Выбор времени и использование удобных поводов
Это — важный и много определяющий признак мудрости и её отыскания, нашедший своё отражение в следующем обобщении Абдаллаха бин Мас‘уда, : «Сердцам свойственно желать и воспринимать, быть вялыми и отторгать. Так берите их, когда они желают и воспринимают, и не трогайте их, когда они становятся вялыми и отторгают». Он, , проповедовал людям каждый четверг. Однажды один человек сказал: «Хорошо бы, если бы ты проповедовал нам каждый день». И он ответил: «Что мешает мне это сделать, так это нежелание наскучить вам. Всё, что касается проповеди, я делаю для вас так же, как это делал посланник Аллаха для нас, боясь вызвать у нас скуку».
Не случайно Книга нашего Господа ниспосылалась по частям с учётом подходящих случаев, событий, периодов времени и мест. И ты знаешь, что готовность людей воспринимать в рамадан отличается от того, что наблюдается в другие месяцы. И их реакция в сезон паломничества отличается от их реакции в другое время. То же самое можно сказать в связи с различными поводами, повторяющимися событиями, связанными с приходом радости или беды. Тот, кто располагает людей к себе в это время и учитывает касающиеся их превратности судьбы, тем самым постигает великую тайну воздействия и восприятия. Если хочешь большего, то обрати внимание на время и ситуации, в которые получает подтверждение желательность мольбы, и в частности, на время, когда наступает рассвет, идёт дождь, встречаются армии на поле сражения.
Если хочешь опереться на исторический случай, то обрати внимание на мудрость Йусуфа, мир ему, когда он использовал случай общения с двумя юношами, поведавшими ему свои сны, и факт нахождения их в темнице, чтобы призвать их к Единственному и Единому Аллаху, как об этом сказано в Коране:
«О мои друзья по темнице! Кто лучше: разрозненные боги или Единый и Могущественный Аллах? То, чему поклоняетесь вы помимо Него, — лишь имена, которыми вы назвали, вы и ваши предки. Но Аллах не ниспослал об [этих именах] никакого довода. Поистине, решение выносит только Аллах, и он повелел, чтобы вы поклонялись только Ему. Это и есть истинная вера, но большая часть людей не ведает [об этом]».
(Сура «Йусуф», аят 39-40)
К этому же имеет отношение и учёт существующих обычаев и традиций, а также особенностей характера людей, занятых в различных ремёслах и производствах. Возможно, в том, на что указали учёные, да смилуется над ними Аллах, и, в частности, на разнообразие чудес, явленных пророками Аллаха, и их соответствие определённым знаниям и науке, утвердившимся в каждой области, например, посох Мусы, мир ему, среди волхвов, исцеление, продемонстрированное Исой, в области медицины, Книга, ниспосланная Мухаммаду, , в области красноречия арабов, содержится то, что мы имели в виду.
Признак третий.