В Иерусалиме Тысячелетнего царства будут приноситься жертвы животных, как знак памяти о жертве Христа (Иезек.40-48). В Вечном Иерусалиме не будет жертвоприношений
5. В Иерусалиме Тысячелетнего царства будут обитать даже неверующие (Зах. 12:6; 14:11). В Вечном Иерусалиме будут обитать только верующие люди (Откр. 21:24,27; 22:14).
6. В Иерусалиме Тысячелетнего царства из Храма будут течь реки живой воды (Иезек.47:1). В Вечном Иерусалиме живая вода течет от Божьего престола (Откр. 22:1).
7. В Иерусалиме Тысячелетнего царства будут произрастать разного рода деревья, плоды которых будут использоваться для пропитания и для исцеления (Иезек.47:7-12). В Вечном Иерусалиме растет только одно дерево жизни (Откр. 22:2, 14).
Comparison between the Millennium and the Eternal State
Millennium | New Heaven and New Earth | |
Terminus | At end of Christ’s reign | No end |
Evil | Present | Not present |
Death | Death occurs | No death occurs |
Location | On earth | In heaven and on earth |
Final judgment | Not yet occurred | Completed |
Constituents | Saved and unsaved | Saved only |
Satan | Not yet finally judged | Finally judged[3] |
АД: ГЕДАС-ШЕОЛ, ТАРТАР
I. Общее обозначение места пребывания ВСЕХ отошедших душ (верующих и неверующих) ДО Века Церкави – Гадес или Шеол.
A. Неверующие: Пс 9:18; 31:17; 49:14; Иса 5:14
B. Верующие: Иов 3:11-19; 14:13; 17:16; Пс 6:6; 15:10; 87:4
II. Шеол – еврейское слово, которое неправильно переводится как «Ад» или «могила».
III. Гадес – греческое слово, обозначающее глубины земли, и неправильно переводимое как «Ад». Но это не тот ад, какой мы привыкли представлять. Его лучше перевести как «Гадес», чтобы оно отличалось от ада, поскольку эти понятия действительно разные.
IV. В Ветхом Завете подземный мир состоял из трех частей:
A. Тартар – это та часть Гадеса, где находятся связанные падшие ангелы (2Пет. 2:4).
B. Мучения – это та часть Гадеса, где находятся души неверующих и ждут Суда Великого Белого Престола (Лук 16:23, Отк. 20:11-15).
C. До вознесения Христа, Рай находился в Шеоле или Гадесе (Лук 23:43). Великая пропасть разделяла место Мучений и Рай.
ТАРТАР Бездна; ангельский Гадес; пропасть: (Отк 20:3) | МУЧЕНИЯ (Гадес-Шеол) Богач здесь | ВЕЛИКАЯ ПРОПАСТЬ НЕИЗМЕННА | РАЙ Лоно Авраама Лазарь здесь Иисус спустился сюда (Лук 23:43; Деян. 2:27, 31 |
1 Пет 3:9; 2 Пет 2:4; Иуды 6 | Лук 16:20-31 | Лук 16:26 | Лук 16:20-21 |
Опустеет во время Суда Великого Белого Престола | Опустеет во время Суда Великого Белого Престола | Опустело при вознесении Иисуса |
V. ТЕПЕРЬ Рай находится на небесах (3-е небо, где находится Божий Престол) (2 Кор. 12:1-4). Во времена до вознесения (ВЗ) богач, попав в место Мучений (в Гадесе) увидел Авраама и Лазаря (рожденного свыше нищего) в Раю (издалека), но все же это был Гадес (Лук. 16:19-31).
VI. Переход совершился, когда Иисус вознесся (Еф. 4:8-10).
VII. Неверующие будут приведены из места Мучений, чтобы встать перед Последним Судом (Судом Великого Белого Престола), где они будут судимы согласно делам и брошены в Огненное Озеро: (Ад, Тофет, Геенна). У них будет тело, которое будет гореть вечно. Инн 5:29б, Мтф. 5:29-30; 10:28; Отк. 14:10-11; 20:10 (неистребляемое).
Заветы: Четыре Безусловных
Палестинский Завет Обещание национального участка земли | Завет Давида Обещание потомков | Новый Завет Обещание искупления | ||
Втор. 30:1-8; Иез. 20:33-37, 42-44 | 2 Цар. 7:11, 13, 16; Иер. 31:35-37; 33:20-21 | Иер 31:31-40; Евр. 8:6-13 | ||
1. Владение Безусловное 2. Владение основанное на послушании 3. Земля навеки ЗЕМЛЯ | 1. Дом 2. Царство 3. Престол СЕМЯ | 1. Пребывание и Исполнение Духом 2. Новое сердце/разум 3. Прощение грехов БЛАГОСЛОВЕНИЯ | ||
АВРААМОВ ЗАВЕТ | ||||
Быт. 12:1-3; 13:14-17; 15:7-21: 17:8; 22:15-18 | ||||
ВЕЧНЫЙ | БЕЗУСЛОВНЫЙ | БУКВАЛЬНЫЙ |
I. Авраамов Завет:
Авраамов Завет находится в Быт. 12, 13, 15, 17, 22, где Бог беседует с Авраамом. Аврааму и его семени обещается земля (Ханаан), семя (потомки), благословения (по вере) навсегда, если они воспользуются Его благодатью. Это основной завет. Авраамов Завет (Быт. 12:1-3) основывает нацию Израиля и утверждает её конкретно в деталях (Быт. 13:14-17, 15:1-7, 18, 17:1-8)
II. Палестинский Завет: Втор. 30:1-8
Этот завет основывается на Авраамовом, расширяет обетования земли. То, что Израилю принадлежит земля, - безусловно, но его обладание ею основывается на послушании. Палестинский Завет гарантирует восстановление Израиля и ставит условия их возвращения в землю. (Втор. 30:3, Isa 11:10-12, Иер. 23:3-8, Иез. 37:21-25). Исполнится во время Второго Пришествия.
III. Завет Давида: 2 Царств 7:11-16
Этот завет расширяет обетования семени в Авраамовом Завете. Среди этого семени (потомков Авраама) будет Бог-Человек Иисус Христос. Христос достоин стать Спасителем. Завет Давида (2 Цар. 7:8-16, 23:5; 1 Пар. 17:11-15) основывает непрекращающееся царство Давида через Христа. (Луки 1:32, Деяния 2:29-30). Исполнится во время Второго Пришествия.
IV. Новый Завет: Иеремия 31:31-34
Новый Завет усиливает обетования благословений Авраамова Завета. Он обеспечил обращение через кровь вечного завета. Новый Завет (Евр. 8:8-13) зависит от жертвенной смерти Христа и гарантирует вечные благословения Авраамова Завета (Гал. 3:13-29). Осии 2:14-23 рисует восстановление и искупление Израиля (прелюбодейной жены). Это основание Миллениума – личного тысячелетнего правления Христа на Земле.
ВОСХИЩЕНИЕ ДО ГНЕВА
Восхищение До Гнева – это взгляд, который просто переносит время восхищения на более позднее время в скорби. Этот взгляд, как бы то ни было, все равно по своей сути остается мидтрибуляционным. Такое учение довольно новое и пользуется популярностью с 1990г. Оно известно благодаря трудам Марвина Розенталя и Роберта Ван Кампена[4], но не соответсвует тщательному библейскому анализу.
Взгляд «до гнева» предполагает, что Восхищение произойдет приблизительно между 6-й и 7-й печатями (Отк. Rev 6:12–8:1). А это будет происходить почти в конце Скорби, сразу же перед тем, как Бог изольет Свой гнев на землю, и перед возвращением Христа. Роберт Ван Кампен (1940–2000) представляет точку зрения «до гнева», равно как и Марвин Розенталь.
Три основных аргумента за Восхищение «до гнева».
Аргумент 1
Есть разница между «Днем Господним» и «Великой Скорбью». День Господень наступает во время пятой печати (Отк. 6:9–11); Скорбь начинается во время седьмой печати (8:1). Нет гнева Божьего в период Скорби и нет скорби в период гнева.
Ответ
Соф. 1:14–15 открывает, что День Господень является одновременно и днем гнева и «днем бедствия» (евр.: tsarah) или «скорбь», как это видно из перевода Септуагинты, где оно обозначено греческим словом «скорбь» (греч. thlipis) см. Рим 2:5, 9; 2 Фес. 1:7.
Это недостойный аргумент, что видно из отрывков, говорящих о Дне Господнем и сравниваемых с отрывками о Скорби.
Аргумент 2
Библия обещает, что верующие будут избавлены от Божьего гнева, а не от скорби (2 Thess 1:5–10). Поскольку слово «гнев» не фигурирует в Откровении раньше, чем мы доходим до 6-й печати, то Божий гнев не будет излит до 7-й печати; таким образом, Восхищение имеет место между 6-й и 7-й печатями.
Ответ
1. «Гнев» и «скорбь» не означают разные периоды.
2. Отсутствие слова не доказывает отсутствие концепции. Например, слово «гнев» не фигурирует в Бытии, но Божий гнев изливается во время Потопа (6–8) и на Содом и Гоморру (19).
3. Матфея 24:22 показывает, что если бы Скорбь продлилась немного дольше, то погибла бы всякая плоть, праведная и неправедная. Это требует пролития Божьего гнева на богобоязненных.
4. Матфея 24:21 указывает на то, что в истории человечества нет ничего подобного Великой Скорби. Этого не может быть без Божьего гнева; иначе, эра Его гнева будет больше наибольшей.
5. Скорбь и День Господень обладают общими характеристиками (прим.: скорбь, ранее небывалое бедствие, великие испытания, и покаяние Израиля).
Аргумент 3
Божий гнев проливается только на 7-й печати, так что единственный гнев в первых шести печатях – человеческий, а не Божий.
Ответ
1. Семь печатей составляют одну серию (последовательность). Единственная разница между печатями – это интенсивность; все они высвобождают Божий суд на мир.
2. Бог часто использует людей, чтобы излить свой гнев (Прим.: Исх 9:16; Зах 11:15–17; Рим 1:18–32; 2 Фес 2:9)
3. Война в первых шести печатях представляет собой инструмент Божьего гнева (Иса 9:11–12; 10:5–6; 13:1–5, 9, 17–19; 51:17–20; 65:12; Иер 50:9, 13, 25; 2 Пар 36:16–17).
4. Голод, упоминаемый в третей печати, выявляет не совсем человеческий гнев (см. Иер 21:5–7, 9; 44:8, 11–12; Иез 5:11–17; 7:3, 8, 14–15)
5. Четвертая печать говорит о голоде и мече, что, согласно Иезекиилю, представляет Божий гнев. Еврейское слово ярость (14:19), hema, что означает «злость» или «гнев» (см. 38:18–19; Иса 13:6, 9), и также используется в отношении Дня Господнего, что сторонники теории «до гнева» говорят означает Божий гнев (см. Пс. 109:5; Отк. 19:11–21).
6. Власть предавать смерти отдается при четвертой печати (6:8) и исходит от бога, который Единственный может это сделать (1:18; Вотр. 32:39).
7. Даже неспасенные шестой печати признают, что суд – это «гнев Агнца» (Отк. 6:15–16). Исаия говорит, что этот день – День Господень (Иса 2:12, 20–21)[5].
[1] Norman L. Geisler, Systematic Theology, Volume Four: Church, Last Things, 550 (Minneapolis, MN: Bethany House Publishers, 2005).
[2] Lewis Sperry Chafer, vol. 4, Systematic Theology, 372 (Grand Rapids, MI: Kregel Publications, 1993).
[3] Norman L. Geisler, Systematic Theology, Volume Four: Church, Last Things, 560 (Minneapolis, MN: Bethany House Publishers, 2005).
[4] Смотрите Marvin Rosenthal’s The Pre-Wrath Rapture of the Church (Nashville: Nelson, 1990) and 1992 Robert Van Kampen’s The Sign (Wheaton, Ill.: Crossway, 2002).
[5] Основано на Norman L. Geisler, Systematic Theology, Volume Four: Church, Last Things, 651-53 (Minneapolis, MN: Bethany House Publishers, 2005).