Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познаётся по плоду

Поскольку иудеи не могли признавать чудес злыми делами, а совершавшего их Христа хулили, приписывая Ему бесовские свойства, то Он говорит: или и Меня признавайте добрым деревом, и чудеса Мои будут добрый плод; или если вы признаете Меня гнилым деревом, то и чудеса Мои, очевидно, будут плод худой. Но о чудесах, или плодах Моих, вы говорите, что они добры; следовательно, и Я – доброе древо, потому что как древо узнается по плодам, так и Я могу быть узнан из чудес Моих.

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?

Вот, говорит, вы, будучи злыми древами, приносите и плод злой, когда злословите Меня; так и Я, если бы был зол, приносил бы и худой плод, а не такие чудеса. Называет их порождением ехидниным. Так как они хвалились Авраамом, то он дает им знать, что они не Авраама потомки, а предков дурных, каковы и сами они.

Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

Когда видишь, что кто-либо срамословит или празднословит, то знай, что в сердце у него еще не то, что говорит, но гораздо более того, потому что наружу изливается только избыток, то есть тот, скрывая многое внутри себя, открывает только малую часть скрываемого. Подобно сему и тот, кто говорит доброе, в сердце носит гораздо больше добра. Мудрствование о всякой добродетели во славу Божию о Христе есть сокровище благое, а мудрствование на зло, осужденное Богом, есть сокровище лукавое. От сих-то сокровищ и выносит всякий, по слову Христову, добро или зло – словами ли то или делами.

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

Всякое слово, не служащее к действительной христианской пользе, есть праздное слово, и поэтому пагубно. Хотя оно кажется и хорошим, но не служит к утверждению веры и к спасению или произносится не с доброю целью, не останется без осуждения, потому что не служит к пользе и оскорбляет Святого Духа Божия. Об этом учил и апостол, говоря: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4, 29). Но слово истинно доброе способствует утверждению веры, дает благодать слушающим и не оскорбляет Святого Божия Духа, хуже чего ничто не может быть. Здесь и нас Он устрашает, то есть что и мы дадим ответ за каждое праздное слово, как-то за слово ложное, срамное или неблагопристойное и насмешливое. Потом, чтобы не подумали, что Он говорит нечто Свое, приводит свидетельство из Писания: «от словес», говорит, «своих оправдишися, и от словес своих осудишися».

Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

Евангелист как бы с удивлением присовокупил «тогда», ибо когда надлежало покориться вследствие бывших чудес, тогда они просят знамения. Хотят видеть знамение с неба, как говорит другой евангелист, поскольку им думалось, что земные знамения производит Он силою диавольскою. Что же Спаситель?

Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, – и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

Называет их лукавым родом, как льстецов и неблагонамеренных людей – прелюбодейным, поскольку они отступили от Бога и прилепились к демонам. Знамением называет Свое воскресение, как событие чрезвычайное, так как Он, нисшедши в сердце земли, то есть в преисподнейшее место, или, что то же, во ад, в третий день воскрес. Под тремя днями и ночами разумей неполные дни и ночи. Он умер в пятницу – вот был первый день; субботу оставался мертв – вот другой день; ночь на воскресенье застала Его тоже мертвым. Так насчитываются трое суток неполные, как и мы часто имеем обычай считать время.

Наши рекомендации