Благословение на труды на новом месте. Просьба ратовать в защиту перевода LXX и жалоба на увлечение наших ученых неметчиной
Милость Божия буди с вами!
Благослови вас, Господи, на новом месте! И трудитесь на нем, пока будет дыхание в ноздрех ваших. Что загадывать, или озираться туда и сюда. У старцев закон: смотри под ноги и ступай всегда, как должно, чтоб не соскользнуться, не поткнуться и не пасть. Это значит: смотри, чего требуют текущие обстоятельства жизни и действуй в них всегда по заповеди Божией. Вот у вас теперь целый день занят. И трудитесь, всю заботу обращая на то, чтобы сделать всякое предлежащее дело наилучшим образом. Вот вам программа на всю жизнь. А загадки все - побоку. Слава Богу о всем!
Я послал о. Митрофану брошюру маленькую, чтоб переслал к вам. Извольте ратовать в защиту Библии по переводу LXX-ти против Библии Мазаретской. - Совсем все обмазаретились и опротестантились.
Всех немцев подняли на ноги, - а те буесловят, на чем свет стоит. Но у тех удержа нет; а у нас ведь удержь есть: это всегдашнее верование. На него и надо гнуть, а не так как протестанты, задравши рыло, не знать куда. Помилуй нас Господи! Гибнет православие. У вас там штундисты, с севера неметчина давит. Того и гляди, что вера испарится. Да чай уже и начала.
Благослови, Господи, вас и все семейство ваше. Поклонитесь всем знаемым. Прошу у всех молитв о моей грешности.
Ваш богомолец, Епископ Феофан. 23 ноября 1875 г.
216. Желание побывать в Киеве. К истории книги "Что есть духовная жизнь". О трудах по истолкованию. Похвала издателям Афонцам. О журнале "Воскресное Чтение"
Милость Божия буди с вами! С Новым годом!
Виноват. Много задолжал вам неписанием. Прошу отпустить сей долг, ибо уплатить не имею сил. Я вам очень благодарен, что, не смотря на мою неисправность, вы не прекращаете беседы: ибо все, сообщаемое вами, читаю с удовольствием. Киев - дорогое место. Как бы желалось побывать в нем! Но гласно там быть суетно, а incognito - не ухитришься, как устроить. Приходится только мысленно посещать сию святыню земли русской, - и духовно утешаться и Лаврою, и Софийским, и Михайловским, и Братским.
Вспомнил я о Братской чудотворной иконе. И мне очень пожелалось иметь копию ее, не в такой величине, как она есть, а в малом виде. Верно там есть эстампы. Пришлите пожалуйста. Если есть раскрашенные - конечно, лучше.
Посылаю вам книжек - 2 Послания к Коринф. и Письма о духовной жизни - по три экземпляра: по одному вам, по другому Димитрию Афанасьевичу, по третьему о. Даниилу. Лишний экземпляр писем - это вам для давания читать. Писем о христианской жизни у меня очень мало, и все разбитые экземпляры. Один посылаю вам: давайте читать, но не велите зачитывать. Письма о духовной жизни, или: что есть духовная жизнь, писаны к правосл. девице, по желанию ее родителей. Как из писем образовалось нечто целое; то и вздумалось издать их, перечистив и дополнив, может быть, на половину. Добрые афонцы отпечатали. Какие молодцы они распространять книги! Я сам не издаю, именно потому сядут что книги на плечах. А у них они духом расходятся.
Леность моя погружает меня в ничегонеделание. Выпутываюсь однако ж кое-как из ее цепей и продолжаю кропать толкование Послания к Колосянам, которое будет печататься в Душеполезном Чтении. Духом спешу кончить все Послания св. Павла, но ноги упирают, и дело медленно тянется. Еще четыре послания - три Пастырских, и к Евреям. Помолитесь, чтобы Господь помог довести дело до конца.
У вас - Академия опять взяла на свою опеку Воскресное Чтение. Приладьтесь к тамошним и пишите туда. Надо восстановить сей журнал в прежнем духе.
Всем вам благ от Господа желаю. Поклонитесь отцам, коим книги шлются. Прошу молитв.
Ваш богомолец, Епископ Феофан. 29 декабря 1878 года.
217. Забота Святителя о читателях духовно-нравственных книг. Известия и отзывы: о своем больном глазе, о кончине Преосвященного, о Шипке и новом лжеучителе Редстоке
Христос Воскресе!
Достопочтеннейший отец протоиерей!
Поздравляю и вас с светлым праздником и шлю вам полные мои благожелания. Даруй вам Господи мир душевный, довольство житейское и благоприятное течение дел ваших.
Что пишете вы о читающих книги, приятно читать, потому что видишь, что есть еще лица, любящие такое чтение. Сколько раз приходится жалеть, что не умею так писать, чтобы всех затрагивать. Когда бы умел, составил бы такую книгу, что всякий читающий непременно решился бы начать содевать свое спасение. У нас большой недостаток в такого рода книгах. Нет у нас - ни изложения догматов краткого, ни полного и впечатлительного, - ни нравственной жизни изображения, чтоб все было видно, как на ладони.
Я стал слепнуть на один глаз. Катаракта растет на правом глазе. Дурно конечно; но беда эта не велика.
Слышали, сколько новостей? Преосвященный Иустин скончался. За ним поспешил Московский владыка. Тверской отошел не много прежде обоих. Видите, как подбираются? Теперь за Вышенским черед.
Как-то Гурко возьмет эту Шипку и перешагнет Балканы? И всю армию Сулейманову надо раздавить так, чтоб и дух ее не пах.
Господи, помилуй нас! До чего мы дожили? В Питере гласно и явно образуется сектаторская община - редстоковщина. Это что-то похожее на молоканство, - только иноземное и дворянское. Вот и знайте. Священников, вишь, и видеть не хотят, а не только слышать и следовать им. О сем подобает подумать. В Питере есть молодцы из иереев, которых совестно слушать; но есть и образцовые иереи. И всюду так. Увы и ах!
Будьте здоровы и веселы. Поклонитесь всем знаемым.
Ваш богомолец Епископ Феофан. 24 апреля 1879 г.