Но вы не так познали Христа (4:20)

Перечислив все грехи, языческого мира и эгоистическую, разнузданную, бессмысленную нечистоту, которая происходит по причине духовной тьмы и невежества и ведет опять же к ним, Павел провозглашает верующим, впадшим в подобное низменное состояние, говоря: "Но вы не так познали Христа". Это - не путь Христа и Его царствия, и Его семьи Божьих детей. "Вы не должны иметь с подобными делами ничего общего, - утверждает он, - и не участвовать в них, и не сообщаться с ними".

Вы не так познали Христа - имеет прямое отношение к спасению. Познать Христа - значит получить спасение. Глагол mantham может употребляться в отношении процесса познания истины (см. Рим. 16:17; Фил. 4:9), он также может означать "придти к познанию" (Уолтер Бацер "Греческо-английский словарь Нового Завета". Переведенный и отредактированный У. И. Арндтом и Ф. Ц. Гингрихом 5-ое изд. (Чикаго; Чикагский университет 1958, стр. 490), как одновременный акт, особенно когда этот глагол употребляется в форме глагола аорист, действительного залога, изъявительного наклонения, что и имеет место в данном случае. Аорист также используется в Иоанна 6:45, где Иисус вел беседу с теми, кто "научился от Отца", что является ссылкой на спасительный акт веры под действием Ветхого Завета, который приводил их теперь к Нему.

В Матфея 11:29 высказано одно из самых чудесных приглашений ко спасению: "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня". В данном примере употребление глагола manthano во времени аорист также указывает на однократный, неповторяющийся акт.

Как контекст, так и употребление времени аорист глагола "учиться" в данных отрывках, приводит к заключению, что это научение относится к моменту спасительной веры.

"Дружба с миром есть вражда против Бога" (Иак. 4:4) и тот человек, кто исповедует Христа, но не старается порвать со своими мирскими и греховными привычками, переживает период сомнений по поводу своего спасения. "Кто говорит: "Я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины" и "кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1 Иоан. 2:4, 15).

Божьи пути и пути этого мира различны и несовместимы. Сама мысль, высказываемая людьми, которые притязают на право считать себя евангельскими христианами, и гласящая, что христианин не должен ничего оставлять или изменять, приходя ко Христу, ничто иное, как сатанинское учение. Это утверждение под видом возвышения Божьей благодати и защиты Евангелия от дел праведности, не приведет ни к чему доброму, кроме как к попустительству идти с уверенностью широким путем, который как говорил Иисус, ведет к гибели (Матф. 7:13).

С человеческой стороны спасение начинается с покаяния, с перемены мышления и действий в отношении греха, себя самого и Бога. Иоанн Креститель (Матф. 3:2), Иисус (Матф. 4:17) и апостолы (Деян. 2:38; 3:19; 5:31; 20:21; 26:20) начали свое служение с проповеди покаяния. Главная цель принятия Христа состоит в "спасении от рода сего развращенного" (Деян. 2:40) и никто, не оставив греха и не принеся покаяния, не получает спасения. Покаяние нас не спасает, но Бог не может нас спасти от греха, который мы не хотим оставить. Цепляться за свой грех - значит отвергнуть Бога, презреть Его благодать и свести на нет веру. Ни один христианин полностью не освобождается от присутствия греха в этой жизни, но во Христе он имеет возможность освободиться от тяготения ко греху. Он спотыкается и падает в своей жизни много раз, но путь всей его жизни направлен в сторону, противоположную от греха.

Первое, чему христианин должен научиться в своем хождении - это не доверять своему мышлению и своим путям. А "живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего" (2 Кор. 5:15). Христианин имеет ум Христов (1 Кор. 2:16) и может положиться только на разум Христа. Послушным и верным христианином является тот человек, за кого думает, действует, любит, чувствует, служит и живет Христос во всем. Он вместе с Павлом говорит: "Я сораспялся Христу, И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал. 2:19-20).

Имея разум Христа, мы должны иметь "те же чувствования, какие и во Христе Иисусе", Который "смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Фил, 2:5, 8). Хотя Христос был един со Своим Отцом, находясь на земле, Он не поступал ни в чем вопреки воле Своего Отца (Матф. 26:39, 42; Иоанна 4:34; 5:30; 6:38 и т. д.). Если Вечный Господь во всем, что бы Он ни делал, стремился постичь волю Своего Небесного Отца, насколько больше должны это делать мы? Наша христианская жизнь должна отличаться тем, что мы мыслим, поступаем, любим как Христос, и во всем стараемся быть подобными Ему, чтобы "бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним" (1 Фес. 5:10).

У Бога имеется план, предназначенный для всей вселенной, и Христос, действуя в нас, через нас способствует реализации этого плана в определенном отношении. Христоцентричная жизнь - это самая целенаправленная и исполненная глубокого смысла жизнь, которую себе только можно представить. Это - часть Божественного плана и Его труда!

Познание Божьей истины

Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе (4:21)

Христианин уже не невежда в отношении Божьей истины. Напротив, он услышал о Христе и в Нем научился. Оба данные глаголы стоят во времени аорист, что еще раз указывает на единственный акт, имевший место в прошлом, и в данном контексте относится ко времени, когда читатели научились и пришли к вере в Евангелие - здесь называется истиной... в Иисусе. Эти термины описывают момент спасения-обращения. Когда человек принимает Христа как Спасителя и Господа, он вступает в Божью истину.

Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились (ср. Матф. 17:5). Эти слова не могли иметь отношение к слышанию физического голоса Христа здесь на земле, потому что невероятно, чтобы это могло быть так, применительно ко всем верующим в Малой Азии, кому адресовал Павел свое послание. Это был духовный призыв Иисуса к спасению (ср. Иоан. 8:47; 10:27; Деян. 3:22-23; Евр. 3:7-8). Многие ссылки из Нового Завета говорят об этом слышании и научении, как Божьем призыве (см. напр. Деян. 2:39). En autoi в Нем означает в союзе со Христом и далее подчеркивает тот факт, что при обращении мы получаем истину, воплощенную во Христе, потому что мы пребываем в Нем.

Жизнь без Христа ведет к цинизму по отношению к истине. Нечестивый человек может задать вместе с Пилатом риторический вопрос: "Что есть истина?" (Иоан. 18:38), не ожидая удовлетворительного ответа. Христианин же может сказать: "Истина Христова во мне" (2 Кор. 11:10) и еще: "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе" (1 Иоан. 5:20).

Таким образом, истина во Иисусе прежде всего состоит в истине относительно спасения. Эта мысль параллельна высказыванию 1:13, где Павел говорит о том, что слышание истины и пребывание в Иисусе аналогично обращению: "В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом". Истина во Иисусе ведет к полноте истины о Боге, человеке, творении, истории, грехе, праведности, благодати, вере, спасении, жизни, смерти, цели, смысле, взаимоотношениях, к истине о небе, аде, суде, вечности и обо всем, что имеет отношение к вечным последствиям.

Иоанн, суммируя эту взаимосвязь с истиной, писал: "знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" (1 Иоан. 5:20).

Наши рекомендации