О сыны Адама! Когда придут посланцы из вас, рассказывая вам Мои знамения, то те, кто боялся и делал благое, - нет над ними страха, и не будут они опечалены!

(Коран, аль-Афар, 7:35)

Ни один человек не может получить заповеди Аллаха напрямую. Поэтому любой, признающий Аллаха Правителем, станет подчиняться Ему только тогда, когда начнет подчиняться Его Посланнику и жить, руководствуясь тем, что Бог передал через него.

Таковы фундаментальные принципы Дин.

Значение Шариата

Теперь обратимся к Шариату. Шариат означает "путь" или "тропу". Вы вступаете в Дин, когда признаете Бога своим Властителем, живете, служа Ему, признаете, что Посланник является Его представителем, и что Коран был послан Им. В этом случае то, как вы должны служить Богу, и то, как вы должны идти по жизни в согласии с Ним, и является Шариатом.

Этот путь или тропа была указана Богом через Его Посланника. Именно он учит вас, как поклоняться Хозяину, как очистить ваши тела и души, что есть праведность и религиозность, как соблюдать права, как вести дела с другими людьми, в общем, как вести себя всю свою жизнь.

Природа различия

Ключевое различие между Дин и Шариат таково: Дин всегда было, есть и будет одним и тем же, а Шариат были открыты разные. Некоторые были впоследствии отменены или изменены, но без изменения Дин. Дин Нух был тем же, что и Ибрагима, Мусы, Иса, Шуйаб, Худ, Сали и Мухаммада, благословения ему и покой, а их Шариат, в некоторой степени, отличались друг от друга. Предписанные способы совершения Молитв и соблюдения Поста у них отличались. Наставления о Хаталь (разрешенном) и Харам (запрещенном), правила чистоплотности и законы брака, развода и наследования отличаются друг от друга. Несмотря на это, все они были Мусульманами, как и их последователи. Ведь Дин у всех одна. Это показывает, что Дин не зависит от различий в нормах и законах Шариата. Дин остается той же, хотя конкретные детали исполнения могут отличаться.

Вот пример, иллюстрирующий различие Дин от Шариата. Представьте хозяина, у которого есть много слуг. Если кто-то из них не признает его своим хозяином и не считает его достойным подчинения, то его вообще нельзя считать слугой. Но те, кто признают его своим хозяином, считают своим долгом подчиняться ему, явно попадают в категорию слуг. Их обязанности и то, как они служат, могут отличаться, но все равно, они считаются верными слугами.

Если хозяин наказал одному слуге служить ему одним способом, а другому слуге - уже другим способом, то ни один из них не имеет права заявлять, что только он является истинным слугой, а другие - нет. Точно также, если один слуга понимает волю своего хозяина одним способом, а другой слуга - по другому, и оба пытаются служить так, как они понимают это, то оба являются одинаково хорошими слугами. Вполне возможно, один из них ошибочно поймет смысл какого-то приказа, но пока он нс отказывается подчиняться ему, его никто не имеет права заклеймить как непослушного или выгнать его.

Ясно примите эту разницу между Дин и Шариатом. До Пророка, благословения ему и покой, Аллах посылал разные Шариат через разных своих пророков. Через одного пророка указывалось служить одним образом, а через другого -другим. Все, кто служил Хозяину этими, хоть и разными способами, были Мусульманами. Затем пришел Пророк, благословения ему и покой, и Хозяин провозгласил: Отныне Мы отменяем все предыдущие нормы. Теперь тот, кто хочет служить Нам, должен подчиняться нормам, которые Мы посылаем через Нашего Посланника.

С тех пор ни один слуга не имеет права служить по предшествующим нормам. Если он не принимает новые нормы и продолжает следовать старым, то он фактически подчиняется диктату своего собственного я, а не Хозяина. Такого человека нельзя назвать слугой, он становится религиозным язычником - Кафир.

Юридические отличия между Мусульманами

Первая часть примера относится к тем, кто заявляет о приверженности ранним пророкам. Вторая часть относится к последователям Пророка Мухаммада, благословения ему и покой.

Любой, кто верит, что Шариат, данный им, исходит от Аллаха и ему следует повиноваться, является Мусульманином. Один человек может понимать наставления Шариата одним образом, а другой - другим, и оба они следуют ему, согласно своему особому пониманию. Насколько бы они ни отличались, оба имеют право называть себя слугами. Ведь оба будут действовать в сознательном подчинении приказам Хозяина.

В таком случае, какое право имеет один из слуг говорить, что он один является истинным слугой, а другой -нет? Самое большее, о чем он может говорить, так это, что он правильно понимает приказы Хозяина, а другой - нет. Но это не дает ему власти изгонять его со службы (то есть, называть его Кафир). Любой, высказывающий такую наглость, присваивает себе роль Хозяина. Он как будто говорит:

"Точно так же, как вам обязательно подчиняться приказам Хозяина, так и обязательно принимать мой способ понимания приказов. Если вы не делаете этого, то я, по своей воле, уволю вас со службы".

По этой причине Пророк, благословения ему и покой, сказал: "Любой, кто несправедливо клеймит Мусульманина Кафир, сам заслуживает этого вердикта" (Бухари, Муслим). Ведь Бог сделал подчинение Его воле тестом на Мусульманство. Человек, настаивающий на собственной интерпретации и суждении и берущий на себя право изгонять других, независимо изгоняет ли их сам Бог, фактически говорит, что бог не Один, и что он также небольшой божок. Любой, кто делает такое предположение утверждением, рискует стать Кафир, и неважно при этом, кем был тот, кого он обвинил - Мусульманином или Кафир.

Братья! Я надеюсь, вы теперь полностью осознаете важное отличие между Дин и Шариатом и также понимаете тот факт, что отличие в способах служения Богу не означает отклонения от Дин. Конечно, человек, который следует собственному способу, должен искренне знать и верить, что Бог и Его Посланник действительно указали ему делать так, как он делает, и в подтверждение своих действий он должен дать действительное свидетельство из Книги Господа и Сунна Его Посланника.

Игнорирование сути различий

Подумаем теперь, какой огромный вред приносит Мусульманам игнорирование отличий между Дин и Шариатом.

Есть несколько способов совершать молитвы. Мы можем дожить наши руки на грудь или на живот. Мы можем повторять Суру аль-Фатиха, а можем не делать этого. Мы можем произносить Аминь громко или тихо. Каждый из нас будет следовать своему методу, полностью осознавая, что он также использовался Пророком, благословения ему и покой, и что у нас есть подтверждения этому. Поэтому, каждый из нас одинаково следует Пророку.

Но некоторые люди возводят такие детали Шариата в ранг фундаментальных принципов Дин. Они, таким образом, стали учреждать свои собственные общины и мечети. Они обвиняли друг друга, силой изгоняли из мечетей своих оппонентов, судились друг с другом и разбили Умма Пророка на разные секты. Когда даже это не удовлетворило их, они начали при малейшем поводе клеймить друг друга Кафир, грешниками и еретиками. Они счастливы только тогда, когда их образ мыслей принимают все остальные.

Разные Мусульманские школы (мадхахиб) Ханафи, Шафии, аль-Хадит и так далее все признают Коран и Хадит как окончательного судью и черпают из них наставления, согласно собственному пониманию. Возможно, что понимание одной школы является правильным, а другой -нет. Я сам являюсь последователем одной из этих школ и спорю с теми, кто против нее, и объясняю им, что правильно на мой взгляд, а что нет.

Но одно дело ошибаться кому-то, а совсем другое -изгонять его из Ислама. Каждый Мусульманин имеет право следовать Шариату согласно своему пониманию. Если десять Мусульман следуют десяти разным методам, но при этом все верят, что они подчиняются таким образом законам Бога, то все они, очевидно, являются Мусульманами. Они составляют одну Умма и им нет причин разбиваться на секты. Только те, кто не понимают этого, разбивают Умма на раздельные части, и зачастую по тривиальным причинам. Они отделяют свои общины и мечети, запрещают браки и связи с людьми из других школ и организуют свои школы так, как будто они есть Умма сами по себе.

Сектантство

Нельзя переоценить вред сектантства доя Мусульман. Мусульмане всегда остаются одной Уммой. В одной Индии сегодня есть около 80 миллионов Мусульман. Если бы такое большое сообщество действительно объединилось и работало вместе, чтобы сделать руководство Аллаха главенствующим, то кто бы в мире осмелился противостоять им? Но сектантство разбило это Умма на сотни фрагментов и разделило их. Они неспособны объединиться даже в самые великие кризисы. Мусульманин из одной фракции зачастую больше предрасположен против Мусульманина из другой фракции, чем против Христианина или Иудея. Временами члены одной из Мусульманских фракций идут бок о бок с неверующими в унижении членов другой Мусульманской фракции.

Поэтому нс удивительно, что Мусульмане живут в подчиненном положении. Этого они заслужили своим поведением. Они получили наказание, о котором Аллах предупреждал их:

Он тот, кто может облечь вас в рознью партии и дать попробовать одним из вас ярость других,

(Коран, аль-Анам, 6:65)

Ругань, междоусобица, подчиненность тирании и угнетению - все это виды Божественной кары, от которой страдают сегодня все Мусульмане в мире.

Очевидно такое наказание в Пенджабе. Здесь сектантство особенно распространено. В результате, несмотря на ваше численное превосходство, вы беспомощны. Если вы хотите процветания, то вам надо разрушить эти сектантские барьеры, жить как братья и стать одной единой Уммой. В Шариате Бога нет никаких оснований делать разные Умма для Шиитов, Суннитов, Ханафи, Аль-Хадит, Деобанди, Барелви и так далее. Такое разделение Уммы - результат невежества. Аллах создал нас как одну Умму - Умму Мусульман.

12. ИСТИННЫЙ СМЫСЛ

ИБАДАТ (ПОКЛОНЕНИЯ)

Братья по Исламу! Есть слово, которое мы, Мусульмане, часто используем, но мало понимаем. Это слово - Ибада. очень важно Понимать его истинный смысл и значение.

Единственная цель нашего существования и всей нашей жизни, как сказал Аллах, в поклонении и служенииЕмуодному:

Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись.

(Коран, аль-Дариат, 51:56)

Это однозначно устанавливает, что вам необходимо "полностью осознавать смысл Ибада. Иначе вы не сможете исполнить задачу, ради которой вас создали. Все, что не решает эту задачу, является ошибочным. Если доктор не может вылечить своего пациента, то его можно считать неисполнившим свою работу. Точно также, если вы не достигнете цели вашей жизни - Ибада - вас будут считать неудачником. Поэтому, внимательно послушайте и поймите смысл Ибада и постоянно помните его. От этого зависит успех или неудача вашей жизни.

Смысл Ибадат

Что же такое поклонение или Ибада? Арабское слово ибада происходит от того же корня, что и слово абд, которое означает слугу или раба. Таким образом, Ибада означает исполнение обязанностей слуги, как это делает раб или крепостной. Человек является рабом кого-то, только если он всю свою жизнь служит и подчиняется ему и ведет себя как подобает перед хозяином. Но человек, который, состоя слугой и получая зарплату за свою работу, но не исполняющий свою службу и не подчиняющийся как должно рабу, виноват в неповиновении и бунтовщичестве.

Как же должен вести себя раб по отношению к хозяину?

Первая обязанность раба - считать своим властителем только своего хозяина. Он должен быть верным только ему, тому, который содержит, кормит и защищает его.

Вторая обязанность раба - всегда подчиняться своему хозяину, скрупулезно исполнять все его приказы и воздерживаться от собственных желаний и мнений или кого-либо еще, если это противоположно желанию хозяина. Раб является рабом каждое мгновение и в любых обстоятельствах. Он не имеет права выбирать - подчиняться только одним приказам и ослушиваться других или заявлять, что он будет рабом только, когда это ему удобно, а в остальное время игнорировать свои обязанности.

Третья обязанность раба - в почитании и обожании своего хозяина. Для выражения своего почитания он должен следовать образу жизни, указанному им. Если он постоянен и тверд в своей преданности и послушании, то должен приходить на зов хозяина в любое время.

Все эти качества вместе составляют Ибада: первое -лояльность к своему хозяину, второе - подчинение ему и третье - почитание и обожание.

Когда Аллах говорит - "Я создал джинов и человечество только для того, чтобы они служили Мне," - то Он требует, чтобы мы были, в первую очередь, лояльными только Ему одному и никому другому. Мы должны следовать только Его заповедям и никого другого. Мы должны чествовать и поклоняться только Ему, преклоняясь и простираясь перед Ним. Везде в Коране слово Ибада используется именно в этом смысле. В этом также суть учения нашего Пророка и всех остальных пророков, посланных Господом до него, благословения ему и покой. Каждый приходил с одинаковым посланием: "Поклоняйтесь и служите никому, кроме Него" (Юсуф, 12:40), и что есть только один Властитель, кому вы должны быть преданны, и этот Властитель есть Аллах. Есть один закон, которому вы должны подчиняться, и это есть закон Аллаха. Есть одно Существо, которому вы должны поклоняться, и это есть Аллах.

Непонимание Ибадат

Посмотрите теперь на такие ситуации.

Что бы вы сказали, если бы слуга, вместо исполнения своих обязанностей, просто стоит перед хозяином и напевает его имя? Его хозяин приказывает ему идти и испелнять свои обязательства по отношению к другим людям, а он стоит, где стоял. Опять и опять он кланяется своему хозяину, отдает ему честь и продолжает стоять, сложа руки. Его хозяин говорит ему идти и сражаться со злом, чтобы уничтожить его, а он не сдвигается ни на шаг. Вместо этого, он простирается перед ним. Его хозяин приказывает ему отрубить руку вору, а он, продолжая стоять, повторяет раз за разом очень мелодичным голосом: "Отрубить руку вору, отрубить руку вору..." - даже не пытаясь сделать что-то.

Разве этот человек действительно служит своему хозяину? Какой бы вы вынесли вердикт, если бы вы имели слуг и один из них вел бы себя подобным образом? Тем не менее, как часто вы считаете преданными поклонниками тех, так называемых, слуг Господа, которые ведут себя точно также! Например, человек, который читает Священные наставления Корана с рассвета до заката, но никогда не пошевелится исполнить их в жизни, напевая вместо этого на тысяче четок имя Бога, безостановочно молясь и повторяя Коран красивым голосом? Когда вы все это видите, вы восклицаете: "Какой преданный человек!" Но вы заблуждаетесь, потому что не понимаете истинный смысл Ибада.

А вот другой слуга. Он занят день и ночь исполнением указов не хозяина, а других людей. При этом он постоянно противостоит приказам своего настоящего хозяина и пытается скрыть это постоянным присутствием на назначенных аудиенциях и при любом поводе восхваляя его. Если у вас был бы такой слуга, что бы вы с ним сделали? Разве вы бы не швырнули его приветствия обратно в его лицо? Если бы он назвал вас Хозяином или Господином, разве вы бы не ответили: "Ты неисправимый лжец и мошенник, ты получаешь зарплату у меня, а работаешь на других, Ты делаешь вид, что я твой хозяин, а на самом деле ты служишь кому угодно, только не мне." Это все так просто, что каждый легко поймет.

Но как удивительно, что вы восхищаетесь Молитвами, Постами, напеваниями по четкам, повторением Корана, Паломничеством и Благотворительностью тех людей, которые на самом деле день и ночь нарушают или игнорируют законы Бога или следуют приказам неверующих! Тут вы опять заблуждаетесь, потому что не знаете истинного смысла Ибада.

Теперь посмотрите на другого слугу. Его форма прекрасно сшита и всегда с иголочки, как этого желает его хозяин. Он выказывает в присутствии хозяина полную покорность и уважение. Когда бы ему ни давали приказов, он склоняет голову и отвечает: "Рад стараться". В общем, преданнее не бывает. Он всегда первый, когда хвалят его хозяина. Но, в то же время, этот человек служит бунтовщикам и врагам своего хозяина, участвует в заговоре, который они плетут против него, и помогает им очернить имя своего хозяина. В темноте ночи он грабит дом хозяина, а утром предстает перед ним с руками по швам, как самый преданный слуга.

Что вы скажете о таком слуге? Очевидно, что вы ответите - он демагог, бунтовщик и ослушник. Но как вы называете таких, так называемых, слуг Бога? Вы называете их Шейхами, Мавлана, Пир и так далее. Вы считаете их божественными людьми. Это потому, что вы попали в ловушку длинных бород, одежд выше лодыжек, отметин от прострации, длинных периодов молитв и больших четок. Опять, вы ошиблись из-за того, что не ухватили смысл Ибада и религиозности.

Вы слишком часто думаете, что просто стоять перед Кибла со сложенными руками, склоняться с руками на коленях, простираться лицом на земле и произносить ритуальные слова - и есть Ибада. Вы думаете, что просто голод и жажда с утра до вечера каждого дня, начиная с первого Рамадана до появления луны Шавваль, и есть Ибада. Вы думаете, что простое повторение частей Сур Корана и есть Ибада. Вы думаете, что посещение Мекки и обход Кааба и есть Ибада. Короче говоря, вы думаете, что Ибада состоит из совершения определенных внешних церемоний и ритуалов, и когда вы видите, как кто-то совершает их, то думаете, что этого достаточно для исполнения долга, и они являются истинными поклонниками - Ибада Господа, и они исполняют смысл Суры "Я создал джиннов и человечество только для служения и поклонения Мне".

Ибадат служба на всю жизнь

Но, в действительности, Ибада, для которой Бог создал вас и которую наказал вам, есть нечто совершенно отличное. А именно: вы должны на каждом шаге вашей жизни следовать законам Бога и отвергать все другие законы, которые противоречат Его законам. Все, что вы делаете, должно соответствовать руководству, данному Богом. Только тогда вы обратите свою жизнь в поклонение.

В такой жизни все является Ибада - спите вы или нет, едите или пьете, работаете или отдыхаете, говорите или молчите - все становится актом поклонения. Так что, даже когда вы целуете своих жен и детей, вы служите Богу. Все эти действия, которые вы обычно считаете мирскими и светскими, становятся религиозными, если только при их совершении вы соблюдаете рамки, указанные Богом, и постоянно осознаете, что одобряется Богом (Халаль), а что запрещается (Харам), что есть долг, а чего надо избегать, что радует Бога, а что - нет.

Например, в течение жизни вам могут представиться возможности заработать запрещенным способом легкие деньги. Если Вы воздержитесь от искушения и, подчиняясь Богу, ограничите себя зарабатыванием денег только одобряемыми способами, то тогда даже ваша работа становится поклонением. За это вы заслуживаете награду. А заработок, который вы приносите домой себе, своим женам, детям и другим иждивенцам, будет благословлен Аллахом. На самом деле, что бы вы ни делали и сколько бы времени ни тратили, исполняя Его волю и радуя Его, вы тем самым поклоняетесь Ему. Когда вы убираете с дороги камень или какое-то другое препятствие, которое может повредить людям, когда вы ухаживаете за больным человеком, ведете слепого или помогаете отчаявшемуся, когда вы избегаете лжи или сплетничаете о людях, делая саркастические замечания и ругая их, или наоборот, когда воздерживаетесь от этого и говорите о людях честно и справедливо - все это и есть поклонение.

Таким образом, настоящее поклонение Богу состоит в следовании пути, указанному Им, и в ведении жизни согласно Его заповедям от самого детства до смерти. Какого-то отдельного времени для поклонения быть не может. Оно должно совершаться все время. Не имеет оно также какой-то особой формы. Во всем, что вы говорите или делаете, вы должны служить Богу. Ведь вы не можете сказать: "Я слуга Господа в такое-то время, а в другое время - нет," - то есть, что такое-то время отведено службе Богу, а оставшееся - нет. Если вы действительно почитаете и обожаете, любите и боитесь Бога, то все ваши поступки должны мотивироваться этими чувствами и все они будут составлять ваше поклонение.

Братья! Вы можете спросить: "В чем же тогда значение обязательных ритуалов, вроде Молитвы (Сала), Благотворительности (Зака), Поста (Савм), Паломничества (Хадж) и так далее?"

Эти акты поклонения, завещанные нам Аллахом, готовят нас к самому главному ритуалу - Ибада, который мы должны совершить за всю нашу жизнь. Они есть средства, которые делают нашу жизнь жизнью поклонения. Молитвы пять раз в день напоминают вам, что вы рабы Аллаха и должны служить только Ему. Посты готовят вас в течение целого месяца в году именно для этой службы. Милостыни постоянно напоминают вам истину о том, что деньги, заработанные вами, есть дар Господа. Не тратьте их просто на удовольствия или только на материальные нужды. Вы должны воздать должное своему Хозяину. Паломничество оставляет в ваших сердцах такую любовь и осознание величия Бога, что раз пустив корни, эти чувства остаются с вами на всю жизнь.

Если, совершая все эти акты поклонения, вы ухватываете их внутреннюю суть и превращаете всю свою жизнь в один непрестанный акт поклонения, то тогда, несомненно, ваша Молитва является настоящей молитвой, ваш Пост - настоящим постом, ваша Милостыня - настоящей благотворительностью и ваше Паломничество - настоящим паломничеством. Но если нет, то просто поклоны, коленопреклонения и прострации (руку и суджуд), голод и жажда днем, формальное прохождение Паломничества и отдача денег на Милостыню, ничего не даст. Эти ритуалы поклонения подобны человеческому телу. Оно живет, пока в нем движется и действует душа. Но без души оно не более, чем труп. У трупа есть руки и ноги, глаза и нос, но вы хороните его в земле, потому что он лишен души. Также и акты поклонения, если они лишены смысла, если не придают любовь и богобоязнь, лояльность и подчинение Богу, являются никчемными.

Мы попытаемся найти, как каждый из ритуалов готовит нас к жизни, целиком посвященной поклонению, как сильно и удивительно каждый из них может изменить наши жизни, если мы совершаем их с полным пониманием их значения и цели.

ЧАСТЬ 3

САЛЯТ

13. ЗНАЧЕНИЕ И БЛАГОДАТЬ МОЛИТВЫ

Братья по Исламу! Основным и самим важным актом поклонения из тех, которым нас учит Аллах, есть Сала или Молитва. Она готовит нас к поклонению Ему на протяжении всей жизни, для цели, ради которой Он создал нас.

Посмотрим внимательно, в чем же ее важность, истинный смысл и значение.

Напоминание о Боге

Молитва есть акт поклонения. Поэтому, сперва мы должны вспомнить, что означает поклонение.

Поклонение означает почитание, службу и подчинение Богу всей нашей жизни. Будучи слугой Бога, мы не можем бросить служить Ему ни на .мгновение и ни при каких обстоятельствах, и при этом оставаться Его слугой, как это Он хотел от нас, когда создавал вас. Как вы не можете сказать, что вы есть создание Божье только в определенное время, так вы не можете сказать, что будете тратить только определенное время на поклонение Богу, а остальное время будете тратить, как вам угодно. Вы рождены для поклонения Ему. Вся ваша жизнь должна быть потрачена в Ибада, нельзя забывать об этом ни на мгновение.

Именно по этой причине поклонение не требует бросить все повседневные дела и сидеть в углу, напевая имя Господа. Поклонение означает, что все, что вы делаете на земле, должно быть в согласии с руководством Бога. Когда вы спите, едите, пьете или работаете, по сути, что бы вы ни делали - вы поклоняетесь Аллаху, если делаете это как подобает.

Когда вы дома с женами и детьми, братьями, сестрами и родственниками, то ведите себя в точности так, как положено Богом. Когда вы говорите с друзьями и развлекаетесь, всегда помните, что вы слуга Господа. Когда вы идете на работу и ведете дела с другими людьми, помните заповеди Аллаха о том, какое поведение подобает и законно, а какое - нет.

Когда в темноте ночи вы чувствуете, что можете согрешить и никто в мире не увидит этого, то вам пришло время вспомнить, что Бог видит вас, и что Его, а не людей, надо бояться. Если вы оказываетесь там, где можете совершить преступление без боязни полиции или свидетелей, то вам опять время вспомнить, что Бог все видит, и надо воздержаться от любой преходящей выгоды, если это огорчит Его. А когда правда и честность приносят вам убытки или ставят вас в невыгодные ситуации, то принимайте это с легким сердцем, зная, что вы радуете Аллаха своим подчинением, и что ваши приобретения от Него будут намного большими, чем любые временные земные потери.

Таким образом, уход из мира и затворничество в уединенном месте с четками в руках, не является подлинным поклонением. Поклонение должно быть связано с повседневными делами и их соответствии пути Господа. Что означает помнить Бога (зикр)? Оно не просто означает постоянное напевание "Аллах, Аллах!" Подлинно помнить Бога означает вспоминать имя и волю Аллаха, когда вы заняты повседневными делами. Быть занятым и отвлекаясь от Бога, но, тем не менее, не забывая Его, на самом деле означает помнить Его. В этой жизни, где есть множество возможностей не подчиняться Богу и где снуют искушения огромных выгод, вы должны без запинок помнить о Боге и твердо продолжать следовать Его законам. В этом и состоит истинное поминание Бога. Помнить - именно это говорит Коран:

Наши рекомендации