Порвите отношения с религией

Земля Благодати

Стив Маквей

Моим детям, в любви ко­то­рых я ни­ко­гда не со­мне­вал­ся и от любви к ко­то­рым ни­ко­гда не от­ка­жусь.

Выражение благодарности

Эта книга — итог cо­тво­рен­но­го Богом в моей жизни за по­след­ние де­сять лет. После того, как я начал осо­зна­вать свою сущ­ность во Хри­сте, мое па­лом­ни­че­ство из пу­сты­ни за­кон­ни­че­ства в землю бла­го­да­ти про­изо­шло не во мгно­ве­ние ока, а было по­сте­пен­ным. Вско­ре я начал по­ни­мать, что для пре­успе­я­ния в бла­го­да­ти мне сле­ду­ет от мно­го­го от­учить­ся. Моими про­вод­ни­ка­ми были дру­зья из Ас­со­ци­а­ции слу­же­ния пе­ре­ме­ны жизни, чья пре­дан­ность этому делу спо­соб­ство­ва­ла вы­ра­бот­ке моей соб­ствен­ной по­зи­ции. Кое-что из на­пи­сан­но­го мною по­яви­лось в ре­зуль­та­те об­ще­ния с ними, когда они по­мо­га­ли мне раз­ви­вать это слу­же­ние.

Я весь­ма при­зна­те­лен неболь­шой груп­пе людей, ко­то­рых по­про­сил стать пер­вы­ми чи­та­те­ля­ми ру­ко­пи­си “Земли Бла­го­да­ти”. Я хотел про­сто со­об­щить ис­ти­ну в любви. Эти чет­ве­ро были чест­ны в своей кри­ти­ке, и они уви­дят, что мно­гое из пред­ло­жен­но­го ими я вклю­чил в эту книгу. Я особо бла­го­да­рен Биллу Гил­хэму, моему другу и на­став­ни­ку с пер­вых дней этого вос­хи­ти­тель­но­го пу­те­ше­ствия в бла­го­да­ти. Я хочу вы­ра­зить огром­ную при­зна­тель­ность моему до­ро­го­му другу Тому Грей­ди, пер­во­му, от кого я услы­шал чу­дес­ное по­сла­ние о нашем упо­доб­ле­нии Хри­сту. Огром­ная бла­го­дар­ность Майку Ку­эрлсу, чье ясное сви­де­тель­ство, впер­вые услы­шан­ное мною в 1990 году, даже се­год­ня про­дол­жа­ет ока­зы­вать вли­я­ние на мою жизнь. Род­ствен­ная мне душа, Джон Рай­вен­бэрк, вся­кий раз, когда мы встре­ча­ем­ся, по­буж­да­ет меня все глуб­же по­гру­жать­ся в бла­го­дать. Эти люди не про­сто дру­зья, они за­да­ва­ли на­прав­ле­ние моего хож­де­ния в бла­го­да­ти.

С какой ра­до­стью я по­про­сил моего друга Гэри Смоли на­пи­сать пре­ди­сло­вие! Бог осо­бым об­ра­зом ис­поль­зо­вал книги Гэри для того, чтобы на­учить меня, еще де­вят­на­дца­ти­лет­не­го, ни­че­го тол­ком не по­ни­ма­ю­ще­го мо­ло­до­же­на, что зна­чит быть мужем. То, что он столь­ко лет спу­стя на­пи­сал пре­ди­сло­вие к этой книге, стало для меня неожи­дан­ным бла­го­сло­ве­ни­ем, за ко­то­рое я глу­бо­ко ему при­зна­те­лен. Я при­зна­те­лен также моему до­ро­го­му другу Бобу Лай­кен­су, пер­во­му, кто про­чи­тал эту книгу в ка­че­стве кор­рек­то­ра, что поз­во­ли­ло мне смело да­вать ее для чте­ния дру­гим людям. Кроме того, Боб Хо­укинс-млад­ший и со­труд­ни­ки из­да­тель­ско­го дома Хар­вест Хаус все­гда тру­ди­лись вме­сте над тем, чтобы ко­неч­ный про­дукт был наи­выс­ше­го ка­че­ства. Я особо бла­го­да­рен сво­е­му ре­дак­то­ру за эту книгу. Хар­вест Хаус об­ла­да­ет со­кро­ви­щем в лице Стива Мил­ле­ра, ко­то­рый тща­тель­но ис­сле­до­вал эту книгу, чтобы ска­зан­ное в ней было пред­став­ле­но наи­бо­лее ясно и убе­ди­тель­но. Я по­сто­ян­но ощу­щал под­держ­ку моих со­труд­ни­ков по Слу­же­нию “Путь Бла­го­да­ти”: Шерил Бью­к­энен, Рона Кобба, Стива Кна­б­ло­ка, Джона и Марси Ма­ни­пен­ни, Мой­зе­са Со­ли­са и Хи­рар­до Вас­кез. Я каж­до­го из них вос­при­ни­маю, как моих на­став­ни­ков в об­ре­те­нии бла­го­да­ти.

На про­тя­же­нии почти два­дца­ти вось­ми лет лучше всех меня под­дер­жи­ва­ла моя дра­го­цен­ная жена. Ме­ла­ни знала меня так, как я сам себя не знал. Она, как никто дру­гой, была тем че­ло­ве­ком, через ко­то­ро­го Бог об­ра­щал­ся ко мне чаще всего. В любом слу­чае она — ве­ли­чай­ший дар Божий, ко­то­рый че­ло­век ко­гда-ли­бо может об­ре­сти в этом мире.

Хотя я глу­бо­ко бла­го­да­рен всем упо­мя­ну­тым выше людям, слава и хвала за все воз­но­сит­ся толь­ко Ему Од­но­му. Цель этой книги — про­сла­вить Иису­са Хри­ста, Чья лю­бовь и бла­го­дать есть ис­точ­ник и при­чи­на моей жизни. Бла­го­да­рю Тебя, Гос­по­ди Иису­се, за то, что Ты при­гла­сил меня жить с Тобой в Земле Бла­го­да­ти. Мне нра­вит­ся здесь! Ис­поль­зуй эту книгу, чтобы ото­рвать чи­сто­сер­деч­ных людей от пу­сто­по­рож­ней ре­ли­ги­оз­ной ру­ти­ны и при­ве­сти их в чу­дес­ную Землю Бла­го­да­ти, где Ты яв­ля­ешь­ся всем для нас.

Предисловие автора к русскоязычному изданию

Пони­ма­ние Бо­жи­ей бла­го­да­ти осво­бо­ди­ло меня из плена за­кон­ни­че­ства в 1990 году. Ни­че­го по­доб­но­го этим вещам не про­ис­хо­ди­ло в моей хри­сти­ан­ской жизни с тех пор, как я ре­бен­ком уве­ро­вал во Хри­ста. Я уже давно по­ни­мал зна­че­ние бла­го­да­ти для неве­ру­ю­щих, но при­ход к осо­зна­нию того, кто я есть во Хри­сте Иису­се и как поз­во­лить Ему жить Его жиз­нью во мне и через меня, стал от­кро­ве­ни­ем, ко­то­рое пол­но­стью из­ме­ни­ло мое хож­де­ние во Хри­сте.

В по­сле­ду­ю­щие годы мне до­став­ля­ло огром­ное удо­воль­ствие об­щать­ся с ве­ру­ю­щи­ми во всем мире, ко­то­рые также смог­ли вме­стить эту уди­ви­тель­ную ис­ти­ну. Книга, ко­то­рую вы дер­жи­те в руках, уже опуб­ли­ко­ва­на на вось­ми язы­ках. Этот факт под­твер­жда­ет толь­ко одно — жажду на­ро­да Божия ощу­тить ре­аль­ность вос­крес­ше­го Хри­ста, Ко­то­рый живет в нас и через нас. Имен­но это един­ство с Ним объ­еди­ня­ет хри­сти­ан со всего света в одну семью.

Се­год­ня мои се­мей­ные от­но­ше­ния рас­ши­ря­ют­ся с из­да­ни­ем этой книги на рус­ском языке. Для меня боль­шим обод­ре­ни­ем яв­ля­ет­ся на­блю­дать во­очию ду­хов­ную жажду ве­ру­ю­щих в стра­нах быв­ше­го СССР. Ваше рве­ние в по­зна­нии Хри­ста до­стой­но вос­хи­ще­ния и под­ра­жа­ния для хри­сти­ан на всех кон­ти­нен­тах.

Я хотел бы по­же­лать всем вам чи­тать эту книгу с от­кры­тым серд­цем и ра­з­умом. Вы до­ве­ря­е­те Биб­лии? Поз­во­ли­те ли ей быть наи­выс­шим ав­то­ри­те­том в ваших ве­ро­ва­ни­ях и ду­хов­ной прак­ти­ке? Же­ла­е­те ли вы из­ме­нить свои убеж­де­ния, если об­на­ру­жи­те в Биб­лии уче­ние, ко­то­рое про­ти­во­ре­чит че­му-ли­бо, во что вы ис­кренне ве­ри­ли до этого мо­мен­та?

Если вы от­кры­ты для Слова Божия, Дух Гос­по­день вос­при­мет ис­ти­ны, от­но­ся­ щи­е­ся к по­ни­ма­нию Бо­жи­ей любви и бла­го­да­ти, ко­то­рые об­суж­да­ют­ся в этой книге, и Он будет ис­поль­зо­вать их, чтобы из­ме­нить вашу жизнь. Я знаю это из соб­ствен­но­го опыта, по­то­му что Он из­ме­нил и мою жизнь с по­мо­щью тех же самых истин.

Пусть Божие бла­го­сло­ве­ние пре­бу­дет с вами, когда вы про­ни­ка­е­те в глу­би­ны бо­гатств, да­ро­ван­ных нам во Хри­сте Иису­се. Со­зна­ние того, кто мы есть в Нем и как поз­во­лить Ему жить Его жиз­нью через нас, со­став­ля­ет самую серд­це­ви­ну и су­ще­ство хри­сти­ан­ской веры. Пусть Бог обиль­но бла­го­сло­вит вас в этом чте­нии.

Стив Ма­к­вей,
Ат­лан­та, Джор­джия, США

Предисловие

“Земля Бла­го­да­ти” — это книга, ко­то­рая может из­ме­нить ваше по­ни­ма­ние Биб­лии. Фак­ти­че­ски она может пре­об­ра­зить вашу жизнь во Хри­сте! Про­чи­тав то, что го­во­рит Стив Ма­к­вей о бла­го­да­ти Бо­жи­ей, я стал со­всем иначе вос­при­ни­мать Пи­са­ния. Читая то, что пред­став­ля­ет­ся за­по­ве­дью или пря­мым ука­за­ни­ем Слова Божия, я боль­ше не ис­пы­ты­ваю при­сту­пов вины или со­мне­ний со­ве­сти, при­чи­ной ко­то­рых были по­пыт­ки де­лать для Бога то, чего, по моему мне­нию, Он от меня хотел… и ко­то­рые за­кан­чи­ва­лись неуда­чей. Те­перь я легко и ра­дост­но читаю эти стихи, зная, что они могут стать ре­аль­но­стью моей жизни по бла­го­да­ти Бо­жи­ей, по­сколь­ку Дух Его живет во мне.

“Земля Бла­го­да­ти” на­по­ми­на­ет нам, что бла­го­дать Божия за­тра­ги­ва­ет все сферы нашей жизни, даже глу­бо­ко уко­ре­нив­ши­е­ся при­выч­ки. Может по­ка­зать­ся, что неко­то­рые про­бле­мы пре­одо­леть невоз­мож­но, од­на­ко такие мысли воз­ни­ка­ют из-за недо­по­ни­ма­ния смыс­ла бла­го­да­ти. С са­мо­го на­ча­ла моего хож­де­ния во Хри­сте я по­ни­мал, что бла­го­дать Божия дает нам жизнь веч­ную и про­ще­ние гре­хов, од­на­ко, по за­быв­чи­во­сти или из рав­но­ду­шия, ко­ле­бал­ся до­ве­рять­ся ей в лич­ном, по­все­днев­ном опыте. Я пы­тал­ся за­ста­вить себя жить по-хри­сти­ан­ски пра­виль­но, упо­вая на свои силы. “Земля Бла­го­да­ти” на­пом­ни­ла мне, что мы при­зва­ны вести такую жизнь не сво­и­ми си­ла­ми, но Хри­сто­вы­ми.

Как чу­дес­но иметь покой во Хри­сте и упо­вать на Его жизнь в Духе во мне! Как ме­ня­ет­ся жизнь, когда мы схо­дим с пути са­мо­до­ста­точ­но­сти и пре­да­ем себя бла­го­да­ти Бо­жи­ей! Бла­го­дать Его дей­ству­ет там, где наших сил не хва­та­ет. Если мы живем Его силою, то знаем ис­тин­ный покой — покой, ко­то­рый Бог же­ла­ет вся­ко­му хри­сти­а­ни­ну по­знать.

Бла­го­да­рю, Стив, что ты на­пи­сал о бес­цен­ной бла­го­да­ти Бо­жи­ей так, что, будем на­де­ять­ся, мно­гим ока­жет­ся по­лез­но. Я при­зы­ваю каж­до­го чи­та­те­ля от­крыть свое серд­це для по­сла­ния “Земли Бла­го­да­ти”; может ока­зать­ся, что в ре­зуль­та­те все ваше хож­де­ние во Хри­сте из­ме­нит­ся!

Гэри Смоли,
Автор бест­сел­ле­ров и про­по­вед­ник

Глава1. Религия — это яд

Как я устал от всего этого! Все, что го­во­рит цер­ковь — про­сто общие ре­ли­ги­оз­ные фразы. Видит Бог, я пы­тал­ся жить по-хри­сти­ан­ски. Своих детей я учил жить по-хри­сти­ан­ски. Я учил их этому когда они были со­всем ма­лень­ки­ми! А те­перь вдруг такое несча­стье. Мне дурно от всего этого. У меня есть дру­зья, ко­то­рые ни разу в жизни не при­во­ди­ли детей в цер­ковь, а с ними ни­че­го не про­изо­шло. Я был ис­крен­ним, но все ока­за­лось про­сто шут­кой. Так не бы­ва­ет. Я знаю, Стив, ты ве­ришь в Бога, а я боль­ше не верю. Хри­сти­ан­ская жизнь про­сто ни к чему не ведет”.

Я молча сидел, пока Уэйн из­ли­вал ярость, в ко­то­рую он впал, когда два дня назад узнал, что его самая млад­шая дочь бе­ре­мен­на. Он за­пла­кал, когда она со­об­щи­ла ему эту но­вость. Он ска­зал ей, как глу­бо­ко огор­чен тем, что слу­чи­лось, что она в од­но­ча­сье ли­ши­лась как юно­сти, так и бес­пре­дель­ных пер­спек­тив на бу­ду­щее. Затем обнял ее и про­шеп­тал сры­ва­ю­щим­ся го­ло­сом: “Мы как-ни­будь спра­вим­ся с этим, детка. Тебе сем­на­дцать лет, и я не остав­лю тебя одну”. В ту ночь он дер­жал в руках свою жену Джоан, пока она не за­сну­ла, устав от ры­да­ний. Он уже ска­зал дома все пра­виль­ные слова, ко­то­рые в таком слу­чае го­во­рят, од­на­ко две по­след­ние ночи лежал без сна в без­мол­вии предут­рен­них часов, и его мозг бес­по­щад­но тер­за­ла одна мысль: “Где я ошиб­ся? Я учил ее толь­ко хо­ро­ше­му! Она знает, как жить по-хри­сти­ан­ски. Где же я ошиб­ся?”.

Что бы вы ска­за­ли та­ко­му че­ло­ве­ку, как Уэйн? Было время, когда я дал бы ему под­хо­дя­щий совет из числа услы­шан­ных в се­ми­на­рии или ска­зал бы рас­хо­жую фразу, ко­то­рой на­учил­ся у пас­то­ров, не пред­став­ляв­ших, с чем он столк­нул­ся. Те­перь я так не делаю. На­блю­дая в те­че­ние трид­ца­ти лет, как ста­но­вит­ся пу­стым взгляд людей, в по­мерк­нув­шие лица ко­то­рых бро­са­лись из­би­тые ре­ли­ги­оз­ные фразы, и лично по­лу­чив от жизни пару со­кру­ши­тель­ных уда­ров между глаз, я твер­до решил ни­ко­гда боль­ше так не по­сту­пать.

Мы живем во вре­ме­на, когда стан­дарт­ные ре­ли­ги­оз­ные от­ве­ты про­сто ни­че­го не зна­чат для людей. Они могут со­от­вет­ство­вать ду­хов­ной ре­аль­но­сти, но наше по­ко­ле­ние плохо пе­ре­но­сит бес­смыс­лен­ный биб­лей­ский лепет, не име­ю­щий от­но­ше­ния к нам самим. Людям, по­доб­ным Уэйну, до смер­ти на­до­е­ло ци­ти­ро­ва­ние Рим. 8:28. Пой­ми­те меня пра­виль­но: я твер­до убеж­ден, что люди нуж­да­ют­ся в веч­ных ис­ти­нах, из­ла­га­е­мых в за­пи­сан­ном Слове Бо­жи­ем. Од­на­ко они не ста­нут до­воль­ство­вать­ся бла­го­звуч­ным сти­хом из Биб­лии по­доб­но детям, ве­ря­щим сказ­ке, что кро­ли­чья лапка при­не­сет им удачу.

Если быть точ­ным, то людям, по­доб­ным Уэйну, необ­хо­дим такой ответ, какой дает Хри­стос, а не ре­ли­гия. Что я ему по­со­ве­то­вал? Про­сто ука­зал на Того, Кто по­ни­ма­ет его смя­те­ние и боль. Я не пы­тал­ся дать ему точ­ных от­ве­тов о при­чи­нах его си­ту­а­ции. Как часто бы­ва­ло при бе­се­де с лю­дь­ми, по­дав­лен­ны­ми жиз­нен­ны­ми об­сто­я­тель­ства­ми, я не знал, по­че­му так слу­чи­лось. Вме­сто этого я ука­зал ему на Того, Кто стоит за лю­бы­ми труд­ны­ми об­сто­я­тель­ства­ми, с ка­ки­ми мы толь­ко можем столк­нуть­ся. Дол­гие годы на­учи­ли меня, что если я не знаю, что ска­зать, по­че­муэто про­ис­хо­дит в нашей жизни, то лучше всего ука­зать на Того, Ко­то­рый управ­ля­ет всем этим. Ре­ли­гия пы­та­ет­ся рас­сор­ти­ро­вать все по ма­лень­ким изящ­ным ящич­кам, из ко­то­рых все­гда легко из­влечь пу­сто­по­рож­ний ответ на то, что от­ве­та не имеет. Иисус ни­ко­гда так не по­сту­па­ет. Он про­сто ука­зы­ва­ет на Себя и лас­ко­во шеп­чет: “Веруй”.

Поз­воль­те мне за­бе­жать впе­ред и за­дать тон остав­шей­ся части книги: я не по­клон­ник ре­ли­гии; фак­ти­че­ски от нее оста­ет­ся горь­кий при­вкус. Воз­мож­но, это вы­зва­но тем, что я по­гло­щал ее так много и так долго. Я был пас­то­ром в раз­ных церк­вах более два­дца­ти лет. Я по­да­вал на стол и вку­шал вся­кое де­жур­ное блюдо мерт­во­го ве­ро­уче­ния, какое вы толь­ко мо­же­те себе пред­ста­вить. Моя про­бле­ма за­клю­ча­лась не в от­сут­ствии ис­крен­но­сти. На­про­тив, я был очень ис­кре­нен. Но ведь и Павел, когда пре­сле­до­вал цер­ковь, думал, что ока­зы­ва­ет Богу боль­шую услу­гу. Не по­ду­май­те, будто я го­во­рю, что от­ка­зал­ся от веры в Иису­са Хри­ста. Мое пре­зре­ние к ре­ли­гии не умень­ши­ло моей любви ко Хри­сту и Его церк­ви. Слу­чи­лось ско­рее на­о­бо­рот. С тех пор, как бла­го­дать Божия срав­ня­ла с зем­лей стену ре­ли­гии, ко­то­рая ча­стич­но за­тме­ва­ла для меня Хри­ста, я стал лю­бить Его силь­ней и слу­жить ему рев­ност­ней, чем ко­гда-ли­бо пре­жде.

Близ­кие мне дру­зья из этих церк­вей могут не быть со­глас­ны с такой оцен­кой боль­шей части моего пас­тор­ско­го слу­же­ния. Это прав­да, что мно­гие люди дей­стви­тель­но при­шли ко Хри­сту за все те годы, про­шед­шие до того, как я начал по­ни­мать, что озна­ча­ет жить и нести слу­же­ние по бла­го­да­ти. Мно­гие хри­сти­ане по­лу­чи­ли бла­го­сло­ве­ние, а страж­ду­щие — ис­це­ле­ние. Этот факт про­сто под­твер­жда­ет ис­тин­ность ак­си­о­мы, услы­шан­ной мною в се­ми­на­рии: “Бог может оста­вить пря­мой след кри­вой пал­кой”. Я не от­вер­гаю ра­бо­ту Божию, сде­лан­ную в моей жизни за эти годы. Бог, в бла­го­да­ти Своей, смот­рел по­верх моего смя­тен­но­го ума и видел ис­крен­нее серд­це. Од­на­ко из­ме­ри­мые ре­зуль­та­ты не могут слу­жить по­след­ним сло­вом в до­ка­за­тель­стве пра­виль­но­сти чье­го-то сви­де­тель­ства или ме­то­дов, ибо в про­тив­ном слу­чае от­вер­га­ю­щие Хри­ста секты ока­за­лись бы пра­виль­нее мно­гих по­чи­та­ю­щих Хри­ста церк­вей.

Яд в котле

В 4-й книге Царств есть ис­то­рия, ко­то­рая по­ка­зы­ва­ет тип слу­же­ния, часто встре­ча­ю­щий­ся в со­вре­мен­ной цер­ков­ной жизни. Это ис­то­рия о яде, по­дан­ном на стол чи­сто­сер­деч­ны­ми лю­дь­ми Бо­жи­и­ми.

“Ели­сей же воз­вра­тил­ся в Га­лгал. И был голод в земле той, и сыны про­ро­ков си­де­ли пред ним. И ска­зал он слуге сво­е­му: по­ставь боль­шой котел и свари по­хлеб­ку для сынов про­ро­че­ских. И вышел один из них в поле со­би­рать овощи, и нашел дикое вью­ще­е­ся рас­те­ние, и на­брал с него диких пло­дов пол­ную одеж­ду свою; и при­шел и на­кро­шил их в котел с по­хлеб­кою, так как они не знали их. И на­ли­ли им есть. Но как скоро они стали есть по­хлеб­ку, то под­ня­ли крик и го­во­ри­ли: смерть в котле, че­ло­век Божий! И не могли есть” (4 Цар. 4:38–40).

В Га­лга­ле рас­по­ла­га­лась из­вест­ная “Школа про­ро­ков”, ос­но­ван­ная ве­ли­ким про­ро­ком Ели­се­ем. Од­на­ж­ды Ели­сей велел од­но­му из сынов про­ро­че­ских при­го­то­вить пищу. Кто-то из них пошел в поле, на­брал пло­дов ди­ко­го вью­ще­го­ся рас­те­ния и на­кро­шил их в по­хлеб­ку. Про­ро­ки на­ли­ли каж­до­му, и тут кто-то об­на­ру­жил: “Смерть в котле!” Про­ро­ки Божии по­да­ва­ли на стол отра­ву и сами ели из того же котла.

Имен­но этим я за­ни­мал­ся мно­гие годы. Я брал осво­бож­да­ю­щее еван­ге­лие бла­го­да­ти Бо­жи­ей и сме­ши­вал его в одном котле с ди­ки­ми пло­да­ми ре­ли­ги­оз­но­го слу­же­ния. Эти плоды были со­бра­ны в поле с дикой лозы . Бла­го­дать не рас­тет в диком поле. Она взра­щи­ва­ет­ся толь­ко в бес­пре­дель­ном саду любви, по­са­жен­ном и воз­де­лы­ва­е­мом Самим Богом. Суть ре­ли­ги­оз­но­го слу­же­ния — это дикое рас­те­ние, отрав­ля­ю­щее бла­го­дать Божию и де­ла­ю­щее ее непри­год­ной в пищу, хотя сам я мно­гие годы ел эту пищу и давал ее своим детям. Тра­ге­дия за­клю­ча­ет­ся в том, что по­доб­ный яд не уби­ва­ет вас, но до­ста­точ­но ток­си­чен, чтобы сде­лать боль­ным на всю остав­шу­ю­ся жизнь.

В ос­но­ва­нии всех ре­ли­гий лежит опре­де­лен­ное слу­же­ние как дей­ство — будь то танцы пле­ме­ни во­круг ко­ст­ра, чтобы убла­жить бога огня, либо без­жизнен­ная ре­ли­ги­оз­ная ак­тив­ность, ис­пол­ня­е­мая неде­ля за неде­лей еван­гель­ским хри­сти­а­ни­ном, дабы впе­чат­лить сво­е­го Бога. Все это — ре­ли­ги­оз­ные дей­ства, а Бога они не впе­чат­ля­ют. Впе­чат­ле­ние на Него про­из­во­дит толь­ко вера. “А без веры уго­дить Богу невоз­мож­но” (Евр. 11:6). Он рав­но­ду­шен к ли­шен­ным жизни ре­ли­ги­оз­ным ри­ту­а­лам. Бог занят жиз­нью. Ничто дру­гое Его не ин­те­ре­су­ет. Когда все будет ска­за­но и сде­ла­но, Бог или вос­кре­сит мерт­вое, или окон­ча­тель­но от­де­лит Себя от него. Его ин­те­ре­су­ют живые от­но­ше­ния, а не мерт­вая ре­ли­гия.

Пустыня религии

Про­воз­гла­ше­ние Еван­ге­лия бла­го­да­ти со­сто­ит из Бла­гой Вести о том, что Бог же­ла­ет из­ба­вить нас от ре­ли­гии. Он про­стер Свою бла­го­дать, чтобы спа­сти нас от жизни, пол­ной ни­чтож­ных и тщет­ных уси­лий сде­лать­ся угод­ны­ми Ему. Сущ­ность ре­ли­гии за­клю­ча­ет­ся в по­пыт­ках че­ло­ве­ка ка­ким-то об­ра­зом убе­дить себя, что он до­ста­точ­но по­слу­жил Богу, чтобы по­лу­чить Его одоб­ри­тель­ный кивок. Это спо­соб, ко­то­рым мы пы­та­ем­ся за­ком­по­сти­ро­вать, сде­лать за­кон­ной свою са­мо­оцен­ку, но дела нашей са­мо­пра­вед­но­сти фак­ти­че­ски от­де­ля­ют нас от имен­но той цели, ко­то­рой мы стре­мим­ся до­стичь. Ре­ли­гия яв­ля­ет­ся ядом, по­сколь­ку уби­ва­ет вся­кую воз­мож­ность ис­тин­но близ­ко­го об­ще­ния с Богом. Ре­ли­гия — это блуд­ни­ца, всту­па­ю­щая в связь с муж­чи­ной, убеж­дая его, что это и есть лю­бовь, а в то же время он в глу­бине души знает о чем-то по­луч­ше. Ре­ли­гия дает лож­ную на­деж­ду на то, что есть нечто, что мы можем сде­лать, дабы про­из­ве­сти на Бога впе­чат­ле­ние так, дабы Он при­нял нас по делам нашим. Ре­ли­гия — это то, что спе­шит за­пол­нить пу­сто­ту, об­ра­зу­ю­щу­ю­ся тогда, когда нет лич­но­го об­ще­ния с Богом.

В дей­стви­тель­но­сти, если че­ло­век, не име­ю­щий близ­ко­го об­ще­ния с Богом через Иису­са Хри­ста, пы­та­ет­ся при­бли­зить­ся к Богу по­сред­ством ре­ли­ги­оз­ных де­я­ний, его дела будут про­тив­ны со­вер­шен­но пра­вед­но­му Богу, Ко­то­рый тре­бу­ет не мень­ше­го, чем со­вер­шен­ство. По­сколь­ку никто из нас не спо­со­бен хо­дить в со­вер­шен­стве, нам лучше и вовсе не ста­но­вить­ся на этот путь.

Од­на­ко мно­гие ве­ру­ю­щие, по бо­же­ствен­но­му из­во­ле­нию вы­ве­ден­ные из Егип­та и чу­дес­ным об­ра­зом ока­зав­ши­е­ся на пря­мом пути к цели, за­ли­ва­ют в баки своих машин бен­зин ре­ли­гии, а в дви­га­тель — масло соб­ствен­ных уси­лий и ду­ма­ют, что они уже на пол­до­ро­ги в стра­ну по­бе­до­нос­ной жизни. Бы­ва­ет, что им уда­ет­ся раз­вить хо­ро­шую ско­рость, но при этом они не до­га­ды­ва­ют­ся, что едут по кругу. Их ра­ду­ет то, как у них по­лу­ча­ет­ся, но они не знают, что быст­ро дви­жут­ся в ни­ку­да.

Ис­то­рия стран­ствий Из­ра­и­ля через пу­сты­ню слу­жит хо­ро­шей ил­лю­стра­ци­ей жизни ве­ру­ю­ще­го, пы­та­ю­ще­го­ся до­стичь ду­хов­ных успе­хов по­сред­ством ре­ли­ги­оз­но­го пред­став­ле­ния. Бог вывел ев­ре­ев из Егип­та, чтобы при­ве­сти в обе­то­ван­ную землю Ха­на­ан­скую, и они яв­ля­ют кар­ти­ну того, что Бог же­ла­ет сде­лать для тех, кто ве­ру­ет в Него. Он же­ла­ет вы­ве­сти нас из раб­ства пу­стой жизни в землю бла­го­да­ти — место, где Он осы­па­ет нас вся­че­ски­ми бла­га­ми лишь по той при­чине, что любит нас.

Мы, как хри­сти­ане, не можем де­лать ни­че­го, чтобы за­слу­жить право войти в эту чу­дес­ную землю бла­го­да­ти. По­доб­но Из­ра­и­лю, мы чу­дес­ным об­ра­зом вы­ве­де­ны из бы­ло­го раб­ства, чтобы иметь воз­мож­ность немед­лен­но всту­пить во вла­де­ние Зем­лей Бла­го­да­ти. Нам про­сто нужно идти в эту, те­перь уже нашу, землю — без про­мед­ле­ния и без ка­ких-ли­бо за­трат или обя­за­тельств с нашей сто­ро­ны.

Земля Ха­на­ан­ская была тем ме­стом, где Из­ра­иль дол­жен был стать ве­ли­ким на­ро­дом, ко­то­рый мог бы по­лу­чить Божие бла­го­сло­ве­ние и быть бла­го­сло­ве­ни­ем для дру­гих. Она часто упо­ми­на­ет­ся в Пи­са­нии как земля, где течет мо­ло­ко и мед, что озна­ча­ет место, где не толь­ко будут удо­вле­тво­ре­ны по­треб­но­сти на­ро­да Из­ра­и­ля (мо­ло­ко), но он также смо­жет на­сла­дить­ся слад­ким изоби­ли­ем (мед), ко­то­рое Бог на­ме­рен дать ему. Бог желал при­ве­сти из­ра­иль­тян в это осо­бое место и уте­шить их Своею щед­ро­стью и ве­ли­ко­ду­ши­ем. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что Бог ни­ко­гда не дает толь­ко ми­ни­маль­но необ­хо­ди­мо­го; Он щедро осы­па­ет да­ра­ми тех, кого любит. Эта новая земля была бы ме­стом, где Из­ра­иль жил бы рай­ской жиз­нью, ко­то­рую Бог сде­лал бы более чу­дес­ной, чем из­ра­иль­тяне могли бы себе пред­ста­вить. У них была бы жизнь в изоби­лии, по­доб­ной ко­то­рой они ни­ко­гда не имели, и она про­хо­ди­ла бы в земле покоя.

Од­на­ко люди не смог­ли при­нять Божие обе­то­ва­ние все­рьез. Это было слиш­ком про­сто. “Опре­де­лен­но, что мы долж­ны вы­пол­нить свою часть ра­бо­ты”, — так, воз­мож­но, раз­мыш­ля­ли они. Вы­пол­нить свою часть — вот ядо­ви­тый эле­мент ре­ли­гии. Ре­ли­гия — это ко­вар­ный вирус, за­ра­жа­ю­щий хри­сти­а­ни­на и гу­бя­щий то, что могло быть вполне здо­ро­вым. Мы про­сто не можем по­ве­рить, что, из­ба­вив нас от гре­хов на­ше­го соб­ствен­но­го раб­ства еги­пет­ско­го, Бог не ждет от нас ни­че­го. Ра­зу­ме­ет­ся, мы долж­ны Ему что-то, несмот­ря на то, что вся­кая по­пыт­ка под­счи­тать цену бес­цен­но­го дара при­ни­жа­ет его цен­ность. На­чать по­бед­ную жизнь без вся­ких уси­лий с нашей сто­ро­ны? Да это же слиш­ком про­сто. Так было и с Из­ра­и­лем: “Итак видим, что они не могли войти за неве­рие” (Евр. 3:19).

По­че­му я счи­таю, что жизнь Из­ра­и­ля в пу­стыне может по­слу­жить об­ра­зом жизни ве­ру­ю­щих, ис­пол­ня­ю­щих ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды? По край­ней мере в двух мо­мен­тах Из­ра­иль по­до­бен людям, прак­ти­ку­ю­щим ре­ли­ги­оз­ные дей­ства. Они на­столь­ко ярки, что их невоз­мож­но не за­ме­тить.

Для них ха­рак­тер­но при­ло­же­ние уси­лий для одер­жа­ния по­бе­ды.

Народ Из­ра­и­ля знал, что зна­чит при­ла­гать уси­лия. Они про­ве­ли че­ты­ре­ста лет в еги­пет­ском раб­стве, служа же­сто­ким над­смотр­щи­кам, не про­яв­ляв­шим ни­ка­ко­го ми­ло­сер­дия. Затем они че­ты­ре де­сят­ка лет блуж­да­ли по пу­стыне, ста­ра­ясь войти в место, обе­то­ван­ное Богом Ав­ра­аму. Я уве­рен, что это обе­то­ва­ние часто пред­став­ля­лось им как ре­ли­ги­оз­ное пре­да­ние, при­шед­шее из про­шло­го и имев­шее мало от­но­ше­ния к их по­все­днев­ным труд­но­стям, не более. В их по­ступ­ках часто про­яв­ля­лось убеж­де­ние, что так или иначе их уси­лия необ­хо­ди­мы для вхож­де­ния в землю обе­то­ван­ную.

Их чув­ства не осо­бен­но от­ли­ча­лись от чувств наших со­вре­мен­ни­ков, же­ла­ю­щих вести по­бе­до­нос­ную жизнь, обе­щан­ную в Биб­лии. Они ис­кренне пы­та­ют­ся до­бить­ся этого за счет ре­ли­ги­оз­ных уси­лий, од­на­ко по­хо­же, что успеш­ное, вер­ное хож­де­ние со Хри­стом все время усколь­за­ет от них. Неза­ви­си­мо от при­ла­га­е­мых ими уси­лий, бес­край­няя пу­сты­ня все­гда про­сти­ра­ет­ся между тем ме­стом, где они на­хо­дят­ся, и тем, куда они хотят по­пасть.

• Для них ха­рак­тер­ны неод­но­крат­ные слу­чаи за­ве­ре­ний по­ста­рать­ся еще силь­нее. Ис­то­рия Из­ра­и­ля в пу­стыне яв­ля­ет нам кар­ти­ну со­ро­ка­лет­них ста­ра­ний, па­де­ний и оче­ред­ных по­свя­ще­ний себя новым по­пыт­кам. Эти люди ис­кренне же­ла­ли войти в Ха­на­ан, но вся их ис­крен­ность никак не могла при­ве­сти их туда. Их жизнь от­ме­че­на крат­ки­ми пе­ри­о­да­ми побед, за ко­то­ры­ми сле­до­ва­ло па­де­ние веры, ве­ду­щее к по­ра­же­нию, и воз­об­нов­лен­ная ре­ши­мость по­пы­тать­ся вновь. Зву­чит зна­ко­мо?

Приглашение в Ханаан

Иисус Навин дол­жен был ис­пу­гать­ся, когда ему было ска­за­но, что имен­но он ста­нет тем че­ло­ве­ком, ко­то­рый вве­дет детей Из­ра­и­ля в Ха­на­ан. В конце кон­цов, их было два с по­ло­ви­ной мил­ли­о­на, и во время боль­шей части своих пу­те­ше­ствий по пу­стыне они вели себя, как неуго­мон­ные ис­пор­чен­ные дети. И все же если ис­то­рия ски­та­ний Из­ра­и­ля в пу­стыне и его вхож­де­ния в землю обе­то­ван­ную что-то по­ка­зы­ва­ет, так это на­сколь­ко верен Бог в осу­ществ­ле­нии добра, обе­то­ван­но­го Им для тех, кто при­над­ле­жит Ему. Если бы Бог не про­дол­жал с лю­бо­вью и тер­пе­ни­ем тру­дить­ся над Сво­и­ми незре­лы­ми детьми, то мы бы все уже давно ока­за­лись в беде.

Вы жаж­де­те более на­сы­ща­ю­щей ре­аль­но­сти ду­хов­ной жизни? Бог очень любит вас, чтобы поз­во­лить вам ми­мо­лет­ный роман с ре­ли­ги­ей. Он же­ла­ет, чтобы вы пол­но­стью при­над­ле­жа­ли Ему. Вы мо­же­те за­пом­нить как непре­лож­ный факт: Бог не пе­ре­ста­нет тру­дить­ся над вами. Вы ни­ко­гда не смо­же­те сде­лать такое, что бы за­ста­ви­ло Его по­жать пле­ча­ми и уйти. Ни­че­го. По бо­же­ствен­но­му опре­де­ле­нию Его незри­мая рука будет непре­клон­но на­прав­лять ваши шаги, пока Он не при­ве­дет вас туда, где смо­жет сде­лать для вас все, что на­ме­тил.

Бог же­ла­ет вы­ве­сти вас из бес­плод­ной пу­сты­ни сле­до­ва­ния ре­ли­ги­оз­ным пред­пи­са­ни­ям и при­ве­сти к пол­но­те жизни по бла­го­да­ти. С са­мо­го на­ча­ла Его на­ме­ре­ни­ем было сде­лать так, чтобы вы ра­до­ва­лись своим от­но­ше­ни­ям веры с Ним. Он же­ла­ет, чтобы вы жили в Ха­на­ане — Земле Бла­го­да­ти, где самым важ­ным яв­ля­ет­ся то, чтобы вы с Ним имели ра­дость вза­им­ной лю­бо­ви.

Дол­гие годы неся пас­тор­ское слу­же­ние в церк­ви и бу­дучи хри­сти­а­ни­ном с ран­не­го дет­ства, я на­блю­дал и сам пе­ре­жи­вал му­че­ния, ко­то­рые при­чи­ня­ет под­ме­на близ­ко­го ду­хов­но­го об­ще­ния с Иису­сом Хри­стом ре­ли­ги­оз­ной де­я­тель­но­стью. Можно внешне де­лать все пра­виль­но, но по-преж­не­му не иметь внут­рен­не­го покоя и ра­до­сти, ис­точ­ни­ком ко­то­рых слу­жит лишь наше един­ство с Ним. Бог не же­ла­ет, чтобы те, кого Он из­ба­вил от греха, за­стря­ли в пу­стыне, ли­шен­ной жизни ре­ли­ги­оз­ной ак­тив­но­сти. Он же­ла­ет, чтобы мы вошли в Землю Бла­го­да­ти, зная, что, когда мы ис­пы­та­ем нашу ис­тин­ную жизнь в Нем, наша де­я­тель­ность, под­креп­лен­ная бо­же­ствен­ной силой, будет со­про­вож­дать­ся чув­ством лич­но­го глу­бо­ко­го удо­вле­тво­ре­ния, ис­точ­ни­ком ко­то­ро­го может быть толь­ко Он.

Порвите отношения с религией

“Стив, я рад, что, на­ко­нец, по­пал­ся. Ты не пред­став­ля­ешь, как из­ну­ри­тель­но со­сто­ять в лю­бов­ной связи! Я не могу опи­сать, на­сколь­ко это опу­сто­ша­ет в фи­зи­че­ском, ум­ствен­ном, эмо­ци­о­наль­ном и даже ду­хов­ном плане. Я рад, что это за­кон­чи­лось”. Могу вас за­ве­рить — Роб был ис­кре­нен. Его жене недав­но стало из­вест­но о про­дол­жав­шей­ся уже год его лю­бов­ной связи на ра­бо­те с со­труд­ни­цей. И хотя было оче­вид­но, что их браку по­на­до­бит­ся дол­гое время для ис­це­ле­ния этой раны, по­хо­же было, что они пе­ре­жи­вут су­пру­же­скую из­ме­ну.

Из­ну­ри­тель­но— имен­но это слово ис­поль­зо­вал Роб, опи­сы­вая дан­ную связь. Это слово хо­ро­шо под­хо­дит для опи­са­ния об­ра­за жизни че­ло­ве­ка, пре­бы­ва­ю­ще­го в браке с Иису­сом Хри­стом, и все же под­дер­жи­ва­ю­ще­го связь с ре­ли­ги­ей. Пре­лю­бо­дей­ная связь отрав­ля­ет брак. Она от­ни­ма­ет время, энер­гию, ин­те­рес и лю­бовь у того, кому они пред­на­зна­че­ны, и по­гру­жа­ет людей в без­жа­лост­ный вихрь раз­ру­ше­ния, ко­то­рый не успо­ка­и­ва­ет­ся до тех пор, пока не будет уни­что­же­но все доб­рое, что долж­но быть в браке.

Имен­но это де­ла­ет ре­ли­гия в жизни ве­ру­ю­ще­го. Много хри­сти­ан пре­кра­ти­ли близ­кое, ис­пол­нен­ное любви об­ще­ние, ко­то­рое они неко­гда имели с Иису­сом Хри­стом, до­воль­ству­ясь де­ше­вой свя­зью с ре­ли­ги­ей. Неко­гда они на­сла­жда­лись еди­не­ни­ем с Ним, од­на­ко по­сте­пен­но от­вра­ти­ли взоры свои от Иису­са и со­сре­до­то­чи­лись на ис­пол­не­нии своих ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов. Они, как ска­зал од­на­ж­ды Иисус церк­ви в Малой Азии, оста­ви­ли первую лю­бовь свою.

Если вы мо­же­те от­не­сти себя к людям, чья лю­бовь ко Хри­сту охла­де­ла, и ко­то­рые те­перь пы­та­ют­ся на­сы­тить душу свою в ре­ли­ги­оз­ных делах, я умо­ляю вас в любви: разо­рви­те свою связь с ре­ли­ги­ей и вер­ни­тесь к своей пер­вой любви! Не ка­жут­ся ли вам гру­бы­ми слова, ко­то­ры­ми мне при­ш­лось на­чать эту книгу, ска­зав, что ре­ли­гия — это яд? Един­ствен­ная цель, ко­то­рую я пре­сле­дую, ис­поль­зуя в этой книге непри­ят­ные ана­ло­гии и за­ост­ря­ю­щие во­прос за­ме­ча­ния, — под­нять тре­во­гу в церк­вах. Мно­гие из нас со­блаз­ни­лись и об­ма­ну­ты. Мы со­блаз­не­ны ре­ли­ги­ей и об­ма­ну­ты мыс­лью о том, что по­сколь­ку мы по­сту­па­ем пра­виль­но, то у нас все в по­ряд­ке в ду­хов­ном плане. Мы во­вле­че­ны в пре­лю­бо­дей­ную связь с объ­ек­том, ко­то­рый к тому же от­вра­ти­те­лен. Майкл Яко­нел­ли пра­виль­но ста­вит во­прос:

“Что слу­чи­лось с ра­ди­каль­ным хри­сти­ан­ством, нелю­без­ной вет­вью хри­сти­ан­ства, пе­ре­вер­нув­шей мир с ног на го­ло­ву? Что про­изо­шло с пу­га­ю­щим, ло­ма­ю­щим ба­рье­ры и уста­нов­ле­ния еван­ге­ли­ем, со сверхъ­есте­ствен­ной ско­ро­стью рас­про­стра­няв­шим­ся в те­че­ние пер­во­го сто­ле­тия и счи­тав­шим­ся (сто­я­щи­ми у вла­сти) опас­ным? Что про­изо­шло с теми хри­сти­а­на­ми, серд­ца ко­то­рых пы­ла­ли огнем, ко­то­рые не знали стра­ха, ко­то­рые го­во­ри­ли ис­ти­ну, невзи­рая на по­след­ствия, ко­то­рые де­ла­ли этот мир неуют­ным и же­ла­ли сле­до­вать за Иису­сом по­всю­ду? Что слу­чи­лось с теми хри­сти­а­на­ми, ко­то­рые были полны стра­сти и бла­го­дар­но­сти и были не спо­соб­ны даже на день рас­стать­ся с бла­го­да­тью Бо­жи­ей?”

Я на­де­юсь, что если мы прой­дем по гла­вам этой книги вме­сте, ваше серд­це от­кро­ет­ся и ваш разум об­но­вит­ся для та­ко­гохри­сти­ан­ско­го об­ра­за жизни. Это не ка­са­ет­ся ре­ли­гии. Это ка­са­ет­ся толь­ко Иису­са.Иисус. Он — это все, что дей­стви­тель­но имеет зна­че­ние.

Да­вай­те вме­сте с Из­ра­и­лем со­вер­шим пу­те­ше­ствие из пу­сты­ни в Ха­на­ан. По до­ро­ге вы мо­же­те об­на­ру­жить тро­пин­ки, по ко­то­рым пред­по­чли бы не хо­дить, по­сколь­ку они вам незна­ко­мы. В ходе пу­те­ше­ствия вы мо­же­те на­ткнуть­ся на ко­лю­чие рас­те­ния, ко­то­рые будут ца­ра­пать ваши обы­чаи и вы­зо­вут неко­то­рое неудоб­ство. Вы мо­же­те даже ис­пы­тать ис­ку­ше­ние от­ло­жить книгу и от­ка­зать­ся от пу­те­ше­ствия.

Но я при­зы­ваю вас прой­ти этот путь вме­сте со мной. В ходе пу­те­ше­ствия я могу порой сво­и­ми мыс­ля­ми за­ста­вить вас по­чув­ство­вать себя нелов­ко, но я обе­щаю одно: во вся­кий миг на­ше­го пу­те­ше­ствия я буду ука­зы­вать вам на Иису­са Хри­ста. В ходе этого па­лом­ни­че­ства я ни­ко­гда не стану на­ме­рен­но по­буж­дать вас сде­лать хоть один шаг, не обо­зна­чен­ный в неиз­мен­ном Слове Бо­жи­ем. Нашей до­рож­ной кар­той будет Биб­лия, а пунк­том на­зна­че­ния — Иисус.

Вы хо­ти­те жить в Земле Бла­го­да­ти? Тогда да­вай­те овла­де­ем ею. Од­на­ко дол­жен пре­ду­пре­дить вас: сна­ча­ла нам будет необ­хо­ди­мо пре­одо­леть вме­сте се­рьез­ные труд­но­сти.

Хождение вместе

Да­вай­те прой­дем вме­сте со Свя­тым Духом по стра­ни­цам этой книги. Когда Бог от­кры­ва­ет вам ис­ти­ну, то по­лез­но участ­во­вать в каж­дом шаге Его по­сту­пи в вашей жизни. Если мо­лит­вы в конце каж­дой главы со­звуч­ны вашим мыс­лям и на­ме­ре­ни­ям сер­деч­ным, под­твер­ди­те это Богу. Го­раз­до боль­ше будет поль­зы вам, если сде­лать паузу в конце каж­дой главы и по­об­щать­ся с вашим Отцом Небес­ным.

• • •

Дорогой Отец Небесный!

Я при­знаю, что бывал порой более со­сре­до­то­чен на ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дах, чем на Тебе. Я хочу боль­ше­го, чем про­сто быть ре­ли­ги­оз­ным. Я хочу каж­дый день ощу­щать Твою жизнь во мне. От­крой мои ум и серд­це и по­мо­ги мне уви­деть ис­ти­ны, ко­то­рым Ты хо­чешь на­учить меня в этой книге.

Вопросы для обсуждения в группе

В конце каж­дой главы даны во­про­сы. Они при­зва­ны по­мочь даль­ней­ше­му изу­че­нию и об­суж­де­нию ма­те­ри­а­ла дан­ной главы в любой груп­пе людей, со­би­ра­ю­щей­ся для того, чтобы под­дер­жать и укре­пить друг друга в бла­го­да­ти Бо­жи­ей. Если вы их рас­смот­ри­те, то ис­ти­ны, рас­кры­ва­е­мые в этой книге, глуб­же вой­дут в вашу жизнь.

  1. Про­чи­тай­те 4 Цар. 4:38–40. На­зо­ви­те ка­кие-ни­будь отрав­ля­ю­щие убеж­де­ния, ко­то­рые ме­ша­ли вам вести пло­до­твор­ную хри­сти­ан­скую жизнь.
  2. Ре­ли­гия де­ла­ет уда­ре­ние на внеш­нем по­ве­де­нии без на­ли­чия бо­же­ствен­ной жизни. В чем обыч­но про­яв­ля­ет­ся склон­ность со­вре­мен­ных церк­вей ско­рее к ре­ли­ги­оз­но­сти, чем к ду­хов­но­сти?
  3. В этой главе опи­са­ны две сход­ные черты пу­сты­ни и пу­стой ре­ли­ги­оз­но­сти. На­зо­ви­те две эти черты.
  4. На­зо­ви­те три обыч­ных спо­со­ба, ко­то­ры­ми хри­сти­ане пы­та­ют­ся ду­хов­но на­сы­тить себя в ре­ли­ги­оз­ной де­я­тель­но­сти, а не в Иису­се Хри­сте.
  5. Об­су­ди­те, по­че­му земля Ха­на­ан­ская яв­ля­ет­ся ду­хов­ным изоб­ра­же­ни­ем хри­сти­ан­ской жизни.

Наши рекомендации