Переписка святителя Игнатия с игуменом Дамаскиным 1 страница
Предисловие
Впервые публикуемые письма святителя Игнатия (Брянчанинова) к настоятелю Спасо-Преображенского Валаамского монастыря игумену Дамаскину имеют несомненную духовную и историческую ценность. Они принадлежат перу выдающегося иерарха Русской Православной Церкви: богослова, аскета, духовного писателя. Эти письма свидетельствуют о его внутренней жизни. Они, как писал историограф Валаамской обители иеромонах Иувиан (Красноперов, 1880–1957), «…открывают нам интимную сторону его души, его дорогое сердце, его чуткость и бережное отношение к душевной чистоте, его глубокую веру в Божественный Промысл и религиозное начало, как главные факторы жизненных отношений, его благодушное перенесение всех жизненных скорбей, угнетений и клеветы» [985]. За тканью письменных свидетельств прослеживаются события, повлиявшие на историю Православия в Финляндии и на Кавказе. В них открываются малоизвестные факты промыслительного участия святителя Игнатия в судьбах Валаамской обители. Эти письма полезны нам не только как источник духовных назиданий и ценных биографических подробностей, но и как образец высокой эпистолярной культуры. Взаимоотношения святителя Игнатия и игумена Дамаскина представляют существенную страницу в истории русского монашества XIX века.
Игумен Дамаскин (Кононов, 1795–1881), корреспондент святителя Игнатия, управлял Валаамским Спасо-Преображенским мужским первоклассным монастырем с 1839 по 1881 годы. Подробное жизнеописание подвижника, впервые опубликованное в 1892 году в Санкт-Петербурге, в последнее время переиздавалось дважды: Духоносный пастырь Валаама. Жизнеописание и поучения игумена Дамаскина Валаамского (1795–1881). М., 2001.; Настоятель Валаамского монастыря игумен Дамаскин. Валаамский Патерик. М., 2001.
История монашества на Валааме имеет свою особую хронологию. Есть древность, освященная именами апостола Андрея Первозванного и преподобных основателей монастыря Сергия и Германа; есть «золотой век» расцвета, когда валаамскими иноками были будущие преподобные — Александр Свирский, Арсений Коневский, Савватий Соловецкий; есть трагическое столетие шведского владычества; есть период возрождения, строительства крепкого монастырского «фундамента» игуменом Назарием; есть эпоха Дамаскина, эпоха становления «Северного Афона» России…
Дамиан Кононов (так звали о. Дамаскина до пострижения в монашество) родился в 1795 году в деревне Репенки Мичковской волости Старицкого уезда Тверской губернии. Его родители, Конон и Матрона, происходили из экономических крестьян. «Еще с юных лет Господь вдохнул избраннику Своему благие чувства — идти по пути заповеди Господней» [986]. В 1816 году Дамиан совершил с товарищами паломничество в Киево-Печерскую Лавру. Через год, уже один, отправился он к Соловецким чудотворцам, а на обратном пути посетил Ондрусову пустынь и Валаамский монастырь. На Валааме «одну или две ночи» [987] провел и поспешил домой. Летом 1819 года вернулся в монастырь, осенью трудился за святое послушание, а на зиму поехал в родную деревню получить увольнение от общества и родительское прощальное благословение.
В 1820 году Дамиан Кононов вступил в число Валаамской братии, стал проходить разные послушания: был конюхом, рабочим нарядчиком, шил сапоги и рукавицы, охранял остров, работал в хлебопекарне. В 1825 году, 12 декабря, на 31 году жизни принял монашеский постриг с именем преподобного Иоанна Дамаскина. Все три рода иноческой жизни испытал монах Дамаскин: киновию, скит и пустынь. Весной 1838 года, на пятый год «исправления» послушания скитоначальника в скиту во имя Всех Святых, произошло их знакомство с архимандритом Игнатием (Брянчаниновым).
Это было сложное для Валаамского монастыря время. Живший за штатом игумен Варлаам, бывший настоятелем Валаамской обители в 1830–1833 годах, и монах Иосия написали несколько доносов, в том числе на Высочайшее имя, в которых обвинили игумена Вениамина — управлявшего монастырем с 1833 года — в потакании якобы возникшей на Валааме масонской ереси и неспособности его к настоятельству. Часть братии поддержала их обвинения, часть — осталась на стороне игумена Вениамина. Начались нестроения, развилась взаимная неприязнь. Дело было передано на рассмотрение в Святейший Синод. По предложению Обер-прокурора Синода графа Н. А. Протасова разобраться в причинах происходившего в монастыре было поручено настоятелю Свято-Троицкой Сергиевой пустыни архимандриту Игнатию. Его помощником был назначен строитель Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря отец Серафим. Следствие продолжалось почти полгода. Обстоятельный и пунктуальный доклад архимандрита Игнатия по этому вопросу лег в основание донесения Митрополита Серафима Святейшему Синоду и определения Святейшего Синода «по предмету Валаамских беспорядков» [988]. Виновных в распрях удалили с Валаама, а подозревавшихся в ереси отправили в Троице-Сергиеву пустынь под надзор настоятеля «для испытания в образе мыслей и поведения» [989]. Во время исполнения поручения Синода архимандрита Игнатия назначили благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии, благодаря чему он приобрел еще большее влияние на решение дел на Валааме. Высокие церковные власти отнеслись к его деятельности с доверием, что выразилось в принятии синодального определения, которым поручалось архимандриту Игнатию рекомендовать кандидата, способного и достойного быть настоятелем Валаамского монастыря. Таким кандидатом был назван о. Дамаскин, единственный, по словам архимандрита Игнатия, «…довольно искусный монах во всем Валааме» [990].
Избрание и назначение отца Дамаскина настоятелем монастыря совершилось в короткие сроки. Покинув Валаам в ноябре 1838 года простым монахом, он возвратился в родную обитель в марте 1839 года игуменом. «Постепенно, но неуклонно и неустанно начал о. Дамаскин восстанавливать прежнее внутреннее благоустройство… и достиг своей цели, привел обитель в самое цветущее состояние. Братство ее возросло, нравственные силы ее развились, во внутреннюю жизнь ее вдохнут был Божественный огонь истинного подвижничества. Самое святое имя ее было прославлено до конца земли» [991]. Игумен Дамаскин управлял Валаамским монастырем 42 года. Он преставился 23 января 1881 года старого стиля.
Публикуемый массив писем охватывает период с ноября 1838 года по апрель 1867 года. Хронологически он делится на три группы, соответствующие этапам биографии святителя Игнатия. Письма: а) «Петербургского периода» (1838–1857), б) «Кавказского периода» (1857–1861) и в) «Бабаевского периода» (1861–1867). По преобладанию той или иной тематики, письма можно условно классифицировать как «личные» и «служебные». К первым относятся, в основном, письма «Петербургского периода», времени, когда взаимоотношения о. Игнатия и о. Дамаскина определялись их служебным положением, иерархической подчиненностью настоятеля Валаамского монастыря архимандриту Игнатию, благочинному монастырей Санкт-Петербургской епархии. Этика служебных отношений, вопросы практической необходимости диктовали форму и содержание писем. В них нет никаких подробностей личной, внеслужебной жизни Святителя. Все они посвящены решению вопросов, возникавших в ходе управления Валаамским братством. Вместе с тем, по своему характеру письма проникнуты душевным расположением и участием к настоятелю Спасо-Преображенского монастыря [992]. Понимая, с какими трудностями пришлось столкнуться игумену Дамаскину, архимандрит Игнатий советует как поступать, утешает в скорбях и подкрепляет ободряющим словом. Обладая большим опытом в управлении монастырем [993] он учит о. Дамаскина премудростям настоятельской должности, а иногда и отчитывает за допущенные ошибки.
С отъездом святителя Игнатия на Кавказ изменяется содержание посланий. Характер их отношений утрачивает необходимую по службе официальность и приобретает черты духовной дружбы. Епископ Игнатий сообщает многие подробности своего устройства на новом месте, делится сокровенными размышлениями о жизни земной и вечной, рассказывает о скорбях по болезненности, мучившей его.
Пребывая на покое в Николо-Бабаевском монастыре владыка Игнатий не забывал Валаама, живо интересовался всем происходившим в обители. Последним посланием Святителя, отправленным на Валаам, стало его Пасхальное приветствие 1867 года. Ответное письмо игумена Дамаскина уже не застало адресата: земное странствие любимого наставника и благодетеля Валаама окончилось…
Из содержания самой переписки ясно, что до нас дошли не все письма епископа Игнатия (Брянчанинова). Когда и при каких условиях часть эпистолярного наследия утрачена — неизвестно. Иеромонах Иувиан (Красноперов), ставший по призванию «валаамским летописцем», сообщал в «меморандуме», открывавшем папку с сохраненными письмами, следующее: «В виду исключительного интереса и значения писем святителя Игнатия Брянчанинова к настоятелю Валаамского монастыря, игумену Дамаскину, которого он воззвал к управлению сей обителью, хранившихся в архиве монастырской канцелярии, вместе с письмами других лиц, письма эти в 1920 году мною были извлечены из пачки писем за 1838–1867 годы и выделены затем в особую нарочитую папку.
Всего было собрано писем святителя Игнатия — 54. Затем со всех этих писем сняли копии и сосредоточили в особом деле за № 32–1920. В этом деле сосредоточено также описание всех духовных и материальных благодеяний, оказанных приснопамятным Святителем Игнатием Валаамской обители. Таким образом составился большой фолиант, в несколько десятков страниц, напечатанных на машине и написанном в двух экземплярах, из коих один хранился в архиве, а другой — в канцелярии.
Все это сделано из чувства благоговения и глубочайшего уважения к Преосвященному автору названных писем, — этой красы Русского православного иночества, деятельного учителя монашествующих не только в своих аскетически-богословских сочинениях, но и во всей его жизни, представлявшего дивную картину самоотвержения, доблестного служения долгу, борьбы со страстями, скорбями, болезнями и клеветами, не щадившими и этого Божиего избранника, — картину жизни строго иноческой, аскетической, истинно преподобнической.
“Письма святителя Игнатия Брянчанинова к настоятелю Валаамского монастыря, о. игумену Дамаскину, за 1838–1867 годы” № 32–1920 года, — так назывался этот исторический для нашей обители фолиант, утраченный в его двух экземплярах при эвакуации монастыря» [994].
По условиям мирного договора от 12 марта 1940 года между Советским Союзом и Финляндией на отвод войск, вывоз имущества и сдачу территорий отводилось не более десяти дней, а для Валаама этот срок составлял три дня. Предстояло эвакуировать множество предметов церковной утвари, библиотеку, архив, весь монастырский провиант, рухлядный товар, лошадей и коров. Вся братия уже жила на материке, и эвакуацией занимались несколько специально приехавших иноков вместе с финскими солдатами и офицерами. Продукты и живность, по распоряжению военных властей, вывезли в первую очередь. Если бы не задержка со сдачей соседнего острова Мантисаари, отложившая появление советской администрации на два дня, то оставленных на Валааме ящиков с архивными документами оказалось бы гораздо больше.
После установления новой власти на островах примерно 300 дел были переданы в архив г. Петрозаводска. Среди них — машинописные копии писем святителя Игнатия к игумену Дамаскину в количестве 46 экземпляров [995]. Это один из тех фолиантов, которые считал утраченными иеромонах Иувиан.
Автографы писем находятся в Финляндии, в архиве монастыря «Новый Валаам». В 1984 году, по данным иеромонаха о. Пантелеимона (Сархо), писавшего работу на тему «Епископ Игнатий (Брянчанинов) и Валаамский монастырь» [996], в финском архиве хранилось писем Святителя числом 55. В середине 90-х годов, когда возрождался наш Валаамский монастырь, настоятель Спасо-Преображенской обители архимандрит Панкратий (Жердев), благословил снять копии с памятных Валааму документов для пополнения собственного архива обители. С разрешения архимандрита Пантелеимона (Сархо), настоятеля Ново-Валаамского монастыря, эта работу проделал иеродиакон Онуфрий (Маханов). В архиве Валаамского монастыря, на подворье в Санкт-Петербурге, хранятся 52 копии писем святителя Игнатия к игумену о. Дамаскину. Это собрание легло в основу данной публикации. Письма сверены с машинописными копиями 1920 года из Национального архива Карелии (HAK). К общему собранию добавлено одно письмо (от 25 сентября 1855 года. №24), опубликованное в 1995 году игуменом Марком (Лозинским) [997] и три письма из собрания HAK (от 19 марта 1852 года. № 20; от 9 января 1853 года. № 22; от 16 ноября 1857 года. № 35).
Искреннюю благодарность за бескорыстное содействие в подготовке материалов приносим Вере Петровне Новак (Архив Валаамского монастыря, г. Санкт-Петербург), Наталье Ивановне Пономаревой (Национальный архив Карелии, г. Петрозаводск) и Алексею Евгеньевичу Белоножкину (Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, г. Санкт-Петербург).
Игорь Родченко
№ 1
Получено 18 ноября 1838 года.
Честный монах отец Дамаскин! [998]
Его Высокопреосвященство [999]желает лично Вас узнать, и потому усердную принесите молитву Господу Богу и святым угодникам, Сергию и Герману Валаамским [1000], ничтоже сумняся, немедля нисколько, в предписываемый Вам путь отправляйтесь [1001].
Архимандрит Игнатий.
Ноября 2, 1838.
№2
Получено 23 апреля 1839 года.
Честнейший отец Игумен Дамаскин!
Два письма Ваши получил [1002]. Диакона Ивана Николаева допрашивал, что он имеет донести, и когда он отказался, то, взяв с него подписку, препроводил в Зеленецкий монастырь, впредь до решения касающихся до него дел. Отец Осип подал Обер-прокурору письмо, чтобы переместить его в Софрониевскую или Саровскую пустыню; обещался сделать [1003]. С присланною повесткою нечего делать, ибо почтамт не решится приказать Сердобольскому почтмейстеру [1004] Вам выдать деньги, не зная обители ли они принадлежат, или собственно игумену Вениамину [1005]; почему деньги обратятся в то место, откуда присланы; и если они назначены для обители, то паки возвратятся уже с подписию, в коей Вениамин не будет упоминаться. План мой приехать к Вам весною едва ли не расстроился: ибо посылают меня в Новгородскую епархию, по некоторому важному делу [1006], с одним из флигель-адъютантов, что задержит меня там почти целый месяц.
Затем, желая Вам мира и любви и прочих душевных благ, равно как и доброго здравия со всею во Христе братиею, остаюсь готовый к услугам сомолитвенник
Архимандрит Игнатий. Апреля 12 дня 1839 года.
<примечания>
№3
Получено 12 мая 1840 года.
Возлюбленнейший о Господе отец Игумен Дамаскин!
Письмо Ваше, и в другом пакете репорт, я получил. Пусть ветры бурные дышут и волны свирепые ударяют, но они не могут повредить храмине Вашей душевной, если основание оной будет постоянно утверждаться на твёрдом камени заповедей Христовых. Послушайте мирно, что скажу Вам от исполнения душевного к Вам расположения и участия.
Ваш репорт ко мне не имеет места: ибо содержит в себе жалобу на распоряжение Преосвященного Викария [1007]. Поэтому, если дать ему какой-либо ход, — значит навлечь на Вас негодование Преосвященного и подвергнуть большим неприятностям, нежели в каковые Вы теперь поставлены. Хотя и тяжко Вам перенести, и по внешнему нашему суждению представляется вредным для общества поощрение, или потачка, данная иеродиакону Иосифу [1008], однако Промысл Божественный силен исправить всё, и из обстоятельств по видимому неблагоприятных источить следствия спасительные, как из камня воду. Сохраните мир душевный молитвою и упованием, предоставя Богу то, что не в Ваших силах.
Сколько слышал я, следствие произведено отцом Амфилохием [1009] порядочно. Думаю, слухам, изложенным в письме Вашем, нельзя вполне верить. Враг только того и ищет, чтобы кого поссорить. Посудите сами и уразумейте коварство вражие: отец Игумен Коневский также пишет ко мне, и из его письма я понял, что он сомневается о Вашей отлучке в Петербург [1010] в то время, как он был для следствия на Валааме. Видите кознь врага! В житии святого Нифонта описывается, как враг пошептал двум мущинам, и они тотчас начали ссориться [1011]. И здесь то же. Постарайтесь для общей пользы и для собственной душевной пользы примириться с отцом Игуменом Амфилохием, о чем и ему также пишу.
Изволите описывать о неблагонадежности иеромонаха Варсонофия [1012], обнаружившейся при настоящем случае. Припомните, что я вам говорил! Таковых людей, когда они пожелают выдти из монастыря, тотчас надо увольнять с миром; они могут на время скрыть своё неблагорасположение, но при первом удобном случае обнаруживают оное и часто причиняют вред, долго исцелиться не могущий.
Поздравляю Вас и всю возлюбленнейшую о Христе братию с Светлым Праздником праздников, и приветствую радостным поздравлением: Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Любезнейший Батюшка! Апостолы Слова, пастыри церковные, настоятели обителей, словом, во всяком сане угодники Божии, посреде многих скорбей и искушений пасли вверенное им стадо. И се есть праздник любимца Божия, егда послет ему Господь дарование скорбей. Сию чашу Сын Божий испил и обещал всем Своим последователям. И потому возопил Апостол: благоволю в немощах моих, в скорбях и в теснотах. Аще без наказания есте, прелюбодейчищи есте, а не сынове [1013].
Молим Господа, чтоб даровал нам в скорбях терпение и сохранил нас от великого бедствия — от ненависти к оскорбляющим нас.
Прошу Ваших святых молитв и молитв всего Вашего о Господе братства.
Остаюсь навсегда Ваш покорнейший слуга
Архимандрит Игнатий.
26 апреля 1840.
№4
Получено 18 августа 1840 года.
Почтеннейший отец Игумен!
Ежели нет особенно важных причин, по коим нужно удержать во вверенной Вам обители бывшего ризничего [1014], Иеромонаха Александра [1015], то потрудитесь подписать на просьбе его об увольнении в Киев Ваше согласие и с сею просьбою, изготовленною на имя Преосвященного Викария [1016], отпустите просителя в Сергиеву Пустыню [1017], снабдив его надлежащим билетом [1018].
Также поспешите прислать ко мне просьбу монаха Константина [1019], отправленную к Вам 13 числа прошедшего июля.
Архимандрит Игнатий. Августа 9 дня 1840 года.
№ 5
Получено 11 сентября 1840 года.
Ваше Высокопреподобие! Отец Игумен Дамаскин!
Как Вы в настоящее время находитесь в городе, то и препровождаю к Вам послушника вверенной Вам Валаамской обители Апухтина [1020], с тем, чтобы Вы распорядились, дабы оный по болезненности своей никуда не отлучался из часовни [1021], кроме Невской Лавры [1022] для присутствия у церковных служб и ходатайств о паспорте.
Благочинный, Архимандрит Игнатий.
1840, сентября 11 дня.
№ 6
Получено 20 марта 1841 года.
Преподобнейший отец Игумен Дамаскин! Послушник Вашей обители Иоанн [1023], получивший от Вас билет в С.-Петербург, прибыл ко мне; но я, видя, что нравы его еще не растленны и что вышел он единственно по сердечной брани, — притом, живя в другом месте близ вин [1024] ко греху, удобно может повредиться, — склонил его обратиться паки на Валаам. Примите его благосклонно, он к Вам весьма расположен и, кажется, на Валааме будет не лишним. Ваш усердный сомолитвенник
Архимандрит Игнатий. 1841 года, марта 10 дня.
№ 7
Получено 19 декабря 1841 года.
Ваше Высокопреподобие! Честный отец Игумен!
Как в сем случаю, так и во всех прочих, прошу Вас иметь в виду пользу и спокойствие обители Вашей, а не удовлетворение моего желания, которое теперь состоит в том, чтоб Вы изъявили согласие на принятие старца Пафнутия [1025] в Вашу обитель. Примите ли, откажите ли, прошу поскорее меня уведомить. Желая Вам всех благ, остаюсь навсегда
Ваш усердный к услугам
Архимандрит Игнатий.
1841 года, ноября 18 дня, Сергиева Пустыня.
№ 8
Получено 9 октября 1842 года.
Ваше Высокопреподобие!
Честнейший отец Игумен Дамаскин!
Письмо Ваше от 30 августа получил сего 19 числа сентября. О деньгах намереваюсь известить Вас особенным отношением; а о прочих пунктах письма Вашего предлагал я Его Преосвященству Викарию [1026]. 1) На посвящение монаха Амфилогия [1027] в иеромонаха. Он, Владыка, согласен; почему бумаги по сему предмету, Вами присланные на имя Митрополита [1028], я ему представил при репорте и оные пущены в ход.
2) Послушник Иван Григорьев [1029] подал о увольнении из духовного звания в первобытное, на что Владыка также согласен.
3) Василий Борисов [1030] обещался здесь, в Сергиевой Пустыне, поговеть и приобщиться; посмотрим, что будет. Однако Преосвященному Викарию я о нем сообщил. 4) Присланныя бумаги о шалостях финляндских крестьян [1031] представил я Преосвященному Викарию, который нашел за нужное по важности их войти в переписку с Финляндским Генерал-губернатором [1032], почему вы немедленно с имеющихся у вас черновых бумаг, переписав набело, пошлите в Выборгское губернское правление; сие пишу Вам по приказанию Преосвященного. 5) О постройке ограды скитской нужно принять особенные меры, по следующей причине: ныне вышел закон [1033], что если производиться будет в монастыре работа на монастырскую неокладную сумму в 5 тысяч и выше, то оную постройку производить по правилам строительным, то есть составить план и фасад с сметою по урочным реестрам и с справочными из присутственного места ценами представить на рассмотрение Святейшего Синода; по получении разрешения самые работы производить по журналам и представлять ежемесячные ведомости, а по окончании всего составить отчет и оный представить начальству. Если у Вас нет людей, знающих для составления всего вышепрописанного, то в Петербурге можно все сие получить тысячи за три, едва ли менее. А посему лучше так сделать: пусть г-н Набилков [1034] подаст просьбу или письмо на имя Ваше, что он желает ограду выстроить на свой счет, не обозначая суммы; вы сие письмо представите при репорте за подписанием Вашим и старшей братии Преосвященному.
Вы не оскорбитесь, что иеродиакон Иосиф [1035] к Вам обратно прислан, и в Указе воспрещено Вам высылать самоуправно людей из обители. Что делать! Такова настоятелей участь, особенно при перемене правления. Если прежде сия высылка снисходилась, то это по милости, а не по закону.
Усердно желая Вам всех благ, а для обители устройства, имею честь быть
Ваш покорный слуга и сомолитвенник
Архимандрит Игнатий.
22 сентября.
№ 9
Получено 24 сентября 1842 года.
Ваше Высокопреподобие!
Честнейший отец Игумен Дамаскин!
Письма Ваши получил; и как прежде Вам писал, так и ныне повторяю, что при всякой перемене Правителя [1036] бывает некоторая перемена и в управлении. Почему не дивитесь о возвращении к Вам иеродиакона Иосифа [1037] и о выговоре за присылку его в Консисторию [1038]; это дело может поправиться и обойтись. Приездом Вашим повремените до возращения к вам о. Амфилохия [1039], чтобы не встретить здесь какой неприятности. Разве после Рождества подыметесь с Валаама.
Слава Богу, водворяющему тишину в обители Вашей.
Кланяюсь всему братству Вашему и прошу святых молитв.
Архимандрит Игнатий. 19 ноября 1842 года.
О убытках, понесенных от разбитой соймы [1040], на какое количество суммы, надо репортовать, хоть мне.
№ 10
Получено 16 мая 1843 года.
Высокопреподобнейший отец Игумен!
Письмо Ваше имел честь получить и весьма сожалею, что к Вам присылают много подначальных [1041], от которых нельзя ожидать ничего другого, как только расстройства обители. Я на сей предмет не могу иметь прямого влияния, а советую Вам обратиться с просьбою к Преосвященному Иустину [1042], Пастырю доброму и благорассмотрительному. Если же я буду спрошен, то не премину сказать в пользу Вашей обители, в которой присутствие подначальных производит особенный вред.
Желая Вам и всей о Господе братии Вашей доброго здравия и душевного спасения, прошу Ваших святых молитв и остаюсь усердный к услугам
Архимандрит Игнатий. 1843 года, мая 6 дня.
№ 11
Получено 27 декабря 1844 года.
Преподобнейший отец Игумен!
Письмо Ваше от 19 октября я получил. О подвозе вина и рому [1043], равно и о строении пристани поручаю Вам, отобрав объяснение от иеромонаха Моисея [1044], представить ко мне. Всё сие сделайте без огласки.
Благочинный Архимандрит Игнатий.
1844 года, ноября 9-го дня Сергиева Пустынь.
№ 12
Получено __ марта 1845 года.
Высокопреподобнейший отец Игумен!
Письмо Ваше от 21 февраля я получил. С удовольствием увидел, что обстоятельства и нужды Ваши изложены в нем с удовлетворительною ясностию, верностию и подробностию.
Таковое изложение, изображая Ваши мысли управления монастырем, может дать Вам особенный вид пред Вашим начальством, которое смотрит на Ваши бумаги всегда, а поверять Ваш образ действий может только изредка.
Суждение Ваше о иеромонахах я нахожу основательным. Требование иеромонахов на Флот [1045], как государственная необходимость, должно быть Вами удовлетворено. Иеромонах Варсонофий [1046], отказывающийся служить чреду в монастыре, не отказывается быть на Флоте. Трех иеродиаконов, которых желаете представить в иеромонахи, вышлете ко мне немедленно, ибо я должен аттестовать их знание в Катехизисе, которое, если найду недостаточным, то могу занять их здесь и приготовить, как должно. Представление о них напишите на имя Его Высокопреосвященства [1047] и пришлите ко мне при репорте, потому что я должен на представлении Вашем сделать подпись. Постарайтесь сделать все сие нисколько не медля. В таковом случае новые иеромонахи могут поспеть в монастырь к тому времени, как некоторые выбудут на Флот.
Остается сказать о учении Катехизиса и Священной истории. Озабочивайтесь, отец Игумен, о приведении в исполнение воли Архипастыря. Нужно терпение, при котором и малоспособные могут изучить сии предметы, столько по себе важные и столько по ясности и немногосложности своей нетрудные, — хотя не скоро, не в полгода, не в год, — в два, в три года. Если Бог приведет летом быть в обители Вашей, то желаю подробно вникнуть в предмет сей, причем легко можно будет усмотреть, кто способен, кто не способен и кто представляется неспособным по упрямству или лености. Для последних можно придумать и наказание.
За тем поручая себя Вашим святым молитвам, имею честь быть готовый по услугам Вашим.
Благочинный — Архимандрит Игнатий.
1845 года, марта 5-го дня, Сергиева Пустыня.
№ 13
Получено 19 мая 1845 года.
Преподобнейший отец Игумен Дамаскин!
Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Митрополит Антоний [1048] поручил Его Преосвященству, Преосвященнейшему Иустину [1049] осмотреть монастыри Валамский и Коневский. Его Преосвященство предполагает выехать из С.-Петербурга в сопровождении Благочинного Монастырей [1050] 5 июня, 10 служить в Коневском монастыре [1051], 11 рано утром оттуда выехать, с тем, чтоб 12 быть в Сердоболе. Ваш катер должен быть уже 11 в Сердоболе, чтоб при приезде Его Преосвященства не могло произойти ни малейшего замедления. Келлии для Его Преосвященства должны быть очищены настоятельские; равно и в Скиту должны быть приготовлены таковые же. Служить он намеревается у Вас 17, а на другой день рано утром от Вас выехать.
Встретит его в Сердоболе казначей [1052], а Вы с братиею в облачении и с крестом на берегу. Крест должен быть положен на блюдо, так чтоб рукоять его приходилась против правой руки Преосвященного. При отъезде Преосвященного Вам следует проводить его до Сердоболя.
Свита будет на пароходе.
Благочинный Архимандрит Игнатий.
15 мая 1845 года.
№ 14
Получено 20 июля 1846 года.
Высокопреподобнейший отец Игумен!
Приношу Вам сердечную мою благодарность за приглашение Ваше участвовать при закладке храма в Скиту Валаамского монастыря [1053]; я бы удовлетворил желанию Вашему с большим удовольствием, но обстоятельства мои никак не позволяют мне оставить Сергиевой Пустыни в настоящее время, когда обитель сию посещает многочисленная и избранная публика.
Имея нужду видеть лично рясофорного послушника обители Валаамской Ивана Байкова [1054], прошу Вас выдать ему билет до меня и обратно на 14 дней. Поелику же обстоятельство, по которому я его вызываю, требует, чтоб я имел о нем точные и полные сведения, то потрудитесь препроводить мне с оным Байковым его формулярный список, отметив правильнейшим образом его поведение.
Прося Ваших и братства Вашего молитв имею честь быть Вашим покорнейшим слугою
Архимандрит Игнатий. 17 июня 1846 года.
№ 15
Получено 21 декабря 1846 года.
Ваше Высокопреподобие, достопочтеннейший отец Игумен!
Письмо Ваше имел честь получить; сердечно благодарю Вас за искренность Вашу ко мне недостойному. При таковом расположении души Вашей можно ожидать особеннейшей пользы для обители Валаамской.
Если Вы находите иеродиакона Макария [1055] благонадежным в должности ризничьего [1056], то можно произвесть его во иеромонаха и сделать или указным ризничим [1057], или исполняющим должность ризничего. Очень согласен я на назначение Ваше иеромонаха Виктора [1058] Наместником [1059], а иеромонаха Виталия [1060] казначеем [1061]. Когда пожалуете в Петербург, то можно о всем этом сделать распоряжение и представление.