Сущность Такфира и его место в шариате. 3 страница

(См. наш урок N 14 по "Аль Фауаид аль Маджмуа")

Также из вопросов фикха можно упомянуть разногласие ученых в том, является ли наджаса, остающаяся после подтирания чистой(тохир), или же является наджасой, которая прощается(наджисун ма'фувун 'анху)?

В этом вопросе две передачи от Имама Ахмада. И порой строятся на подобных разногласиях некоторые вопросы, однако это редкость.

Раздел Второй:

Мнения ученых относительно такфира за "Таъвиль"

(Ошибочное толкование):

1) Сказал Имам Ибн аль Вазир:

الْفَرْع الثَّالِث فِي التَّكْفِير والتفسيق بالتأويل لِأَنَّهُ لَا يُفِيد إِلَّا الظَّن وَفِي التَّكْفِير بالتأويل أَرْبَعَة أَقْوَال الأول أَنه لَا كفر بالتأويل الثَّانِي أَنه يكفر بِهِ وَلَكِن لَا تجْرِي عَلَيْهِم أَحْكَام الْكفَّار فِي الدُّنْيَا الثَّالِث أَن أَمرهم إِلَى الامام فِي الاحكام الرَّابِع أَنه كالكفر بالتصريح فَيكون قِتَالهمْ إِلَى آحَاد النَّاس على الصَّحِيح فِي الْكفَّار بالتصريح وَاخْتلف فِي كفار التَّأْوِيل من هم على أَرْبَعَة أَقْوَال أَيْضا الأول أَنهم من أهل الْقبْلَة الثَّانِي من ذهب إِلَى مَذْهَب وَهُوَ فِيهِ مُخطئ بِشُبْهَة يعلم بُطْلَانهَا دلَالَة من الدّين والصريح بِخِلَافِهِ الثَّالِث من ذهب إِلَى الْخَطَأ بِشُبْهَة والصريح بِخِلَافِهِ الرَّابِع من ورد فِيهِ عَن رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم وَآله أَنه كَافِر والصريح بِخِلَافِهِ

"Третий раздел:

Относительно такфира и тафсика (называния фасиком) человека по причине "Таъвиля"(ошибочное толкование), потому что это толкование не даёт человеку, кроме как предположения, и относительно такфира человека за ошибочное толкование – четыре мнения:

Первое: Что нет такфира за ошибочное толкование.

Второе: Что делается за него такфир, однако не падают на него ахкамы кафиров в земной жизни.

Третье: Что их положение решает Имам относительно ахкамов.

Четвёртое: Что таъвиль подобен прямому заявлению о неверии, и сражение с ними бывает со всеми до единого согласно более верному мнению относительно кафиров, которые прямо заявляют о неверии (что с ними всеми сражаются).

Также ученые разошлись относительно того, кто считается неверным по причине таъвиля (ошиб. Толкования)?

На четыре мнения также:

Первое: Что это Ахлю Кыбля (причисляющие себя к Исламу)

Второе: Кто склонился к какому то пути, ошибившись в нём по причине сомнения, ложность которого известна ясным указанием из религии, и его противоречие очевидно и сказано прямым текстом.

Третий: Кто склонился к какому то мнению по причине сомнения(шубха), в то время, как ясные тексты указывают на обратное.

Четвёртое мнение:

Тот, о ком пришло от посланника Аллаха, мир ему и благословение, что он кафир, и указывает ясный текст на противоречие его мнению.

("Ийсару ль Хаккы аля ль Халькъ", 1 том, 376 стр.)

Конец цитаты.

2) Сказал Автор "Науакыду ль Имани ль Къаулия уа ль амалия":

"Четвёртое исследование:

Употребляется слово "Таъвиль" на несколько значений:

1) Сущность

2) Конечный итог

3) Разъяснение

4) Понимание

Что касается значения слова "Таъвиль" в использовании поздних ученых, то это – уведение выражения с его внешнего смысла к другому смыслу, который тоже может подразумеваться под этим выражением, по причине доказательства, которым оно сопровождается и при наличии обстоятельства, которое препятствует пониманию ему в его обыкновенном смысле. [22]

"المبحث الرابع: تكفير المتأول

1_ يطلق التأويل على عدة معان: فيراد به الحقيقة والعاقبة، كما يطلق بمعنى التفسير والبيان، وأما معنى التأويل عند المتأخرين فهو صرف اللفظ عن ظاهره إلى معنى آخر يحتمله اللفظ لدليل يقترن به مع قرينة مانعة من المعنى الحقيقي (3).

والمقصود بالتأول ها هنا: التلبس والوقوع في الكفر من غير قصد لذلك، وسببه القصور في فهم الأدلة الشرعية، دون تعمد للمخالفة، بل قد يعتقد أنه على حق (4).

يقول ابن حجر (5) في تعريف للتأويل السائغ: " قال العلماء: كل متأول معذور بتأويله ليس بآثم، إذا كان تأويله سائغاً في لسان العرب، وكان له وجه في العلم. (6) "

"В данном случае под "Таъвилем" подразумевается: Попадание в куфр без намерения на это попадание, причина которого является упущение в понимании шариатских доказательств, не имея намерения на противоречие им, наоборот, порой он считает, что он на истине.

(Дауабиту Ттакфир ли ль Къарний), стр. 328, 346.

Сказал Ибну Хаджар Аль Аскаляний, давая определение приемлемого таъвиля[23]:

"Сказали ученые: Каждый истолковавший (ошибочно) является оправданным по причине своего толкования и не получает грех, в том случае, если его понимание приемлемо в арабском языке, а также если у него есть какая то сторона в знании."

(Фатхуль Барий, 12 том, 3 стр.)

Приемлемый таъвиль и оправдание по его причине принимается во внимание в вопросе такфира, более того, во всех вопросах угроз вобщем.

3) Поэтому говорит Ибн Теймия:

"Поистине, обязательно действовать согласно хадисам, содержащим в себе угрозу, будучи убеждённым, что совершивший это действие попадает под угрозу, однако его попадание под эту угрозу зависит от условий, также у этого есть препятствия.

И это правило(условия и препятствия) проясняется посредством примеров:

Из них то, что пришло достоверно от пророка, мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: "Аллах проклял поедающего риба (ростовщичество), а также того, кто уполномочил его на это, также свидетелей этого и записывающего это." (Муслим, 1598)

Также пришло достоверно с нескольких путей, что он сказал тому, кто продал два са' за один са' из рук в руки: "Уввах, это и есть риба". (Аль Бухари, 2312, Муслим, 1594)

А также он сказал: "Пшеница за пшеницу – риба, кроме как это будет равно этому". (Аль Бухари, 2134, Муслим, 1586)

И эти хадисы обязывают, что оба вида риба, а это ростовщичество отсрочки и ростовщичество разницы входят в хадис (о проклятии).

والتأويل السائغ والإعذار به له اعتبار في مسألة التكفير، بل في الوعيد عموماً ولذا يقول ابن تيمية: " إن الأحاديث المتضمنه للوعيد يجب العمل بها في مقتضاها، باعتقاد أن فاعل ذلك الفعل متوعد بذلك الوعيد، لكن لحوق الوعيد له متوقف على شروط، وله موانع.

وهذه القاعدة تظهر بأمثلة، منها أنه قد صح عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال: " لعن الله آكل الربا وموكله وشاهديه وكاتبه (1) " وصح عنه من غير وجه أنه قال لمن باع صاعين بصاع يداً بيد: " أوه عين الربا. (2) " كما قال: " البر بالبر

__________________________________________________ ص (76)

ربا، إلا هاء وهاء. (3) " الحديث، وهذا يوجب دخول نوعي الربا: ربا الفضل وربا النسيئة في الحديث.

Затем, те, до которых дошли слова пророка, мир ему и благословение: "Поистине, риба заключается лишь в отсрочке", и они дозволили продажу двух са' за один из рук в руки, как ибн Аббас, да будет доволен им Аллах и его ученики, которые являются лучшими из этой Уммы, в своём знании и своих делах, не дозволено никому из мусульман думать о ком либо из них личностно, или же о тех, кто последовал за ними, в то время как ему дозволен таклид, что их касается проклятие поедающего риба, потому что они сделали это, будучи истолковавшими впринципе приемлемым видом толкования.

(Маджмуа ль Фатауа, 20 том, 263, и Шейхуль Ислам привёл очень много разных других примеров)

4) Также он сказал:

"Действие саляф и большинства ученых Фикха на том, что кто из бунтарей дозволил кровь справедливой группы мусульман, имея приемлемый таъвиль – не отдаёт ни къуд (возмездие за кровь кровью), ни дия (плата за кровь), ни искупление, даже если он и убил их, а их убийство является запрещённым.

(Маджмуа ль Фатауа, 20 том, 254 стр.)

ثم إن الذين بلغهم قول النبي صلى الله عليه وسلم: " إنما الربا في النسيئة (4) " فاستحلوا بيع الصاعين بالصاع يداً بيد، مثل ابن عباس رضي الله عنه، وأصحابه ... الذين هم من صفوة الأمة علماً وعملاً، لا يحل لمسلم أن يعتقد أن أحداً منهم بعينه، أو من قلده بحيث يجوز تقليده تبلغهم لعنة آكل الربا؛ لأنهم فعلوا ذلك متأولين تأويلاً سائغاً في الجملة. (5) "

ويقول أيضاً: " وعمل السلف وجمهور الفقهاء بأن ما استباحه أهل البغي من دماء أهل العدل بتأويل سائغ لم يضمن بقود، ولا دية، ولا كفارة، وإن كان قتلهم وقتلهم محرما ً. (6) "

ويقول ابن تيمية _ في موضع ثالث _:

__________

(1) أخرجه مسلم، ك المساقاة ح (1598) وأحمد 3/ 3،4

(2) أخرجه البخارى، كتاب الوكالة ح (2312)، ومسلم، كتاب المساقاة ح (1594)

(3) أخرجه البخاري، كتاب البيوع ح (2134)، ومسلم، كتاب المساقاة ح (1586)

(4) أخرجه مسلم، كتاب المساقاة ح (1596)

(5) مجموع الفتاوى 20/ 263= باختصار يسير، وقد أطنب ابن تيمية في ذكر أمثلة عديدة

انظر مجموع الفتاوى 20/ 264 _ 268، والاستقامة 2/ 189

(6) مجموع الفتاوى 20/ 254

5) И говорит Ибн Теймия в третьем месте:

" والتكفير هو من الوعيد، فإنه وإن كان القول تكذيباً لما قاله الرسول صلى الله عليه وسلم، لكن قد يكون الرجل حديث عهد بإسلام، أو نشأ ببادية بعيدة، ومثل هذا لا يكفر بجحد ما يجحده حتى تقوم عليه الحجة، وقد يكون الرجل لم يسمع تلك النصوص، أو سمعها ولم تثبت عنده، أو عارضها عنده معارض آخر أوجب تأويلها، وإن كان مخطئاً. "

"Такфир – из раздела угроз, поэтому, даже если само слово является считанием ложью того, что сказал посланник, мир ему и благословение Аллаха, однако бывает, что человек недавно вошёл в Ислам, или вырос в отдалённой местности, подобный человек не становится кафиром за отрицание того, что отрицал, пока не будет установлена над ним худжа, а также может быть, что этот человек не услышал эти тексты, или же услышал их, однако не считает их достоверными, или же считает, что им противоречит другой текст, и поэтому был вынужден истолковать их, даже если он и ошибся."

(Маджмуа ль Фатауа, 3 том, 283 стр.)

6) Также Ибн Хазм утверждает оправдание подобным толкованием, говоря:

"А до кого дошло шариатское положение от посланника Аллаха, мир ему и благословение, через достоверный путь, и он мусульманин, и он истолковал ошибочно, противореча этому тексту, или же отклонил что либо из того, что дошло до него, опираясь на другой текст, и не была установлена над ним худжа в его ошибке из того, что он оставил, и того, что он взял, то такой человек получает награду и является оправданным, потому что стремился к истине, и не знал это положение, если же была установлена над ним худжа в этом, и он стал упрямиться, то поистине, нет таъвиля после установления худжи."

(Ад Дурра, стр. 414)

ويقرر ابن حزم العذر بمثل هذا التأويل قائلاً: -

" ومن بلغه الأمر عن رسول الله صلى الله عليه وسلم، من طريق ثابتة، وهو مسلم، فتأول في خلافه إياه، أو ردّ ما بلغه بنص آخر، فما لم تقم عليه الحجة في خطئه في ترك ما ترك، وفي الأخذ بما أخذ، فهو مأجور معذور، لقصده إلى الحق، وجهله به، وإن قامت عليه الحجة في ذلك، فعاند، فلا تأويل بعد قيام

__________________________________________________ ص (77)

الحجة. (2) "

كما يقرر ذلك ابن الوزير حيث يقول: _ قوله تعالى في هذه الآية الكريمة: _ {وَلَكِن مَّن شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا} [النحل، آية 106]، ويؤيد أن المتأولين غير كفار؛ لأن صدورهم لم تنشرح بالكفر قطعاً، أو ظناً، أو تجويزاً، أو احتمالاً. (3) "

ويعلق الشوكاني (4)

7) Также утверждает это Ибн аль Вазир, говоря:

"Слова Всевышнего относительно этого аята:

"Однако кто раскрыл грудь для неверия" (Сура Ан Нахль, 106), подкрепляют то, что ошибочно истолковавшие не являются неверными, потому что их сердца не раскрылись для неверия, и это либо категорически, либо предположительно, либо допустимо, либо есть такая вероятность."

(Ийсару ль Хаккы аля ль Халькъ, стр. 437)[24]

__________

(1) مجموع الفتاوى 3/ 231 وانظر 3/ 283، 12/ 523.

Наши рекомендации