Виды поклонения, которые приказаны Аллахом
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Виды поклонения, которыми обязал нас Аллах, это – Ислам, иман (вера) и ихсан.
К видам поклонения также относится мольба (ду’а), страх (хауф), надежда (раджа), упование (тауаккуль), желание (рагъба), трепет (рахба), смирение (хушу’), возвращение к покорности (инаба), просьба о помощи (исти’ана), поиск прибежища (исти’аза), жертвоприношение (забх), обет (назр). Есть еще другие виды поклонения, которыми обязал нас Аллах. Все они должны быть посвящены только Аллаху Всевышнему.
А доказательством являются слова Всевышнего: ″Мечети принадлежат Аллаху. Не поклоняйтесь (и не взывайте) же ни к кому наряду с Аллахом″ Сура аль-Джинн, аят 18».
—————————————————————————————————————————————
Разъяснение (шарх) шейха ибн База:
Существует множество различных видов поклонения. Например, соблюдение столпов Ислама – это поклонение Аллаху. Аллах повелел тебе совершать молитву, соблюдать пост, выплачивать закят и совершать хадж. Также вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в Судный День и в предопределение всего хорошего и плохого – всё это является поклонением Аллаху. Также страх, любовь и надежда – это поклонение.
Каждый человек обязан посвящать своё поклонение искренне только Одному Аллаху. Наряду с Аллахом нельзя обращаться с мольбами ни к пророкам, ни к праведникам, ни к идолам, ни к деревьям, ни к камням, ни к звездам. Поистине, поклонение – это право Аллаха*. Аллах Всевышний сказал: «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте(и не поклоняйтесь)же ни к кому наряду с Аллахом»Сура аль-Джинн, аят 18.
*[Сообщается, что Му‘аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) я сидел верхом на осле по кличке ‘Уфайр позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил (меня): “О Му‘аз, известно ли тебе, какое право Аллаха должны соблюдать рабы Его и чего они вправе (ожидать) от Аллаха?” Я сказал: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше”. (Тогда) он сказал: “Поистине, право Аллаха, которое обязаны соблюдать рабы Его, состоит в том, что им следует поклоняться одному только Аллаху, рабы же вправе ожидать, что Аллах не станет подвергать мучениям того, кто не поклоняется ничему, кроме Него”». Передал аль-Бухари 2856; Муслим, 30].
А также: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи»Сура аль-Фатиха, аят 5.
А также: «Не взывай(и не поклоняйся)вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь таким образом, то окажешься в числе беззаконников»Сура Йунус, аят 106.
А также: «У того, кто взывает(или поклоняется)наряду с Аллахом к другим божествам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие(в День Суда)не преуспеют»Сура аль-Мумминун, аят 117.
А также: «Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит(вся)власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей мольбы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они[те, кому вы поклонялись и взывали, кроме Аллаха]отвергнут ваше многобожие. Никто не поведает тебе так, как Ведающий(Аллах)»Сура Фатыр, аяты 13-14.
Аллах Всевышний назвал их мольбы многобожием (ширком). Поэтому все люди обязаны искренне посвящать своё поклонение только Одному Аллаху. Нужно надеяться только на Него, бояться только Его, обращаться за помощью только к Нему, посвящать жертвоприношение только Ему, давать обеты только ради Него, совершать молитву и соблюдать пост только ради Него.
Если же человек пытается приблизиться к праведнику, к пророку, к идолу, к дереву или камню, обращаясь к ним с мольбами, посвящая им жертвоприношения и обеты, молитвы и посты, то он является многобожником и неверующим. Он придал Аллаху сотоварищей, начав поклоняться наряду с Аллахом кому-то ещё. Так поступали все многобожники, в частности, люди, которые поклоняются могилам, или люди, которые поклонялись деревьям, камням и идолам. Поэтому Аллах Всевышний сказал: «Но если бы они[пророки]приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали»Сура аль-Ан‘ам, аят 88.
А также: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его(конечным) пристанищем будет Геенна[Ад], и у беззаконников не будет помощников(которые спасли бы их от адского наказания)».Сура аль-Маида, аят 72.
А также: «Тебе(о, пророк)и твоим предшественникам уже было внушено: "Если ты станешь приобщать сотоварищей(Аллаху), то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток(как в этом мире, так и в Вечной жизни)". Поклоняйся же(только)одному Аллаху и будь в числе благодарных».Сура аз-Зумар, аяты 65-66.
—————————————————————————————————————————————
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «А кто посвятит что-либо из этого кому-то, помимо Аллаха, тот является неверующим многобожником.
А доказательством являются слова Всевышнего: ″У того, кто молится наряду с Аллахом другим божествам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют″ Сура аль-Мумминун, аят 117.
В хадисе сказано: ″Мольба – это стержень поклонения″ ат-Тирмизи, 3371. Хадис слабый. Но все равно в другом достоверном хадисе сказано: «Мольба (ду‘а) — это и есть поклонение». ат-Тирмизи, 3247.
Доказательством также являются слова Всевышнего: ― Ваш Господь сказал: "Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными" Сура Гъафир, аят 60».
—————————————————————————————————————————————
Разъяснение (шарх) шейха ибн База:
Все вышеперечисленные поклонения нужно посвящать искренне только одному Аллаху. Если же кто-то посвятит что-либо из них идолу, дереву, камню, могиле или чему-то еще, помимо Аллаха, то он будет являться придающим Аллаху сотоварищей (мушриком).
Аллах Всевышний сказал: «У того, кто взывает[и поклоняется]наряду с Аллахом другим божествам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют»Сура аль-Мумминун, аят 117.
На эту тему есть еще много других аятов, которые приводились выше.
А в хадисе сказано: «Мольба (ду‘а) – это стержень поклонения»ат-Тирмизи, 3371. Хадис слабый. См. «Да‘иф аль-Джами‘», 3003.
В другой версии этого хадиса сказано: «Мольба (ду‘а) это и есть поклонение»Абу Дауд, 1479; ат-Тирмизи, 3247. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами‘», 3407.
Аллах Всевышний сказал: «Ваш Господь[Аллах]сказал: "Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам[дам то, что вы просите]. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну[Ад],(выглядя)ничтожными(и униженными)"».Сура Гъафир, аят 60.
Аллах Всевышний назвал мольбу поклонением, сказав о ней: «Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне…».
Например, человек просит у Аллаха спасения или пропитания, и эта мольба является поклонением. Если же человек обращается с мольбами к идолу, к дереву, к камню или к мертвецу, то он становится многобожником.
Человек обязан целиком и полностью остерегаться многобожия: как малого, так и великого. Поклонение должно быть посвящено только одному Аллаху.
Однако разрешено обращаться за помощью к человеку, который жив, присутствует и способен помочь. Это не является многобожием. Допустим, ты говоришь своему присутствующему брату: «О, такой-то! Помоги мне срубить это дерево, помоги мне выкопать яму». В этом нет ничего страшного. Аллах Всевышний сказал, упоминая историю Мусы, мир ему: «Тот, кто был из числа его(Мусы) сторонников, попросил его(Мусу)помочь ему против того, кто был из числа его врагов»Сура аль-Касас, аят 15.
В данном случае израильтянин попросил у Мусы, мир ему, помощи против копта, так как Муса, мир ему, слышал его и был способен помочь.
Но если человек полагается на творение Аллаха в том, на что способен только Аллах, и убежден в том, что это творение может принести пользу тому, кто к нему взывает, или причинить вред без видимых причин, то это будет многобожием (ширком). Аллах Всевышний сказал: «Они[эти многобожники]поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы(ни в этом мире, ни в Вечной жизни). Они[многобожники]говорят: "Эти[ложные божества]- наши заступники перед Аллахом(и поэтому мы поклоняемся им)". Скажи(им о, пророк): "Неужели вы(хотите)сообщить Аллаху о таком, о чём Он не знает в небесах и на земле?* " Пречист Он и превыше тех, кого они приобщают Ему в сотоварищи».Сура Йунус, аят 18.
*[Если бы на небесах и на земле были те, кто заступился бы за вас перед Ним, то Он лучше вас знал бы об этом].
Эти многобожники думали, что после поклонения этим идолам, идолы смогут заступиться за них перед Аллахом. Эти многобожники думали, что идолы могут приблизить их к Аллаху поближе. Аллах Всевышний сказал об этих многобожниках в другом аяте: «[Они говорят]:"Мы поклоняемся им[ложным божествам]только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе"»Сура аз-Зумар, аят 3.
Таково их невежество и заблуждение относительно заступничества. Заступничество целиком принадлежит Аллаху Всевышнему. Именно Аллах Всевышний полновластно распоряжается Своими рабами, как пожелает. Аллах Всевышний позволит заступиться только за тех, чьими деяниями Он доволен. И никто не может заступиться перед ним без Его дозволения. Аллах Всевышний сказал: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?»Сура аль-Бакара, аят 255.
А также: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен»Сура аль-Анбийа, аят 28.
Заступничество будет иметь место только при наличии двух условий:
· Аллах Всевышний позволит определенному человеку (пророку, праведнику) заступаться.
· Аллах Всевышний будет доволен тем, за кого заступаются. И это заступничество будет даровано только приверженцам единобожия.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: — (Однажды) я спросил: «О посланник Аллаха, кто (из людей) обретёт наивысшее счастье благодаря твоему заступничеству в День воскресения?» (В ответ) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (мне): «О Абу Хурайра, я так и думал, что никто не спросит об этом раньше тебя, поскольку я видел, как ты стремишься слушать (мои) слова! В День воскресения счастливейшим из людей благодаря моему заступничеству станет тот, кто скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, будучи искренним в сердце своём(или: в душе своей)»аль-Бухари, 99.
Заступничество будет дозволено только за верующих единобожников, чьими делами и словами Аллах Всевышний доволен.
_________________________________________________