Философские и религиозные учения
Начиная с Вед, в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм – религия самих Вед. Для него характерно многобожие и антропоморфность.
На новом – эпическом – этапе (I тыс. до н.э.) ведизм трансформируется в брахманизм. Он представляет собой более стройное учение о мире, в котором прежнее множество богов сведено к троице. Абсолютная и неопределенная сущность – Брахман – проявляется в триедином божестве: Брахма – творец мира; Вишну – охранитель мира; Шива – разрушитель мира. Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивавшие по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений. Брахманы – 1. Одна из высших каст по происхождению – древнее сословие (Варна) жрецов. 2. Древнеиндийские священные книги (VIII-VI вв. до н.э.), дополняющие описание ритуала ведической религии.
В середине I тысячелетия н.э. брахманизм переходит в индуизм, который ассимилирует многие индийские верования – от языческих до буддизма. Эта религия является результатом развития ведической религии и брахманизма, она наиболее крупная по числу последователей, около 95 % всех индуистов в Индии. В наши дни самостоятельной ветвью индуизма является кришнаизм. Включение в индуизм различных культов осуществляется через концепцию аватары (воплощений) Вишны. Согласно этой концепции, Вишна нисходит в мир, перевоплощаясь в различные образы. Таких аватар – десять, из которых главными являются седьмая, восьмая и девятая. В них Вишну принимает облики Рамы, Кришны и Будды. Священным писанием индуизма является «Бхагаватгита» (Господня Песня) – одна из частей «Махабхараты». Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за все содеянное в жизни. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах.
Для религиозной жизни индийцев характерно сохранение самых ранних форм религии – фетишизма и тотемизма, о чем свидетельствуют поклонение многим животным. Коровы и быки из породы зебу, которые используются в хозяйственных работах. Особое внимание уделяют обезьянам. Они тысячами живут в храмах, получая от людей пищу и уход. Еще большим поклонением пользуются кобры. В Индии существует настоящий культ змей. Им возводятся храмы, о них складываются легенды. Змея воплощает вечное движение. Каждый год, в конце июля, торжественно отмечается праздник змей. Их угощают медом и молоком, осыпают цветочной пыльцой, к их норам кладут цветы жасмина и красного лотоса. В благодарность змеи в этот день не кусаются. Некоторые животные связываются с определенными богами, которых они олицетворяют: корова – с Кришной, кобра – с Шивой, Гусь – с Брахмой.
Буддизм – первая мировая религия. Это великое знание Древней Индии. Все цивилизации последних 2,5 тыс. лет испытали влияние буддизма: иудаизм, христианство, ислам. Основателем был принц Сиддхаратха Гаутама (около 560 – около 480 гг. до н.э.), известный под именем Будда, т.е. Просветленный. Сын царя небольшого государства на севере Индии, воспитывавшийся в роскоши и веселье. В детстве и юности знал только радости жизни. Родители оберегали его от внешнего мира, от неприглядных сторон человеческого бытия (болезни, страдания, смерть). Но в поле зрения принца во время прогулки попали и изможденный больной, дряхлый старик, усопший. Эти встречи повергли беспечного принца в смятение и изменили его мировоззрение. Он узнал, что миром правит страдание. В возрасте 29 лет Гаутама ушел из дома, оставил семью, богатство, чтобы стать бродячим аскетом. Около 7 лет он провел в поисках верного пути и великой истины. Однажды ему открылась истина, на него снизошло просветление. Он познал тайны жизни, постиг 4 благородные истины, ставшие основой новой религии: 1. Страдания правят миром; 2. Их причиной является сама жизнь с ее страстями и желаниями; 3. Только положив конец этим желаниям, можно прекратить эти страдания; 4. Существует путь, пройдя который познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны. Это центральное понятие буддизма, особое состояние человека, когда происходит освобождение от земных страстей и привязанностей, наступает отрешенность от внешнего мира. Однако оставаясь в рамках бесконечного кругооборота рождений и смертей, нельзя избавиться от страданий.
Гаутама, ставший Буддой, несколько дней просидел под священным деревом, не в силах сдвинуться с места. Затем он 40 лет проповедовал свое учение. Он заявил о равенстве людей, учил свободе мышления: «Не верь просто потому, что кто-то верит. Стань исследователем, найди истину сам. Просто на веру, слепую веру, ничего принимать нельзя. Чтобы понять истину, надо иметь чистый ум и сердце. Истина – это свобода». Царевич, отказавшийся от престола и богатства ради чаши нищего, был первым в истории религий, кто претворил свои проповеди в дело. Его учение было этическим, это были практические рекомендации для человека сделать жизнь легче, понятнее.
Основные положения учения: Бог – это человек, и главная его сила в труде на благо всех. Труд – это молитва человека. Он заложил основы коллективного труда, коллективного хозяйствования. Общинное сознание – это одно из труднейших усилий души, требующее утончения человеческих чувств и мыслей.
Гаутама учил не быть рабом собственности. Его учение было живой этикой для человека, не боящегося духовного и физического труда, устремленного к самосовершенствованию. Он указал, что цель эволюции – созидательное сотрудничество с космосом и общение с дальними мирами. Человек не слабое греховное создание, боящееся смерти, а владыка миров. Наша судьба, наша Карма – это мысль. Она творит добро и зло. Все совершается мыслью.
Буддизм остается и по сей день неизменным в главных своих заповедях: не убий (ибо все сущее едино), не завидуй (ибо забудешь, что такое покой), не укради (заплатишь сторицей), не сотвори себе кумира (ибо что может быть величественней человеческой души, отражающей мир) и т.д.
Не Бог, а человек – главный объект внимания и главная ценность. Буддизм – единственная из всех существующих абсолютно бескровная религия, терпимая ко всем верам, свободная, проповедующая всеобщее братство и сострадание. Она учит скромному материальному достатку при жажде познания. Насаждение веры мечом и огнем, что характерно для христианства и ислама, не опозорило буддизм. Человек не должен вымаливать прощение у богов. Он обязан осознать свои ошибки и исправить их благотворным действием. Человек должен изгнать из сознания – отрицание: отрицая, человек останавливает развитие психической энергии, его сознание превращается в застойные воды. Отрицание – дорога, ведущая к смерти духа.
Почти 17 веков учение Будды было основным в Индии. Постепенно он сдавал позиции, уступая место индуизму, который постепенно начал рождаться из брахманизма и на формирование которого буддизм оказал большое влияние. Постепенно буддизм распространяется в Китай, Японию, страны Юго-Восточной Азии. В России его исповедуют буряты, калмыки, тувинцы. В современном мире насчитывается более 700 млн. последователей этой религии.
Одновременно с буддизмом возникает джайнизм, около 3 млн. последователей. Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной или Махавирой (VI в. до н.э.). Джайнизм отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех Варн (каст). Сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаяния за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое аскетом, соблюдающим строгие правила, в частности непричинение вреда живым существам. Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся торгово-ростовщической деятельностью. Невозможно заниматься земледелием, т.к. вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ – червей, насекомых.
К IV в. до н.э. буддизм и джайнизм становятся государственной религией. Судьба буддизма в самой Индии была сложной: через северо-запад Индии прошли персидские войска, А. Македонский предпринял поход в Индию. С уходом его армии индийские земли объединились в период династии Мауриев - это было время великого расцвета индийской цивилизации. Войска царя Чандрагупты включали около полумиллиона солдат, 9 тыс. боевых слонов, которые наводили страх на противника. Легкие колесницы сменились тяжелыми квадригами. Индийские лучники не знали себе равных в стрельбе. Столица империи поражала иностранцев роскошью и красотой. При его внуке Ашоке (268-232 гг. до н.э.) империя Мауриев имела четко продуманную систему государственного управления.. Ашок сам принял буддизм, придал ему статус государственной религии, закрепив многие этические положения в своих законах.
В XVI веке сформировалось реформаторское движение - сикхизм, ставшее самостоятельной религией. Он возник на севере в Пенджабе, основатель - Гуру Нанак. Выступавший против иерархии Варн и каст, за равенство верующих перед Богом. Призывал к объединению мусульман и индусов, проповедовал идеи добра и любви. Сикхизм стал очень популярным. Это вызвало репрессии со стороны исламских правителей. В ответ сикхи создали военную организацию. В современной Индии община сикхов насчитывает около 6 млн. человек, в основном в штате Пенджаб. Она влиятельна в экономическом и политическом отношении.