О РОДИТЕЛЯХ И ИХ ОБЯЗАННОСТЯХ. раздражай его: ведь ты его калечишь
раздражай его: ведь ты его калечишь. Веди себя с ним по-доброму, с терпением». Я ей всё это сказал, она меня выслушала и опять начала всё сначала: «Так что же мне делать? Ребёнок не хочет нас видеть». Ну как прийти с таким человеком к взаимопониманию? У ребёнка всё в совершенном порядке, а они считают его за дурака. Значит, что-то не в порядке у них самих.
Принуждения родителей не помогают детям, но душат их. Бесконечные «не трогай этого, не ходи туда, сделай это так...» Но ведь уздечку надо тянуть так, чтобы её не порвать. Надо обличать детей тактично, для того чтобы помочь им осознать свою ошибку, но при этом не допускать, чтобы между вами образовывался разрыв. Родители должны делать то же самое, что делает хороший садовник, сажая маленькое деревце. Садовник нежно, мягкой верёвочкой привязывает деревце к колышку, чтобы оно не искривилось и не повредилось, когда ветер будет клонить его вправо или влево. Потом садовник делает для деревца ограду» поливает его, заботится о нём, бережёт его от коз — покуда у дерева не подрастут ветви. Ведь если маленькое деревце объедят козы, то всё — его можно считать погибшим. Объеденное козами дерево не сможет ни принести плода, ни дать тени. А вот когда его ветви подрастут, садовник убирает ограду» а дерево начинает приносить плод, и под его тенью могут отдыхать и козы, и овцы, и люди.
Однако часто родители, будучи побуждаемы чрезмерной заботой о своих детях, хотят привязать их не мягкой верёвочкой, а стальной проволокой, тогда как привязывать детей нужно нежно — так, чтобы их не поранить. Родители должны стараться помогать детям благородно. Это возделает в детских душах любочестие, и потом они смогут сами почувствовать необходимость делать добро.