До них сочли лжецами послаников народ Нуха, жители Расса и самудяне
'адиты, народ фараона и братья Люта,
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 24
жители Айки и народ Тубба'. Все они сочли лжецами посланников, и исполнилось Моё грозное обещание.
Сура 50 «Каф», аяты 12-14
Был ли он пророком, посланным к своему народу, который не внял его призыву и был погублен Аллахом? Это известно только Аллаху.
В вопросе о пророчестве Зу-ль-Карнайна и Тубба'
нет места категоричным утверждениям
Мы не можем утверждать категорично, что они были пророками или же, напротив, ими не были, потому что сам Посланник сказал: «Я не знаю, был ли Тубба' пророком, и я не знаю, был ли пророком Зу-ль-Карнайн» [аль-Хаким; Байхаки; Сахих аль-джами' ас-сагир]. Если Посланник не знал этого, то мы этого тем более знать не можем.
Аль-Хидр
Аль-Хидр — праведный раб Аллаха, на поиски которого отправился Муса , чтобы перенять от него знание. Всевышний поведал нам эту историю в суре «Аль-Кахф = Пещера». Из контекста этой истории можно сделать вывод о том, что он был пророком [Ибн Касир. Бидайа].
Во-первых, Всевышний сказал:
Они встретили одного из Наших рабов, которого Мы одарили милостью от Нас и обучили из того, что Нам известно.
Сура 18 «Пещера», аят 65
Вероятнее всего, эта милость и есть пророчество, а знание — это Откровение, которое ему внушалось.
Во-вторых, Муса сказал аль-Хидру:
«Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ «ПРОРОК» И «ПОСЛАННИК» 25
тому, чему ты обучен о прямом пути?»
Он сказал: «У тебя не хватит терпения находиться рядом со мной.
Как ты сможешь с терпением воспринимать то, чего ты не объемлешь знанием?»
Он сказал: «Если Аллах пожелает, то ты найдёшь меня терпеливым и я не ослушаюсь твоего веления»
Он сказал: «Если ты последуешь за мной, то не спрашивай меня ни о чём, пока я сам не поведаю тебе об этом».
Сура 18 «Пещера», аяты 66-70
Если бы он не был пророком, он не был бы убережён от ошибок и Муса — великий пророк, благородный посланник, защищенный от ошибок, — не испытывал бы столь сильного желания научиться тому, что знал этот праведный человек, и не отправился бы на его поиски с решительным намерением найти его во что бы то ни стало и сколько бы времени это ни заняло. Передают даже, Что он искал его целых восемьдесят лет. Встретившись с ним, Муса вёл себя по отношению к нему очень скромно, уважая, почитая и возвеличивая его, и следовал за ним как послушный ученик, перенимающий знание от учителя и наставника. А всё это указывает на то, что аль-Хидр был таким же пророком, как и сам Муса , так же получавшим Откровение от Всевышнего Аллаха, Который даровал ему особое знание, которого Он не даровал Даже Мусе, — благородному пророку израильтян, с которым Он вёл беседу.
В-третьих, аль-Хидр убил мальчика, а за этим должно было непременно стоять Откровение от Знающего Господа, и это является ещё одним доказательством того, что он был пророком, защи-
ПРОРОКИ И ПИСАНИЯ 26
щённым от ошибок11, потому что праведник не может убить человека просто потому, что ему взбрело в голову сделать это: ведь он не защищен от ошибок, и, если праведник решит, что такой-то человек — плохой и заслуживает того, чтобы его убили, то из этого вовсе не следует, что он был прав, — он вполне может ошибаться. Аль-Хидр убил этого несовершеннолетнего мальчика, зная о том, что он, если останется жить и вырастет, станет неверующим и сделает неверующими своих родителей, которые последуют за ним из-за своей любви к нему. В этом поступке заключается великое благо и огромная польза, которая, несомненно, перевешивает вред от его убийства — ведь его смерть убережёт его родителей от неверия в будущем и, соответственно, от наказания в Аду. И этот поступок аль-Хидра указывает на то, что он был пророком, которого Аллах уберёг от совершения ошибок.
В-четвёртых, аль-Хидр, объяснив Мусе смысл всех совершённых на его глазах действий и рассказав, что за ними скрывалось на самом деле, добавил: «...по милости твоего Господа. Я не поступал по своему усмотрению»(сура 18 «Пещера», аят 82).
То есть он сделал всё это не по своему желанию и усмотрению, а лишь потому, что ему было внушено в Откровении, что он должен поступить так12.
11 Некоторые из представителей этой общины впали в заблуждение: они преступают запреты, совершают мерзости, а если их упрекнут за это, говорят: «На самом деле это вовсе не то, что вы видите, и истинная суть того что мы делаем, не совпадает с тем, что представляется вам». И в качестве доказательства своих слов они приводят историю аль-Хидра, который испортил судно и убил мальчика. Это, поистине, величайшее заблуждение, и оно открывает врата зла настежь — так, что после этого никто уже не сможет закрыть их вновь, а утверждение о том, что аль-Хидр был пророком, закрывает эти врата. К тому же никто из мусульман не имеет права поступать вопреки исламскому Шариату. Разрешённое — это то, что разрешил Аллах, а запрещённое — то, что Он запретил, и кто противоречит Шариату, того ожидает наказание противоречащего Шариату, даже если он утверждает то, что утверждает.
12 Некоторые учёные считают, что аль-Хидр не умер и что он до сих пор жив. Есть много сообщений об этом. Утверждение о том, что он всё ещё жив, открыло дорогу суевериям и обману, и многие люди начали утверждать, что они встречались с аль-Хидром и что он дал им наставления и велел им делать то-то и то-то. При этом они рассказывают более чем странные истории, в подлинность которых никак не может поверить здравомысля-
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ «ПРОРОК» И «ПОСЛАННИК» 27