стариков, уже находилось в дальних боевых походах во имя Аллаха, а в самой Медине у Умара оставался лишь небольшой отряд. Тогда Умар решил прибегнуть к испытанному и характерному для него методу. Суть этого метода заключалась в том, чтобы компенсировать недостаточную численность войск силой их командира... В задумчивости Умар начал перебирать в уме одного за другим своих военачальников и внезапно его осенило: — Я нашёл его! Да, я нашёл его... Укладываяь в постель, он говорил себе: — Это настоящий муджахид, участвовавший в битвах при Бадре, Ухуде, противостоянии у рва и других сражениях... Он прекрасно проявил себя в йамамском походе и тех боях... Его меч неотразим, а стрелы не знают промаха... Он был участником обоих переселений в Эфиопию и Медину, а также седьмым человеком из тех, кто первыми приняли исламскую веру на Земле... Когда наступило утро, Умар повелел: — Призовите ко мне Утбу Ибн Газвана... Когда Утба явился, халиф вручил ему знамя командира отряда мусульман, в котором насчитывалось немногим более трёхсот человек... При этом Умар пообещал ему немедленно выслать подкрепление по мере их подхода к Абилле.

* * *

Когда небольшая армия мусульман была готова выступить в поход, проводить её пришёл аль-Фарук и обратился к Утбе с напутственным словом: — О Утба, я отправляю тебя в поход на Абиллу, которая является одной из вражеских цитаделей. Я молю Аллаха, чтобы Он помог тебе сокрушить её. Когда ты достигнешь Абиллы, призови её население к религии Аллаха. Отпускай с миром того, кто примет её, а с того, кто откажется, бери джизью за малолетних и находящихся в подчинении... Если же они откажутся и от первого„ и от второго, то беспощадно сражайся с ними. И бойся Аллаха, о Утба, в том деле, которое поручено тебе. Остерегайся впасть в заносчивость, ибо это сильно навредит тебе в Будушей жизни. Всегда помни, что ты стал сподвижником посланника Аллаха, и тем самым Аллах возвысил тебя после унижения, дал тебе силу после слабости. Сейчас ты стал властным руководителем и военоначальником, которому подчиняются люди. Когда ты говоришь, то тебя все слушают, а когда повелеваешь, все выполняют твой приказ. Насколько же велико это благо, если им не злоупотреблять и не поддаваться искушению власти, так как это может привести тебя в Ад. Да избавит Аллах тебя и меня от этого!

* * *

Вместе со своим отрядом, женой и пятью другими женщинами и жёнами воинов и их сестёр Утба Ибн Газван двинулся вперёд, пока не достиг местности, покрытой густыми тростниковыми зарослями, недалеко от Абиллы. Пока отряд продвигался к Абилле, продовольствие кончилось. Когда голод усилился, Утба приказал нескольким людям: “Идите и попытайтесь разыскать здесь какой-нибудь еды”. Люди отправились на поиски чего-нибудь съестного, и с ними произошла любопытная история, которую рассказывает один из очевидцев: “Разыскивая во всей округе какую-нибудь еду, мы попали в густую рощу, где обнаружили две корзины. В одной из них были финики, а в другой какие-то белые зёрна, покрытые жёлтой кожурой. Мы взяли с собой обе корзины и принесли их в наш лагерь. Увидев корзину с зёрнами, один из воинов сказал: — Это яд, который подбросил нам враг. Не прикасайтесь к этому. Тогда мы взялись за финики и принялись их есть... В это время чей-то отвязавшийся конь приблизился к корзине с зерном и начал его есть. Клянусь Аллахом, мы захотели тут же зарезать его и съесть мясо, пока он не подох от яда. Однако хозяин коня возразил: “Не трогайте его! Я буду эту ночь рядом с ним, и если увижу, что он издыхает, то сам зарежу его”. На следующее утро мы обнаружили коня в полном здравии без каких-либо признаков отравления. Тут ко мне обратилась моя сестра и сказала: — Послушай, брат! Отец говорил, что яд становится безвредным, если отравленный продукт приготовить на сильном огне. После этого она насыпала неизвестных зёрен в горшок и развела под ним сильный огонь. Вскоре она воскликнула: “Идите сюда быстрее! Посмотрите, как потемнели зёрна!” Сестра начала очищать коричневую кожуру и вынимать белые зёрна. Затем мы собрали все зёрна и высыпали на большое блюдо, чтобы их съесть. Утба сказал нам: “Помяните имя Аллаха и ешьте это”. Испробовав зёрен, мы обнаружили, что они чрезвычайно вкусны. Вскоре после этого мы узнали, что этот злак называется рисом”. Абилла, к которой направлялся Утба Ибн Газван со своей небольшой армией, представляла собой город-крепость на берегу Тигра. Персы сделали этот город своим арсеналом, а на его крепостных башнях установили наблюдательные посты, чтобы следить за передвижениями своих врагов. Однако малочисленность войска и его слабое вооружение не помешали Утбе покорить эту крепость. Всего в его отряде насчитывалось не более шестисот воинов, которых сопровождала небольшая группа женщин, а из оружия у них были только мечи и копья. Поэтому было совершенно необходимо использовать всю силу ума.

* * *

Изготовив для женщин флаги, Утба привязал их к копьям, а затем приказал им идти за своей армией. Он также сказал женщинам: — Когда мы приблизимся к городу, как можно сильнее поднимайте пыль, чтобы она стояла в воздухе. Когда отряд Утбы подошёл к Абилле, то к ним навстречу вышли воины персов, которые заметили войско своего противника. Увидев многочисленные флаги, развивающиеся в тылу отряда, и огромное количество пыли в воздухе, они сказали друг другу: — Впереди идёт авангард, а за ним двигается в туче пыли огромная армия. Нас же в крепости очень мало... В сердца персов закрался страх, и смятение охватило их. Они срочно начали собирать всё самое лёгкое и ценное, а затем устремились к своим кораблям, стоявшим на якоре на Тигре, и обратились в поспешное бегство. Не потеряв ни одного из своих солдат, Утба вступил в Абиллу. После этого он покорил все окрестные города и сёла. В этом походе Утба захватил с трудом поддающееся учёту количество трофеев, что превзошло все ожидания. Когда один из воинов Утбы вернулся в Медину, люди спросили его: — Ну, как там положение мусульман в Абилле? — О чём вы спрашиваете?! — воскликнул воин. — Клянусь Аллахом, когда я оставил их, они и золото, и серебро отмеряли целыми мешками. После этих слов многие устремились в Абиллу.

* * *

В такой ситуации Утба Ибн Газван счёл, что пребывание его солдат в покорённых городах приучит их к лёгкой жизни и сделает их нравственность такой же, как у жителей этой страны, что ослабит их решимость продолжать боевые действия. Поэтому в своём послании к Умару Ибн аль-Хаттабу Утба испросил его разрешения приступить к строительству аль-Басры, подробно описав выбранную для строительства местность. Умар дал своё согласие на это строительство.

* * *

Спланировав новый город, Утба прежде всего возвёл главную городскую мечеть. В этом нет ничего удивительного, поскольку именно ради этого Утба и его соратники выступили в поход во имя Аллаха. Именно благодаря этому месту поклонения Утба и его воины добились победы над врагами Аллаха. После этого все воины начали делить между собой землю и строить дома... Однако сам Утба не стал строить собственный дом, а продолжал жить в простой палатке, поскольку начал вынашивать новый замысел...

* * *

Утба заметил, что мирские блага так сильно подействовали на мусульман в Басре, что они начали забывать самих себя. Его люди, которые ещё совсем недавно не знали лучшей пищи, чем сваренный с шелухой рис, вкусив персидских кушаний типа медовой пастилы, миндальных пирожных и других деликатесов, слишком пристрастились к ним. Утба начал испытывать серьёзные опасения за свою религию. Он испугался, что мирская жизнь возобладает над жизнью Будущей. Собрав людей в мечети аль-Куфы, Утба обратился к ним с проповедью, в которой сказал: “О люди! Мирская жизнь преходяща и близка к своему завершению. После неё вы переместитесь в обиталище вечной жизни. Так вступайте же в неё с вашими добрыми делами. Я был седьмым из первых семи мусульман вместе с посланником Аллаха, и нашей пищей были листья деревьев, от чего на наших губах образовывались язвы. Однажды найденный плащ мне пришлось разорвать на две части и поделиться с Саадом Ибн Абу Ваккасом. В половину плаща завернулся я, а в другую завернулся Саад. А сегодня среди нас я вижу, что каждый чувствует себя наместником одной из провинций. Упаси нас Аллах быть великим в собственной душе и маленьким у Аллаха...” После этого, назначив старшего среди них, Утба попрощался со своими людьми и направился в Медину. Придя к аль-Фаруку, Утба попросил у него разрешения сложить с себя обязанности наместника Басры, но халиф не разрешил ему этого. Как Утба ни настаивал на своей просьбе, халиф был непреклонен и повелел ему возвращаться в Басру. С большой неохотой Утба подчинился приказу Умара. Усаживаясь на верблюдицу, Утба приговаривал: “О Господь мой, не позволь мне вернуться в Басру! О Господь мой, не позволь мне вернуться в Басру!” Аллах внял его мольбе, так как недалеко от Медины его верблюдица споткнулась, и Утба рухнул на землю, расставшись с жизнью...

НУАЙМ ИБН МАСУД

“Нуайм Ибн Масуд — это человек, который знает, что война является обманом”. Нуайм Ибн Масуд был проницательным юношей с чувствительным сердцем, обладавший острым умом и сообразительностью. Ни одна проблема или сложный вопрос не ставили его в тупик и не вводили в смущение. Он был истинным сыном пустыни, которому Аллах даровал находчивость, сметливость и способность выносить здравые суждения. Однако он был очень падок до мирских удовольствий и наслаждений, всячески стремясь обрести их, в особенности у иудеев Йасриба. Всякий раз, когда его душа начинала испытывать жажду к сладкозвучному пению или чарующей музыке, он покидал своих близких в Наджде и устремлялся в Медину, где щедро одаривал деньгами местных иудеев, чтобы они, в свою очередь, ещё щедрее предоставляли ему всяческие развлечения... В силу этих причин Нуайм часто бывал в Медине и имел тесные связи с тамошними иудеями, в особенности с племенем бану Курайза.

* * *

Когда Аллах осчастливил человечество, направив Своего посланника с религией истинного и праведного пути, которая озарила все уголки Мекки светом Ислама, Нуайм Ибн Масуд по-прежнему предавался неумеренным мирским утехам... Нуайм самым резким образом выступил против новой религии, опасаясь того, что она лишит его привычных мирских радостей и наслаждений. Но вскоре Нуайм понял, что его вынуждали присоединиться к самым заклятым врагам Ислама и поднять свой меч против него.

* * *

И вот в дни “битвы у рва” Нуайм Ибн Масуд открыл для себя новую страницу в истории исламского призыва, на которой он записал одну из самых блестящих историй военных хитростей... История с неподдельным восхищением и изумлением вплоть до нашего времени продолжает доводить до нас все подробности этого события, заставляя преклоняться перед острым умом его главного героя.

* * *

Прежде чем изложить историю Нуайма Ибн Масуда, нам необходимо вернуться несколько назад. Незадолго до “битвы у рва” в Йасрибе активизировалась иудейская община племени бану ан-Нусайр. Её вожди начали сколачивать группировки с целью начать войну с посланником Аллаха и уничтожить его религию. Прибыв к курайшитам в Мекку, они также начали подстрекать их к выступлению против мусульман. При этом иудейские вожди обещали курайшитам перейти на их сторону, как только они прибудут в Медину. Переговоры закончились назначением строго определённого срока для этого выступления. Затем иудеи направились в Наджд в племя Гатафан, где призвали их выступить против Ислама и Пророка, чтобы искоренить новую религию. При этом иудеи сообщили им о своей договорённости с курайшитами, пообещав гатафанитам то же самое и сообщив им согласованный срок выступления.

* * *

Все курайшиты, пешие и конные, выступили в поход под командованием Абу Суфйана Ибн Харба, взяв курс на Медину. В полном боевом снаряжении из Наджда выступили гатафаниты под руководством Уйайны Ибн Хисна. В авангарде войска гатафанитов следовал герой нашей истории Нуайм Ибн Масуд... Когда посланнику Аллаха стало известно, что войска противника выдвигаются к Медине, он собрал своих сподвижников, чтобы посоветоваться по поводу сложившейся ситуации. На этом совещании было принято решение вырыть вокруг Медины защитный ров, чтобы отразить наступление на город этих огромных сил. Он должен был стать непреодолимой преградой на пути объединённой армии захватчиков.

* * *

Когда две вражеские армии из Мекки и Наджда были на подступах к Медине, вожди иудеев племени бану ан-Нудайр отправились к вождям иудеев племени бану Курайза, которые жили в Медине, и начали подстрекать их начать боевые действия против Пророка. Они призывали их также оказать содействие наступающим из Мекки и Наджда войскам союзников. Вожди племени бану Курайза ответили им: “Нас устраивает то, к чему вы призываете нас, но вы знаете, что между нами и Мухаммадом существует договор, согласно которому мы обязаны поддерживать с ним мирные и добрососедские отношения, что является гарантией нашей безопасной жизни в Медине. Вам известно также, что ещё чернила текста этого договора не успели высохнуть... Мы опасаемся, что если Мухаммад одержит в этой войне победу, то нанесёт нам жестойчайший удар и поголовно изгонит из Медины за наше вероломство в отношении его...” Однако вожди племени бану ан-Нудайр продолжали всячески склонять их к нарушению своих обязательств, прельщая их выгодой от измены Мухаммаду. При этом они утверждали, что на этот раз его ждёт неизбежное и сокрушительное поражение. Свои уговоры вожди подкрепляли известиями о подходе двух крупных армий союзников. Наконец иудеи племени бану Курайза поддались на уговоры и нарушили свой договор с посланником Аллаха. Поправ текст соответствующего соглашения, они выступили на стороне противников Пророка. Эта весть для мусульман была подобна удару молнии...

* * *

Войска союзников блокировали Медину, отрезав все пути снабжения продовольствием и другими припасами. Посланник Аллаха почувствовал, что он попал в клещи врага. С внешней стороны вокруг Медины лагерем встали курайшиты и гатафаниты. Внутри же„ Медины в тылу мусульман удобного момента для выступления выжидали находящиеся в готовности курайзиты... В то же время лицемеры и люди с червоточиной в сердцах начали раскрывать свою истинную сущность и затаённые в душах мысли, говоря: “Мухаммад обещал нам, что мы будем владеть сокровищами хосроя и римского императора, а сегодня дело дошло до того, что ни одни из нас не чувствует себя в безопасности даже в отхожем месте!” Затем они начали, отряд за отрядом, покидать Пророка под предлогом того, что в случае начала боевых действий курайзиты нападут на их беззащитных детей и жилища. В итоге рядом с Посланником осталось всего несколько сот истинных правоверных. В одну из ночей блокады, которая продолжалась уже около двадцати дней, посланник Аллаха обратился к Господу, взмолившись к Нему с мольбой человека, находящегося в крайне тяжёлом положении. Пророк повторял в своём зове: “О Аллах, я умоляю тебя ниспослать мне обещанную Тобой помощь... О Аллах, я умоляю тебя ниспослать мне обещанную Тобой помощь...

* * *

В эту же ночь Нуайм Ибн Масуд беспокойно ворочался в постели, и сон абсолютно не шёл к нему. Глубоко задумавшись, он смотрел на сияющие на небосводе звёзды. Внезапно он услышал в душе внутренний голос, который обращался к нему: “Горе тебе, о Нуайм! Что привело тебя сюда из далёкого Наджда воевать с этим человеком и его сторонниками? Ты не воюешь с ним во имя восстановления узурпированного права или ради мщения за поруганную честь. Ты пришёл воевать с ним без всякого повода... Пристало ли такому разумному человеку, как ты, сражаться, убивать или быть убитым без всяких на то оснований? Горе тебе, о Нуайм... Что же заставило тебя обнажить меч против этого праведного человека, который повелевает своим последователям быть справедливыми, добродетельными и помогать своим близким? Что побуждает тебя обагрять своё копье кровью его сподвижников, которые последовали за ним по праведному пути истины?” Результатом этого внутреннего напряжённого диалога Нуайма со своей душой явилось твёрдое и окончательное решение, которое он решил немедленно претворить в жизнь.

* * *

Под покровом ночи Нуайм Ибн Масуд покинул расположение своих войск и направился к посланнику Аллаха... Увидев его перед собой, Пророк спросил: “Нуайм Ибн Масуд?” — Да, о посланник Аллаха! — ответил Нуайм. — Что привело тебя сюда в этот час? — спросил Пророк. — Я пришёл засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, и, истинно, ты раб Аллаха и посланник Его. То, с чем ты пришёл, является истиной, — заявил Нуайм. — Я принял исламскую веру, о посланник Аллаха, но мой народ не знает этого, — продолжал он. — Приказывай мне, что сочтёшь нужным... Посланник Аллаха сказал: — Ты среди нас один. Отправляйся к своим людям и постарайся отбить у них охоту воевать с нами, если сможешь, ведь война — это обман... — Слушаюсь, о посланник Аллаха, — ответил Нуайм. — Скоро ты узнаешь то, что обрадует тебя, если на то будет воля Аллаха.

* * *

Сразу же после этого Нуайм Ибн Масуд отправился в племя бану Курайза, с которым ранее поддерживал самые дружеские отношения... Встретившись с ними, он сказал: — О бану Курайза, вы всегда знали мою любовь к вам и искренность моих советов вам. — Да, у нас нет никаких оснований обвинять тебя в чём бы то ни было, — сказали они. — В этой войне курайшиты и гатафаниты находятся в ином положении, чем вы, — сказал Нуайм. — Это как же?! — спросили его. Нуайм ответил: — Это ваша страна, где находится всё ваше имущество, ваши дети и женщины, и вы просто не можете переселиться в другое место... Что же касается курайшитов и гатафанитов, то их земля, имущество, дети и женщины находятся далеко отсюда. Для них это чужая страна... Они пришли сюда, чтобы воевать с Мухаммадом, призвали вас нарушить данное ему обязательство и помогать им в этой войне. И вы дали им своё согласие на это. Если они одержат над ним победу, то захватят большую добычу, а если потерпят поражение, то благополучно вернутся к себе на родину, а вас оставят ему. Естественно, что Мухаммад отомстит вам самым жестоким образом... Вы же прекрасно знаете, что у вас нет достаточных сил, чтобы выстоять против него. — Ты прав, — сказали курайзиты. — Ну и что ты предлагаешь? Нуайм ответил: — Я считаю, что вы не должны сражаться на их стороне, пока они не пришлют вам группу своих знатных людей, которых вы сделаете своими заложниками. Тем самым вы заставите их воевать против Мухаммада на вашей стороне вплоть до вашей победы или же до тех пор, пока не погибнут последние ваши и их воины. — Ты дал нам добрый совет, — сказали курайзиты. Уйдя от них, Нуайм сразу же направился к Абу Суфйану Ибн Харбу, который командовал войском курайшитов. Обратившись к нему и его людям, Нуайм сказал: — О курайшиты, вы всегда знали мою любовь к вам и моё враждебное отношение к Мухаммаду... Мне сообщили то, что я счёл необходимым передать вам. Но очень прошу вас держать это в секрете и никому не говорить о том, что я скажу вам... Нуайм сказал далее: — Люди бану Курайза пожалели о своей вражде с Мухаммадом и послали гонца передать ему следующее: “Мы раскаиваемся в том, что мы сделали... мы решили восстановить наши обязательства к тебе и помириться. Удовлетворит ли тебя, если мы захватим группу знатных курайшитов и гатафанитов, а затем выдадим их тебе, чтобы ты казнил их... После этого мы присоединимся к тебе в войне против них, пока с ними не будет покончено”. Мухаммад велел передать им, что он согласен. Поэтому если иудеи будут просить вас прислать заложников из ваших людей, то никого не выдавайте им. Абу Суфйан воскликнул: — Ты наш добрый союзник, и да воздаётся тебе добром за это. После этого Нуайм сразу же направился к людям своего племени Гатафан и рассказал им то же самое, что он говорил Абу Суфйану, сделав аналогичное предостережение.

* * *

Решив проверить людей племени бану Курайза, Абу Суфйан направил к ним своего сына, который сказал им следующее: “Мой отец передаёт вам привет и сообщает следующее: “Наша блокада Мухаммада и его сторонников слишком затянулась, и это наскучило нам... Мы решили начать активные боевые действия против Мухаммада, чтобы освободить себя от этой обузы”. Мой отец послал меня к вам, чтобы призвать вас к совместному выступлению завтра”. Курайзиты ответили ему: “Сегодня суббота, а по субботам мы ничего не делаем. К тому же мы будем сражаться на вашей стороне только в том случае, если вы пришлёте нам семьдесят знатных людей от вас и гатафанитов, которых мы сделаем своими заложниками. Мы опасаемся того, что если сражение окажется неблагоприятным для вас, то вы отправитесь к себе домой, а нас бросите одних в борьбе против Мухаммада. Вы же знаете, что мы в одиночку выстоять против него не сможем...” Когда сын Абу Суфйана вернулся к своим и сообщил им то, что услышал от курайзитов, то все в один голос воскликнули: — Да пошли они прочь, обезьянье и свинское отродье! Клянёмся Аллахом, что даже если они попросят у нас одного барашка в заложники, то не получат его... Таким образом Нуайму Ибн Масуду успешно удалось внести раскол в ряды союзников и посеять раздор между ними... Аллах же наслал на курайшитов и их приспешников ураганной силы ветер, который разметал их палатки, опрокинул котлы и загасил костры. Он больно хлестал их по лицам и засыпал глаза песком. Курайшитам не оставалось ничего другого, кроме как снять осаду и отойти. Под покровом темноты они отступили... Когда утром мусульмане обнаружили, что враги Аллаха покинули поле боя, то начали восторженно скандировать: — Слава Аллаху, Который помог Своему рабу, укрепил Своих воинов, и Сам нанёс поражение союзникам...

* * *

С этого дня Нуайм Ибн Масуд стал приближённым человеком у посланника Аллаха. Он назначал его руководителем, давал ему ответственные задания и поручал командовать войсками. В день покорения Мекки, наблюдая за армией мусульман, Абу Суфйан Ибн Харб увидел человека, несущего знамя племени Гатафан. Он спросил у своих людей: — Кто это? — Нуайм Ибн Масуд, — ответили ему. — Как же он навредил нам в дни битвы у рва! — воскликнул Абу Суфйан. — Клянусь Аллахом, он был одним из злейших врагов Мухаммада... И вот, теперь он в его армии и унесёт знамя своего племени, намереваясь сражаться против нас на стороне Мухаммада...

ХАББАБ ИБН АЛЬ-АРАТТ

“Аллах смилостивился над Хаббабом; он добровольно принял исламскую веру, охотно стал мухаджиром и прожил жизнь муджахида”. (Али Ибн Абу Талиб) Женщина по имени Умм Анмар из племени Хузаа отправилась на рынок работорговцев в Мекке. Она хотела приобрести для себя слугу для выполнения различных работ, а также чтобы извлекать доходы из его труда. Когда она внимательно рассматривала рабов, предлагаемых к продаже, её выбор пал на одного мальчика, который привлёк внимание Умм Анмар своим крепким телосложением и умным лицом с признаками врождённой одарённости. Заплатив цену, которую просили за него, она вместе с мальчиком отправилась в обратный путь. Пройдя часть пути, Умм Анмар повернулась к мальчику и спросила его: — Как твоё имя? — Хаббаб, — ответил он. — А как имя твоего отца? — поинтересовалась Умм Анмар. — Аль-Аратт, — ответил мальчик. — Откуда ты сам? — Из Наджда. — Значит, ты настоящий араб?! — воскликнула Умм Анмар. — Да, я из племени бану Тамим. — Так каким же образом ты попал в руки работорговцев в Мекке?! — На наши селения совершило набег одно из бедуинских племён, — сказал Хаббаб. — Они угнали наших овец, пленили женщин и забрали с собой детей. Я оказался среди пленённых мальчиков и переходил из рук в руки, пока меня не привели в Мекку. И вот теперь я у тебя.

* * *

Умм Анмар отправила своего нового слугу к одному из мекканских кузнецов-оружейников, чтобы он научил его делать мечи. Умный мальчик быстро освоил это ремесло, достигнув в нём большого искусства. Когда Хаббаб окреп и возмужал, Умм Анмар сняла для него мастерскую, приобрела необходимые инструменты и начала извлекать доходы из его умения делать мечи.

* * *

Очень скоро Хаббаб приобрёл известность в Мекке, и все начали стремиться купить мечи, сделанные лично им, так как он зарекомендовал себя искусным мастером. Несмотря на свою молодость, Хаббаб отличался рассудительностью и мудростью старика... Частенько, закончив свои дела, он глубоко задумывался о своём невежественном обществе, с ног и до головы погрязшем в пороках. Его приводили в ужас крайнее невежество тогдашней жизни арабов, одной из жертв которой был он сам... Он говорил сам себе: “Когда-нибудь эта мрачная ночь закончится...” Хаббабу очень хотелось дожить до этого и собственными глазами увидеть, как мрак рассеивается и зарождается свет.

* * *

Не надолго затянулость ожидание Хаббаба. Он увидел, как источник света забрезжил из уст одного из хашимитских юношей по имени Мухаммад Ибн Абдулла. Отправившись к нему, Хаббаб выслушал его речи, которые поразили его своим блеском и осветили его душу. Протянув Мухаммаду руку, Хаббаб засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Его посланник. Таким образом, Хаббаб стал шестым человеком на Земле, принявшим исламскую веру. Говорят даже: “В течение некоторого времени Хаббаб был шестой частью Ислама...”

* * *

Хаббаб ни от кого не скрывал, что он принял Ислам. Но как только об этом узнала Умм Анмар, она страшно разгневалась и, взяв с собой своего брата Сибаа Ибн Абдель Узза, направилась к Хаббабу. По дороге к ним присоединилась группа молодёжи из племени Хузаа. Придя к Хаббабу, они увидели его за работой. Выйдя вперёд, Сибаа сказал ему: — Нам сообщили о тебе такую новость, что мы ей даже не поверили. — И что же это за новость? — поинтересовался Хаббаб. Сибаа ответил: — Говорят, что ты стал еретиком и отверг свою религию, а затем стал последователем какого-то человека из рода бану Хашим. Хаббаб спокойно возразил: “Я вовсе не стал еретиком. Я уверовал в Единого Аллаха, у Которого нет сотоварища. Я отказался от ваших идолов и засвидетельствовал, что Мухаммад — раб Аллаха и Его посланник...” Как только до ушей Сибаа и его спутников дошёл смысл сказанного Хаббабом, все они тут же бросились на него и начали жестоко избивать руками, ногами, а также всем тем, что было в мастерской, то есть молотком, кусками железа и т.д. Это продолжалось до тех пор, пока окровавленный Хаббаб не рухнул на землю без сознания...

* * *

С быстротой молнии всю Мекку облетела весть о том, как поступила со своим слугой его госпожа. Люди восхищались мужеством Хаббаба, так как до сих пор ни один из последователей Мухаммада не объявлял людям так открыто и вызывающе о переходе в исламскую веру. Курайшитские старейшины были потрясены случаем с Хаббабом, так как им и в голову не приходило, что безродный и беззащитный кузнец, раб Умм Анмар, мог набраться такой храбрости, чтобы поносить их божества, нарушить религию их отцов и дедов... Однако они поняли, что это было лишь только началом... Курайшиты не ошиблись в своих предположениях. Отвага Хаббаба побудила многих из его товарищей открыто заявить о своём переходе в Ислам, и они один за другим начали провозглашать слово Истины...

* * *

Собравшиеся у стен Каабы вожди курайшитов, во главе которых были Абу Суфйан Ибн Харб, аль-Валид Ибн аль-Мугира и Абу Джахль Ибн Хишам, начали обсуждать ситуацию, сложившуюся в связи с призывом Мухаммада. Они сочли, что дело начало принимать угрожающий оборот, усугубляясь день ото дня и из часа в час. В итоге вожди решили покончить с болезнью, пока она не стала неизлечимой. Каждому клану вменялось в обязанность всячески преследовать и подвергать гонениям всех имеющихся у них последователей Мухаммада до тех пор, пока они не откажутся от своей новой религии или же умрут...

* * *

Подвергнуть пыткам Хаббаба было поручено Сибаа Ибн Абдель Узза и его людям. В самый страшный полуденный зной, когда палящие солнечные лучи раскалили землю, Хаббаба вывели на мекканскую площадь, сорвали с него одежду и обрядили в железные доспехи, запретив давать ему воду. Когда Хаббаб пришёл в крайнее измождение, они спросили его: — Ну, что ты теперь скажешь о Мухаммаде? Хаббаб ответил: — Он раб Аллаха и посланник Его. Он пришёл к нам с истинной религией, чтобы вывести нас из мрака к свету... Жестоко избив Хаббаба, мучители спросили его: — А что ты скажешь об ал-Лат и аль-Уззе? Хаббаб ответил: — Это глухие и слепые идолы-истуканы, от которых нет ни вреда, ни пользы. Тогда они принесли раскалённые камни и положили их на голую спину Хаббаба и держали до тех пор, пока спина не превратилась в жареный кусок мяса.

* * *

Сама Умм Анмар была нисколько не милосерднее к Хаббабу, чем её брат Сибаа. Увидев как-то раз, что проходивший мимо мастерской посланник Аллаха поговорил с Хаббабом, она пришла от этого в совершеннейшее исступление. Каждый день после этого она начала заходить к Хаббабу, выхватывать из горна раскалённые куски железа и класть их ему на голову, пока кожа на голове не начинала дымиться, и Хаббаб терял сознание... При этом он проклинал её и её брата Сибаа. Когда посланник Аллаха разрешил своим сподвижникам переселиться в Медину, Хаббаб начал собираться в дорогу. Однако не успел он ещё покинуть Мекку, как Аллах внял его проклятиям в отношении Умм Анмар... Внезапно Умм Анмар поразила ужасная и невероятная головная боль. Она была настолько сильной, что Умм Анмар визжала от неё, как собака... Её дети бросились повсюду искать врачей, пока, наконец, им не сказали: “Она избавится от своих болей только в том случае, если согласится сделать прижигание головы...” Умм Анмар начала прижигать голову раскалённым железом, и эта ужасная боль заставила её забыть о прежних болях.

* * *

Встретив дружеский приём и гостеприимство ансаров в Медине, Хаббаб впервые ощутил спокойствие, которого он был лишён в течение долго времени. Он испытывал истинное счастье, без всяких помех или препятствий общаясь со своим Пророком. Вместе с благородным Пророком он участвовал в битве при Бадре, сражаясь под знаменем посланника Аллаха. Рядом с Пророком Хаббаб выступил в поход на Ухуд, где ему посчастливилось увидеть, как брат Умм Анмар Сибаа Ибн Абдель Узза пал бездыханным от руки Льва Аллаха Хамзы Ибн Абдель Мутталиба... Долгая жизнь Хаббаба позволила ему быть очевидцем правления четырёх праведных халифов. Он жил под их покровительством, осчастливленный судьбой и всеми почитаемый...

* * *

Однажды Хаббаб пришёл к Умару Ибн аль-Хаттабу, когда тот уже был халифом. Приблизив его к себе, Умар предоставил ему самое почётное место и сказал: — Никто не заслуживает таких почестей, как ты, кроме Биляля. Затем Умар спросил его о самом тяжком испытании, которому он подвергся от рук язычников. Хаббаб очень смутился и не захотел отвечать... Но после настоятельных просьб Умара Хаббаб поднял на спине рубаху. Увидев его спину, Умар испуганно отпрянул, а затем воскликнул: — Как это случилось? Хаббаб ответил: — Язычники разожгли костёр, пока не образовались раскалённые угли. Затем они сорвали с меня одежду и уложили спиной на угли, так что скоро мясо начало отделяться от костей. Огонь смогла загасить только кровь, которая полилась из моего тела...

* * *

На склоне своих лет после многих лет бедности Хаббаб обзавёлся некоторым имуществом и получил такое количество золота и серебра, о котором не смел и мечтать. Однако он распорядился своими средствами таким необычным способом, что для всех это стало неожиданностью... Свои дирхемы и динары он положил в специально отведённом месте у себя дома, которое было известно беднякам и обездоленным. Деньги он не прятал и не хранил под замком, поэтому люди свободно заходили в его дом и брали столько, сколько им было нужно, ничего не объясняя и не испрашивая разрешения. Несмотря на это, Хаббаб опасался, что после смерти с него спросят за эти деньги и сурово накажут.

* * *

Его товарищи рассказывали: “Мы навестили Хаббаба, когда он смертельно заболел. Хаббаб сказал нам: “В этом месте восемьдесят тысяч дирхемов. Клянусь Аллахом, я никогда не скрывал их и позволял любому нуждающемуся пользоваться ими”. Затем он расплакался... Его спросили: — А что тебя так расстраивает?! Хаббаб ответил: — Я плачу оттого, что многие мои сверстники ушли из жизни, так и не обретя в ней никаких благ. Я же жив и получил это богатство, за что, боюсь, ждёт меня суровая кара...

* * *

Когда Хаббаб ушёл к своему Владыке, вождь правоверных Али Ибн Абу Талиб сказал у его могилы: “Аллах смилостивился над Хаббабом; он добровольно принял исламскую веру, охотно стал мухаджиром и прожил жизнь муджахида... награда Аллаха суждена тому, кто праведно трудился”.

Наши рекомендации