Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! 23 страница

18. Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути. إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَاجِدَ اللّهِ مَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَأَقَامَ الصَّلاَةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَلَمْ يَخْشَ إِلاَّ اللّهَ فَعَسَى أُوْلَـئِكَ أَن يَكُونُواْ مِنَ الْمُهْتَدِينَ

Всевышний поведал, что истинными прихожанами мечетей Аллаха могут быть только правоверные, которые уверовали в Аллаха и в Судный день, душой и телом совершают обязательные и дополнительные намазы, выплачивают закят тем, кому полагается, и испытывают страх только перед своим Господом, удерживаясь от всего запрещенного и не допуская упущений при выполнении своих обязанностей перед Аллахом. Они обладают верой, которая может принести им пользу, совершают праведные деяния, важнейшими из которых являются намаз и закят, боятся Всевышнего Аллаха, и эти качества являются залогом великого успеха. Такие люди действительно способны оживить мечети Аллаха и достойны называться прихожанами мечетей. Возможно, они пройдут прямым путем. Аллах использовал арабское слово "аса" ("возможно") только для тех событий, которые непременно произойдут.

Что же касается тех, кто не уверовал в Аллаха и в Судный день и не испытывал страха перед Аллахом, то такие люди не способны оживить мечети и не могут называться их прихожанами, даже если они считают себя таковыми.

19. Неужели утоление жажды паломника и содержание Заповедной мечети вы приравниваете к деяниям тех, кто уверовал в Аллаха и в Последний день и сражался на Его пути? Они не равны перед Аллахом, и Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. أَجَعَلْتُمْ سِقَايَةَ الْحَاجِّ وَعِمَارَةَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ كَمَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَجَاهَدَ فِي سَبِيلِ اللّهِ لاَ يَسْتَوُونَ عِندَ اللّهِ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ

Между некоторыми мусульманами или между некоторыми мусульманами и некоторыми многобожниками возник спор относительно того, превосходит ли строительство Заповедной мечети, молитвы и поклонение в ней, а также утоление жажды паломников веру в Аллаха и участие в священной войне на пути Аллаха. И тогда Всевышний Аллах сообщил, что между этими деяниями существует огромная разница. Неужели люди, которые помогают паломникам утолить жажду и оживляют Заповедную мечеть, могут сравниться с праведниками, которые уверовали в Аллаха и в Последнюю жизнь и принимают участие в священной войне?

Под утолением жажды паломников подразумевают угощение паломников водой из источника Замзам. Это выражение всегда имеет такой смысл, если упоминается без иного контекста.

Участие в священной войне и вера в Аллаха во много раз превосходят утоление жажды паломников и оживление Заповедной мечети, потому что вера является основой религии и фактором, благодаря которому принимаются любые благодеяния и облагораживаются душевные качества, а священная война является вершиной религии и фактором, благодаря которому мусульмане сохраняют и распространяют свою религию, поддерживают истину и борятся с ложью. Что же касается оживления Заповедной мечети и утоления жажды паломников, то эти деяния относятся к числу праведных, однако они зависят от правой веры и не приносят столько пользы, сколько приносят правая вера и участие в священной войне. Именно поэтому Аллах сообщил, что между этими деяниями существует большая разница.

Аллах не наставляет на прямой путь беззаконников, неотъемлемым качеством которых является несправедливость. Они не достойны никакого добра. Более того, они не заслуживают ничего, кроме зла. После упоминания об этом Всевышний Аллах однозначно заявил о том, кто из людей превосходит всех остальных, и сказал:

20. Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, выше пред Ним. Они являются преуспевшими. الَّذِينَ آمَنُواْ وَهَاجَرُواْ وَجَاهَدُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ أَعْظَمُ دَرَجَةً عِندَ اللّهِ وَأُوْلَئِكَ هُمُ الْفَائِزُونَ

Речь идет о праведниках, которые уверовали в Аллаха, совершили переселение ради своего Господа, расходовали средства на обеспечение армии и снаряжение бойцов, а также самостоятельно принимая участие в священной войне. Они превосходят всех остальных людей, потому что достичь заветной цели и спастись от всего неприятного сумеют только правоверные, которые обладают перечисленными качествами.

21. Господь обрадует их вестью о Своей милости, Своем довольстве и Райских садах, в которых им уготовано вечное блаженство. يُبَشِّرُهُمْ رَبُّهُم بِرَحْمَةٍ مِّنْهُ وَرِضْوَانٍ وَجَنَّاتٍ لَّهُمْ فِيهَا نَعِيمٌ مُّقِيمٌ
22. Они пребудут в них вечно. Воистину, Аллах вознаграждает великой наградой. خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا إِنَّ اللّهَ عِندَهُ أَجْرٌ عَظِيمٌ

Аллах обрадует их радостной вестью, что свидетельствует о Его милосердии, великодушии, доброте, любви и заботливом отношении к таким праведникам. Он обрадует их вестью о своей милости, благодаря которой им удастся спастись от любого зла и обрести великое благо, а также о своем благоволении, которое будет самым великим и самым славным вознаграждением в раю. Аллах останется доволен этими праведниками и уже никогда не будет гневаться на них. Они вечно пребудут в райских садах, в которых собрано все, чего желают человеческие души и чем упиваются человеческие взоры. Описать райские прелести и оценить их совершенство не способен никто, кроме Всевышнего Аллаха. И среди этих прелестей будет вознаграждение, уготованное Аллахом для тех, кто принимал участие в священной войне. Они получат во владение сто райских ступеней, расстояние между каждыми двумя из которых равно расстоянию между небом и землей, и если бы все творения собрались на одной из этих ступеней, то каждому из них хватило бы места. Они никогда не покинут райскую обитель и никогда не пожелают для себя чего-нибудь иного. Аллах вознаграждает Своих рабов великой наградой, однако милость Аллаха настолько велика, что изобилие райских благ не вызывает никакого удивления. Да и не следует удивляться величию и прелести райского вознаграждения, если оно даровано Аллахом, которому стоит сказать: "Будь!" – как исполняется любое Его желание.

23. О те, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в помощники и друзья, если они предпочли вере неверие. А те из вас, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками. يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَتَّخِذُواْ آبَاءكُمْ وَإِخْوَانَكُمْ أَوْلِيَاء إَنِ اسْتَحَبُّواْ الْكُفْرَ عَلَى الإِيمَانِ وَمَن يَتَوَلَّهُم مِّنكُمْ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ

О правоверные! Вера обязывает вас дружить с теми, кто исповедует мусульманскую религию, и враждовать с теми, кто не придерживается ее канонов. Посему не считайте своими друзьями и помощниками ваших отцов и братьев, если они любят неверие больше, чем правую веру. Отцы и братья являются вашими ближайшими родственниками, а это значит, что упомянутое предписание в еще большей степени распространяется на всех остальных людей. А если некоторые из вас возлюбят неверующих и станут дружить с ними, то они станут несправедливыми беззаконниками, потому что они осмелились ослушаться Аллаха и признали своими друзьями Его врагов. Дружба всегда зиждется на любви и поддержке, и если человек дружит с неверующими, то такая дружба обязывает его повиноваться им больше, чем Аллаху, и любить их сильнее, чем Аллаха.

Затем Всевышний Аллах поведал о причине, которая обязывает правоверных отречься от неверующих. Этой причиной является любовь к Аллаху и Его посланнику, которая должна быть превыше любви ко всему остальному. Кроме того, любовь ко всему остальному должна зависеть от любви к Аллаху и Его посланнику.

И поэтому далее Всевышний сказал:

24. Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей». قُلْ إِن كَانَ آبَاؤُكُمْ وَأَبْنَآؤُكُمْ وَإِخْوَانُكُمْ وَأَزْوَاجُكُمْ وَعَشِيرَتُكُمْ وَأَمْوَالٌ اقْتَرَفْتُمُوهَا وَتِجَارَةٌ تَخْشَوْنَ كَسَادَهَا وَمَسَاكِنُ تَرْضَوْنَهَا أَحَبَّ إِلَيْكُم مِّنَ اللّهِ وَرَسُولِهِ وَجِهَادٍ فِي سَبِيلِهِ فَتَرَبَّصُواْ حَتَّى يَأْتِيَ اللّهُ بِأَمْرِهِ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الْفَاسِقِينَ

Если ваши отцы и матери, сыновья и дочери, ваши братья и сестры, ваши супруги и остальные родственники, ваше богатство, которое вы заработали и собрали с большим трудом, ваша торговля, застоя и убытка в которой вы опасаетесь, ваши жилища, которые доставляют вам удовольствие, потому что они красивы и обставлены в соответствии с вашими желаниями, если все перечисленные вещи милее вам, чем Аллах, Его посланник и священная война, то вы являетесь грешниками и нечестивцами. Подождите, пока Аллах не подвергнет вас мучительному наказанию, которое уже ничто не сможет предотвратить. Воистину, Аллах не ведет прямым путем грешников, которые отказываются повиноваться Аллаху и любят нечто из перечисленного сильнее, чем своего Господа.

Аллах упомянул имущество, которое люди заработали с большим трудом, потому что человек стремится сохранить такое имущество сильнее, чем богатство, которое достается ему без особых усилий и безо всякого труда. Аллах также упомянул торговлю, под которой подразумеваются прибыльная торговля драгоценностями, посудой, оружием, утварью, зерном, сельскохозяйственными продуктами, скотиной и любыми другими товарами.

Этот благородный аят является величайшим доводом в пользу необходимости любви к Аллаху и Его посланнику, которая должна быть превыше любви ко всему остальному. В нем также содержится суровая угроза и грозное предупреждение каждому, кто любит нечто из перечисленных мирских благ сильнее, чем Аллаха, Его посланника и священной войны на пути Аллаха. И проявляется это, когда человеку приходится выбирать между поступком, который угоден Аллаху и Его посланнику, но не совпадает с пожеланиями самого человека, и поступком, который угоден человеку, но в результате которого он может целиком или частично упустить то, что угодно Аллаху и Его посланнику. Если человек потакает своим желаниям и отдает им предпочтение перед тем, что угодно Аллаху, то он является несправедливым грешником, который не выполняет своих обязанностей надлежащим образом.

25. Аллах одарил вас победой во многих местах и в день Хунейна, когда вы радовались своей многочисленности, которая ничем вам не помогла. Земля стала тесной для вас, несмотря на ее просторы, и вы повернули вспять. لَقَدْ نَصَرَكُمُ اللّهُ فِي مَوَاطِنَ كَثِيرَةٍ وَيَوْمَ حُنَيْنٍ إِذْ أَعْجَبَتْكُمْ كَثْرَتُكُمْ فَلَمْ تُغْنِ عَنكُمْ شَيْئًا وَضَاقَتْ عَلَيْكُمُ الأَرْضُ بِمَا رَحُبَتْ ثُمَّ وَلَّيْتُم مُّدْبِرِينَ

Всевышний поведал о своей милости по отношению к правоверным, которая проявилась в том, что Аллах неоднократно одаривал их победой над противником на полях сражений. Аллах также оказал им поддержку в день сражения при Хунейне, когда мусульмане оказались в критическом положении, почувствовали слабость и подумывали об отступлении. Даже земля, несмотря на свои необъятные просторы, в тот день показалась им тесной.

Битва при Хунейне состоялась после того, как Пророк Мухаммад покорил Мекку. Он услышал, что племя Хавазин собрало войско для сражения с мусульманами, и отправился на сражение с ними с теми, кто принимал участие в покорении Мекки или обратился в ислам после покорения города. Мусульманская армия состояла из двенадцати тысяч бойцов, тогда как племя Хавазин собрало всего четыре тысячи воинов. Это заставило некоторых мусульман обольститься многочисленностью их войск, а некоторые из них даже сказали: "Сегодня никто не сможет одолеть нас из-за нашей малочисленности".

Когда же мусульманские войска столкнулись лицом к лицу с войсками племени Хавазин, последние бросили все свои силы в яростную атаку, и мусульмане стали терпеть поражение. Они бросились бежать, не обращая ни на что внимания, и вокруг Посланника Аллаха осталось всего около ста человек, которые проявили стойкость и продолжали сражаться с язычниками. Пророк Мухаммад пришпоривал свою мулицу и скакал в направлении многобожников, восклицая: "Воистину, я – Пророк. Я – внук Абд аль-Мутталиба".

Увидев поведение мусульман, он повелел аль-Аббасу ибн Абд аль-Мутталибу, который обладал сильным голосом, обратиться к ансарам и остальным мусульманам со словами: "О те, кто присягнул возле Самуры!

О те, кто выучил наизусть суру "Корова"!" Услышав его голос, мусульмане все как один повернулись лицом к язычникам, и Аллах нанес многобожникам ужасное поражение. Мусульмане захватили их лагерь, пленили их женщин и завладели их имуществом. Это сражение состоялось в местечке Хунейн, расположенном между Меккой и Таифом.

26. Потом Аллах ниспослал спокойствие Своему Посланнику и верующим, ниспослал воинов, которых вы не видите, и подверг мучениям тех, кто не верует. Таково возмездие неверующим! ثُمَّ أَنَزلَ اللّهُ سَكِينَتَهُ عَلَى رَسُولِهِ وَعَلَى الْمُؤْمِنِينَ وَأَنزَلَ جُنُودًا لَّمْ تَرَوْهَا وَعذَّبَ الَّذِينَ كَفَرُواْ وَذَلِكَ جَزَاء الْكَافِرِينَ

Мусульмане были обольщены своей многочисленностью, однако она абсолютно не принесла им никакой пользы. Потери и отступление настолько обеспокоили мусульман, что земля показалась им тесной, несмотря на свои бескрайние просторы. Они бежали и отступали, однако Аллах вселил в сердца Своего посланника и правоверных уверенность, которая помогает людям проявить стойкость даже в самые тяжелые и беспокойные мгновения. Мусульмане успокоились и поверили в победу, и это было одной из величайших милостей Аллаха по отношению к Своим рабам. А наряду с этим Аллах ниспослал воинов, которых мусульмане не могли увидеть. Это были ангелы, которым было велено помочь правоверным, придать им уверенности и обрадовать скорой победой. Таким образом Аллах нанес многобожникам сокрушительное поражение, позволил мусульманам убить их мужчин, пленить их женщин и детей и завладеть их имуществом. Таково наказание, которое уготовано неверующим в мирской жизни, а в Последней жизни им уготовано еще более суровое возмездие.

27. А после этого Аллах примет покаяния тех, кого пожелает, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный. ثُمَّ يَتُوبُ اللّهُ مِن بَعْدِ ذَلِكَ عَلَى مَن يَشَاء وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

Аллах простил многих из тех, кто потерпел поражение, когда они явились к Пророку Мухаммаду с повинной. И тогда Пророк Мухаммад вернул им их супруг и детей. Воистину, Аллах обладает всеобъемлющей милостью и прощает любые прегрешения. И если люди приносят покаяние. То Он прощает даже самые великие грехи. Он проявляет к ним милосердие, когда помогает им раскаяться и встать на путь повиновения, когда прощает им совершенные преступления и принимает их покаяния.

И пусть никто не отчаивается в милости и прощении Господа, даже если он совершил великое множество грехов и преступлений.

28. О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми. И пусть они после этого их года не приближаются к Заповедной мечети. Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством из Своей милости, если пожелает. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый. يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِنَّمَا الْمُشْرِكُونَ نَجَسٌ فَلاَ يَقْرَبُواْ الْمَسْجِدَ الْحَرَامَ بَعْدَ عَامِهِمْ هَـذَا وَإِنْ خِفْتُمْ عَيْلَةً فَسَوْفَ يُغْنِيكُمُ اللّهُ مِن فَضْلِهِ إِن شَاء إِنَّ اللّهَ عَلِيمٌ حَكِيمٌ

О правоверные! Многобожники, которые поклоняются вымышленным божествам и приобщают к Аллаху сотоварищей, являются нечистыми, потому что нечистыми являются их воззрения и деяния. А что может быть более скверным, чем поклонение вместо Аллаха ложным божествам, которые не способны ни принести пользу, ни причинить вред?!! Они сопротивляются Аллаху, сбивают людей с прямого пути, отстаивают ложь, отвергают истину, распространяют на земле нечестие и не приносят никакой пользы. И поэтому вы обязаны очистить самую славную и самую чистую мечеть от этих нечестивцев. Не позволяйте же многобожникам входить в Заповедную мечеть после этого года.

Тогда шел девятый год после переселения в Медину. В том году паломничеством руководил Правдивейший Абу Бакр, и Пророк Мухаммад велел своему двоюродному брату Али ибн Абу Талибу в праздник жертвоприношения возвестить всем людям об отречении Аллаха и Его посланника от всех многобожников. Наряду с этим он запретил многобожникам впоследствии появляться в Заповедной мечети и запретил совершать обход вокруг Каабы обнаженными.

Этот аят совершенно не означает того, что тела многобожников являются нечистыми. Тела неверующих и всех остальных людей являются чистыми, в пользу чего свидетельствует позволение жениться на людях писания, вступать с ними в половую связь и ласкать их. И если мусульманин дотронулся до своей жены, которая относится к людям писания, то ему не приказано умываться или купаться после этого. Также известно, что мусульманам неоднократно приходилось прикасаться к неверующим, однаок нет ни одного сообщения о том, что они очищались после этого так, как очищаются после прикосновения к нечистотам. Все это свидетельствует о том, что многобожники являются нечистыми в духовном плане. Их осквернение выражается в поклонении ложным божествам. И если вера и единобожие являются чистыми, то многобожие является отвратительной скверной.

О мусульмане! Если вы опасаетесь того, что вас постигнет нищета, если вы не позволите многобожникам приближаться к Заповедной мечети и разорвете с ними связанные с этим мирские взаимоотношения, то знайте, что Аллах непременно одарит вас богатством по своей милости. Мирской удел не достается вам через одну дверь, и если вы лишитесь заработка из одного источника, то Аллах откроет для вас множество других дверей, потому что милость Аллаха безгранично велика, а Его великодушие не знает границ. И если человек отказывается от чего-либо ради Всевышнего Аллаха, то очень скоро он убеждается в том, что Аллах является самым щедрым дарителем.

Аллах исполнил свое обещание и одарил мусульман по своей щедрости. Он ниспослал им столько мирских благ, что они стали самыми богатыми людьми и правителями на свете. Однако Всевышний Аллах отметил, что будет одарять правоверных мирскими благами, когда пожелает, потому что мирское благополучие не является обязательным плодом истинной веры и не свидетельствует о любви Аллаха. Именно поэтому Аллах связал мирское благополучие мусульман со своим желанием. Воистину, Всевышний Аллах одаряет мирскими благами тех, кого любит, и тех, кого не любит. Однако верой и набожностью Аллах одаряет только своих возлюбленных рабов. Среди Его прекрасных имен – аль-Алим (знающий), аль-Хаким (мудрый). Он обладает всеобъемлющим знанием и знает, кто достоин обрести мирское богатство, а кто не достоин этого. А наряду с этим Он расставляет все вещи по своим местам.

Наши рекомендации