Божиих, наследников Царствия Небесного, а левая — место для проклятых, отверженных, потому что сами добровольно отвертись уготованных благ человеку в его загробной жизни

Потом Иисус Христос обратится к стоящим по правую сторону и произнесет приговор вечной участи с изъяснением и причины оной: приидите благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от сложения мира за ваши добрые дела на земле. Они (цела) прямо относятся ко Мне потому, что вы их делали Моим меньшим братьям. Вы кормили голодных, поили жаждущих, принимали странных, давали одеяние имеющим в оном нужду, больных посещали и в темницах находящихся не забывали (Мф. 25, 34-36). Бог как всеведущий от вечности предвидел действия людей, и потому соответственно их действиям от вечности же определил и награды, и наказания. За добрые дела — жизнь, Царство Небесное, а за злые дела — смерть, мучение вечное.

Истинных христиан как истинных последователей Своих Иисус Христос называет Своими братьями как близких Ему по духу, по расположению и по страданиям: "Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и мать" (Мф. 12, 50). Об этом признании Иисусом Христом Своих верных рабов братьями свидетельствует и апостол Павел: "Святый бо и освящаемии, от единаго вси: еяже ради вины не стыдится братиею нарицати их, глаголя: возвещу имя Твое братии Моей" (Евр. 2, 11-12). Единение Господа со Своими истинными последователями есть единение самое тесное, единение веры, любви, духа и действий. Посему все, сделанное нами ближним, Господь относит к Себе и награждает как бы за сделанное Ему Самому: "Мне сотвористе", или: "Принимающий вас, принимает Меня"...

Потом обратится к христианам-грешникам, стоящим по левую сторону, и скажет: "Идите от Меня проклятые в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25, 41) за то, что вы не имели живой веры и деятельной любви. Спаситель в речи, обращенной к праведным и к осужденным, ничего уже не говорит о вере, потому что вера здесь показывается делами, следовательно, дела веры одних оправдывают, а других осуждают. Дела любви и милосердия оправдывают стоящих по правую сторону суда, а отсутствие этих дел осуждает на вечный огонь стоящих по левую сторону (ст. 42-46).

Другую часть окончательного суда составляет суд над нехристианами, суд над неверующими во Христа. Этот суд Спаситель предоставляет апостолам: "Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых" (Мф. 19, 28). Как понимать значение сего суда? Апостолы, будучи с вами, со всеми прочими иудеями, одного рода, получив одинаковое с вами образование, быв воспитаны в тех же самых законах и по тем же обыкновениям, и вели такой же образ жизни, как и вы, уверовали в Меня, а вы — нет. Что же препятствовало и вам поверить Мне? Посему они будут вам судиями! "Двенадцать колен Израилевых" — это имя народа Божия, народа, избранного некогда и возлюбленного Богом, в настоящем изречении берется в смысле всего человечества, которое так возлюбил Бог, что и Сына Своего Единородного дал, да всяк верующий в Него спасется. Возлюблен Израиль — возлюблен и весь мир, человечество, искупленное Господом Иисусом Христом. Но как искуплением воспользовались только уверовавшие, то те из двенадцати колен, которые не уверовали, соответствуют всей массе народа, не знающего своего Искупителя. Верующие спасенные будут явным обличением для неверующих, будут уликою, судом и осуждением за неверие их: они (то есть ученики Христовы) будут вам (неверующим иудеям) судьями. "В пакибытии" — здесь разумеется будущее преобразование мира, восстановление первоначального, до грехопадения Адамова бывшего совершенства мира; восстановление, преобразование, имеющее последовать при кончине мира. Ученики Господа святые апостолы в новой, загробной жизни будут вместе с Ним царствовать и участвовать в славе и будут судить в том смысле, в каком все верующие, участники славы и господства Мессии и соучастники в суде над миром и особенно ближайшие к Судие лица, ученики Его, апостолы. Это образное выражение, взятое от царя-судии, окруженного советниками, судиями, помогающими ему в деле суда. Златоустый понимает суд апостолов в том же самом смысле, в каком говорил Иисус Христос о суде царицы южной, о суде ниневитян (Толкование Евангелия архимандрита Михаила. Матф. 12, 42).

О том суде святых не только над неверными, но даже и над злыми духами апостол Павел учит так: "Не весте ли яко святии мирови имут судити; и аще вами суд приимет мир, недостойни есте судищем худым. Не весте ли, яко ангелов (злых) судити имамы, а не точию житейских" (1 Кор. 6, 3). Все святые отцы и учители Церкви признавали это изображение всеобщего суда несомненно истинным.

Конец века — мира

После всеобщего, торжественного, открытого, строгого, страшного, решительного и последнего суда над существами духовно-нравственными немедленно в тот же день и момент последует кончина мира, конец на земле благодатного царства Христова и начало царства славы, начало новой, блаженной жизни праведников и вечной жизни-страдания грешников. После суда последует конец мира, кончина века. Эту истину засвидетельствовал Сам Иисус Христос в Своей притче о семени: "Жатва, кончина века есть; а жатели ангели суть. Якоже убо собирают плевелы, и огнем сожигают: тако будет в скончание века сего" (Мф. 13, 39-40). Не должно понимать под словом конец уничтожение мира; бытие мира не кончится, мир не уничтожится, но только изменится в соответствии тому, как не уничтожается человек, изменяясь только из тленного в нетленного, из смертного в бессмертного. С изменением человека последует изменение и всего мира, изменение законов природы, последует новое устроение мира, соответственно имеющему настать новому порядку в царстве Христовом. Изменение мира будет произведено огнем, по свидетельству слова Божия. Так, апостол Петр говорит: "Нынешняя небеса и земля темже словом сокровена суть, огню блюдома на день суда и погибели нечестивых человек... Приидет же день Господень яко тать в нощи, в оньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же, и яже на ней дела сгорят... Чающим и скорее быта желающим пришествия Божияго дне, егоже ради небеса жегома разорятся, и стихии опаляеми разстаются" (2 Пет. 3, 6-7, 10, 12). Что действительно рано или поздно последует кончина века, конец мира, в том удостоверяют нас Божественное откровение и наука. Откровение приписывает изменение мира огню, а наука, кроме огня, допускает в средство изменения оного и другие способы, могущие положить конец настоящему состоянию земли, а следовательно, и живущему на ней человечеству.

Вот свидетельства слова Божия о действительности конца мира. В Ветхом Завете пророк и царь Давид о конце мира так писал: "В началех, Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса; та погибнут. Ты же пребываете, и вся яко риза обветшают, и яко одежду свиеши я" (Пс. 101, 26, 27). Как благоприятно соответствовала природа состоянию душ первых человеков до их падения, так стала неблагоприятно она соответствовать человеку по падении: "Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании... Вемы бо, яко вся тварь (с нами) совоздыхает и сболезнует даже до ныне" (Рим. 8,20, 22), то есть вследствие падения человека вся тварь невольно покорилась работе нетления и совоздыхает и соболезнует с нами, чего с природою не было до падения прародителей. Тогда, то есть до падения прародителей, по словам апостола Павла и Книги Бытия, видно, что творение было "добро зело", что во всем творении духовном и чувственном царствовал мир, то есть согласие, союз, гармония, радость, блаженство. Следовательно, все созданное Богом было в единении, союзе, взаимном отношении и общении со своим Творцом Богом и между собою. Все было в мире и согласии, пока не нарушил их сам человек — царь природы. С падением человека расстроился союз всего создания и из мирного согласия последовало враждебное восстание, посеянное в творении Божием врагом мира и любви. Так точно должна природа соответствовать и новому духовному человеку. Весь видимый, вещественный мир, во эле лежащий, должен очиститься от гибельных следствий человеческого греха и обновиться в соответствие обновленному человеку: "яко и сама тварь свободится от работы истления в. свободу славы чад Божиих" (ст. 21). Обновление мира совершится в последний день посредством огня, так что на новом небе и на новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда. За изменением человека немедленно последует и изменение природы, и будут тогда новая земля и новое небо, по свидетельству Самого Творца неба и земли, их создавшего и их могущего изменить по их назначению: "небо и земля прейдут", и в другом месте: "доколе стоит мир", или: скорее "прейдет небо и земля", скорее миру настанет конец (Мф. 5, 18); "Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века". Из всех слов Самого Господа Иисуса Христа видно, что небо и земля нынешние только прейдут, не уничтожатся, а по словам Давида, как старая одежда, изменятся в новую (Пс. 101, 26-27), что подтверждает и апостол Петр, говоря: "Мы ожидаем, по обещанию Господа, нового неба и новой земли, где будет царствовать только одна правда" (2 Пет. 3, 13). И Иоанн Богослов действительно видел в Откровении небо ново и землю нову: "первое бо небо и земля первая преидоша" (Апок. 21, 1).

Точно так же учили о конце мира и все учители Церкви. Святой Ириней: "Не сущность и не вещество творения упраздняется (ибо истинен и силен Тот, Кто устроил его), но преходит образ мира сего, то есть то, в чем произошло расстройство... Когда же прейдет этот образ и человек обновится и восстанет для нетления, тогда явится новое небо и новая земля".

Святой Кирилл Иерусалимский: "Приидет с небес Господь наш Иисус Христос, приидет со славою при окончании мира сего в последний день. Ибо будет скончание мира сего, и сотворенный мир сей обновится. Поелику разврат, татьба и любодеяния и всякий род грехов разлияся по земли, кровь с кровьми (Ос. 4, 2) смесилась в мире: то, чтоб сие чудное обиталище тварей не осталось навсегда исполненным беззакония, прейдет мир сей, дабы снова явиться лучшим... Свиет Господь небеса не для того, чтоб истребить оные, но чтобы опять явить их в лучшем виде. Выслушай слова пророка Давида: в началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребывавши. Но скажет кто-либо, почему же он говорит ясно: погибнут? Сие видно из последующего: и вся яко риза обветшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ибо как о человеке говорится, что он погибает, как то сказано: видите, как праведный погибе, и никтоже не приемлет сердцем (Ис. 57, 1), между тем, как он ожидает воскресения: так равно ожидает некоторого воскресения и небу".

Святой Василий Великий: "Предвозвещением догматов о скончании и изменении мира служит и то, что предано нам ныне кратко в самых начатках богодухновенного учения: в начале сотвори Бог... Начавшееся со временем по всей необходимости и окончится во времени. Если имеет начало временное, то не сомневайся о конце... Но они (ученые язычники) не нашли одного из всех способа, как уразуметь Бога, Творца вселенной и праведного Судию, воздающего каждому достойно по делам, и как вместить в уме вытекающую из понятия о суде мысль о скончании; потому что миру необходимо измениться, если и состояние душ перейдет в другой род жизни. Ибо как настоящая жизнь имеет качества, сродные сему миру, так и будущее существование наших душ получит жребий, свойственный своему состоянию".

Блаженный Иероним: "Ясно показывается (Пс. 101, 27), что кончина и погибель мира означают не обращение его в ничто, но изменение в лучшее. Равным образом и то, что написано в другом месте: будет свет луны, аки свет солнца (Ис. 30, 26), значит не погибель прежнего, но изменение в лучшее. Размыслим о сказанном: преходит образ, а не существа. То же выражает и святой Петр; не сказал: узрим иные небеса и иную землю, но: прежние и древние измененными на лучшие".

Так же учили: Иустин мученик, Афинагор, Тациан, Феофил Антиохийский, Минуций Феликс, Ипполит, Мефодий и др. Пятый Вселенский Собор, опровергая разные заблуждения оригенистов, торжественно осудил и то их лжеучение, будто вещественный мир "не преобразится только, но совершенно уничтожится" (Богословие Макария, архиепископа Харьковского, т. 2, с. 645).

История бытия мира представляет три великие периода. Из рук Творца — Источника любви — все вышло, по собственному Его свидетельству, "добро зело", то есть совершенно и прекрасно настолько, насколько было нужно на первый раз. Ежели бы было все созданное не совершенно и не прекрасно, то в чем же бы и состояло то расстройство по падении прародителей? В творении Божием мы видим дивный порядок всех вещей и гармоническое устройство каждой вещи. Каждая вещь назначена к высшему или низшему служению в царстве природы. В царстве природы, подобно как в доме мудрого и благоразумного владыки, все устроено благообразно и по чину, то есть низшее непосредственно служит высшему как ему подчиненное. Существа неорганические преимущественно служат органическим, а сии — чувствующим, а чувствующие — разумным; сии же последние назначены для торжественного, непосредственного и видимого служения Богу, Которому и все служит непосредственно или опосредованно. Как жизнь всему миру дает Дух Святый, без Которого все — мертво, следовательно, в творении Божием главная составная часть творения есть духовно-нравственный мир, от состояния которого зависит и состояние мира физического. Так и было при начале, тотчас по сотворении. Единство и согласие в целом творении — все "добро зело". Все было подчинено человеку, существу духовно-нравственному; все работало ему, и природа физическая согласовалась с природой духовно-нравственной. Тогда земля и небо, то есть атмосфера и все ее явления, были в благоприятных отношениях с человеком.

Повреждение произошло в природе духовно-нравственной, и следствия сего отозвались немедленно и во всем творении, во всей видимой физической природе. Единомыслие рушилось, гармония распалась, все пришло в состояние, чуждое любви, все восстало преимущественно на виновника злополучия — человека, от которого, так сказать, как бы яд разлился по всему миру, изменив его блаженное состояние на состояние, находящееся под гневом Божиим. Ныне весь мир во зле лежит (1 Ин. 5, 19), как свидетельствует слово Божие, что случилось по падении прародителей; следовательно, до падения в нравственном мире мир не лежал во зле, а в нем жила правда. Слово Божие открывает нам три периода бытия мира: 1) до падения, 2) по падении и 3) по восстановлении. Первое состояние мира, или первый период его бытия, носит характер, высказанный Самим Богом, что все — "добро зело". В исполнении закона как естественного назначения твари заключалось ее блаженство. Нарушение же закона поставляло тварь в состояние, ей не естественное, следовательно, противоположное блаженству. По воле Творца Бога все служило друг другу, все зависело друг от друга, и во взаимном отношении заключалось блаженство и целого, и частей; кроме любви и исполнения закона, ничего не было. Все стремилось исполнить свое назначение, и в этом-то стремлении заключались жизнь и блаженство. Несогласия не могло быть, потому что оно противоречит словам Божиим, что все "добро зело".

Бог — Творец среди Своего творения. Духовно-нравственный мир и физический должны исполнить свое назначение, взаимно действуя один на другой как составляющие одно многосложное целое. Закон действия определен — исполнение воли Создавшего, достижение цели своего назначения, стремление к совершенству.

Представители дел Божиих, или всего Его творения, — существа духовно-нравственные: духи и души, ангелы и люди — семейство одного Отца, царство одного Царя, живут и созданы для одной цели, имея один и тот же закон и одну природу. Единомыслие соединяло ангелов и прародителей, имело соединить и все человечество, ежели бы не последовало падение. Человек, таинственно соединенный из души и тела, составил решительно одно целое; и душа и тело взаимно действовали друг на друга радостотворно. Эта истина открывается сама собою из настоящего состояния человека, в котором дух восстает на тело и тело на дух, и по слову Иисуса Христа: "дух бодр, плоть же немощна" (Мф. 26, 41); это естественно нынешнему состоянию мира и человека; следовательно, это не естественно было первому состоянию мира и человека, когда все было "добро зело". Ежели еще и ныне разительно замечается союз, гармония или как бы сочувствие природы видимой и невидимой, нравственной и физической между собою, взаимное отношение и взаимное влияние одной природы на другую, как же не допустить радостотворного взаимного действия сих природ между собою до появления на земле зла, — ежели теперь, когда все воздыхает, болезнует, мы видим отношение благоприятное светлой, солнечной погоды на духовное состояние человека, а вместе с тем и на его видимую природу — тело. При солнечной погоде, говорят, и на душе как-то веселее, отраднее, а с тем вместе с живостию духа и тело приходит в особое деятельное состояние; что-то радостное отражается и в душе, и на теле. И наоборот, пасмурная, туманная, дождливая погода производит и на душу, и на тело человека противное действие: на душу что-то грустное, тоскливое, располагающее и тело к бездействию. Коротко, хорошая погода благоприятно, радостотворно действует на весь организм человека, худая же производит в организме человека действие противное: на душе грусть и в теле изнеможение. И больные и здоровые против воли, желания сочувствуют состоянию погоды, атмосферы. Пресыщенное тело препятствует деятельности духа, а веселое расположение духа производит и в теле охоту и ревность к труду, так что самая внешняя деятельность растворяется какою-то неизъяснимою радостию. Таким образом из настоящего состояния мира и человека мы безошибочно заключаем, опираясь еще на свидетельство Божия откровения, что в первый период бытия мира — все "добро зело"; заключаем о дивной гармонии частей всего творения Божия, при котором только и было возможно блаженство. Итак, назначение всего созданного Богом, имеющего своим венцом человека, назначение — блаженство, стремление к совершенству, вечная жизнь. А где вечная жизнь? В царстве Бога, Господа Иисуса Христа, жизнь во всем Его творении, жизнь всего мира; жизнь в раю на земле, где все дышит согласием, блаженством, где все служит с любовию и радостию друг другу, где небо и земля, то есть земля со своею атмосферою — небом, в союзе и гармонии с духовно-нравственным миром (с прародителями), или физическая природа в союзе с духовной природой, как в человеке тело с душою. Это есть первый период бытия мира в его невинном, безгрешном, блаженном состоянии с характером и отличительным его свойством, Самим Господом засвидетельствованным: все "добро зело". В понятии "добра" нет понятия "зла". Но долго ли продолжался первый период бытия мира, то есть его блаженное состояние, и каковы были мера и степень блаженства? Слово Божие сего не открыло. За нарушением закона Божия, закона нравственного, не последовало уничтожение виновных и мира, но праведнейшее наказание. Последовало наказание, а не уничтожение имеющего существовать вечно. Наказание не есть уничтожение, прекращение бытия.

Из характера же второго периода открывается только то, что блаженство первого периода потеряно, и зло, которого совершенно в первом периоде не было, теперь в мире господствует уже так, что и самое добро не остается без примеси зла: "весь мир во зле лежит". Вот характер или отличительное свойство второго периода бытия мира. С падением прародителей тотчас же изменилась в свойствах вся видимая природа: 1) тело восстало на дух, 2) земля изменила свое плодородие, а с изменением свойств земли, подпавшей не благословению, а проклятию, изменилась и атмосфера, изменились небо и земля, звери вооружились на прежде бывшего своего царя и т. д. Второе состояние мира, или второй период его бытия, имеет тоже свой отличительный характер, противоположный первому и тоже высказанный в Священном Писании: "весь мир во зле лежит". Однажды данная миру жизнь не отнята, но жизнь с блаженством, или блаженная жизнь, изменилась в жизнь плача и скорби. То, что составляло блаженство, отнято за нарушение закона так точно, как часто, своевольно разрушая здоровье, впадаем в болезнь. Духовно-нравственная и физическая природа человека тесно соединились одна с другою, составив одухотворенную плоть или воплотившийся дух. Ныне же не так, как прежде; ныне, по словам апостола Павла, восстали части человека одна на другую: дух воюет на плоть, а плоть на дух, и человек часто не то творит, что хочет, но то, что ненавидит, исполняя волю, желание тела и порабощая ему дух. Как две природы в человеке взаимно действуют одна на другую, то и физический мир в союзе, гармонии и во взаимном отношении с духовно-нравственным миром, то есть с его существами, как оживотворяемые одним и тем же Духом Святым, дающим жизнь всему миру. Изменения в нравственном мире не оставались без отношения к миру видимому — физическому. Во время страдания Богочеловека земля потряслась, завеса церковная разодралась надвое, камни распались, солнце померкло, воскресли многие умершие. Расстройство нравственного мира дошло до своего предела и отразилось в видимой физической природе — во всемирном потопе, по свидетельству слова Божия. Падением прародителей начался второй период бытия мира, расстройством в нравственном мире (непослушанием Богу Творцу), а затем стали все более и более следовать изменения и в физической природе, которые окончательно довершились во всемирном событии — потопе, окончательно изменившем и землю, и небо, то есть атмосферу. После потопа прежних неба и земли не стало; вода изменила землю, а земля всегда находится в соотношении с атмосферою; следовательно, последовало и изменение неба — атмосферы; и явились, по слову апостола, нынешние небеса и земля — состояние мира, во зле лежащего, чуждого правды, о которых уже нельзя сказать, что нынешние небо и земля "добро зело", ибо земля лишена благословения, проклята, а с землею и все воздушные стихии враждуют. Значительно и очень значительно сократилась против первого периода жизнь человеческая, и ухудшились самые условия жизни. Это второй период бытия мира, в котором измененные небо (атмосфера) и земля, называемые апостолом Павлом нынешними; сим самым уже названием подтверждается, что небо и земля настоящего времени уже не те, которые были до потопа. Слово нынешние соответствует настоящему времени, следовательно, для будущего времени или для выражения имеющего быть преобразованным мира находим слово "новые" и небо и земля, по свидетельству апостола Иоанна и апостола Петра. И, наконец, наступит третье состояние мира, или третий период бытия его, где все новое: и человек, и небо, и земля, и где живет только правда, по свидетельству апостола Петра. Итак, в третьем периоде бытия мира опять будут и новое небо, и новая земля, следовательно, отличные от настоящих. Нынешние небо и земля не уничтожатся, но изменятся в новые посредством огня, как первый период бытия мира и человека уступил второму посредством воды. Вода и огонь имеют важное, таинственное значение в религии вообще. Как золото очищается от посторонних примесей огнем, так и миру (небу и земле, то есть земле с ее атмосферою) должно очиститься от зла, в котором лежат, посредством огня, по апостольскому свидетельству. Тогда опять для нового, возобновленного человека будут и новое небо, и новая земля, в которых живет одна только правда, и к восстановленным миру и человеку опять уже можно будет отнести слова "добро зело". Иначе и быть не может.

Примирить веру с наукою есть, кажется, прямое назначение современного знания. Ежели всякая наука есть систематическое изложение истин, относящихся до какого-либо предмета, то разумеется, что эти истины, добытые наукою, должны быть в согласии с откровенными истинами, открытыми человеку Самою Истиною, как об этом засвидетельствовал Сам Бог:Я — Истина, и без Меня не можете творить ничего; следовательно, без откровенных истин невозможно правильное научное совершенствование. Только в настоящее время откровенные истины стали подтверждаться современным знанием и приходить в согласие с наукою. Апостолы Петр и Иоанн Богослов свидетельствуют нам о третьем периоде бытия мира, об измененных, новых земле и небе, и изучение устройства вселенной — наука — допускает сию истину, что умершие миры, следовательно, и наша планета Земля могут снова начать жизнь, а ежели начать жизнь, значит, и сделаться обиталищем существ.

Слово Божие не говорит о смерти, уничтожении земли, но свидетельствует только о ее изменении, какое произойдет и с живущими на ней людьми в момент кончины мира, то есть все умрут потом и тотчас же воскреснут в новом, лучшем виде со всеми прежде умершими, с тем вместе произойдет и изменение земли. Наука видит причину, могущую умершие мировые тела опять призвать к жизни. Столкновение тел может возбудить жизнь. Все верования и здравый ум свидетельствуют человеку о начале и конце мира, и эта мысль общечеловеческая, принадлежит человеку на всех ступенях его развития; так, например, верование китайцев о кончине мира состоит в следующем: некто Фесо, первоначально открывший в Китае соль, со временем был признан ими за бога. Фесо придет опять на землю только затем, чтобы возвестить конец мира. В древнейшей греческой мифологии в одном из мифов есть пророчество, или как бы указание на догмат о конце мира и его преобразовании посредством огня: "С победою добра над злом, света над тьмою последует конец сего мира, и для будущей жизни сей мир преобразится в лучший посредством огня, то есть старый мир сгорит" (Творения святых отцов, 1881, кн. 4, с. 436). О имеющем рано или поздно наступить конце мира, не в смысле прекращения, уничтожения, а только преобразования в лучший мир и именно посредством огня, учил за 500 лет до Р. X. Гераклит; он прямо говорил, что мир, совершая вечные и бесконечные кругообращения, наконец сойдется с началом, которое, по его учению, есть первобытный огонь, и сгорит, но не уничтожится, а изменится, ибо из пепла произойдет новый мир. Демокрит, творец первого механического мировоззрения, учил: "Ежели миры могут возникать, то они могут и исчезать"; но исчезать не в смысле прекращать бытия, как сам же Демокрит учил, что "ничто из существующего не уничтожимо", а значит, только изменяет образ, вид, бытие старое на новое.

Наука говорит, что наша планета Земля имеет много способов погибели, и наивернейшим из всех признает огонь, наполняющий внутренность земного шара. Что мир разрушится огнем, это учение перешло к нам от древних иудеев и есть учение христианской Церкви и всех ее учителей и писателей. Возможность конца мира посредством огня наука признает за положение, достойное вероятия. Известно, что на каждые 100 футов вглубь земли температура увеличивается на 1°, на две с четвертью версты вглубь температура будет 80°, здесь вода кипит, на 20 же верст вглубь жар доходит до 800°, где все минеральные тела обращаются в пары. Каков же должен быть жар при центре или в самой середине земного шара, до которой от поверхности земли считается 6000 верст?!.. Действительно, можно почти наверное предполагать, что поверхность шара, на которой мы строим свои города и жилища, имеет не более пятнадцати верст (10 лье) толщины, и что за этим тонким слоем все минералы находятся в расплавленном состоянии. С другой стороны, доказано, что эта тонкая поверхность земного шара постоянно колеблется и что не проходит тридцати часов без того, чтобы не оказалось более или менее сильного землетрясения. Мы, следовательно, живем на тоненьком плоту, который с минуты на минуту может пойти ко дну (История неба Фламариона, с. 620), то есть в пропасть огня!..

ОТДЕЛ IV

Наши рекомендации