С родственниками более греховно перед Аллахом, чем нарушение
Этой клятвы и искупление, которое Аллах предписал за неё[157]».
Этот хадис также передали Муслим и имам Ахмад.
Али ибн Аби Тальха передаёт от ибн Аббаса, что смысл слова Аллаха:
И не делайте Аллаха предметом ваших клятв
– т.е. не делай клятву Аллаха препятствием для совершения добра.
Лучше нарушь клятву и соверши искупление за неё».
Также считали: Масрук, аш-Шааби, Ибрахим ан-Нахаи, Муджахид, Иаус, Саид ибн Джубайр, Ата,
Икрима, Макхуль, аз-Зухри, аль-Хасан, Катада, Мукатиль ибн Хаййан, ар-Раби ибн Анас, ад-Даххак,
Ата аль-Хурасани и ас-Судди (да смилуется над ними Аллах)
Мнение большинства также подтверждаетя
хадисом из двух Сахихов от Абу Мусы аль-Аш’ари,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«إِنِّي وَاللهِ إِنْ شَاءَ اللهُ، لَا أَحْلِفُ عَلى يَمِينٍ فَأَرَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا إِلَّا أَتَيْتُ الَّذِي هُوَ خَيْرٌ وَتَحَلَّلْتُهَا»
«Клянусь Аллахом, я могу поклясться Аллахом, и увидеть нечто лучшее,
Чем соблюдение клятвы, я обязательно совершу это, и нарушу клятву[158]».
Абу Хурайра передаёт,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«مَنْ حَلَفَ عَلى يَمِينٍ فَرَأَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا فَلْيُكَفِّرْ عَنْ يَمِينِهِ، وَلْيَفْعَلِ الَّذِي هُوَ خَيْر»
Кто видит, что сотворит дело лучше того, что он поклялся сделать именем Аллаха, пусть заплатит за свою клятву отступную, и творит лучшее дело[159]».
Слово Аллаха: ﴿لا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِالَّلغْوِ فِى أَيْمَـنِاكُمْ﴾
Аллах не призовет вас к ответу за легкомысленные клятвы
– т.е. Аллах не взыщет с вас за клятвы, произнесённые языком клянущегося
без какого-либо намерения, подтверждения или уточнения, т.е. по привычке.
В двух Сахихах приводится хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах),
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«مَنْ حَلَفَ فَقَالَ فِي حَلِفِهِ بِاللَّاتِ وَالْعُزَّى، فَلْيَقُلْ لَا إِلَهَ إِلَّا الله»
Кто поклялся и упомянул в своей клятве ал-Лат и аль-Уззу
(доисламские божества арабов),то пусть скажет
Нет божества кроме Аллаха» (Ля иляха илляЛлах)».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал это новообращённым в Ислам людям, они приняли Ислам, но по привычке непреднамеренно они всё ещё клялись идолами ал-Лат и аль-Узза. Они получили повеление произносить формулу единобожия после непреднамеренной языческой клятвы, дабы она была той противовесом.
Именно об этом Аллах сказал: ﴿وَلَـكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا كَسَبَتْ قُلُوبُكُمْ﴾
но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца.
В другом подобном аяте Аллах сказал: ﴿بِمَا عَقَّدتُّمُ الأيْمَـنَ﴾
за то, что вы скрепили клятвами. (5:89)
Абу Дауд приводит в главе «Легкомысленные клятвы» хадис,
в котором Ата передаёт от Аиши,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«اللَّغْوُ فِي الْيَمِينِ هُوَ كَلَامُ الرَّجُلِ فِي بَيْتِهِ: كَلَّا وَاللهِ، وَبَلَى وَالله»
«Пустословие в клятвах – это слова человека у себя дома:
Нет, клянусь Аллахом, да, клянусь Аллахом».
Ибн Абу Хатим передает, что ибн Аббас сказал: «Непреднамеренной клятвой можно считать клятву, произнесённую во время гнева». Он также передаёт, что ибн Аббас сказал:
«Непреднамеренной клятвой также является запрещение (самому себе) того, что дозволил Аллах, за такую клятву искупление не предусмотрено». Также считал Саид ибн Джубайр.
Кроме того, Абу Дауд приводит от Саида ибн аль-Мусаййиба
повествование о двух братьях из числа ансаров, которые получили наследство.
Один из них попросил второго разделить наследство, другой сказал ему:
«Если ты ещё раз попросишь о разделе, то вся моя доля наследства будет потрачена на двери Каабы». Тогда Умар сказал ему: «По сути Кааба не нуждается в твоём имуществе, искупи свою клятву и помирись со своим братом, я слышал, как посланник Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«لَا يَمِينَ عَلَيْكَ وَلَا نَذْرَ فِي مَعْصِيَةِ الرَّبِّ عَزَّ وَجَلَّ، وَفِي قَطِيعَةِ الرَّحِمِ، وَفِيمَا لَا تَمْلِك»
«Не может быть клятвы или обета на совершение ослушания Господа,
На разрыв родственных уз или на имущество, которым ты не обладаешь[160]».
Слово Аллаха: ﴿وَلَـكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا كَسَبَتْ قُلُوبُكُمْ﴾
Но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца.
Ибн Аббас, Муджахид и другие сказали:
«Это когда кто-то клянётся о чём-то заведомо зная, что это неправда».
Муджахид сказал: «Это подобно слову Аллаха:
﴿وَلَـكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا عَقَّدتُّمُ الأيْمَـانَ﴾ но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. (5:89)
Аллах – Прощающий, Выдержанный
– т.е. прощающий Своих рабов и выдержанный с ними.
Далее Аллах сказал:
لِّلَّذِينَ يُؤْلُونَ مِن نِّسَآئِهِمْ تَرَبُّصُ أَرْبَعَةِ أَشْهُرٍ فَإِن فَآءُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
Тем, которые поклянутся о своих женах, - выжидание четырех месяцев.