Орган в католической церкви. Почему были инструменты в ветхозаветное время.

Система осмогласия, характеристика гласов

Ответы на вопросы прошлой лекции:

1) Пособия:

Касаемого изучения гласов:

Осмогласие Е. Кустовского

Для изучения богослужения:

Литургика, М. Красовицкая

Литургика, архиеп. Аверкий (Таушев)

Орган в католической церкви. Почему были инструменты в ветхозаветное время.

Есть такое мнение одного православного священника:

«Введение органа в католической Церкви обуславливалось главным образом употреблением непонятного для народа латинского языка за богослужением. Народ не понимал церковной службы и потому скучал в храме. Ввиду этого католическое духовенство было вынуждено оживить богослужение введением инструментальной музыки.

У нас нет в наличности тех условий, которые вызывали необходимость введения органа в Церкви Западной. Богослужение совершается на понятном народу языке и сопровождается национальным, то есть созданным самим народом, пением. При таких условиях орган не только не прояснит в народном сознании как смысла текста церковных песнопений, так и всей службы в целом, но, напротив, только затемнит то и другое в сознании еще не окрепшего, в грамотности нашего прстонародья».

Что касается инструментов в ветхозаветное время. Ну во-первых, можно предположить, что искусство пение было на очень низком уровне, что необходимо было сопровождать инструментами.

Потом, ветхозаветное время – время до Христа. Хритос пришел и показал новый путь, это не упраздняет закон, как Он и Сам говорил, но дополняет. Также можно и отнести к тому, что в церковном пении не используются инструменты. Живая душа поет Богу. Они тогда еще не знали Христа, знали, что придет, ждали, лишь отдельные праведники (о чем говорят ветхозаветные пророчества) были наделены особыми знаниями от Бога. Т.е. душа их не могла настолько стремиться к пению, как сейчас, когда там открыта великая тайна – воскресения всех.

Как в ветхом завете мы встретим упоминания о том, что надо восхвалять Бога, используя музыкальные инструменты, так и в новом (как я приводила примеры в прошлый раз) – Христос и апостолы, и Ангелы являют пример именно пения Богу, не используя никаких инструментов.

В подтверждение этому приведу высказывания святых отцов Церкви:

«Те, кто празднуют, должны праздновать духовно…» – говорит святитель Григорий Богослов, и поэтому побуждает – «…давайте петь гимны, вместо ударов в тимпан и петь песнопения вместо мелодий и песенок…». Подобным же образом учат и другие святые отцы. Использование инструментов указывает на духовное младенчество. Так как многие поборники применения инструментальной музыки указывают на использование инструментов в ветхозаветной службе, святой Иоанн Златоуст поясняет:

«В древности евреи пользовались на службе инструментами из-за недостаточно острого ума, потому что едва-едва отошли от идолопоклонства. Подобно тому, как Бог позволил им принесение кровавых жертв, так же дозволил Он им и использование музыкальных инструментов, снисходя к их немощи».

Во время молитвенной жертвы, Церковь вместо того, чтобы приносить Богу, как это делали евреи, лучших животных или лучшие плоды, в качестве жертвы приносит вино и хлеб от всех творений и благодеяний Божиих. И в то же время хочет усилить свою молитву, свое благодарение, свое славословие Богу посредством того, что лучшего имеет сам человек, а не с помощью каких-либо вспомогательных средств, как, например, музыкальные инструменты. Она приносит Богу внутреннего человека, тайны сердца человеческого с помощью лучшего инструмента – человеческого голоса. Святой Григорий Богослов пишет: «Выше всех музыкальных инструментов песнопение, которое соединяет всякую душу с божественным Смыслом…». Этими словами святой поясняет, что, когда музыкальные инструменты используются на службе, они становятся между человеком и Богом и препятствуют соединению души с Ним.

Почему гласов именно 8?

Иоанн Дамаскин «ограничился осмью гласами для того, чтобы молящиеся не развлекались разнообразием и частою переменою напевов, и чтобы определенное число мелодий, удерживая внимание на достойных и вместе понятных для каждого напевах, возбуждало определенныя и достойныя качества».

Но не только поэтому. Число 8 – особое число. У нас дней недели 7 всего, почему? Потому что восьмой день он наступит потом, восьмой день – это день вечной жизни, будет после пришествия Христа.

Идея осьмеричности лежит в основе мироздания. В шесть дней сотворил Господь мир и "благословил седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог начал творить" (Бытие, 2,3). Восьмой день, по толкованию святых отцов, есть день Господень, единый и нескончаемый, День будущего века (Царствия Небесного). Эта идея нашла свое отражение и в различных аспектах церковной жизни. Например, осьмогласие как основа богослужебного пения. Большинство великих праздников празднуется в Церкви семь дней и в восьмой день "отдаются".

Также возвращаясь в прошлой встрече – музыкальный пример возглашения канонархом текста стихиры и пения за ним хора – пример Оптиной пустыни.

Что касается гласов, отмечу еще такой момент, что из 8-ми гласов, первые 4 являются основными, а с 5-го по 8-ми как бы параллельными первым четырем – производные гласы.

Т.е. пары гласов они схожи между собой и по смыслу который несут и по мелодии. Каждый из производных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего основного гласа.

Как было сказано ранее, гласовые напевы бывают стихирные, тропарные и ирмологические. Также есть дополнительные мелодии, называемые самоподобны, на которые также распеваются богослужебные тексты.

Самоподобны постепенно оформились и вошли в общее употребление. Самоподобны – это модели, по образцам которых впоследствии стали составлять разные песнопения. Одни из них были написаны великим и известными песнописцами, другие дошли, не сохранив имена своих творцов.

Самоподобны существуют тоже в рамках каждого гласа.

Но несмотря на разные мелодии в рамках одного гласа, каждая из них несет в себе единый смысл, который несет сам глас.

Музыкальный элемент в богослужении служит для того, чтобы привлечь внимание к идеям, выраженным в тексте, и произвести требуемую эмоциональную реакцию на содержание этих идей. А порой и дать эмоциональное толкование слышимых и воспринимаемых текстов. То есть музыка дополняет, окрашивает слово, несет функцию – передать мысль слова, текста до сердца молящихся.

Поэтому каждому гласу можно дать некую характеристику, и подбирается напев гласа к конкретному тексту, в зависимости от того, какой смысл в себе этот текст несет. Хотя характеристики эти тоже достаточно относительны. Тексты богослужений писались по наитию Святаго Духа. Это можно сравнить с иконописью. Ведь не сядет человек просто так и не начнет писать, к этому нужна подготовка. Тоже самое с музыкой.

Но дадим некоторую характеристику каждого гласа.

ГЛАС 1

Он несет в себе идею победоносного шествия» (триумфа), торжества, светлой радости. Пасхальный канон у нас написан на 1-й глас. Пасха – это самое главное торжество. Это победа над адом. Или возьмем воскресный догматик «Всемирную славу».

Догматик (или Богородичен) – это песнопение, содержащие в себе догму, что Сын Божий воплотился через Пречистую Деву Марию. Все воскресные догматики каждого гласа несут в себе этот смысл.

Всемирную славу/ от человек прозябшую/ и Владыку рождшую,/ Небесную дверь воспоим, Марию Деву,/ Безплотных песнь и верных удобрение:/ Сия бо явися небо и храм Божества;/ Сия преграждение вражды разрушивши,/ мир введе и Царствие отверзе./ Сию убо имуще веры утверждение,/ Поборника имамы из Нея рождшагося Господа./ Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии,/ ибо Той победит враги,// яко Всесилен.  

Через Богородицу победа – над грехом, над адом. Христос смог воплотиться благодаря Ей и дать нам спасение. С Нею начинается как бы путь к Воскресению и вот она снова Пасха, опять таки глас 1. Поэтому же и с 1-го гласа начинается всегда пасхальное богослужение. Это глас победы.

На него также написаны стихиры Сретения, Богоявления, Входа Господня в Иерусалим.

Также службы Успения, которые как раз поются на подобен 1-го гласа «О, дивное чудо».

  О, дѝвное чу̀до!/ Исто̀чник Жѝзни/ во гро̀бе полага̀ется,/ и лѐствица к небесѝ гро̀б быва̀ет:/ веселѝся Гефсима̀ние,/ Богоро̀дичен святы̀й до̀ме./ Возопиѐм вѐрнии,/ Гавриѝла иму̀ще чинонача̀льника:/ Благода̀тная, ра̀дуйся,/ с Тобо̀ю Госпо̀дь,/ подая̀й мѝрови// Тобо̀ю вѐлию мѝлость.  

Что у нас тут? Какая победа? Опять над смертью. Это не смерть – это успение, жизнь не заканчивается. Богородица переходит просто с земли на небо. Того же может уподобиться и мы.

И мы услышим эту победу, радость, ликование в мелодии всего первого гласа.

Важно отметить, что литийные стихиры всех великих праздников, кроме Богоявления, Сретения и Пятидесятницы, написаны в этом гласе (лития всегда подразумевается как исхождение, т. е. шествие с песнями или в притвор, или вне храма).

музыкальные примеры

Глас 1, стихирный

Глас 1, тропарный

Глас 1, самоподобен «О, дивное чудо»

В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа мы слышим широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.

Спаси Го-осподи люди Твоя…

Всеми-ирную сла-а-ву…

Также с подобнами гласа:

Не-бес-ных чинов радование…

О, ди-и-вное чу-у-у-удо…

Рождество Христово:

Христос раж-да-ется славите…

И Пасха:

Воскре-се-ния день…

Первый глас – это глас "небо-шественный", глас Божественного величия, небесной красоты, глас примирения Неба и земли во едином триумфе всемирной славы и общего торжества. Его мелодии звучат важно, величественно.

ГЛАС 2

Он исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания. Несмотря тоже на музыкальный подъем в начале мелодии, он нежный и кроткий.

При этом характеристику ему можно дать, как «глас перехода» от тьмы к свету, от будней к предпразднству, от смерти к жизни.

Это видим в текстах:

Тропарь 2-го гласа:

  Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный,/ тогда ад умертвил еси блистанием Божества:/ егда же и умершия от преисподних воскресил еси,/ вся силы небесныя взываху:// Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.  

Или подобен «Егда от древа» – стихира Великой Пятницы:

Егда̀ от дрѐва Тя̀ мѐртва,/ Аримафѐй сня̀т всех Живота̀,/ смѝрною и плащанѝцею Тя̀, Христѐ, обвѝв,/ и любо̀вию подвиза̀шеся,/ сѐрдцем и устна̀ми/ Тѐло нетлѐнное Твоѐ облобыза̀ти./ Оба̀че одержѝмь стра̀хом,/ ра̀дуяся, вопия̀ше Тѝ:// сла̀ва снизхождѐнию Твоему̀, Человеколю̀бче.  

Второй глас можно охарактеризовать гласом предпразднства. Великая Суббота как Предпразднство Пасхи – праздника всех праздников содержит песнопения 2-го гласа: тропарь "Егда снизшел", "Благообразный Иосиф", "Мироносицам женам", самоподобен "Егда от древа", хвалитные стихиры "Днесь содержит гроб", "Что зримое видение", "Приидите видим". На "И ныне" поется исключительно принадлежащий субботе богородичен 2-го гласа "Преблагословенна еси Богородице Дево"». И он поется на всенощной каждой воскресной службы (в субботу вечером).

Предпразднственное настроение второго гласа характеризуется еще тем, что стиховные стихиры на малой вечерни всех великих праздников, кроме Вознесения и Пятидесятницы, написаны на подобен «Доме Евфрафов». «В навечерие Рождества Христова и Богоявления на "Господи воззвах" положены стихиры самогласны 2-го гласа. В них с особенной ясностью дан предпразднственный аспект 2-го гласа». «На 2 глас положены стихиры на «Господи воззвах» в вечер недели сыропустной (переход от невоздержания к посту), в вечер недели Ваий, в неделю Православия и др. На второй глас положены песнопения особенно трогательные, где выражается умиление, недоумение и другие тончайшие душевные переживания, а также трогательные песнопения в честь Матери Божией». «Все упование мое на Тя возлагаю», «Моление теплое», «Всех скорбящих радосте» и др.

К примеру, также стихиры апп. Петру и Павлу написаны на 2-й глас – самоподобен «Киими похвальными венцы». В них вопрос, удивление. Как, какими словами сможем мы восхвалить апостолов.

Ки́ими похва́льными венцы́/ увязе́м Петра́ и Па́вла,/ разделе́нныя телесы́/ и совоку́пленныя ду́хом,/ Богопропове́дников первостоя́тели?/ О́ваго у́бо я́ко апо́столов преднача́льника,/ о́ваго же я́ко па́че ине́х труди́вшася./ Сих бо вои́стинну досто́йно безсме́ртныя сла́вы венцы́/ венча́ет Христо́с Бог наш,// име́яй ве́лию ми́лость.

Этот же глас и параллельный ему 6-й доминируют в песнопениях заупокойных богослужений. 2-й глас - глас "прехождения", отражающий переходное состояние (предпразднество, исход души из тела, переход от жизни временной к жизни вечной).

музыкальные примеры

Глас 2, стихирный лаврский

Глас 2, тропарный

Глас 2, самоподобен «Егда от древа»

Глас второй – нежный, трогательный, располагающий к любви, умилению, состраданию, отражающий тончайшие переживания человеческой души.

ГЛАС 3

Глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг. Эта характеристика больше относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа.

На него написаны:

Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает»;

Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый»;

В тоже время он плавный, тихий, степенный. Это уже характеристика стихирного распева, он более безмятежен.

Догматик воскресный:

Како не дивимся/ Богомужному Рождеству Твоему, Пречестная,/ искушения бо мужескаго не приемши, Всенепорочная,/ родила бо еси без отца Сына плотию,/ прежде век от Отца рожденнаго без матере,/ никакоже претерпевшаго изменения, или смешения, или разделения,/ но обою существу свойство цело сохраншаго. / Темже, Мати Дево Владычице,/ Того моли спастися душам,// православно Богородицу исповедающих Тя.  

Воспевается также, как и в догматике 1-го гласа воплощение Бога через Пречистую Деву. Но здесь это звучит умеренно, как бы осторожно, с вопросом-удивлением.

Этот глас имеет наименьшее число попевок (варинатов мелодий) и по количеству песнопений, положенных на этот глас, стоит на предпоследнем месте. Также не существует самостоятельной мелодии ирмосов 3-го гласа. Они распеваются на мелодию стихирную или тропарную.

Так из 6379 гласовых песнопений, содержащихся в наших богослужебных книгах (песнопения Октоиха и Общей минеи в этот счет не входят), третьему гласу принадлежит только 177 песнопений, тогда как другие гласы имеют до 1500 и больше. Чем же "виноват" третий глас и почему его так "обидели"?

Ответить на поставленный вопрос могут только сами песнопения, принадлежащие этому гласу. Если рассмотреть три главных песнопения этого гласа: догматик «Како не дивимся» и два самоподобна «Превелие чудо», и «Красоте девства»,

Богородичен на «Господи воззвах» в четвертую Неделю по Пасхе:

Превелие чудо: Дева рождшая, и рожденное Бог, прежде век предъявленное рождение, и совершенное паче естества. О таинства страшнаго, еже и мыслимое неизреченно пребывает, и зримое не поемлется! Блаженна Ты еси Пречистая Отроковице, Адама земнороднаго Дщи, и Бога Вышняго явльшаяся Мати: Того моли спастися душам нашим.  
Красотѐ дѐвства Твоего̀, и пресвѐтлой чистотѐ Твоѐй, Гавриѝл удивѝвся, вопия̀ше Тѝ Богоро̀дице: ку̀ю Тѝ похвалу̀ принесу̀ досто̀йную; что̀ же возимену̀ю Тя̀; недоумева̀ю и ужаса̀юся. Тѐмже, я̀коже повелѐн ѐсмь, вопию̀ Ти: ра̀дуйся Благода̀тная.  

Мы увидим, что эти песнопения вызывают у нас удивление, восхищение, причем такое, которое «и мыслимое неизреченно пребывает, и зримое не поемлется» (малый догматик), а в Богородичне «Красоте девства» в удивление приходим не только мы, но Архангел «Гавриил удивися» и даже «недоумевает и ужасается». Из этого следует, что в характеристику третьего гласа входит передача созерцательных настроений, тихих и спокойных дум о небесном. «По сравнению с другими догматиками, здесь (в догматике 3-го гласа) «Како не дивимся» учение о Лице Иисуса Христа изложено более полно и обстоятельно, особенно в тех местах, где говорится о соединении Естеств во Единой Ипостаси.

Только воскресный тропарь 3-го гласа изображает Воскресение Христово как источник всеобщей радости: "Да веселятся небесная, да радуются земная"; в других воскресных тропарях мы этого не видим».

Песнопения Постной Триоди, принадлежащие этому гласу, также изображают небесную радость и свет. Все они призывают к духовной радости по случаю наступления Поста – времени духовных подвигов, добродетелей и освобождения от греха.

музыкальные примеры

Глас 3, стихирный

Глас 3, тропарный

Глас 3, самоподобен «Дева днесь»

Песнопения третьего гласа содержат размышления о тайнах Горнего мира, а также отражают небесную радость, свет и хвалу. О небесном нам мало известно, поэтому и песнопений на этот глас меньше, чем на другие.

ГЛАС 4

Это глас светлого торжества, глас всепразднственный. Радость здесь – не величественная, как в первом, и не тихо-светлая, как в третьем, а именно светло-всепразднственная. Вот почему большинство праздничных песнопений написано в этом гласе. Тропарный его напев – самый просто и доступный всем.

Тропари:

Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе Боже наш»;

Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся»

Свт. Николаю, он же общий тропарь святителям – «Правило веры и образ кротости…»

и другим святым, прп. Сергию, прп. Серафиму.

Характеристика 4-го гласа хорошо выражена в догматике.

Иже Тебе ради богоотец пророк Давид/ песненно о Тебе провозгласи,/ величия Тебе Сотворшему,/ предста Царица одесную Тебе,/ Тя бо Матерь, Ходатаицу Живота показа,/ без отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог,/ да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми,/ и заблуждшее горохищное обрет овча,/ на рамо восприим, ко Отцу принесет/ и Своему хотению/ с Небесными совокупит Силами,/ и спасет, Богородице, мир Христос,// имеяй велию и богатую милость.  

Здесь мы видим небесное возвышение нашего естества в Лице Спасителя, царственное достоинство Богоматери, как Царицы Неба и земли и Ходатаицы вечной жизни, Божественное человеколюбие и богатую милость доброго Пастыря, обновившего человеческий образ, истлевший страстьми.

Воскресный тропарь 4-го гласа дает нам идею светлой проповеди Господних учениц о Воскресении Христовом. На четвертый глас написаны тропари двунадесятым праздникам: Рождества Христова, Рождества Богородицы, Введения, Благовещения, Вознесения, подавляющее большинство тропарей в честь мучеников и святителей. «Вообще во всех песнопениях этого гласа – стихирах, тропарях, кондаках, ирмосах – говорится о богатстве щедрот, обилии вечных благ, о восхождении нашего естества на высоту Небесную. О радостном светлом торжестве на земле и о небесном великолепии и славе». Фактически почти все каноны, посвященные мученикам, написаны на 4-й глас. Где звучит 4-й глас, слышатся одни и те же идеи: радость, сияние, светлое всепразднственное торжество.

музыкальные примеры

Глас 4, стихирный

Глас 4, тропарный

Глас 4, самоподобен «Дал еси знамение»

Глас 4, напев Оптиной пустыни «Богородице Дево»

Глас четвертый – быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к веселию и радости. Глас светлого блистательного торжества, но не триумфа. Четвертый глас не лишен оттенка покаянности, напоминания о человеческой греховности.

ГЛАС 5

Пятый глас является завершением и углублением первого.

Он успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах.

Если первый глас охарактеризован как начальное «победоносное шествие», то 5-й глас есть завершение шествия путем достижения цели. Кульминация 5-го гласа выражена поклонением основным христианским святыням: «похвалы» Великой субботы, стихира на вынос Плащаницы «Тебе одеющагося», на поклонение «Приидите ублажим», стихиры Пасхи как поклонение Воскресшему Христу и достижения желанной цели, «рождественская стихира «Волсви Персидстии цари» (поклонение как завершение великого путешествия)».

В Успенской службе встречаем стихиру, построенную по образцу Великой Субботы «Тебе одеющуюся» 5-й глас. Канон предпразднства Успения написан на 5-й глас. Тропари перед шествием с плащаницей, написанные по образцу Воскресных, поются на 5-й глас. Также и сами Воскресные тропари «Ангельский собор» 5-го гласа символизируют и содержат тематику поклонения Гробу Жизнодавца.

Его можно также назвать «заупокойным» гласом, т.к. на него поются песнопения панихиды: седален «Покой, Спасе наш», … взять из панихиды , седальны родительской Вселенской. Самоподобен «Радуйся Живоносный Кресте» из службы Крестовоздвижения и он же поется на Крестопоклонной Неделе Великого поста. Они приводят к трогательным воспоминаниям о крестной смерти Спасителя и одновременно о торжестве и победе над ней через Воскресение.

И сам тропарь Пасхи тоже написан на глас 5-й, также и стихиры Пасхи. Но при этом мы слышим в них торжество, хоть музыкально они начинаются в миноре, но затем переходят в мажор.

Как есть понятие «кресто-воскресный канон» в воскресной утрени, содержащий в себе двуполюсную тематику, так и пятый глас можно охарактеризовать как содержащий двуполюсную гамму звуков.

Мелодии тропарного и стихирного 5-го гласа совпадают. Ирмологический – аналогичен второму гласу. Но это отчасти по немощи певчих произошло, существует и отличный ирмологический напев 5-го гласа.

Догматик 5-го гласа «В чермнем мори» туже догму нам сообщает, но в сравнеии с ветхозаветными событиями:

В Чермнем мори,/ Неискусобрачныя Невесты образ написася иногда:/ тамо Моисей, разделитель воды,/ зде же Гавриил, служитель чудесе./ Тогда глубину шествова немокренно Израиль;/ ныне же Христа роди безсеменно Дева./ Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно;/ Непорочная по рождестве Эммануилеве пребысть нетленна./ Сый и прежде Сый,/ явлейся яко Человек,// Боже, помилуй нас.  

Вспоминаются ветхозаветные события, произошедшие с израильтянами в Египте – когда разделились воды Красного моря (это «Чермное» значит «красное»). И проводится паралелль новозаветных событий – Невеста – Матерь Дева, родившая Христа. Как тогда, пройдя, моря, поверив Моисею, через которого говорил Бог, евреи должны были очистится, так и мир очищается через рождение Христа, через Крещение. Там был Моисей. Здесь Гавриил, возвестивший о зачатии. Море смогли пройти, воды разошлись, но после вновь море стало непроходным – там Дева родила без семени и при этом осталась Девой. Сущий от начала мира стал Человеком, и взываем к Нему, нас помиловать.

-------------

Отступление:

про тексты, их смысл, красоту. Пример: служба зачатия пророка Иоанна.

--------------

музыкальные примеры

Глас 5, стихирный и тропарный

Глас 5, самоподобен «Радуйся Живоносный Кресте»

Глас 5, самоподобен «Преподобне отче»

Пятый глас – одновременно немного печальный и радостный, в нем и величие и покаяние.

ГЛАС 6

Шестой глас завершает и углубляет идеи второго гласа. Если второй глас мы называем гласом прехождения, то этот можно смело назвать гласом сошествия.

Он передает глубокую скорбь, срастворенную, конечно, небесным уте-шением… ему принадлежат каноны Страстной седмицы и канон Великой субботы, - в прошлый раз я ставила напев канона «Волною морскою» - такая тихая скорбь перед Большим Праздником. Мы поем его ещё очень осторожно, неторжественно, но сердце уже ликует внутри, предвещая наступление Воскресения Христа.

Также канон погребения мирян. Из двунадесятых праздников Благовещение имеет в единственный день попразднства канон 6-го гласа. Это обусловлено, наверно, тем, чтобы отданию Праздника придать тень небольшой печали о столь скором прощании с таким величайшим событием, которое изменило судьбу всего мира. И еще тем, что отдание, по большей части, приходится на период Великого Поста. В трактовке событий, относящихся к Живоносному Воскресению Спасителя, 6-ой глас воспевает дела Господа при сошествии Его в глубину ада, связует темы погребения и Воскресения. Это можно видеть в основных Воскресных песнопениях 6-го гласа. 6-ой глас располагает душу к богомыслию и душеспасительной скорби, он близок сердцу благоскорбящего инока-подвижника.

В службах святым в большинстве случаев стихиры на славу и по 50 псалме, кульминационные моменты богослужения, написаны на 6-й глас. 6-му гласу свойственна строгость, четкость. Мелодия гласа обеспечивает певцам легкую воспроизводимость песнопения, а молящимся – скорое усвоение его.

6-й глас передает углубленное покаяние и сокрушение о грехах (неделя сыро-пустная, стихиры на "Господи воззвах"), глубокую скорбь об утрате (канон на повечерии в Великий Пяток "Плач Богоматери"), грозное самообличение и обличение греха вообще (Великий канон Андрея Критского).

Но он же иногда дает и духовное умиление, проникнутое тонкой, едва заметной радостью. Эта радость – радость далекая, но не такая, как во втором гласе: здесь она не столько неощутима, сколько непостижима». Это самоподобен «Ангельския предъидете силы», на который составлен цикл предрождественских стихир, приписываемых св. Роману Сладкопевцу.

Также «Воскресение Христово видевше» мы поем на 6-й глас. Это не само празднование воспевается, как в 1-м гласе или 4-м, а то, что мы видели воскресение Христа, и теперь должны сами прийти к нему, к воскресению наших душ от греха, прийти через подвижничество в жизни. Поэтому 6-й глас. Это же подвижничество воспевается в стихирах многих святых, преподобным в основном на глас 6, подобен «Все отложше».

Сам самоподобен – это стихира безсребреников Космы и Дамиана, иже от Асии:

Всю отложѝвше/ на Небесѐх надѐжду,/ сокро̀вище некра̀домо/ себѐ святѝи сокро̀вищствоваша:/ ту̀не прия̀ша, ту̀не дают неду̀гующим врачева̀ния./ Зла̀та или сребра̀ ева̀нгельски не стяжа̀ша,/ человеком же и ското̀м благодея̀ния препода̀ша,/ да всѐми послушлѝви бы̀вше Христу,// со дерзновѐнием мо̀лятся о душа̀х наших.  

Воспевается отречение от земных благ ради небесных.

На него написана стихира всем русским святым:

Все отложѝвше/ житѐйское томлѐние/ и сла̀дость теку̀щую презрѐвше,/ крест взя̀сте, я̀ко ѝго Божѐственное,/ и Христу̀ послѐдовасте,/ и к Небѐсному поко̀ю чу̀дно вселѝстеся./ О дру̀зи Христо̀ви, сосу̀ди честнѝи,/ святѝи вси, в России просия̀вшии,/ приидѝте посредѐ нас невѝдимо,/ предначина̀юще торжество̀ и пѐние/ и сподобля̀юще даро̀в невещѐственных// ваш пра̀здник соверша̀ющих светолѐпно.  

музыкальные примеры

Глас 6, стихирный и тропарный

Глас 6, самоподобен «Волною москою» он же ирмологический

Глас 6, самоподобен «Ангельския предъидите силы»

Глас 6, самоподобен «Все отложше»

Шестой глас – печальный, располагающий к сокрушению о грехах, плачу, но вместе и наполняющий душу благоговейным умилением.

ГЛАС 7

Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмый: ему принадлежат только 37 песнопений по Триодям и Минеям (Октоих в счет не идет). Являясь производным гласом по отношению к 3-му (который, как помним, тоже менее богат текстами по сравнению с остальными гласами) 7-й глас завершает и углубляет идеи 3-го гласа.

Так, если догматик 3-го гласа говорит: "Како не дивимся" и, насколько возможно, излагает православное учение о Воплощении, то догматик 7-го гласа говорит: "пребыла же еси Дева паче слова и разума", "и чудесе рождества Твоего сказати язык не может", и проч. Таким образом, если 3-й глас есть глас предначатия вечной радости, то этот можно назвать гласом неведомого. Это можно видеть в его немногочисленных песнопениях.

Уже говорили, что глас 3-й малочислен по песнопениям, потому что он рассуждает о небесном, мало ведомом нам.

Глас 7-й, применяемый еще реже других, ощущается как – "глас будущего века", чем и объясняют его наличие в минейной службе Преображению Господню.

Из известных песнопений можно отметить:

Тропарь Преображению «Преобразился еси на горе, Христе Боже»;

Тропарь блаж. Ксении Петербургской «Нищету Христову возлюбивши»;

Воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть».

Воскресный тропарь 7-го гласа говорит об отверстии рая (слово «рай» в других воскресных тропарях не упоминается вообще). Седьмая стихира чина погребения мирян говорит о положении Первозданного в раю. Тропарь и кондак Преображения Господня, где идет речь о Присносущном Свете, а также первый канон Пятидесятницы о сошествии Святого Духа принадлежит седьмому гласу. К этому гласу относится и кондак "Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских" (Неделя Крестопоклонная). Этот глас много говорит о будущем веке, недоведомом и непостижимом.

Еще можно добавить, что самоподобен 7-го гласа «Днесь бдит Иуда» и другие седальны, посвященные злодеянию Иуды, «Кий тя образ Иудо», «На вечери ученики питая», тоже написаны на 7-й глас, характеризующий неудобовместимое для слуха человеческого – предательство Иудой Христа.

Мелодически он очень схож с 3-м гласом. Идёт лишь некоторая смена мелодии.

Сравните: в стихирном напеве и в тропарном, примеры можно напеть.

И так же, как у 3-го гласа у него нет самостоятельного напева ирмологического. Ирмосы поются на мелодию стихирную. Также скуден он и самоподобнами.

музыкальные примеры

Глас 7, стихирный

Глас 7, тропарный

Мелодия и тексты седьмого гласа величественны и просты, но за этой простотой скрывается глубокое, великое и непостижимое. Песнопения 7-го гласа много говорят о будущем веке, неведомом и непостижимом, о Небесном Иерусалиме.

Может быть, потом, в Небесном Иерусалиме, если окажемся там, эти два гласа будут преобладать. J

ГЛАС 8

8-й глас можно охарактеризовать как глас полноты, совершенства, высоты, как глас царственный.

Его можно еще назвать гласом восклицания. Восьмая стихира погребения мирян звучит как плачевный вопль: большинство песнопений 8-го гласа также подчеркивают эту восклицательную сторону. Многие из них прямо начинаются междометиями: "увы", "о" или являются таковыми по своему общему содержанию (самоподобен "О преславного чудесе", стихира "Днесь неприкосновенный существом" (Воздвижение), "Сия глаголет Господь иудеом" (Великий Пяток). В песнопениях этого гласа идея восклицания часто выражается в форме громогласного призыва, торжественного или тревожного ("Во благознаменитый день" (Рождество Богородицы), "Егда предстал еси Каиафе Боже" (Великий Пяток) и многие другие). Таким образом, восьмой глас можно рассматривать и как глас "трубный", глас "высокого проповедания" – именно так звучат песнопения "Глас Господень на водах" (Богоявления), "Да веселятся небеса" (Благовещение) и другие. Наконец, 8-й глас можно рассматривать как глас высокой хвалы ("О Тебе радуется").

И звучит он тоже торжественно, восклицающе.

Догматик 8-го гласа:

Царь Небесный за человеколюбие на земли явися,/ и с человеки поживе,/ от Девы бо Чистыя плоть приемый/ и из Нея прошедый с восприятием./ Един есть Сын, сугуб естеством,/ но не Ипостасию./ Темже совершенна Того Бога/ и совершенна Человека воистину проповедающе,/ исповедуем Христа Бога нашего:/ Егоже моли, Мати Безневестная,// помиловатися душам нашим.  

Мелодия его стихирного напева вам может быть знакома по песнопению панихиды – «Сам един еси бессмертный…».

Тропарный напев тоже на слуху, потому что на этот глас, как и на 4-й написано очень много тропарей.

Или взять иной вариант тропарного напева – Киево-Печерский. На него часто поются антифоны литургии «Благослови душе моя Господа», «Хвали душе моя Господа».

музыкальные примеры

Глас 8, стихирный

Глас 8, тропарный

Глас 8, тропарный КПЛ

Глас 8, ирмологический

Глас 8, подобен «О, преславнаго чудесе»

Восьмой глас – глас полноты, совершенства, высоты, царственный, завершающий земное и указывающий на полноту и совершенство Небесного.

Приведенная характеристика гласов дана на основе исследований богослужебных текстов гимнографами.

Наши рекомендации