О воздержании в повседневной жизни. ти. В этом случае его аскеза похожа на аскезу тех, кто занимается йогой



 
  О воздержании в повседневной жизни. ти. В этом случае его аскеза похожа на аскезу тех, кто занимается йогой - student2.ru

ти. В этом случае его аскеза похожа на аскезу тех, кто занимается йогой. К несчастью, вопрос аскезы, подвиж­ничества отодвинули на задний план даже люди, при­надлежащие к Церкви. «Ну а что же, — говорят такие люди, — ведь надо покушать, насладиться одним, дру­гим... Ведь Бог сотворил всё для нас». Знаете, что заявил мне один архимандрит за обедом, устроенным в нашу честь? Заметив, что я не мог заставить себя съесть больше, чем обычно, архимандрит сказал: «Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог!»2 «А ты случайно, — спросил его я, — ничего не перепу­тал? К чему относится это место Священного Писа­ния? К аскезе или к блудной, распущенной жизни? Священное Писание имеет в виду тех, кто растлевает, то есть разрушает [своё тело —] храм Божий блудом, злоупотреблениями. Священное Писание не имеет в виду тех, кто совершает аскезу от любви ко Христу». А он, видишь как: успокаивал свой помысл и говорил: «Мы должны есть как следует, для того чтобы не "рас­тлить" [своим воздержанием] (храм Божий [— своё те­ло]»! А еще один человек, посетив монастырь, делился со мной впечатлениями: «Я был в монастыре, где мо­нахи так запостились, что заболели. Бурдюки с маслом у них совсем не тронуты. Вот до чего, отче, доводит пост и бдения!» Что ты тут скажешь? Такие люди не хотят ничего лишиться. Они съедают свой обед, свои фрукты и свои пирожные, а потом, желая себя оправ­дать, начинают обвинять других — тех, которые совер­шают аскетический подвиг. Такие люди [никогда] не чувствовали той духовной радости, которую дает аске­за, воздержание. «Мне необходимо выпить столько-то стаканов молока, — говорит человек подобного склада.

2 Кор. 3, 17.

— Нет, постом я, конечно, буду воздерживаться. Одна­ко потом я восполню те недостающие стаканы молока, которых был лишён во время поста мой организм! Ведь мне необходимо получить столько-то белка». И дело не в том, что его организм действительно нуждается в белке. Нет, он говорит, что имеет право [пить это мо­локо], и успокаивает свой помысл тем, что у него всё в порядке, тем, что это не грех. Но даже если человек просто будет думать подобным образом, это уже будет грехом. До чего же доходит человеческая логика! Чело­век [умудряется] выполнять установленные Церковью посты, но при этом и не лишаться того, что во время этих постов он потерял. Э-э, ну как после этого [в та­ком человеке] устоит Дух Святый?

А посмотри, каким любочестием отличаются некото­рые семейные люди! Какого раз один очень простой человек, имевший девять детей, пришёл на исповедь, и духовник благословил его причаститься. «Эх, батюшка, — ответил тот, — Куда мне там причащаться! Ведь кушаем-то мы с маслицем. Я ведь работаю. И дети мои тоже». — «А сколько у тебя детей?» — спросил его духовник. «Девять». — «А много ли масла вы добавляете в пищу?» — «Две ложки растительного». — «Сколько же масла тебе достаётся, горемыка ты мой? — воскликнул духовник. — Иди и причащайся!» На одиннадцать душ — всего-навсе­го две ложечки растительного масла. И при этом его ещё мучил помысл!

Я знал мирян, освятившихся от той аскезы, кото­рую они совершали. Да вот не так много лет назад на Святой Горе трудился один мирянин со своим сыном. Они проработали на Афоне долгое время. Потом у них на родине нашлась хорошая работа и отец принял ре­шение уехать со Святой Горы, забрав с собой и ребён-



Наши рекомендации