Поминовение усопших в Православной церкви
1. Поминовение за Божественной Литургией – самое главное поминовение (книга свщ. Афанасия Сахарова)
О поминовении на проскомидии всегда и на Пасху и зря в некоторых храмах говорят, что нельзя на Пасху писать записки «О упокоении». На Литургии всегда бывает поминовение всех верующих. Поминовение во время Анафоры, самое главное поминовение исторически, потому что проскомидия не сразу появилась в церковной практике – это достаточно поздний чин, а во время Анафоры – с самого начала существования церкви. В момент принесения евхаристической жертвы, когда освящаются Дары, а по учению свв. отцев, частности Николая Кавасилы, само освящение Даров – это и есть принесение жертвы. В момент принесения евхаристической жертвы как раз наиболее уместно поминовение всех людей. Последняя часть анафоры посвящена поминовению православных, исторически и богословски это важнейший момент поминовения. Так что дьякон даже совершает каждение в это время после возгласа «…святей», что исторически связано с тем, что дьякон в это время читал имена усопших, а потом после «первым помяни» дьякон читал имена живых. В архиерейской службе сохранилось, если знаете, после возгласа «первым помяни» дьякон читает …имена живых, а во время Задостойника читаются имена усопших. Желающие миряне тоже могут в это время молиться о своих усопших. А во время Литургии в будние дни возможно добавление Сугубой ектиньи за усопших. Но и без нее усопшие поминаются на других ектиньях: Сугубой ектинье, а также на некоторых ектиньях Вечерни и Утрени. Т.е. поминовение усопших бывает каждый день на Вечерне, на Утрени и, самое главное, за Литургией.
2. Особые дни общецерковного поминовения
Таких дней – три категории.
1) Вселенские родительские субботы
2) Их только 2 – Мясопустная суббота и Троицкая суббота, которые своим положением как бы обрамляют время пения Триодей, Постной и Цветной. Эта служба не отменяется, даже если случится какой-нибудь праздник, она переносится, но не отменяется. Во Вселенские субботы не употребляется Минея, т.е. тексты рядовому святому отменяются, а службы его переносятся на Повечерие или куда-то еще. И в эти службы, которые специально посвящены поминовению усопших, есть даже канон об усопших со второй песней, где поминаются усопшие от самых разных смертей и возносится за них молитва.
3) Три субботы времени Великого поста – 2-я, 3-я, 4-ая субботы Великого поста. Это уже не Вселенские субботы. Если в эти субботы случится праздник 40 мучеников или, как в этом году предпразнство Благовещения попало на 3-.ю субботу, то эта служба просто отменяется. Совершается просто служба с «Бог Господь» и никакой заупокойной службы. В эти дни поется канон из Минеи и обычный Четверопеснец из Триоди. Не отменяется Минея и нет сугубого поминовения, просто в службе кроме обычной тематики присутствует заупокойная.
4) Субботы периода пения Октоиха. Устав позволяет настоятелю в любую субботу совершать службу с Аллилуйя, если не случится какого-нибудь праздника. На практике, правда, такую службу делают только раз в году, в Дмитриевскую родительскую субботу, которая установлена Дмитрием Донским в празднество Куликовской битвы. Из-за того, что эта суббота может быть произвольно назначена настоятелем, видно, что это еще менее важная категория (зависит от воли настоятеля). Присутствуют тексты Минеи, специальных заупокойных текстов нет, поются тексты Октоиха.
В эти дни особого поминовения усопших на Вечерне и на Утрени присутствуют заупокойные тексты. На Литургии, как мы отметили, каждый день совершается поминовение, но при этом в службах суточного круга заупокойной тематики очень мало, только прошения на ектиньи. Здесь же есть специальные песнопения об усопших.
3. Отпевание усопших
1) отпевание мирянина.
Двумя центральными моментами этого чина являются:
· пение 17-ой кафизмы с особыми припевами (к сожалению, очень сильно сокращаются на практике). Здесь следует заметить, что 17-я кафизма присутствует почти на всех заупокойных последованиях: на заупокойной Утрени, на отпевании, на панихиде. Какая же связь между текстами 17-ой кафизмы «Блаженны непорочны в путь» и умершими. Там нет ни слова про смерть человека. Там говорится, что закон есть радость для верующих. Этот псалом за свою красоту издревле был отличием воскресной службы. Например, Устав Великой церкви назначает его петь в
воскресные дни. С тех пор по Типикону в большую часть воскресений следует петь «Непорочны», что на практике редко где соблюдается. И отсюда этот псалом
переходит в чин отпевания. Мы верим, что тот, о ком мы молимся, воскреснет в
последний день, поэтому поется «Непорочны». Также как в Великую субботу на
Утрени, когда мы совершаем символически отпевание Христа, то поем «Непорочны»
зная, что в другой день мы уже будем праздновать Пасху, Воскресение Христово.
· чтение Священного Писания и Разрешительная молитва. Между этими двумя основными моментами вставлен канон. Канон на отпевании мирянина в дониконовской традиции отсутствует. Это не специальный канон, а обычный канон Октоиха 8-го гласа заупокойный. Причем, в нем 4 тропаря, первый мученичен всех песен, затем Заупокойный, на Славу – тоже заупокойный, на И ныне Богородичен. Когда сокращают отпевание мирян (бывает. Когда приносят незнакомого человека в храм), многие священники читают только первый тропарь. Из этого канона. Получается совсем бессмыслица, т.к. первый тропарь – мученичен (обычный тропарь восьмого гласа из Октоиха). Если уж читать, то второй тропарь. Кроме того, в службе присутствуют стихиры преп. Иоанна Дамаскина на 8 гласов, гениальные стихиры (если вы читали житие Иоанна Дамаскина, то вы знаете про эти стихиры). С этих стихир началась его деятельность как гимнографа (тоже часто сокращают). Блаженны присутствуют в службе и др.
2) отпевание монаха (несколько длиннее, чем чин отпевание мирянина)
3) отпевание священника. В нем в отличие от чина отпевания мирянина, 7 Евангелий, а не одно, степенные антифоны присутствуют и полный кондак. В то время как в чине мирского отпевания кондак «Со святыми упокой…» имеет всего один икос (усечен), то в чине отпевания священнического, этот кондак выписан полностью, со всеми икосами. Один из немногих примеров, когда в наших службах сохранился полный кондак. (Другие примеры: кондак в Неделю сыропустную – хотя короткий, но полный, кондак, который переделан в Акафист Божией Матери. По чину священнического отпевания отпевают священников и епископов, если они того пожелают перед смертью. Но, как правило, епископы просят себя отпевать по чину монашеского погребения (они являются одновременно и монахами и священниками). Дьяконов отпевают по чину отпевания мирян.
4) отпевание младенцев (поскольку младенец еще не мог совершать серьезных личных грехов, там читаются другие молитвы, акцент делается не на оставление грехов, а на … и сам чин имеет более светлый оттенок. В нем, кстати, кондак хоть и неполный, но тоже имеет несколько икосов.
Неправославных христиан церковь отпевать не разрешает, но в целях отчасти политических, существует такой чин отпевания неправославных. По сути своей это даже не настоящий чин, а подделка. Это обычный чин отпевания мирянина, из которого исключено все, где хоть как-то говорится об отпевании. Его совершают в целях снисхождения к родственникам усопших, потому что отпевание неправославных не разрешено. Остаются песнопения мученикам, песнопения, где есть не молитва о упокоении, а просто размышление о смерти, например «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть…», но не говорится конкретно об этом человеке. Это, скорее, не чин самостоятельный, а Устав как отпевание на Пасху, уставные указания. В этом случае канон об усопших заменяется Пасхальным каноном, тропари заупокойные по Непорочны – тропарями воскресными по Непорочны. Многие тексты заупокойные заменяются воскресными, что указывает на всеобщее воскресение. Этот чин рассчитан на мирянина, если умер священник или монах на Пасху, то соответственно его нужно переделать. Это, скорее, не чин, а Устав как соединить Пасхальную службу с Заупокойной.
Есть такой день Радоница. Церковный Устав его никак не отмечает, но в русской традиции повелось в этот день совершать заупокойную службу. Как ее совершают. На самом деле в период пения Цветной Триоди невозможно ее совершение. До Троицкой субботы нельзя совершать заупокойную Утреню, хотя некоторые совершают даже по Уставу Вселенской субботы, но это совершенно неправильно. Нельзя петь Утреню с Аллилуйя в день попразнства Антипасхи. Поэтому надо как-то иначе поступить. Кто-то поет в этот день просто Пасхальную службу, что тоже не совсем правильно. Пасхальная служба поется 12 раз в году (дни Светлой седмицы, 4 воскресения Цветной Триоди и в день Отдания Пасхи). Мне кажется правильнее всего было бы в этот день спеть обычную Вечерню и Утреню и чин Пасхального отпевания, можно даже вместо Утрени, т.е. будничную Вечерню и вместо Утрени чин Пасхального отпевания.
Кроме того, что мы отпеваем умершего христианина, уже в памятниках III-IV вв.(т.е. уже с очень раннего времени), встречается обычай совершать особое поминовение усопшего в некоторые дни после его кончины, а именно: до третьего дня принято молиться об усопшем, на третий день бывает его отпевание, затем продолжается непрерывное его поминовение до девятого, затем до сорокового дня, на девятый и на сороковой день бывает специальное усиленное поминовение, затем уже в каждый год кончины. Хотя на том свете, очевидно, время совсем не так устроено, для нас, здесь живущих, важно именно в эти дни совершить поминовение.
Заочное отпевание по Уставу невозможно никак, потому что там конкретно говорится как землю кидают на гроб, но сейчас, когда невозможно физически совершить чин полностью, отпевают заочно.
Духовенство усопшее погребают в тех облачениях, в которых они служили, дьякон – в дьяконских, священника – в священнических … и т.д. Монаха погребают в монашеских облачениях, закрыв его лицо. Священника закрывают воздухом.