Тема 1. Богословие и богословская наука
Введение в православное вероучение
Учебно-методические материалы
Тема 1. Богословие и богословская наука
Понятие о вере. Значение разума в религиозной жизни человека. Богословие и богословская наука. Уровни богословия. Определение Догматического богословия. Предмет, цель, задачи и метод догматической науки. Понятие о догматах. Свойства догматов. Догматы, догматические формулы, богословские термины. Богословские мнения. Причины появления догматов. Назначение догматов. Восприятие догматической истины человеком. Понятие о богословской антиномии. Развитие догматической науки и полнота Новозаветного Откровения.
Учебные пособия и дополнительная литература
Алипий Кастальский-Бороздин, архим., Исаия Белов, архим. Догматическое богословие. — М.: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. — С. 7-31.
Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: учебное пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — С. 5-45.
Давыденков О., свящ. Катихизис: курс лекций. — М., 1998. — С. 3-7.
Емельянов Н., свящ. Догматического развития теория // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 15.— 2007. — С. 534–542.
Зайцев А. А. Догматическое богословие // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 15.— 2007. — С. 542–548.
Иванов М. С. Догмат // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 15.— 2007. — С. 527–532.
Каллист (Уэр), еп. Паламитские споры / Пер. с англ. К. Б. Михайлова // Альфа и Омега. — 2002. — № 4 (34). — С. 190–212.
Лосский В. Н. Вера и богословие // Лосский В. Н. Спор о Софии. Статьи разных лет: Сборник статей. — М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1996. — С.149–160.
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви.// Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. — М.: Центр «СЭИ», 1991. — С. 8-20.
Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. — Т. 1. — С. 7-37.
Мейендорф Иоанн, прот. Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальные темы / Пер. с англ. В. Марутика. — Минск: Лучи Софии, 2001. — С. 7-26, 317-321.
Никитина С. В. Апофатическая методологическая установка в богословской мысли В. Н. Лосского // Церковь и время. — 2010. — № 4 (53). — С. 117–134.
Никитина С. В. Основные методологические принципы В. Н. Лосского // Церковь и время. — 2010. — № 2 (51). — С. 171–194.
Скутерис К. О смысле богословия и ответственности богослова в наши дни // Богословский вестник. — № 5-6. — Сергиев Посад, 2006. — С. 418–434.
1.1. Понятийно-тематический минимум
Вера (определение апостола Павла), богословие, догматическое богословие, догмат, догматическая формула, богословский термин, богословское мнение, согласие отцов, ересь, богословская антиномия,Божественное откровение, догматическое развитие.
1.2. Вопросы для самопроверки
Вера как состояние психологической уверенности.
Вера как предмет уверенности.
Вера как онтологическая связь.
Вера как всецелый образ жизни.
Вера и доверие.
Вера и верность.
Определение веры, сформулированное апостолом Павлом (Евр. 11,1).
Заповедь о любви как обоснование значения разума в христианской жизни.
Следствия пренебрежения разумом в христианской жизни.
Три уровня богословия. К какому из этих уровней относится богословие как наука?
Определение догматического богословия.
Предмет, цель и задачи догматического богословия.
Определение догмата.
Теологичность догматов.
Богооткровеность догматов.
Церковность догматов.
Общеобязательность догматов.
Что такое догматическая формула?
Могут ли изменяться догматы?
Могут ли изменяться догматические формулы?
Определение богословского мнения. Примеры богословских мнений.
Чем богословские мнения отличаются от догматов?
Почему в христианском вероучении не все догматизировано?
Возможны ли ошибочные богословские мнения? Почему?
Критерий истинности богословского мнения.
Критерий допустимости богословского мнения.
Существуют ли в богословии истины, принимаемые всей полнотой Церкви, но не являющиеся догматами? С чем это связано?
Что такое ересь?
Причина появления догматов.
Догматы как границы для человеческого разума.
Ограничивают ли догматы свободу человеческой мысли?
Можно ли постичь догматы человеческим рассудком?
К чему приводит предельная рационализация догматов?
Определение богословской антиномии. Примеры богословской антиномии.
С чем связано использование антиномий в богословии?
Три этапа усвоения догмата человеческим сознанием.
Два основных этапа Божественного Откровения.
Два основных отличия Ветхозаветного Откровения от Новозаветного.
Возможно ли в Церкви появление новых истин или заветов? Ответ подтвердите словами апостола Павла (Гал.:1, 8).
Автор теории догматического развития.
Сущность теории догматического развития.
Критика теории догматического развития.
Развивается ли догматическая наука? Православное понимание данного вопроса.
2. Богословское осмысление фрагментов святоотеческих текстов
Григорий Богослов, свт. Слово 27, против евномиан и о богословии первое или предварительное // Григорий Богослов, свт. Собрание творений: в 2 т. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. — Репринт: СПб., б. г. — Т. 1. — С. 386-387 (фрагмент).
«Любомудрствовать о Боге можно не всякому, — да! не всякому. — Это приобретается не дешево и не пресмыкающимися по земле! Присовокуплю еще: можно любомудрствовать не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать: когда, перед кем и сколько. Любомудрствовать о Боге можно не всем; потому что способные к этому люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело. Для нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу. Когда же можно? — Когда бываем свободны от внешней тины и мятежа, когда владычественное в нас не сливается с негодными и блуждающими образами, как красота письмен, перемешанных письменами худыми, или как благовоние мира, смешанного с грязью. Ибо действительно нужно остановиться, чтоб познать Бога (Пс. 4 5,11), и когда изберем время, судить о правоте Богословия (Пс. 74,3). Перед кем же можно? Перед теми, которые занимаются этим тщательно, а не наряду с прочим толкуют с удовольствием и об этом после конских ристалищ, зрелищ и песен, после удовлетворения чрева и того, что хуже чрева; ибо для последних составляет часть забавы и то, чтоб поспорить о таких предметах и отличиться тонкостью возражений. О чем же должно любомудрствовать, и в какой мере? О том, что доступно для нас и в такой мере, до какой простираются состояние и способность понимания в слушателе. Иначе, как превышающие меру звуки или яства вредят одни слуху, другие телу, или, если угодно, как тяжести не по силам вредны поднимающим, и сильные дожди — земле; так и слушатели утратят прежние силы, если их, скажу так, обременить и подавить грузом трудных учений».
- Кто может богословствовать? Почему?
- Когда можно богословствовать? Почему?
- Перед кем можно богословствовать? Почему?
- О чем и сколько можно богословствовать? Почему?