Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Перевел: Даниял Абу Исмаил Ар-Руси
Дела смут и происки врагов [теоретиков заговоров, рационалистов, сектантов, отклонившихся, сект, не следующих Руководству ни в этих делах, ни в каких других делах религии; и правильнее будет сказать, что ученые Сунны (наследники Пророков) являются нашими руководителями в подобных вопросах!]
[1] Среди дел и руководства относительно смут:
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и то, что передано от него, является положением, к которому возвращаются в понимании этих вопросов (смут). Следовательно, нельзя возвращаться в этом к следующим: а) повествованиям от ахлюль-китаб (иудеев и христиан); б) мнениям и страстям; в) слабым и выдуманным хадисам; г) кыясу и политическим, экономическим и социальным анализам. Следует начинать с хадисов относительно смут, предзнаменований Часа и того, что следует предпринимать, чтобы противостоять смутам в Религии, а Религия – это таукиф (т.е. ее источник может быть установлен только из Божественных текстов Корана и подлинной Сунны).
Поэтому все, что сообщается от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с иснадами относительно того, что будет иметь место в мире, является обязательным для каждого мусульманина уверовать в это, доходит ли он до этого разумом или нет. И это – подтверждение свидетельства о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) является Посланником Аллаха (Свят Он и Велик). Аллах Высочайший сказал:
«Он не говорит по прихоти. Это – всего лишь внушаемое ему Откровение» (53:3-4)
И Аллах Высочайший сказал:
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам». (59:7)
Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, рассказал: «(Однажды) когда мы находились в обществе посланника Аллаха ﷺ, к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал. Он сел напротив пророка ﷺ так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и сказал: «О Мухаммад, поведай мне об исламе». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это». (Этот человек) сказал: «Ты сказал правду», — а мы подивились тому, что он задаёт пророку ﷺ вопросы и подтверждает правдивость его слов. (Потом) он сказал: «А теперь поведай мне о вере». (Посланник Аллаха ﷺ) сказал: «(Суть веры заключается в том,) чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного», — (и этот человек снова) сказал: «Ты сказал правду». (Потом) он сказал: «Поведай мне о чистосердечии». (Посланник Аллаха ﷺ) сказал: «(Суть чистосердечия в том,) чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, ( помня о том, что) Он, поистине, видит тебя». (Потом) он сказал. «(А теперь) поведай мне об этом Часе». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос». Он сказал: «Тогда поведай мне о его признаках». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «(Признаком приближения этого Часа станет то, что) рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ». А потом (этот человек) ушёл, когда же прошло некоторое время, посланник Аллаха ﷺ спросил: «О Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?» Я сказал: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». (Тогда) он сказал: «Поистине, это — Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии»». (Сахих Муслим, 8)
Свидетельство этого хадиса -- это высказывание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, это – Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии». И руководящим принципом в данном хадисе служит то, что Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) задали вопрос о Часе и его обстоятельствах, и он установил, что это то, что входит в вопросы религии. Смуты и их признаки – знамения, связанные с наступлением Часа. Таким образом, они включены в дела религии, и нельзя говорить о них, основываясь на собственном мнении (суждениях, анализах, интерпретациях).
[2] Возвращаться к авторитетным ученым во времена смут и в делах, связанных с безопасностью общества, и не распространять новости в спешке.
Аллах Высочайший сказал:
«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за дьяволом». (4:83)
Имам Ибн Касир (рахимахуЛлах) сказал: ”в этом аяте есть упрек против того, кто рвется к делам, и, не проверяя, распространяет новости, в которых, пожалуй, и нет достоверности”
Таким образом, этот аят обязывает проверять и разъяснять услышанное, как упомянул Ибн Касир (рахимахуЛлах). Он упрекает того, кто спешит в передаче и распространении (новости) до подтверждения ее правдивости.
Этот аят (также) направляет к другому вопросу, а это – важные новости касаемо общественной безопасности и угроз, которые могут быть переданы только теми, кто из числа ученых и правителей, а не простых людей, ибо нет никакой пользы в их передаче простого народа; а то, что приносит пользу, то оно передается от обладающих властью, потому что они разбираются в делах и преимуществах, которые извлекаются из них. Они являются теми, кто способен предотвращать вред.
Ибн Касир затем упоминает ряд повествований об осторожности, о торопливости и отсутствии проверки новостей - и от них идет повествование от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллаха), что Пророк (мир ему и благословение) сказал: ‘достаточно для человека доказать, что он лжец, когда он идет рассказывать все, что слышит’.
И Мугира Бин Шубах (да будет доволен им Аллах) сказал: ‘Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил «Киля уа Кааля» (т. е. то, что говорят от себя люди)’.
Имам Саади (рахимахуЛлах) сказал об этом аяте (т. е. 83 аят, Сура «Ниса»), что он содержит приказ Аллаха к поведению Его рабов, чтобы они не рассказывали сразу же то, что слышат. И этот аят обязателен для них, когда доходит какое-то дело из важных дел: общее благо, что-то важное для народа, то, от чего зависят радости печали, или угрозы, приводящие к погибели – и они должны проверить их и не торопиться в распространении. Скорее, они должны обратиться к Посланнику (мир ему и благословение), а затем к тем, кто у власти – людям знания, тем, кто может дать хороший совет, , кто подходит к делам со спокойствием, и они являются теми, кто знает, что противоречит пользе для общества Так что, если они видят, что распространение таких новостей будет наиважнейшим благом для мусульман, укрепит их, принесет счастье и сделает их бдительными к своим врагам, то они будут распространять такие новости, но если они видят, что нет главенствующей пользы в распространении таких новостей, или что есть польза, но больше вреда в этом; тогда они не будут распространять такие новости. Вот почему Аллах сказал: